Конспект занятия "21 февраля - Международный день родного языка" январь 2025 год
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»
«21 февраля - Международный день родного языка»
в подготовительной группе
Подготовила:
Фабричнова Анна Викторовна
Воспитатель
ОП«Детский сад «Светлячок»
комбинированного вида
89879958429
Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»
Задачи:
Образовательная:
- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
- формировать у детей навыки слушательской культуры;
Развивающая:
- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.
Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, любви к своей республике, эмоциональной отзывчивости на красоту народного творчества, уважение к родному языку, а также к другим языкам.
Участники: дети подготовительной группы в мордовских и русских национальных костюмах.
Предварительная работа: беседы о Родине, о Мордовии; о мокшанском языке; заучивание слов, стихов, частушек на мокшанском языке; рассматривание презентаций «Моя Мордовия», посещение этно студии «Исток», для знакомства с мордовским женским костюмом и украшениями; чтение сказок.
Ход занятия.
(В группе звучит народная мордовская песня «Луганяса келунясь», дети сидят на стульях: слушают)
Воспитатель: - Шумбратада!!! (Здравствуйте)
Дети: - Шумбрат!
Воспитатель: - Ребята, вам понравилась песня, которая прозвучала сейчас? Ответы детей.
Воспитатель: А на каком она языке? Ответы детей.
Молодцы, это мокшанский язык.
Воспитатель: А вы знаете, где разговаривают на таком языке? Правильно, у нас в Мордовии. Он вам уже знаком. Ребята, а вы знаете, что именно сегодня 21 февраля по всей России отмечают международный день родного языка. Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Празднуется с 2000 года. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь. Посмотрите: мы с вами отличаемся друг от друга? (мальчики, девочки; темненькие, светленькие). А еще мы с вами разной национальности. И у каждого свой национальный язык. На каком языке разговаривают жители нашего города Ковылкино? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!
1реб: Мон мокшан, мон отькорь стирян!
И кштима и морама маштан.
Эрь тевть пара мялься тиян
Най инголи аськолян, шаштан!!!
2 реб: Мы дети разных наций
Мы весело живем.
Друг друга очень любим
В обиду не даем!!
Воспитатель: - Дети, а как вы понимаете, что такое родной язык (ответы детей). Мы все с вами разговариваем на русском языке, но у нас в РМ государственным языком является мокшанский.
Давайте добавим к слову Родина прилагательное на мокшанском языке. Например: мазы (красивая), оцю (большая), и т.д. (Ответы детей). (цебярь (хорошая), од (молодая), вии (сильная), кельгома(любимая).
Воспитатель: - Молодцы справились заданием.
Мордовская игра «Селезень и уточки» выполняется под мордовскую народную хороводную мелодию)
Все дети встают в хоровод. Выбирается девочка-водящая, она будет бабушкой. Ей надевают на голову платок, дают в руки палочку-хворостину, которой она будет подгонять «селезня». Дети идут по кругу и поют песню. Девочка, выполняющая роль бабушки, под слова 1 куплета ходит внутри круга в противоположном направлении и выбирает мальчика, который будет селезнем. После выбора она подгоняет его хворостиной в центр круга. На слова 2 куплета в центре круга происходит диалог «бабушки» и «селезня».
1. Пошла бабушка вдоль бережка,
Чтобы отыскать селезня-дружка.
Селезня она нашла
И во двор пригнала,
И во двор пригнала
Селезня-дружка.
2. – Почему же ты селезень один
Ходишь ты один по бережку?
– Я ищу себе уточку-красу
Поиграть ее с собою приглашу.
После слов «Поиграть её с собою приглашу» селезень выбирает девочку, которая будет выполнять роль уточки, указав на нее рукой. Как только избранница узнает о выборе, она должна спрятаться за круг с внешней стороны, а все дети стараются не пускать «селезня» к ней. Если ему где-то удалось пробраться из внутреннего пространства круга во внешнюю его часть, то он начинает догонять девочку-«уточку». Она может перебраться внутрь круга. Дети в круге держатся за руки и могут поднимать их вверх и опускать вниз, тем самым помогая и препятствуя движению игроков. Один кон игры заканчивается, когда «селезень» догнал «уточку», или спустя некоторое время (если догонялки затянулись) «бабушка» поднимает хворостину вверх и дает команду участникам выйти в центр круга.
Воспитатель: Ребята, а загадки вы любите отгадывать?
- Что во рту не проглотить, что может речи говорить. Что может вкус нам подсказать, кто знает, как его назвать (язык).
- Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
- О ней все знают, Любят, уважают, А солдат на посту Берёт, охраняет. Кто она, все знают! (Родина)
- Подрасту, и вслед за братом Тоже стану я солдатом, Буду помогать ему Охранять мою… (страну)
- Дерево- красавица , Белым станом славится Льют по дубу слезоньки Русские…(березоньки)
Воспитатель: А сейчас Серафим, Света, Ксюша и Полина споют частушки на русском и мокшанском языках. (Звучит фонограмма для частушек)
1реб: Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много
Можем растеряться.
2реб: Стирьда лама, стирьда лама,
Цебярьняда кафта
Сятка якайхть, хвалендайхть
Козе шиснон мархта.
3реб: Морак, морак тон баян
Морак сединяста
Тячи инголет кштиян,
Морак мазыняста!
4реб: Кяленьке минь мазы, мазы
Кода цефксонь мороня
Тяда визде корхнемс мокшекс
Велень стирьнят, церанят!!!
Раздается стук в дверь и заходит девочка мордовочка , кружится и демонстрирует свой наряд.
Мордовочка: Шумбратада, шабат! Мон лемозе Алдуня (Меня зовут Алдуня)
Дети: - Шумбрат!
Воспитатель: посмотрите, во что одета Алдуня? (Это мордовский костюм).
Сравните свой наряд с костюмом нашей гостьи. Разыщите различия. Как думаете, почему они отличаются? (шились в разное время, разный материал)
Алдуня: - Я принесла вам картинки с изображением одежды народа. Посмотрите. Вешает на доску картинки:
Панар – белая женская рубаха;
Руця – платок,
Пулай – пояс, его повязывают поверх женского платья,
Налобная повязка вышитая бисером.
Воспитатель: А какие цвета использованы для вышивки? (Красный, синий, черный).
Алду: - У мордовского народа красивые танцы и мелодичные песни. Вставайте в круг, повторяйте за мной.
Физкультминутка «Мордовский танец» под музыку.
Воспитатель: Расскажите, что сегодня отмечает вся страна? Что больше всего вам запомнилось? Чтобы вы хотели повторить?
Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое Международному дню родного языка. Любите родной язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
21 февраля -Международный день родного языка.
Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние. Язык-величайшее богатство народа.Самой большой ценностью, которой должен гор...
Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...
НОД "21 февраля - международный день родного языка"
Выхвать интерес к изученмю родного языка...
21 февраля - Международный день родного языка
21 февраля – Международный день родного языка. У каждого человека есть Родина и свой родной язык. Каждый человек должен знать и хорошо говорить на своём родном языке....
21 февраля Международный день родного языка
Языков так в мире много,Всех нам даже не познать.Очень важно в этой жизниО родном не забывать.И стараться речь родную,Никогда не засорять.21 февраля во всём мире отмечается Международный день родного ...
Познавательно – игровое занятие для старшего дошкольного возраста «21 февраля – Международный день родного языка»
Познавательно – игровое занятиедля старшего дошкольного возраста«21 февраля – Международный день родного языка»Цель: Познакомить детей с календарным праздником «Междунаро...