Конспект занятия "21 февраля - Международный день родного языка" январь 2025 год
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фабричнова Анна Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

 «21 февраля - Международный день родного языка»

в подготовительной группе

Подготовила:

Фабричнова Анна Викторовна

 Воспитатель

ОП«Детский сад «Светлячок»

комбинированного вида

fab.659@mail.ru

89879958429

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»

Задачи: 

Образовательная:

- дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

- формировать у детей навыки слушательской культуры;

Развивающая:

- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Воспитательная:  воспитать чувство патриотизма, любви  к своей  республике, эмоциональной отзывчивости на красоту народного творчества, уважение  к родному языку, а также к другим языкам.

Участники: дети подготовительной группы в мордовских и русских  национальных костюмах.

Предварительная работа: беседы о Родине, о Мордовии; о мокшанском языке; заучивание слов, стихов, частушек на мокшанском языке; рассматривание презентаций «Моя Мордовия», посещение этно студии «Исток», для знакомства с мордовским женским костюмом и украшениями; чтение сказок.

Ход занятия.

(В группе звучит народная мордовская песня «Луганяса келунясь», дети сидят на стульях: слушают)

Воспитатель: - Шумбратада!!!  (Здравствуйте)

Дети: - Шумбрат!

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась песня, которая прозвучала сейчас? Ответы детей.

Воспитатель: А на каком она языке? Ответы детей.

Молодцы,  это мокшанский язык.

Воспитатель: А вы знаете, где разговаривают на таком языке? Правильно,  у нас в Мордовии. Он вам уже знаком.                                                                            Ребята, а вы знаете, что именно сегодня 21 февраля по всей России отмечают международный день родного языка. Он был учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Празднуется с 2000 года. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык.  На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь. Посмотрите: мы с вами отличаемся друг от друга? (мальчики, девочки; темненькие, светленькие). А еще мы с вами разной национальности.  И у каждого свой национальный язык. На каком языке разговаривают жители нашего города Ковылкино? Свой язык, свой народ, свою Родину нужно любить!

1реб: Мон мокшан, мон отькорь стирян!

И кштима и морама маштан.

Эрь тевть пара мялься тиян

Най инголи аськолян, шаштан!!!

2 реб: Мы дети разных наций

Мы весело живем.

Друг друга очень любим

В обиду не даем!!

Воспитатель: -  Дети, а как вы понимаете, что такое родной язык (ответы детей). Мы все с вами разговариваем на русском языке, но у нас  в РМ государственным языком является мокшанский.  

Давайте добавим к слову Родина прилагательное на мокшанском языке. Например: мазы (красивая), оцю (большая),  и т.д. (Ответы детей). (цебярь (хорошая), од (молодая), вии (сильная), кельгома(любимая).

Воспитатель: - Молодцы справились заданием.  

Мордовская  игра «Селезень и уточки» выполняется под мордовскую народную хороводную мелодию)

Все дети встают в хоровод. Выбирается девочка-водящая, она будет бабушкой. Ей надевают на голову платок, дают в руки палочку-хворостину, которой она будет подгонять «селезня». Дети идут по кругу и поют песню. Девочка, выполняющая роль бабушки, под слова 1 куплета ходит внутри круга в противоположном направлении и выбирает мальчика, который будет селезнем. После выбора она подгоняет его хворостиной в центр круга. На слова 2 куплета в центре круга происходит диалог «бабушки» и «селезня».

1. Пошла бабушка вдоль бережка,

Чтобы отыскать селезня-дружка.

Селезня она нашла

И во двор пригнала,

И во двор пригнала

Селезня-дружка.

2. – Почему же ты селезень один

Ходишь ты один по бережку?

– Я ищу себе уточку-красу

Поиграть ее с собою приглашу.

После слов «Поиграть её с собою приглашу» селезень выбирает девочку, которая будет выполнять роль уточки, указав на нее рукой. Как только избранница узнает о выборе, она должна спрятаться за круг с внешней стороны, а все дети стараются не пускать «селезня» к ней. Если ему где-то удалось  пробраться из внутреннего пространства круга во внешнюю его часть, то он начинает догонять девочку-«уточку». Она может перебраться внутрь круга. Дети в круге держатся за руки и могут поднимать их вверх и опускать вниз, тем самым помогая и препятствуя движению игроков. Один кон игры заканчивается, когда «селезень» догнал «уточку», или спустя некоторое время (если догонялки затянулись) «бабушка» поднимает хворостину вверх и дает команду участникам выйти в центр круга.

Воспитатель: Ребята, а загадки вы любите отгадывать?

  1. Что во рту не проглотить, что может речи говорить. Что может вкус нам подсказать, кто знает, как его назвать (язык).
  2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
  3. О ней все знают, Любят, уважают, А солдат на посту Берёт, охраняет. Кто она, все знают! (Родина)
  4. Подрасту, и вслед за братом                                                                                 Тоже стану я солдатом,                                                                                                   Буду помогать ему                                                                                                  Охранять мою… (страну)                                                                                                                
  5. Дерево- красавица ,                                                                                                   Белым станом славится                                                                                            Льют по дубу слезоньки                                                                             Русские…(березоньки)

Воспитатель: А сейчас Серафим, Света, Ксюша и Полина споют частушки на русском и мокшанском языках. (Звучит фонограмма для частушек)

1реб: Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много

Можем растеряться.

2реб: Стирьда лама, стирьда лама,

Цебярьняда кафта

Сятка якайхть, хвалендайхть

Козе шиснон мархта.

3реб: Морак, морак тон баян

Морак сединяста

Тячи инголет кштиян,

Морак мазыняста!

4реб: Кяленьке минь мазы, мазы

Кода цефксонь мороня

Тяда визде корхнемс мокшекс

Велень стирьнят, церанят!!!

Раздается стук в дверь и заходит девочка мордовочка , кружится и демонстрирует свой наряд.

Мордовочка: Шумбратада, шабат! Мон лемозе Алдуня (Меня зовут Алдуня)

Дети: - Шумбрат!

Воспитатель: посмотрите, во что одета Алдуня? (Это мордовский костюм).

Сравните свой наряд с костюмом нашей гостьи. Разыщите различия. Как думаете, почему они отличаются? (шились в разное время, разный материал)

Алдуня: - Я принесла вам картинки с изображением одежды народа. Посмотрите. Вешает на доску картинки:

Панар – белая женская рубаха;

Руця – платок,

Пулай – пояс, его повязывают поверх женского платья,

 Налобная повязка вышитая бисером.

Воспитатель: А  какие цвета использованы для вышивки? (Красный, синий, черный).

Алду: - У мордовского народа красивые танцы и мелодичные песни. Вставайте в круг,  повторяйте за мной.

Физкультминутка «Мордовский танец» под музыку.

Воспитатель: Расскажите, что сегодня отмечает вся страна? Что больше всего вам запомнилось? Чтобы вы хотели повторить?

 Вот и подошло к концу наше занятие, посвящённое  Международному дню родного языка. Любите родной язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

21 февраля -Международный день родного языка.

Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние. Язык-величайшее богатство народа.Самой большой ценностью, которой должен гор...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

НОД "21 февраля - международный день родного языка"

Выхвать интерес к изученмю родного языка...

21 февраля - Международный день родного языка

21 февраля – Международный день родного языка. У каждого человека есть Родина и свой родной язык. Каждый человек должен знать и хорошо говорить на своём родном языке....

21 февраля Международный день родного языка

Языков так в мире много,Всех нам даже не познать.Очень важно в этой жизниО родном не забывать.И стараться речь родную,Никогда не засорять.21 февраля во всём мире отмечается Международный день родного ...

Познавательно – игровое занятие для старшего дошкольного возраста «21 февраля – Международный день родного языка»

Познавательно – игровое занятиедля старшего дошкольного возраста«21 февраля – Международный день родного языка»Цель: Познакомить детей с календарным праздником «Междунаро...