Реализация регионального компонента в младшей группе
материал

Бахарева Татьяна Петровна
Региональный компонент 2024-2025 уч.год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в младшей группе

2024-2025 учебный год

В настоящее время идея нравственно – патриотического

воспитания приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому и природе, малой Родине.

- Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями Нижегородского региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного русского) языка и национальной литературы и является одним из средств социализации дошкольников части программы, формируемой участниками образовательных отношений, в МБДОУ реализуется работа по краеведению по программе «Мой Родной Дом» под редакцией Э.П.Костиной, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семиковой.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО).

Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему дому, району, городу.

Мы живем в рабочем поселке с необыкновенной историей. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героические поступки старшего поколения, а так же за настоящее и будущее нового поколения.

Цель - психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка, его нравственного развития и эмоциональной чувствительности, отзывчивости, творческого потенциала через приобщение к культуре Нижегородского края .

Задачи:

  1. Развитие личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине;
  2. Приобщение дошкольников к культуре родного края, обычаям русского народа, его духовным ценностям, традициям;
  3. Развитие        детского        творчества        на        основе        национального искусства, музыки, литературы;
  4. Развитие компетентностей ребенка в сфере социально-эмоциональных отношений к себе, к людям, к миру.
  5. Приобщение дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям через широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, народные игры и т.д.)

Знакомить ребенка с его родным домом;

Привить чувство родства с семьей;

8.Заложить основы теплого чувства и привязанности к своей семье.

Дети в течение года знакомятся с:

С народным искусством;

С национальной архитектурой (архитектурой национального жилого деревянного дома,

надворными постройками, предметами быта);

Национальной одеждой (русской одеждой для дома, повседневной одеждой, украшениями);

Национальными праздниками («Праздник семьи»,

«Именины»,«Праздник мамы», «Новый год»);

*Национальным русским бытом, национальными традициями (отмечать праздник  всей  семьей, встречать гостей  радостно, с угощениями, отмечать дни рождения членов семьи), В организованной образовательной деятельности, режимных моментах педагоги дают детям краеведческие сведения о родном поселке Бутурлино, об истории его возникновения, о его достопримечательностях. Они воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. В работе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Введение элементов народной культуры воспитания в содержание Программы позволяет, как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, приобщению его к традиционной и национальной культуре. Программа способствует привитию в детях уважения к законам и обычаям предков, передаваемых из поколения в поколение, изучению семейной родословной, происхождения его фамилии, значение имени. Эффективность и успех воспитания зависят от целенаправленности, планомерности и преемственности педагогического процесса. Детям даются представления о русской избе, колыбельке, знакомы с предметами народного быта: русская печь, коромысло, ведра, корыто, стиральная доска, самовар, чугунок, ухват, кочерга, глиняный горшок.

  • Читаются  загадки, потешки, колыбельные песни, заклички.
  • Знакомятся с  русским народным инструментом – гуслями.
  • Знакомятся с русскими народными сказками «Репка»,

«Снегурушка и лиса», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три медведя»,

Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»,

«Курочка Ряба», «Теремок»,называют персонажей сказки, название сказки.

  • Даются  представления о Рождестве.

В младшем возрасте (3-4года) ребенок не способен встать на место другого человека. Кроме того, считает себя причиной всего происходящего и воспринимает действия объектов по аналогии с собственной жизнью. Детскому восприятию совершенно чужды понятия о «нации», «вере», и даже «любви», но они могут понять,

«добрый», «хороший» или «злой» человек. К этому возрасту, дети понимают речь других, но они еще не способны в полной мере общаться друг с другом, дружить. Знакомя детей с потешками, пословицами, загадками мы тем самым приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. У воспитателя появляется действенное средство воспитания – словесное общение. Например, он может читать и рассказывать сказки, тщательно отбирая их по содержанию. Дошкольники младшего возраста могут слушать сказки не более 5 минут, повествование должно сопровождаться жестами или звуками: дети могут повторять какие-то звуки, подражать движениям, показывать размер предметов.

Сюжет должен быть предельно ясным и простым, развиваться последовательно. В основе работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) лежит русская народная сказка, рассказы нравственного содержания. Подбор сказок и литературных произведений в соответствии с ООП ДОУ отвечает основным возрастным характеристикам. Работа над каждой темой реализуется в совместной образовательной деятельности и режимных моментах.

Совместная деятельность педагогов и детей организуется с учетом интеграции образовательных областей.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Ребенок играет, и его игра – ключ для понимания того, что происходит в этом возрасте в душе ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но произвольного по- ведения ребенка.

Праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, так как являются средством выражения национального характера, яркой формой отдыха взрослых и детей, объединенной совместными действиями, общими переживаниями. На этих праздниках родители – не зрители, а

активные участники: они танцуют, поют, играют вместе с детьми, делают ребенку подарок -сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента в старших группах.

Перспективный план по реализации регионального компонента в старшей (подготовительной) группе д/с на примере Ставропольского края. ...

конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...

Реализация регионального компонента в подготовительной группе

Реализация регионального компонента в подготовительной группе...

Реализация регионального компонента в средней группе "Кэнчээри"

Мы в средней группе "Кэнчээри " создали Якутский уголок. Чтобы дать детям понятия малой родины ,культуры, самобытности. ...

Проект по реализации национально-регионального компонента в младшей группе на тему: «Шайлаарак»

В  проекте  рассматривается  актуальность  духовно-нравственного воспитания через приобщение к народным традициям и обычаям,   воспитания у детей этнокультурной ко...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе

В материале представлено подробное тематическое планирование работы с детьми4-5 лет по патриотическому воспитанию...