Костюмы народов Самары
проект

Кожемякина Ирина Анатольевна

На территории нашего города и области проживает множество людей различной национальности: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, армяне, казахи и другие. Дети взаимодействуют со сверстниками разных национальностей, но ничего не знают об их традициях. Поэтому возникает необходимость сохранения своей традиционной культуры и знакомства  детей с культурой людей других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyumy_narodov_samary.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Изучение костюмов жителей различных национальностей, живущих в Самаре (русские, татары, чуваши, мордовцы)».

                                             Подготовила воспитатель

МБДОУ «Детский сад №379»

                                                                       г.о. Самара

                                                            Кожемякина И.А.

На территории нашего города и области проживает множество людей различной национальности: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, армяне, казахи и другие. Дети взаимодействуют со сверстниками разных национальностей, но ничего не знают об их традициях. Поэтому возникает необходимость сохранения своей традиционной культуры и знакомства  детей с культурой людей других национальностей

Цель проекта: формировать у дошкольников представление о предметах и разнообразии национальной одежды народов Самары (на примере четырех национальностей);

воспитывать уважение к национальной культуре народов проживающих на территории Самары и области;

познакомить с национальными костюмами;

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского;

- привлечь родителей к проектной деятельности;

развивающие:

- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- формировать интерес к культурному наследию народов Самары;

воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к традициям предыдущих поколений;

Объект исследования. Воспитание интереса к национальным костюмам жителей Самары, стремление изучить и понять национальные традиции.

Предмет исследования. Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с национальными костюмами.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток.

Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные, игровые ситуации, фольклорные праздники, виртуальные экскурсии, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

1. Демонстрационный и дидактический материал.

2. Методическая литература.

3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.

4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям»«Народный костюм».

5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.

В ходе проекта планируется создание коллекции кукол в национальных костюмах своими руками. В дальнейшем проект планируется продлить для изучения костюмов других национальностей.

Информация к презентации

Русские

Самым многочисленным народом в области являются русские. Они преобладают как в самой Самаре, так и в большинстве районов Самарской области.

Главным элементом северорусского женского костюмного комплекса являлся сарафан в сочетании с рубахой, головным убором на жесткой основе типа кокошника и душегреей – короткой нагрудной одежды.

Южнорусский женский костюм также состоял из длинной холщовой рубахи; кроме того, он включал в себя поневу, тканый пояс, передник – запон и кичкообразный головной убор. Понева являлась набедренной одеждой, надеваемой поверх рубахи. Она шилась из одного или трех полотнищ шерстяной домотканины. Надевание поневы приурочивалось к свадьбе, а иногда ко дню совершеннолетия девушки. Фартук-запон шили из холста, а позднее из ситца, в более зажиточных семьях его производили из шелка разнообразных расцветок. Запон мог подвязываться под мышками или на талии.

В прошлом типичной одеждой женщин была «парочка», состоявшая из юбки и кофты. Замужние женщины носили на голове волосники, среди праздничных уборов был распространен кокошник. Использовались также различные платки и шали. Верхняя женская одежда повсеместно состояла из курток, шуб, тулупов, чапанов.

Широко использовались в традиционном русском женском костюме различные украшения: ушные, шейные, для рук, для одежды.

Комплект традиционного мужского крестьянского костюма был однообразен и не изменялся. Основными элементами мужской одежды являлись рубашка из холста и штаны из домотканины. Встречались шаровары – более широкие брюки, которые надевали обычно под заправку в сапоги. На голову надевали фуражку или картуз, а зимой – шапку – ушанку. В комплект зимней одежды входил тулуп, шуба или полушубок, шарф, рукавицы.

Традиционной будничной мужской и женской обувью служили лыковые лапти. В холодное время их надевали на онучи – длинные узкие полосы толстой ткани из шерсти или конопли. В праздничные дни носили кожаные или хромовые сапоги. Зимой использовали валенки и бахилы – сапоги из выделанной овечьей шкуры.

Татары

Традиционный костюмный комплекс (мужской и женский) состоял из рубахи, штанов с широким шагом, приталенного бархатного камзола, бишмета. Женская рубаха украшалась воланами, нагрудная часть дугообразно аппликацией или специальным нагрудником – изу. Поверх камзола мужчины надевали просторный халат с шалевым воротником, а зимой шубы и тулупы. Головной убор мужчин – вышитая тюбетейка с плоским верхом, поверх которой в холодное время носили меховую или стеганую шапку. Женские головные уборы отличались своеобразием у разных групп татар. Шитая жемчугом, золотошвейной гладью маленькая шапочка калфак получила распространение у многих групп татар; бытовали также полотенцеобразные тастары, у казанских татар – вышитые тамбуром покрывала эрпэк. Девичий головной убор такья представлял собой шапочку с полужестким околышем и мягким плоским верхом. Ее шили из синего, зеленого, бордового бархата и украшали вышивкой, бисером, монетами.

Чуваши.

Чуваши – третий основной народ Самарской области чуваши (84 105 человек, 2,7 % от общей численности населения). Они проживают в самой Самаре и в других городах, кроме того, в области есть немало сельских чувашских населенных пунктов.

Особый интерес представляет традиционная женская одежда чувашей. Она состояла из рубахи белого цвета (белый цвет считался священным), передника, различных украшений: шейных, нагрудных, наспинных, поясных подвесок. Украшения изготовлялись из монет, бисера, кораллов,раковин каури с применением тесьмы и кумача. Девушки носили шапочку (тухья) с остроконечным верхом или без него, расшитую бисером, бусинками и серебряными монетами. Женский головной убор хушпу имел отличия у разных групп чувашей. Например, заволжские хушпу имеют шлемообразную форму и сочетают в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы, пришитые рядами. Остов связан из грубой шерстяной нити или сшит из холста, верх открыт, а к нему пришита цилиндрическая верхушка. Хушпу имеет хвост, украшенный монетами и бисером.

Мужчины носили рубаху и штаны, верхняя одежда состояла из холщового кафтана, поддевки из сукна, а зимняя – из шубы из овчины. Традиционной обувью служили лыковые лапти и кожаные сапоги.

Мордва

Мордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области (65 447 человек, 2,1 % от общей численности населения). Мордовский этнос состоит из двух основных этнических групп – эрзя и мокша, имеющих свой язык (эрзянский и мокшанский).

Основной частью национального мордовского мужского костюма является рубаха – панар. Большим разнообразием отличалась женская мордовская одежда. Ее основу также составляла рубаха панар. В комплект женского костюма входила также верхняя одежда – холщовый и суконный халаты. В традиционном мокшанском женском костюме присутствуют также штаны с широким шагом. Обязательной частью женского костюмного комплекса являлся пояс. Значительные расхождения наблюдаются в мокшанских и эрзянских головных уборах.

Старинным эрзянским женским головным убором является чепец («сорока») с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, вышитый красно – коричневыми и черными нитями, украшался позументами, рядами блесток, бисера, цепочек.

Мокшанские головные уборы представляли собой сложное сооружение из собственно убора, закрывавшего голову, налобной повязки и наушников. Головной убор «панга» шился в форме прямоугольного мешка с продолговатой затыльной лопастью и украшался вышивкой, нашивками из лент, кружев и блесток. Чепец под названием «златой» шили из холста, украшали красным шелком и золотым шитьем. К его боковым крыльям пришивались квадратные твердые щитки, покрытые кумачом и украшенные шелковыми лентами. Мокшанские головные уборы по своей форме часто напоминали рога.

Среди поясных украшений, которые носили мокшанки, можно выделить длинные парные подвески: металлический каркас в виде нескольких рядов медной проволоки, скрепленных поперечными стержнями, на которые нанизывалась раковины каури. На конце подвески находилась, как правило, бахрома.
Традиционной мужской и женской обувью являлись лапти особого мордовского типа косого плетения. Такие лапти плелись из 5 – 7 лычек и имели спереди на головке треугольники из перевернутого лыка. С лаптями на ноги обычно накручивали белые портянки из толстого неотбеленного холста, которые сверху обматывались узкими полосами белой ткани. И сейчас среди местной мордвы встречаются люди, умеющие плести традиционные лапти.

Были распространены также сапоги со сборами на голенищах и острыми носками. Традиционной зимней обувью служили валенки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Презентация "Костюмы народов мира"

Презентация знакомит детей с особенностями национальных костюмов народов различных частей света....

Костюмы народов Поволжья

Цель:- исследование особенностей национального костюма;- познакомиться с комплексами одежды народов Саратовской губернии на рубеже ХVІІІ – ХІХ веков....

Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023

Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...

Костюмы народов Самары (презентация)

На территории нашего города и области проживает множество людей различной национальности: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, армяне, казахи и другие. Дети взаимодействуют со сверстниками разны...