"Особенности национального костюма народов Севера"
проект (старшая группа) на тему
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osobennosti_natsionalnogo_kostyuma_narodov_severa.docx | 597.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Особенности национального костюма народов Севера»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор работы: Т.Г.Кулишова
должность: воспитатель
с.п. Нижнесортымский, ХМАО
2014г.
Информационная карта проекта
Название проекта | «Особенности национального костюма народов Севера» |
Авторы | Т.Г.Кулишова- воспитатель |
Вид проекта | Творческий |
Цель проекта | Познакомить детей с историей, видами и особенностью национальной одежды северных народов, со способами её изготовления и украшения |
Задачи проекта | 1.Учить детей видеть характерные черты национального своеобразия в одежде коренных народов Севера. 2. Формировать у детей знания об особенностях национальной одежды народов Севера 3. Способствовать развитию познавательного интереса детей к национальному костюму народов Югры. 4.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру. 5. Воспитывать уважение к культуре и традициям народа Ханты |
Место проведения | Группа |
Сроки проведения | Декабрь 2013 – январь2014 |
Количество участников | 30 детей, воспитатели, родители. |
Возраст детей | |
Форма проведения | НОД, самостоятельная деятельность, совместная деятельность |
Ожидаемый результат | Дети познакомятся с историей, видами и особенностью национальной одежды коренных жителей Югры, со способами её изготовления и украшения. Научатся видеть в одежде народов севера черты своеобразия. У детей возникнет интерес к национальному костюму народов Югры. |
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно не опоздать!
Актуальность
Наш родной край – Югра, на его территории проживают люди разных национальностей. Местный народ имеет свои традиции, свой уклад жизни.
Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка – с семьи, детского сада, улицы на которой он живёт, родном городе, крае, стране.
Воспитание патриотических чувств не должно проходить эпизодически, от случая к случаю, оно требует проведения систематических мероприятий, способствующих привитию детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс:
- согласование проекта с администрацией детского сада.
- утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов.
2. Материально – технический ресурс:
- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания развивающей среды в группе детского сада. Экспонаты коренных жителей Югры предоставили родители воспитанников.
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме;
- сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Провела анкетирование родителей в начале работы над проектом:
- Какую национальную одежду народов Севера знаете?
- Какой орнамент народов Севера знаете?
- Какие национальные праздники коренных жителей знаете?
- Нужно ли изучать и сохранять традиции народов Севера?
Результаты анкетирования: «Какую национальную одежду народов Севера вы знаете?» - 35% опрошенных ответили – «малица». Но, к сожалению 65 % не могли вспомнить, ни одну. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение традиций северных народов.
Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Принципы работы по проекту
Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации проектной работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:
- Принцип наглядности.
- Принцип энциклопедичности.
- Принцип интеграции.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип единства с семьей.
- Принцип доступности.
- Игровая деятельность.
Работа по теме проекта осуществляется по четырём направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами и работа над развитием предметно-развивающей среды.
Модель реализации проекта
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1.Организационно -подготовительный этап | ||
Создание развивающего пространства | 1.Определение цели и задач проекта. 2.Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме. 3. Составление перспективного планирования. | Декабрь |
Перспективный план | ||
Месяц | Мероприятие | Участники |
Декабрь Январь | 1.Анкетирование родителей. 2.Беседы: а) «Дети севера» б) «История создания национального костюма и традиции одежды Хантов и Манси» в) «Орнамент народов Севера» 3. Показ презентаций: «Национальная одежда Хантов и Манси», «Характерные черты традиционного костюма народов Севера» 4.Создание уголка «Моя Югра» 5. Рассматривание альбомов: «Узоры Хантыйского костюма», «Северный орнамент» 6.Рисование узора в полосе «Орнамент севера» 7.Прослушивание этнических музыкальных композиций 8.Аппликация: «Хантыйская малица» 9.Оформление коллективной работы: «Мы жители Югры» 10. Игра-упражнение «Сложи костюм» (составление целого из частей) 11.Разучивание физкультминуток: «Моя тундра», «У оленя дом большой» 12.Рисование по представлению «Хантыйское платье для девочки» 13.Просмотр мультипликационных фильмов «Умка», «В яранге горит огонь» 14.Отгадывание кроссворда «Орнамент» 15.Аппликация «Украшение хантыйской рукавички» 16.Оформление книжки-раскладушки: «Детские работы» 17.Конкурс чтецов. | Воспитатели Родители Воспитатели Дети Воспитатели Муз.руководитель Дети |
2.Основной этап | ||
1.Оформление экспозиции в группе. 2.Анкетирование родителей. 3.Создание уголка национальной культуры: «Моя Югра» 4.Продуктивная деятельность (выполнение коллективных и индивидуальных работ). 5.Изготовление кукол в национальной одежде. 6.Выпуск газеты «Национальный костюм хантов и манси» 7.Оформление альбома «Современность и традиционность национальной одежды народа ханты» 8.Проведение ознакомительных бесед с использованием ИКТ. 9.Разучивание стихов, подвижных игр, физкультминуток, прослушивание песен, танцев народов Севера, просмотр мультфильмов. 10.Консультация для воспитателей: «Национальный колорит прививаем с детства» | Декабрь-январь родители родители, дети родители дети Воспитатели | |
3.Заключительный этап | ||
1.Выставки детских работ, коллективных работ, работ родителей. 2.Создание папки, где собраны все материалы по проекту (занятия, консультации, дидактические игры и др.) 3.Оформление презентации в формате Power Point. 4.Презентация проекта перед педагогами МБДОУ. | Январь | |
Сотрудничество с педагогами | Мероприятия | Январь - февраль |
Сотрудничество с родителями | 1. Проведение анкетирования. 2. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 3. Участие родителей в тематических неделях. 4. Изготовление самодельных книжек с сочиненными сказками: «Сказки Югры», кукол в национальной одежде 5.Выпуск газеты, оформление альбома. | Декабрь – январь |
Работа с детьми | 1. Чтение литературы разных жанров, в которых рассказывается о быте и национальных особенностях коренных жителей Югры. 2. Разучивание подвижных игр народов Севера 3. Проведение интегрированных познавательных занятий 4. Самостоятельная деятельность детей с играми.
| Еженедельно |
Результат работы проекта:
1.Проведённая работа позволила прикоснуться к жизни , культуре народов севера и познакомить детей с особенностью национального костюма обско-угорских народов.
2. Создано развивающее пространство с региональной направленностью.
3. Пробуждение и развитие у детей познавательного интереса к истории и культуре родного края, к национальному костюму коренных жителей Югры. 4.Заинтересованность родителей данной темой, повышение их знаний в этой области; объединение детей и взрослых в общих делах.
5.Изготовление самодельных книжек с сочиненными сказками, выпуск газеты, оформление альбома, изготовление кукол в национальных одеждах.
Литература
Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души» Сборник стихов, сказок, праздников Югры. 2005
Таисия Чучелина «Сказки Югры» «наш современник», Москва 1995
«Ханты-манси, кто мы?» издательство «Стерх» 1993
Мещ В.А.«Здравствуй Югра!» Ханты – Мансийск 2000
«Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009
Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам», Томск 2001
Научно – практический журнал «Управление» № 8 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»
Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....
Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».
Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...
Интерактивная презентация на тему: "Костюмы народа Севера"
Краткая презентация для интерактивной доски с активными кнопками, в которой дети могут выбирать элементы , относящиеся к народу севера....
Фестиваль-смотр национальной культуры народов Севера «Праздник народов Севера»
Дипломы об участии детей...
Изготовление костюмов и презентации к участию в конкурсе "Лучший национальный костюм народов России" 2023
Номинация: «Тематическая коллекция» Описание моделейВ национальном костюме отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы. Эта одежда восхищает красив...
«Традиции ознакомления с национальным костюмом народов северо-западного региона в дошкольном образовании на примере выставки «вокруг сарафана» в музейном пространстве детского сада»
В данной работе рассказывается о создании выставки "Вокруг сарафана" в музейном пространстве детского сада, в которой можно увидеть аутентичные повседневные и праздничные костюмы Архангельск...