Беседа с детьми подготовительной к школе группы "Казачья кухня"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Материал будет полезен воспитателям старших групп по региональному компоненту. Во время беседы дети знакомятся с гостепримтвом казаков,с блюдами казачьей кухни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.
Углубить знания о донской казачьей кухне, разнообразии казачьих блюд.
Формировать гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.
Задачи:
Образовательные: познакомить с убранством казачьей кухни - «стряпки», старинной казачьей посудой.
Развивающие: развивать внимание, память, навыки общения со сверстниками и взрослыми, познавательный интерес к истории своего народа, связную речь; обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями;- развивать связную речь детей.
Воспитательные: формировать интерес к народным обычаям и традициям.
Методы и приемы: создание игровой ситуации, беседа-диалог, показ, объяснение, рассматривание, рассуждение, анализ.
Содержание беседы:
Воспитатель: Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в прошлое и посмотреть на быт казаков.
Закроем глаза и произнесём волшебные слова: вокруг себя повернитесь, в казачьем курене окажись!!
Что за комната? Печь стоит, лавка деревянная, посуда на полке. Как думаете, что за комната?
Дети: Это кухня
Воспитатель: А как вы догадались, что это кухня?
Дети: Потому что печь стоит, а на печи казаки готовили еду.
Воспитатель: Правильно догадались: эта комната, которую мы сейчас называем «кухня», у казаков называлась «стряпка». (Воспитатель показывает картину казачьей кухни)
Как красиво, уютно и тепло здесь! А, почему именно «СТРЯПКА» называли казаки эту комнату?
- Ответы детей.
Воспитатель: Здесь казачка стряпала - готовила еду. А готовую еду называли словом «СТРЯПНЯ».
Ребята, а как называли хозяйку, которая готовила еду?
- Ответы детей.
Воспитатель: Её называли «СТРЯПУХА». А почему её так называли, трудно сказать. Может потому, что она готовила вкусную уху. Если посмотреть (слово можно написать), слово стряпуха состоит из двух слов стряп и уха, а вместе получается стряпуха.
Все казачки умели вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его надо было хорошо накормить
Казачья еда была очень полезной. Казаки любили хорошо и вкусно поесть, да и гостей любили приглашать к столу «гостеприимство для них закон».
«А сейчас, размещайтесь поудобнее, присядьте, приготовьтесь поскорей
мы узнаем поподробней о донской еде людей»
Воспитатель: Самое главное, как вы сказали, что в казачьей хате-это печь
Что же делали в печи, не подскажете ли мне вы?
Дети: Варили, парили, жарили, пекли, грели, «томили»
Воспитатель: Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Стряпуха чтобы поставить чугунок в печь, или достать пирог использовала ухват. Ухват - это палка с надетой на нее металлической рогаткой.
Воспитатель: Традиция хорошо поесть самим и достойно накормить гостей испокон веков живет на Дону. Стол ломился от еды, когда казаков встречали после походов или ждали желанных гостей, мясо, птица, рыба, раки, моченые яблоки, соленья, пироги выставляли перед гостями. Казаки жили по законам дедов и прадедов. Обычно за день казачья семья садилась за стол три раза: завтракать, обедать и ужинать. Старые казаки предпочитают говорить: завтракать, полудневать, вечерять, а то и просто «исть».
Перед тем как сесть за стол, каждый член семьи мыл руки, вытирал их общим для семьи холщовым полотенцем и стоя крестился на икону в переднем углу, произнося при этом в полголоса молитву.
«Старший» в семье, упирая хлебину в грудь, резал ее над столом на ломти. Ломти складывались на общее деревянное или глиняное блюдо, упавшие на стол хлебные крошки резчик тщательно ссыпал на ладонь и отправлял в рот. Щи, лапшу кашу ели из общей чашки деревянными ложками. Мясо, вареники, блины, огурцы, помидоры ели, беря руками из общей посуды, жареное мясо подавали на стол в жаровне или на сковороде.
Всегда на столе у казака присутствовал хлеб. «Хлеб - всему голова», - так считали казаки. Да и как без хлеба? Ни в походе, ни дома без него не проживешь!
Воспитатель: «Пироги на кустах терна не растут»
- Донские казачки из теста пекли пирог с начинкой из мяса, назывался он круглик. Пекли не только круглики, но и пирожки с мясом, с рыбой, с грибами, с тыквой, с ягодами, фруктами, картошкой и луком, с творогом, с яйцами и луком, с яблоками, вишнями, грушами... (Воспитатель показывает фотографию картины). Казачки не ограничивались стряпней пирогов и пирожков, были и блины или, как их тогда называли, блинцы. С чем их только не ели! С молоком, с каймаком, со сметаной, с растительным маслом, с творогом, с медом, с мясом. Пользовались популярностью на Дону и вареники. Обычно их готовили с творогом, с картошкой, с ягодами. Любили казаки полить варенички сметаной или сдобрить луком жареным на растительном масле, а сладкие и медком помазать.
Воспитатель: На Дону всегда водилось много рыбы: белуга, осетр, севрюга, карп, судак, щука, сом... Поэтому любая казачка могла приготовить самые разные рыбные блюда: рыбу жареную на масле, фаршированную кашей, рыбные котлеты... Особенно вкусной была уха, сваренная в котле, на костре. Сначала в кипящую воду бросали картофель, когда он был готов, клали рыбу Затем добавляли томат, лук. (Воспитатель показывает фотографию картины) Уха на казачьем языке называется «ЩЕРБА»
На Дону популярным блюдом был кулеш - простой высокопитательный суп. Пшено, картофель бросали в кипяток и варили до готовности, заправляли поджаренным луком, салом, зеленью и чесноком. Кулеш, пожалуй, одно из немногих блюд, которое готовят в сложных полевых или походных условиях до сих пор.
Воспитатель: На зиму заготавливали моченые яблоки и терен, сушили вишню, яблоки, груши. Из сушеных фруктов готовили взвар, варили начинку для пирогов.
Были у казаков и бахчи, на которых выращивали арбузы. Из спелых арбузов варили «НАРДЕК» – мед.
"Зимой же спали, песни пели,
Деды, хваля минувший век,
Хлебали взвар и с хлебом ели
Арбузный мёд, густой нардек». (Воспитатель показывает фотографию картины)
Воспитатель: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов. Предлагаю вам помочь нашим поварам «Будем мы варить компот» (физминутка)
1. «Будем мы варить компот»
(девочки-руки полочкой, мальчики- руки опущены, выполняют повороты вправо-влево)
2. Фруктов нужно много, вот
(руки перед грудью показ)
3. Яблоки нам надо покрошить
4. Грушу-дичку порубить
5. Слив добавим, сахарок- будет вкусненький компот!
Воспитатель: Почти в каждой казачьей усадьбе водилась живность: коровы, свиньи, козы, овцы, птица. А поэтому всегда на столе у казака стояли мясные блюда. На мясном бульоне делали суп, борщ, лапшу. На второе подавали мясо: вареное, жареное, тушеное, приготовленное с овощами, в том числе и с картофелем. Из мясных блюд популярным были голубцы. Готовили фарш из мяса, солили, перчили, заворачивали в капустные листья. Самые умелые стряпухи - казачки делали мясные рулеты, колбаски, лепили пельмени «ШУРУБОРКИ», начиняли свиные желудки, готовили птицу с кашей внутри, и уж в каждой семьей было соленое сало и топленый жир. (Воспитатель показывает фотографию картины)
Воспитатель: Ни одна казачья семья не обходилась без каши. Каши были самые различные: кукурузные, тыквенные, пшеничные, пшенные. (Воспитатель показывает фотографию картины) Делали кашу и с салом. Особенно были распространены молочные каши.
Воспитатель: А сейчас, ребята, вы приготовите каждый свое блюдо. У каждого из вас в конвертах лежат картинки. Чтобы узнать какое блюдо вы будете готовить, вы должны в правильной последовательности выложить картинки разрезанные на несколько частей. (Практическая деятельность детей).
Воспитатель: Какое блюдо получились у вас? (дети рассказывают) круглик, жареный гусь, запеченная тыква, борщ, донские раки, жареная рыба, шуруборки.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?
Что нового узнали? Какие незнакомые слова вы услышали? Как называется пирог, пельмени, уха?
Воспитатель: Как бы не менялись времена, сегодня, как и много лет назад неизменным остаются донское гостеприимство и добротный стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми подготовительной к школе группы "Разноцветная зима"
Беседа с детьми подготовительной к школе группы какая бывает зима по цвету....

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Феодор Ушаков – великий адмирал»
Рассказ о талантливом флотоводце адмирале Феодоре Ушакове...

Тематическая беседа с детьми подготовительной к школе группы "Великий пост".
Задуматься над своим поведением никогда ни поздно и никогда ни рано....

Беседа с детьми подготовительной к школе группе "Я здоровье берегу"
Воспитание любви к здоровому образу жизни у детей желательно прививать как можно раньше, потому, что привычки, которые мы усвоили с детства, как правило, остаются с нами на всю жизнь....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна
Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...
Беседа с детьми подготовительной к школе группе "День Победы"
Беседа с детьми подготовительной к школе группе "День Победы"...

Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Феодор Ушаков – великий адмирал»
Беседа с детьми подготовительной к школе группы «Феодор Ушаков – великий адмирал»...