Традиции, обычаи и праздники казаков
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Казарян Амаля Бениаминовна

Конспект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

Тема занятия: «Традиции, обычаи, праздники казаков»

Форма: Викторина

Цель: познакомить с традициями, обычаями, праздниками донских казаков, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи:

Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

Образовательные:  сформировать представление о традициях, обычаях, праздниках казаков.

Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность воспитанников

Формирование УУД

I.Организация

1.Приветствие. Проверка готовности к занятию

Слайд №1

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Амаля Бениаминовна. Мы все с вами живем на Донской земле, историческими нашими предками, были казаки, поэтому сегодня я проведу у вас очень интересное и познавательное занятие на тему «Традиции, обычаи, праздники казаков»

Здороваются

К: -активное использование речевых средств

2. Эмоциональный настрой

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют.

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои сохраняют на Руси.

Слушают стихотворение

3. Актуализация знаний, сообщение темы

Любая встреча начинается с приветствия. А вы знаете, как казаки приветствуют друг друга? Здорово дневали, казаки!

Слушают и узнают как приветствуют друг друга казаки

Л: наличие мотивации к творческому труду

4. Постановка цели

Сегодня вы узнаете о жизни Донских казаков. Об их нарядах, традициях, праздниках, песнях. На протяжении всего нашего занятия я буду задавать вам вопросы, за правильные ответы вы будете получать жетоны с казачьим гербом, а в конце вы получите призы. Слушайте внимательно и запоминайте.

Слайд №2

Давайте просмотрим видеоролик про казаков, но будьте внимательны, потому, что после просмотра я буду задавать вопросы.

-Какой город, является центром казачьей культуры? (Ростов - на – Дону)

-Кого воспитывали в мальчиках казаках? (мужчину воина)

Осознают цель

Р: определение общей цели и путей ее достижения

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

1.Название ( Кто такие казаки?)

Слайд №3

«Казаки» - это люди которые жили по берегам реки дон, да и сейчас живут. «Казак»—.это вольный человек, он работал по найму, а также  нёс военную службу на окраинах страны. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах.

-Кто такой казак? ( вольный человек, воин, работал по найму)

-В каком веке зародилось казачество?(в 14)

Узнают кто такой казак

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Название (Дом казака)

Слайд №4

"Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Жили они в куреньях. Курень — казачье жилище, дом, в переводе он  означает круглый. расположение комнат в таком доме шло по кругу.

-Что такое куренье?(казачье жилище, дом)

Узнают как называется дом казака

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Название (Костюм казака и казачки)

Слайд №5

Костюм казачки состоит из юбки и кофты, который называли «парочка». На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок. Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Кофту украшали кружевом и прошивками, например жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.

-Как называют костюм казачки? (Парочка)

Слайд №6

Костюм казака состоит из гимнастёрки, шароваров, гашник (ремня), и фуражки. Гимнастерка – плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнем. Рубахи с вышивкой надевалась под гимнастерку. Обязательная часть мужского костюма –шаровары. Отличительная черта нашивка лампас красного цвета. Головным убором была Фуражка.

-Назовите отличительную черту шароваров?( лампасы красного цвета)

Сморят на презентации, и узнают из чего состоит костюм казачка и казачк

Название (Характер казака)

Слайд №7

Характер казака тоже имеет свои особенности. Казак был благодушным, добрым, щедрым и гостеприимным. Одновременно он был жестоким и беспощадным к врагу. Это можно объяснить характером его жизни и службы. Так как казак был защитником царя и Отечества, то жизнь у него сопровождалась постоянным риском.

Слушают рассказ о характере казака

Название (Воспитание казаков)

Слайд №8

Воинская участь казака сказывалась и на воспитании маленьких казачат. Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

А вы знаете ли какие – нибудь казачьи игры? (лапта, всадники, гори,  гори ясно)

Слайд №9

Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни. Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Однако появление на свет девочки тоже было радостью — тихой, домашней. Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — это крепкая семья и честно заработанный достаток. Хотя жизнь казачки была полна тревог, а трудов и стараний в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. От самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Особенная девичья работа — нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя.

Смотрят на презентацию и узнают о воспитании казаков и казачек

Л: Уважение к своему народу, к своей родине.

Название (Обращение среди казаков)

Слайд №10

У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом.   Приветствовали казаки друг друга, при встрече, при поднятием головного убора и рукопожатием.  Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!» или «Здорово дневали, казаки!». А кто- нибудь знает, как отвечали казаки? А отвечали казаки «Слава Богу!»

Узнают много нового и интересного о том как обращались казаки друг к другу

Название (Казаки и родители, отношение к старшим)

Слайд №11

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Обращение к родителям предусматривало только «Вы» На «вы» обращались ко всем старшим.

-Как обращались к старшим? ( на вы)

Слушают об отношении казаков к старшим

К:Слушать и понимать речь других.

Название (Промыслы)

Слайд №12

На Дону у казаков распространёнными видами занятий было Виноградарство, земледелие и рыболовство.

Виноградарством заниматься на Дону начали в конце XVII века. В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино.

Из-за того, что  пахотные земли казаков были далеко, для того, чтобы заниматься земледелием  казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес. Выращивали гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов.

Рыбу ловили казаки на Нижнем Дону. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на заводах. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики. Жизнь рыболова была нелегкой, поэтому в жизнь людей вошла поговорка «без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Узнают чем занимались казаки на дону

Название (Праздники)

Слайд №13

Помимо работы казаки и казачки устраивали праздники. Самыми любимыми были (Масленица, Рождество, День Ивана Купала)

Масленица у донских казаков: на улицах проводили скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. Главную роль в Масленице играют блины, которые хозяйками пекутся всю неделю. В конце неделе в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костер, и сжигали чучело, с которым, как считалось, сгорали все беды и неприятности. Также в Прощеное воскресенье, все перед походом в церковь просили друг у друга прощение.

Слайд №14

Казаки  - люди православные. И Рождество Христово у них был одним из главных праздников.

К Рождественским праздникам, казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, чья вечная зелень символизировала обновляющую жизнь.

Слайд №15

День Ивана Купалы празднуется  7 июля. Утром в этот день было принято купаться,  собирать травы. Девушки плели венки из цветов. Дома украшали зеленью, разжигали костер и прыгали через костер, сжигали чучела, обливались водой и конечно же гадали.

-Когда празднуется день Ивана Купалы? ( 7 июля)

Слушают о праздниках казаков

Л: Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Викторина

Слайд №16

Ребята, а сейчас я предлагаю   вам викторину. За каждый правильный ответ вы также будете получать жетоны с казачьим гербом, в конце подведем итог и определим победителя по наибольшему количеству набранных значков.

Цель задания

Выявить самых внимательных и сообразительных.

Инструктаж

Отвечать будут только те, кто умеет правильно держать руку и не выкрикивать.

Выслушивают правила викторины

Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

Выполнение задания

  1. Кто такой казак? (вольный человек, воин, работавший по найму)
  2. Как оказывается дом казака? (курень)
  3. Отличительная черта шаровар?(красные лампасы)
  4. Чему приучали с детства казачат? (мальчиков – верховая езда, стрелять, рубить шашкой, рукопашному бою, девочек  – шитью, вязанию, вышиванию, нянченью детей)
  5. Что говорили казаки друг другу при встрече? (Здорово дневали казаки)
  6. Как обращались казаки к старшим? (на «Вы»)
  7. Казачьи праздники наших предков? (масленица, рождество, Иван купала)
  8. Как было принято приветствовать старших?(При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться.)
  9. Какими промыслами занимались казаки? (земледелие, рыболовство, виноградарство)

Активно отвечают на вопросы викторины

К:  Отвечать на вопросы учителя.

Подведения итогов викторины

Молодцы, вы очень внимательные и сообразительные

III.

1.Оценка деятельности детей

Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о казаках, о их костюмах, домах, праздниках и о многом другом, и именно поэтому вы ответили правильно на вопросы викторины

Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

П:2.Подведение итогов,

Ключевая идея.

Ребята давайте сейчас каждый самостоятельно посчитает количество заработанных значков, и определим победителя сегодняшнего занятия.  

Подсчитывают количество значков

П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

4.Напутствие (пожелания)

(Музыка) Мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение  этого огромного материала. Поэтому мы должны не только  бережно хранить эти  традиции, но использовать их в своих семейных традициях, хорошо знать свою историю, праздники и обряды,  гордиться  своими казачьими корнями

Досвидания ребята до новых встреч.

Слушают заключительное слово учителя

Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Традиции и обычаи Кубанских казаков»

Знакомство детей дошкольного возраста  с  историей, культурой, традициями кубанского народа...

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

Ознакомление с окружающим Традиции, обычаи, обряды казаков

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТЕМА:<Традиции, обычаи, обряды казаков, как условия (проживаний) ценностей культуры здоровья, развитие потребностей в формир...

Занятие Традиции обычаи праздника Сагаалган

Программное содержание:Формировать у детей представление о национальной одежде, о его особенностях.Закрепить знания о национальном празднике - Сагалгаан (календарь литэ, приветствие в дни праздника, п...

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы с привлечением родителей «Традиции, обычаи, праздники моего народа»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Формировать представления детей о народах, населяющих планету Земля.Задачи:Познакомить детей с традициями и обычаями...