Традиции, обычаи и праздники казаков
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема занятия: «Традиции, обычаи, праздники казаков»
Форма: Викторина
Цель: познакомить с традициями, обычаями, праздниками донских казаков, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
Образовательные: сформировать представление о традициях, обычаях, праздниках казаков.
Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность воспитанников | Формирование УУД |
I.Организация 1.Приветствие. Проверка готовности к занятию | Слайд №1 Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Амаля Бениаминовна. Мы все с вами живем на Донской земле, историческими нашими предками, были казаки, поэтому сегодня я проведу у вас очень интересное и познавательное занятие на тему «Традиции, обычаи, праздники казаков» | Здороваются | К: -активное использование речевых средств |
2. Эмоциональный настрой | Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество отвагу На своих плечах несет. Честью с детства дорожат Любят холить жеребят, Из лозы корзины вьют, Песни звонкие поют. Память предков охраняют. Веру в Бога почитают, И обычаи свои сохраняют на Руси. | Слушают стихотворение | |
3. Актуализация знаний, сообщение темы | Любая встреча начинается с приветствия. А вы знаете, как казаки приветствуют друг друга? Здорово дневали, казаки! | Слушают и узнают как приветствуют друг друга казаки | Л: наличие мотивации к творческому труду |
4. Постановка цели | Сегодня вы узнаете о жизни Донских казаков. Об их нарядах, традициях, праздниках, песнях. На протяжении всего нашего занятия я буду задавать вам вопросы, за правильные ответы вы будете получать жетоны с казачьим гербом, а в конце вы получите призы. Слушайте внимательно и запоминайте. Слайд №2 Давайте просмотрим видеоролик про казаков, но будьте внимательны, потому, что после просмотра я буду задавать вопросы. -Какой город, является центром казачьей культуры? (Ростов - на – Дону) -Кого воспитывали в мальчиках казаках? (мужчину воина) | Осознают цель | Р: определение общей цели и путей ее достижения П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
1.Название ( Кто такие казаки?) | Слайд №3 «Казаки» - это люди которые жили по берегам реки дон, да и сейчас живут. «Казак»—.это вольный человек, он работал по найму, а также нёс военную службу на окраинах страны. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах. -Кто такой казак? ( вольный человек, воин, работал по найму) -В каком веке зародилось казачество?(в 14) | Узнают кто такой казак | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями |
Название (Дом казака) | Слайд №4 "Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Жили они в куреньях. Курень — казачье жилище, дом, в переводе он означает круглый. расположение комнат в таком доме шло по кругу. -Что такое куренье?(казачье жилище, дом) | Узнают как называется дом казака | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями |
Название (Костюм казака и казачки) | Слайд №5 Костюм казачки состоит из юбки и кофты, который называли «парочка». На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок. Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Кофту украшали кружевом и прошивками, например жемчугом, бисером, лентами и пуговицами. -Как называют костюм казачки? (Парочка) Слайд №6 Костюм казака состоит из гимнастёрки, шароваров, гашник (ремня), и фуражки. Гимнастерка – плотная тканевая удлиненная рубашка, которую носили с ремнем. Рубахи с вышивкой надевалась под гимнастерку. Обязательная часть мужского костюма –шаровары. Отличительная черта нашивка лампас красного цвета. Головным убором была Фуражка. -Назовите отличительную черту шароваров?( лампасы красного цвета) | Сморят на презентации, и узнают из чего состоит костюм казачка и казачк | |
Название (Характер казака) | Слайд №7 Характер казака тоже имеет свои особенности. Казак был благодушным, добрым, щедрым и гостеприимным. Одновременно он был жестоким и беспощадным к врагу. Это можно объяснить характером его жизни и службы. Так как казак был защитником царя и Отечества, то жизнь у него сопровождалась постоянным риском. | Слушают рассказ о характере казака | |
Название (Воспитание казаков) | Слайд №8 Воинская участь казака сказывалась и на воспитании маленьких казачат. Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с раннего детства была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. А вы знаете ли какие – нибудь казачьи игры? (лапта, всадники, гори, гори ясно) Слайд №9 Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни. Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Однако появление на свет девочки тоже было радостью — тихой, домашней. Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — это крепкая семья и честно заработанный достаток. Хотя жизнь казачки была полна тревог, а трудов и стараний в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. От самого рождения девочку воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Особенная девичья работа — нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя. | Смотрят на презентацию и узнают о воспитании казаков и казачек | Л: Уважение к своему народу, к своей родине. |
Название (Обращение среди казаков) | Слайд №10 У казаков жена обращалась к мужу, только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Приветствовали казаки друг друга, при встрече, при поднятием головного убора и рукопожатием. Когда казак подходил к группе других казаков, принято было снимать шапку, кланяться и справляться про здоровье: «Здорово, казаки!» или «Здорово дневали, казаки!». А кто- нибудь знает, как отвечали казаки? А отвечали казаки «Слава Богу!» | Узнают много нового и интересного о том как обращались казаки друг к другу | |
Название (Казаки и родители, отношение к старшим) | Слайд №11 По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. Обращение к родителям предусматривало только «Вы» На «вы» обращались ко всем старшим. -Как обращались к старшим? ( на вы) | Слушают об отношении казаков к старшим | К:Слушать и понимать речь других. |
Название (Промыслы) | Слайд №12 На Дону у казаков распространёнными видами занятий было Виноградарство, земледелие и рыболовство. Виноградарством заниматься на Дону начали в конце XVII века. В виноградных садах обычно бывало от 20 до 400 кустов, и каждый куст приносил от 1,5 до 3 пудов ягод. На Дону были владельцы, имевшие по восемь отдельных виноградных садов. Казаки продавали виноград в сыром виде и делали виноградное вино. Из-за того, что пахотные земли казаков были далеко, для того, чтобы заниматься земледелием казачьи семьи выезжали в поле и по несколько дней не бывали дома, перенося жару, сырость, дожди, ветры. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес. Выращивали гречиху, горох, фасоль, картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Основным средством обработки земли являлся тяжелый плуг, который тянуло 6-8 волов. Рыбу ловили казаки на Нижнем Дону. Частъ ее продавали, остальную перерабатывали на заводах. Орудиями труда были ножи, иглы, небольшие топорики. Жизнь рыболова была нелегкой, поэтому в жизнь людей вошла поговорка «без труда не вынешь и рыбку из пруда». | Узнают чем занимались казаки на дону | |
Название (Праздники) | Слайд №13 Помимо работы казаки и казачки устраивали праздники. Самыми любимыми были (Масленица, Рождество, День Ивана Купала) Масленица у донских казаков: на улицах проводили скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. Главную роль в Масленице играют блины, которые хозяйками пекутся всю неделю. В конце неделе в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костер, и сжигали чучело, с которым, как считалось, сгорали все беды и неприятности. Также в Прощеное воскресенье, все перед походом в церковь просили друг у друга прощение. Слайд №14 Казаки - люди православные. И Рождество Христово у них был одним из главных праздников. К Рождественским праздникам, казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, чья вечная зелень символизировала обновляющую жизнь. Слайд №15 День Ивана Купалы празднуется 7 июля. Утром в этот день было принято купаться, собирать травы. Девушки плели венки из цветов. Дома украшали зеленью, разжигали костер и прыгали через костер, сжигали чучела, обливались водой и конечно же гадали. -Когда празднуется день Ивана Купалы? ( 7 июля) | Слушают о праздниках казаков | Л: Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. |
Викторина | Слайд №16 Ребята, а сейчас я предлагаю вам викторину. За каждый правильный ответ вы также будете получать жетоны с казачьим гербом, в конце подведем итог и определим победителя по наибольшему количеству набранных значков. | ||
Цель задания | Выявить самых внимательных и сообразительных. | ||
Инструктаж | Отвечать будут только те, кто умеет правильно держать руку и не выкрикивать. | Выслушивают правила викторины | Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования |
Выполнение задания |
| Активно отвечают на вопросы викторины | К: Отвечать на вопросы учителя. |
Подведения итогов викторины | Молодцы, вы очень внимательные и сообразительные | ||
III. 1.Оценка деятельности детей | Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о казаках, о их костюмах, домах, праздниках и о многом другом, и именно поэтому вы ответили правильно на вопросы викторины | Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
П:2.Подведение итогов, Ключевая идея. | Ребята давайте сейчас каждый самостоятельно посчитает количество заработанных значков, и определим победителя сегодняшнего занятия. | Подсчитывают количество значков | П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, |
4.Напутствие (пожелания) | (Музыка) Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими казачьими корнями Досвидания ребята до новых встреч. | Слушают заключительное слово учителя | Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Традиции и обычаи Кубанских казаков»
Знакомство детей дошкольного возраста с историей, культурой, традициями кубанского народа...
Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...
Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
Главное назначение проекта "Покров на Дону" - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...
Ознакомление с окружающим Традиции, обычаи, обряды казаков
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТЕМА:<Традиции, обычаи, обряды казаков, как условия (проживаний) ценностей культуры здоровья, развитие потребностей в формир...
Занятие Традиции обычаи праздника Сагаалган
Программное содержание:Формировать у детей представление о национальной одежде, о его особенностях.Закрепить знания о национальном празднике - Сагалгаан (календарь литэ, приветствие в дни праздника, п...
Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы с привлечением родителей «Традиции, обычаи, праздники моего народа»
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Формировать представления детей о народах, населяющих планету Земля.Задачи:Познакомить детей с традициями и обычаями...
Традиции обычаи и праздники казаков
Презентация...