Консультация "Приобщение дошкольников к народной культуре и родной речи"
консультация (старшая группа)

Баранова Нелла Борисовна

Консультация как приобщать дошкольников с раннего возраста к народной культуре и родной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_rechi_11.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение дошкольников к народной культуре и культуре

родной речи».

Воспитатель МКДОУ №11 «Малышка»

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, к своей Родине.

Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить свою Родину, не зная её историю, культуру и традиции. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы будущего. Мы живем в интересное, но сложное время, когда на многое начинаем смотреть по другому. Многое заново открываем и переоцениваем. Педагог организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал их ум, формировал основы личности.

Давайте ненадолго окунемся обратно в детство и вспомним, как мы познали родной язык (дискуссия с педагогами, рассказы педагогов из личного опыта).

-Вы знаете свой язык?

-Как вы познали свой родной язык?

Наши родители не прилагали особых усилий для обучения нас родному языку, формированию нашего словарного запаса, правильному употреблению слов, безошибочному произношению и правильной речи. Они не записывали нас на языковые курсы, не водили в лингвистические кружки и не приглашали репетиторов. Но мы, сами того не зная, несмотря на столь ранний возраст и неосведомленность о многом в этой жизни, преуспели в таком довольно трудном деле, как овладением языком. Дело это весьма нелегкое, ведь миллионы взрослых, несмотря на огромное желание и серьезные усилия, не могут выучить иностранный язык. А изучение малышами языка не объяснить иначе, чем чудом. Дети во всем мире, примерно до 4 или 5 лет, без какой – либо помощи осваивают язык, который они слышат рядом с собой. Этот процесс обретения языка проходит быстро, легко и без каких-либо затруднений. Еще, будучи в утробе матери, ребенок узнает голос матери, запоминает звуки и ударения в ее речи, и после рождения легко осваивает этот язык,  находясь  в  той  же  языковой  среде.  Этот  процесс  называется

«обретением родного языка». Именно таким образом обретаются и передаются из поколения в поколение более 6000 языков в мире.

Язык дошедший до наших времен, бесконечно дорогой вклад, который тысячелетиями впитывал в себя мудрость народа, его традиции, философские взгляды на жизнь, все его духовное богатство. Родной язык очень важен для народа. Нация, народ существует до тех пор пока существует его язык. Язык усваивают дети с рождения, вместе с молоком матери. Освоение родного языка начинается с того самого момента, когда мать ласкает малыша, баюкает, поет песни на родном языке.

Редко услышишь приятную, красивую, грамотную речь. Калмыцкий язык богат, древний, очень красивый. А вот при разговоре не наблюдается глубина и значение слов. Их философию не понимают.

Поколение народа проходит одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследии потомкам. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Ведь в языке душа и мысль народа, его прошлое, настоящее и будущее.

  1. поколение (80-100 лет) -100% (говорили и понимали родную речь в совершенстве).
  2. поколение (50-80 лет) – 80% ( понимают , но реже употребляют

речь).

В сталинской депортации всего калмыцкого народа в Сибирь(1943-57 гг.), погибло более половины всего народа. При этом была нарушена связь между поколениями, т. е. нарушен естественный процесс передачи этнокультурного наследия традиций и обычаев новым поколениям. Было подорвано нравственное состояние народа. Настойчиво формировалось уничижительное отношение к родному языку, культуре, истории.

  1. поколение (30-50 лет) – 50% (понимают, но не употребляют родную речь по разным причинам: незнание калмыцкого языка, отсутствие языковой среды).
  2. поколение (3-30 лет) – 0% (не понимают и не говорят на родном языке).

Проблема возрождения родного языка очень актуальна. Перед нами, педагогами, поставлена очень сложная задача: научить понимать и разговаривать детей на родном языке. Для этого необходимо создавать условия языковой среды для нового поколения.

Целью своей работы считаю: Приобщение дошкольников к народной культуре и культуре родной речи».

Для осуществления поставленной цели определены следующие задачи: 1.Обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых. 2.Формировать навыки связной речи через национальную культуру.

  1. Воспитывать у ребенка интерес к калмыцкому фольклору.
  2. Активно насыщать учебно-воспитательный процесс национальными компонентами

Формировать языковую среду с детьми дошкольного возраста очень сложно. Но если они будут слышать свою родную речь в течение дня, во всех режимных моментах это даст положительный результат.

Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах

В народе есть пословица «Күн болх-баһасн» (человек начинается с детства). Процесс воспитания детей начинается чуть ли не с самого рождения. Народ издавна заботливо сопровождал поэтичным словом каждый этап жизни ребенка, все его стороны развития. Веками строилась целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывались дети в

семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

В непосредственной образовательной деятельности, развлечениях, праздниках, в играх, на прогулке, режимных моментах использую малые формы фольклора. Роль малых форм фольклора трудно переоценить. Они погружают ребенка в светлый уютный мир, оказывает врачующее влияние на его детскую душу. Так же являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивает чувство ритма и рифмы, формирует интонационную выразительность.

Прием детей. Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.

Мендвт, яҺж хонвт? Ямаран бƏƏнƏт? Эр така эрт босна.

ЭнунƏ дуунд Бадма сернƏ. Нарн, удан бичƏ унт Нарни ҺарлҺ тосҗ угт.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям. Утром во время приема детей бывают ситуации, когда ребенок не хочет расставаться с родителями, я переключаю внимание ребенка на игрушку (ноха, миисин кичг,…)

Мана ноха ухата         Миисин кичг бƏƏнƏ КуукдлƏ наадна.        Наадхар седнƏ

Əвр икƏр хуцна        Намаг хƏƏнƏ. Гав-гав-гав гинƏ.

Во время приёма пищи воспитатель должен обратить внимание как накрыт стол, уточнить названия блюд (хаш, Ɵдмг, тосн, цƏ, махн.) Стоить отметить заботу поваров о детях ( Мана куукд ƏмтƏхн хаш чанв.) Дети перед едой ежедневно слышат и говорят йƟрƏл:

ИдƏн-чигƏн дала-нала болтха. Уусн маднд аршан болтха!

На занятиях и развлечениях применяю различные методы: наглядные (показ игрушки, картинки), словесные (стихи, йƟрƏли, потешки, песенки). Например, при описании игрушки яман использую потешку:

Яман,яман ƟвртƏ, Яман, яман сахлта. КƟлƏрн тор-тор-тор

НудƏрн чирм,чирм,чирм, Хот иддго куукдиг,

Ус уудго куукдиг

МƟргнƏв, мƟргнƏв, мƟргнƏв.

В процессе речевого общения с детьми использую невербальные средства        методику Г. А. Китайгородской - жесты, мимика, пантомимические движения. Это более глубоко воздействует на чувства ребенка, помогает понять содержание произведения, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Для формирования языковой среды использую такой прием как проговаривание. Проговаривание позволяет детям слышать, как правильно необходимо произносить потешку. Договаривание слов позволяет развивать у детей память, активизирует речь.

Например:

БогшурҺа (воспитатель), богшурҺа (дети) Бичкн (воспитатель), богшурҺа (дети) Нааран (воспитатель) нис (дети)

БуудƏ (ВОСПИТАТЕЛЬ) ид (дети).

Развитие мелкой моторики очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок. С самого раннего возраста, ребенок загибая пальчики слышит родную речь. Он постепенно будет проговаривать слова вместе с детьми. Например:

Эн хурҺн-аав, Эн хурҺн-ээҗ, Эн хурҺн-эцк, Эн хурҺн-эк, Эн хурҺн-би, Мана бул-ни!

Использование  подвижных  и  хороводных  игр:  «Нарн  болн  хур»,

«БогшурҺас болн машид», «Альд мана Һармуд?» и т. д. позволяет не только поднять настроение детям, но и активизирует их двигательную активность, речь, позволяет научить детей играть вместе.

Маленькие дети часто отнимают друг у друга игрушки, плачут. Чтобы утешить ребенка особенно незаменима потешка-утешалка, где используется его имя, такие произведения дети быстро запоминают:

Кен сƏн?

Кен сƏƏхн?

БичƏ ууль!

Занда сƏн.

Занда сƏƏхн.

Занда уульхш!

У детей воспитываются сочувствие и доброе отношение к своему сверстнику, у них появляется желание пожалеть плачущего ребенка.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей играет важнейшую роль для их здоровья. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным. Ими можно сопровождать действия малыша.

При умывании:  Усн, усн

Мини чирƏ уҺа. Мини хамр уҺа. Мини халх уҺа. Мини нудн уҺа.

Цевр бƏƏхдƏн дуртав.

Приход с прогулки: Байрта белƏ тƏƏлнƏ, Байрта хурҺдан тоолна

1, 2, 3, 4, 5.

При причесывании:

Хур, хур, ор Хар усн норҺ, Куклм, утар урҺ

КƟк тасм гурнƏв.

Одним из условий обучению родному языку является организация развивающей среды.

В течение года проводимые тематические занятия: Фрукты», «Овощи»,

«Явления природы», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Домашние и дикие животные» и т.д. словарный запас слов дети слышат в течение дня. Через доступную, интересную и увлекательную игру у детей дошкольного возраста формируется языковая среда.

Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс приобщение дошкольников к народной культуре и культуре родной речи. В группах проводятся совместные праздники, проекты, консультации, беседы.

Дошкольники        же,        с        привлечением        родителей, участвовали        в        различных мероприятиях как городских, так и республиканских.

Сейчас в век компьютерных технологий мы научились передавать нашим детям и родителям всю необходимую информацию в новом формате. На сегодняшний день в век компьютеризации и информатизации, ДОУ не может оставаться в стороне от современных информационных технологий. Дети целыми днями сидят за компьютером, а родители не знают, как направить их в нужное русло. Для детей создаются презентации о достопримечательностях города, экскурсии по улицам города. Так же через икт – игры дети знакомятся с животным и природным миром родного края.

Познавательное развитие реализовалось с помощью просмотра видеороликов и презентаций по данной теме. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.

Основным условием обучения приобщение дошкольников к народной культуре и культуре родной речи всегда было и остается знание педагогами основ этнопедагогики, ее воспитательной практики: знакомство с утварью, одеждой, национальными праздниками, достопримечательностями города, традициями и обычаями калмыцкого народа.

Предлагаю вашему вниманию ряд советов. Что можно сделать для успешного овладения родной речью?

  1. Больше разговаривайте на калмыцком языке. При этом следите, чтобы ваша речь была грамматически правильной, звучной, исключайте диалекты. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником из которого они получают образец родного языка.
  2. Внимательно слушайте ребенка. Давайте ответы на все его вопросы. Это залог успешного последующего развития не только умения разговаривать, но и мыслить, а так же стремления познавать мир.
  3. Снисходитетельно относитесь к ошибкам ребенка, когда он говорит. Ошибки - это необходимый этап развития речи, а ваши критические замечания могут повлиять так, что он, боясь ошибиться, медленнее будет развиваться.
  4. Развивайте умение слушать и быть внимательным. Играйте с ними в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать родную речь. Учите его слушать окружающие звуки и различать их: Эн машин. Машин йовҗана. Эн хох. Хох җингҗƏна. Пусть малыш учится самостоятельно различать звуки и произносить их.
  5. Часто дети умеют прекрасно получать все желаемое совсем без помощи слов. Им бывает достаточно указать пальчиком на желаемый предмет. Поэтому приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения, фразы на родном языке.
  6. Учите с ребенком стихи, сказки, т. к. запоминая и повторяя, он изучает новые для себя слова, тренирует память и внимание. Например :

Дала наадҺас садт бƏƏнƏ.

Бичкдуд шуугад, эднƏр наадна.

  1. Учите детей слышать связные рассказы о том, что его окружает, описывать рисунки в книжках. Рассматривая книжку, задавайте вопросы: Эн юумб? (Эн ноха.) Ноха ямаран? (Ноха цаҺан, сƏƏхн.) Ноха ю кенƏ? (Ноха хот идҗƏна.) Через некоторое время ребенок способен будет уже сам придумать аналогичную историю, описывая рисунок, собственные игрушки, события, которые происходили с ним на протяжении дня.
  2. Постоянно вводите новые слова, которые изображают предметы окружающего мира, явления и события. Обязательно объясняйте значение новых слов, которые встречаются в речи, в рассказах или стихотворениях, которые вы читаете. ( Нарн. Нарн шар, тƟгрг. Нарн икƏр халулна).

Давайте вспомним слова калмыцкого педагога, известного ученого, первого доктора наук О. Д. Мукаевой: «Испытывая живое влияние национальной духовной культуры, своеобразия бытовой эстетики, повседневного жизненного уклада, активно воспринимая все это, ребенок формируется как личность, представитель этноса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19

План по ознакомлению дошкольников с народной культурой и традициями родного края в старшей группе с 14.10.19 - 25.10.19...

90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатели: Савина Е.И               Проект с детьми старшей гр...

Проект «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

laquo;Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»...

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...