Казачья свадьба и семейное воспитание
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
Тема занятия: «Казачья свадьба и семейное воспитание»
Форма: Беседа
Цель: познакомить детей с казачьей свадьбой особенностями воспитания девочки и мальчика в казачьей семье, способствовать воспитанию интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
Образовательные: сформировать представление о казачьей свадьбе и особенностях воспитания девочек и мальчиков в казачьей семье
Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.
Планируемые результаты:
Личностные: - сформировать мотивацию к обучению и познанию; сформировать ценностно-смысловые установки обучающихся; сформировать бережное отношение к духовным ценностям;
Метапредметные: - определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи;
Регулятивные УУД: сформировать представление о истории, быте, традициях донских казаков;
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организация 1.Приветствие. Проверка готовности к занятию | Слайд №1 Здравствуйте, дорогие ребята! Покажите, что вы все готовы меня внимательно слушать. | Здороваются | К: -активное использование речевых средств |
2. Эмоциональный настрой | Я рада сегодня видеть вас. Какой сегодня замечательный день! От хорошей погоды у всех поднимается настроение. Давайте передадим частичку своего настроения другим. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему, передайте частичку своего настроения улыбкой. И я вам улыбнусь. Чувствуете, как поднимается наше настроение? Я надеюсь, это настроение будет сопровождать вас весь день. | Настраиваются на работу | |
3. Актуализация знаний, сообщение темы | Сейчас я прочитаю вам стихотворение , а вы подумайте о чем оно . И мы вместе попробуем сформулировать тему занятия. Слава, слава новобрачным! Правильно ребята, сегодня мы поговорим о свадьбе казаков, но еще о воспитание детей в казачьей семье. Тема нашего занятия звучит так: «Казачья свадьба и семейное воспитание» Слайд№1 | Слушают стихотворение Отвечают на вопросы и пытаются сформулировать тему занятия | Л: наличие мотивации к творческому труду |
4. Постановка цели | Сегодня мы познакомимся с казачьей свадьбой особенностями воспитания девочки и мальчика в казачьей семье. | Осознают цель | Р: определение общей цели и путей ее достижения П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
Название ( Свадьба казаков) | Свадьба - это обрядовое оформление брака, которому казаки придавали большое значение. В разное время они у казаков проводились по-разному. В более ранний период они проходили упрощенным порядком. Более З-х веков назад свадебное действо, как правило, шло на майдане в Кругу. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - “Ты, Федосья будь мне жана”, “Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков. Казачья свадьба приобрела стройное целое в начале ХIХ века и состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха). Слайд№2 -Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересуются, кто его невеста, и если она им люба, начинаются приготовления к сватовству. Собираются все члены семьи и обсуждают вопросы, которые нужно решить перед сватовством. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. Слайд№3 -После того, как мать и отец узнали к кому идти свататься, они одевались по — праздничному. Обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака или родственника, обладающего «речистым» разговором, который смог бы расположить к себе будущих сватов и шли к ним. Слайд№4 -Гостей просят раздеться, на стол ставится закуска, спиртное. За едой происходит беседа в которой договариваются о смотринах, но уже в курене жениха. Слайд№5 -Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами на что те отвечают, что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами:” Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол. Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой. “Ну а теперь можно и сваточками зваться”, - говорит невестин отец. Здесь же уговариваются когда быть сводам. Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит (т.е. пребывает с детьми вовеки). | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | |
Название (Воспитание казачки) | Рождение девочки не праздновалось в семье так торжественно, как мальчика. При известии о её рождении не грохотали выстрелы. Оно было тихой домашней радостью, овеянной легендой и молитвами. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку. Слайд№6 -Сызмальства в девочке развивали женственность, хозяйственность, терпение, трудолюбие и отзывчивость. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика. Все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки - домашние, семейные…. С раннего возраста девочки-казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Учились шить, вышивать, вязать. Особой их заботой было нянчить младших братьев и сестёр. Слайд№7 -Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, находиться на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушали, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток. -Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором описывается, как воспитывались девочки в казачьей семье, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопросы. Слайд№8 1.Воспитание девочки. Как-то сидя у плетня Перво - наперво с рожденья В это время сам отец Ел, не морщась, не смущаясь, На седьмой день окрестили. Годов с трех она смотрела Пятилетнюю могли И, конечно же, играла, Становилась девушкой она, А когда невестой стала, Если доченька ее Если доченька ее -Как воспитывали девочек? -Чему должна научиться девочка и в каком возрасте она должна это уметь делать? Сейчас я расскажу как воспитывали казака, будьте внимательны. | Узнают как воспитывали казачку Слушают стихотворение о воспитании девочки Отвечают на вопросы по стихотворению | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями Л: Уважение к своему народу, к своей родине. К: Отвечать на вопросы учителя. |
Название (Воспитание казака) | Слайд№9 С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача - слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: "Я там был!". Мальчишки обязательно присутствовали при разведении межевых границ. Причем, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки границы, его могли неожиданно ударить рукой и нагайкой. Объяснение было примерно следующим: "Мол, прости, сынушка, это тебе не в укор и не в наказание... Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами все позабудешь, а вот как тебя ударили ни за что ни про что, век помнить станешь, а с тем и все границы станичного юрта". Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Слайд №10 Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству... Слайд №11 Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет и до 12 лет (современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть, сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям). До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!» И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам. | Слушают информацию о воспитании казака | Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования |
Название (Беседа по изученному материалу) | Когда проводились свадьбы? Где и как проходили свадьбы? Что Говорил казак во всеуслышание? В какой атмосфере воспитывались казачата? Слайд№12 -Что же происходило с девочкой с момента рождения?
Слайд№13,14,15 -На сколько этапов можно разделить воспитание детей у казаков? Слайд№16,17 -Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца. -Как вы понимаете эту пословицу? -В воспитании девочек главное - это научить их заботится, развивать в них уступчивость и мягкость, желание и умение заниматься домашним хозяйством. -Верная указка - не кулак, а ласка. Самое лучшее наследство - воспитанность. -Как вы понимаете эти пословицы? | К: Отвечать на вопросы учителя. | |
III. 1.Оценка деятельности детей | Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о свадьбе казаков и о воспитании детей. | Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
П:2.Подведение итогов, Ключевая идея. | Воспитание молодого поколения для казаков считалось очень ответственным и к нему подходили со всей серьезностью. | Подсчитывают количество значков | П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, |
4.Напутствие (пожелания) | Я надеюсь , вы сегодня узнали много нового и интересного и эти знания вам пригодятся в будущем. До свидания ребята до новых встреч. | Слушают заключительное слово учителя | Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье
Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно - нравственном воспитании....
Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"
Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...
Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.
Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...
Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...
Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье"
Знакомство с казачеством...