Казачья свадьба и семейное воспитание
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Казарян Амаля Бениаминовна

Конспект занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Тема занятия: «Казачья свадьба и семейное воспитание»

Форма: Беседа

Цель: познакомить детей с казачьей свадьбой  особенностями  воспитания девочки и мальчика в казачьей семье, способствовать воспитанию интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ. 

Задачи:

Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

Образовательные:  сформировать представление о казачьей свадьбе и особенностях воспитания девочек и мальчиков в казачьей семье

Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.

Планируемые результаты: 

Личностные: - сформировать мотивацию к обучению и познанию; сформировать ценностно-смысловые установки обучающихся; сформировать бережное отношение к духовным ценностям;

Метапредметные: - определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять контроль в совместной      деятельности,   адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи;

Регулятивные УУД: сформировать представление о истории, быте, традициях донских казаков;

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организация

1.Приветствие. Проверка готовности к занятию

Слайд №1

Здравствуйте, дорогие ребята! Покажите, что вы все готовы меня внимательно слушать.

Здороваются

К: -активное использование речевых средств

2. Эмоциональный настрой

Я рада сегодня видеть вас. Какой сегодня замечательный день! От хорошей погоды у всех поднимается настроение. Давайте передадим частичку своего настроения другим. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему, передайте частичку своего настроения улыбкой. И я вам улыбнусь. Чувствуете, как поднимается наше настроение? Я надеюсь, это настроение будет сопровождать вас весь день.

Настраиваются на работу

3. Актуализация знаний, сообщение темы

Сейчас я прочитаю вам  стихотворение , а вы подумайте о чем оно . И мы вместе попробуем сформулировать тему занятия.

Слава, слава новобрачным!
Честь и слава молодым. 
Жизни светлой и удачной 
От души желаем им. 
Пусть не померкнет никогда 
Счастливой жизни зорька. 
Пусть будет сладко вам всегда, 
Ну а сегодня:"Горько!"

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о свадьбе казаков, но еще о воспитание детей в казачьей семье. Тема нашего занятия звучит так: «Казачья свадьба и семейное воспитание»

Слайд№1

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы и пытаются сформулировать тему занятия

Л: наличие мотивации к творческому труду

4. Постановка цели

Сегодня мы познакомимся с казачьей свадьбой  особенностями  воспитания девочки и мальчика в казачьей семье.

Осознают цель

Р: определение общей цели и путей ее достижения

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Название ( Свадьба казаков)

Свадьба - это обрядовое оформление брака, которому казаки придавали большое значение. В разное время они у казаков проводились по-разному. В более ранний период они проходили упрощенным порядком. Более З-х веков назад свадебное действо, как правило, шло на майдане в Кругу. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - “Ты, Федосья будь мне жана”, “Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

   Казачья свадьба приобрела стройное целое в начале ХIХ века и состояла из нескольких отдельных частей: смотрины или сватовство, пропой, посиделки, вечеринка, свадьба (выкуп косы, венчание, у невест, у жениха). 
   Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая ( после Покрова Пресвятой Богородицьг 14 октября н.ст. или Пасхальных праздников — на Красную Горку). 

Слайд№2

-Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересуются, кто его невеста, и если она им люба, начинаются приготовления к сватовству. Собираются все члены семьи и обсуждают вопросы, которые нужно решить перед сватовством. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. 

Слайд№3

-После того, как мать и отец узнали к кому идти свататься, они одевались по — праздничному. Обряжали сына, приглашали с собой знакомого казака или родственника, обладающего «речистым» разговором, который смог бы расположить к себе будущих сватов и шли к ним. 
   При входе на смотрины в дом невесты, сваты говорят: «Мы долго охотились за красивой куницей, и она забежала к вам во двор, вот мы и хотели бы посмотреть, не забежала ли она в ваш дом!» Или: - « У вас мы слышали — есть товар, а у нас купец; у вас невеста, а у нас жених: вот мы и пришли посвататься». Следует ответ:” Милости просим”. Если отцу невесты жених приятен, он говорит:” Проходите гости, милости просим”. Если жених им не нравится, то сразу следует отказ. 

Слайд№4

-Гостей просят раздеться, на стол ставится закуска, спиртное. За едой происходит беседа в которой договариваются о смотринах, но уже в курене жениха.

Слайд№5

-Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами на что те отвечают, что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами:” Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол. Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой. “Ну а теперь можно и сваточками зваться”, - говорит невестин отец. Здесь же уговариваются когда быть сводам.

  Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит (т.е. пребывает с детьми вовеки).

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Название (Воспитание казачки)

Рождение девочки не праздновалось в семье так торжественно, как мальчика. При известии о её рождении не грохотали выстрелы. Оно было тихой домашней радостью, овеянной легендой и молитвами. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.

Слайд№6

-Сызмальства в девочке развивали женственность, хозяйственность, терпение, трудолюбие и отзывчивость. Поэтому от самого рождения её воспитывали иначе, чем мальчика. Все обычаи и обряды, которыми была окружена жизнь девочки - домашние, семейные…. С раннего возраста девочки-казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Учились шить, вышивать, вязать. Особой их заботой было нянчить младших братьев и сестёр.

Слайд№7

-Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, находиться на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушали, что самое главное – спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая семья и честно заработанный достаток.

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение, в котором описывается, как воспитывались девочки в казачьей семье, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопросы.

Слайд№8

1.Воспитание девочки.

Как-то сидя у плетня
Говорит казачка Груня:
Расскажу я вам казаче
Как Аксиньюшка росла.

Перво - наперво с рожденья
Дочку мыла крестная.
Все она с нее заботы
В будущем смывала, хлопоты.

В это время сам отец 
За столом сидел,
Не спеша, он кашу ел.
И солена, и перчена,
Несъедобна и горька.

Ел, не морщась, не смущаясь, 
Чтобы девочке родной 
В жизни будущей своей
Горя не досталось.

На седьмой день окрестили.
Первый шаг отметили.
И тогда ей подарили
Гребешок, платок и ленту.

Годов с трех она смотрела 
Годовалого ребенка.
А с пяти уже могла
Вышивать, вязать и шить.

Пятилетнюю могли
В няньки к людям отдавать.
Пятилетняя казачка 
На покос еду носила
И стирать уже могла.

И, конечно же, играла, 
Пела и плясала,
Подражая бабушкам своим.

Становилась девушкой она,
Дед дарил кольцо тогда.
Да колечко не простое, 
Из метала серебра
На леву ручку одевал, 
Да хваленкою назвал.

А когда невестой стала,
Парень в гости приходил 
Клал фуражку он на стол.

Если доченька ее
Дном перевернула, 
То казак должен тогда, 
Приходить и свататься.

Если доченька ее 
Вешала на вешалку, 
То тогда казак 
Получал отказ.

-Как воспитывали девочек?

-Чему должна научиться девочка и в каком возрасте она должна это уметь делать?

Сейчас я расскажу как воспитывали казака, будьте внимательны.

Узнают как воспитывали казачку

Слушают стихотворение о воспитании девочки

Отвечают на вопросы по стихотворению

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Л: Уважение к своему народу, к своей родине.

К:  Отвечать на вопросы учителя.

Название (Воспитание казака)

Слайд№9

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача - слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: "Я там был!". 

Мальчишки обязательно присутствовали при разведении межевых границ. Причем, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки границы, его могли неожиданно ударить рукой и нагайкой.      

Объяснение было примерно следующим: "Мол, прости, сынушка, это тебе не в укор и не в наказание... Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами все позабудешь, а вот как тебя ударили ни за что ни про что, век помнить станешь, а с тем и все границы станичного юрта". Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба.

Слайд №10

Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству...

Слайд №11

Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет  и до 12 лет (современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть, сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).

       До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плач, ты же казак, а казак не плачет!»

       И тогда в казачонке постепенно складывалось убеждение, что то, о чём поют и что говорят старшие, то они и делают, такие же поступки и совершают. И это всё настоящее. И так же будет поступать он сам.

Слушают информацию о воспитании казака

Р:-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

Название (Беседа по изученному материалу)

Когда проводились свадьбы? Где и как проходили свадьбы? Что Говорил казак во всеуслышание?

В какой атмосфере воспитывались казачата?

Слайд№12

-Что же происходило с девочкой с момента рождения?

  • рождение - купание
  • 7 дней - крестили
  • 1 шаг - дарили ленты
  • 3 года - нянчили младших
  • 5 лет - учили вышивать
  • девушка - дарили серебряное колечко
  • невеста - приходили свататься

Слайд№13,14,15

-На сколько этапов можно разделить воспитание детей у казаков?

Слайд№16,17

-Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-В воспитании девочек главное - это научить их заботится, развивать в них уступчивость и мягкость, желание и умение заниматься домашним хозяйством.

-Верная указка - не кулак, а ласка. Самое лучшее наследство - воспитанность.

-Как вы понимаете эти пословицы?

К:  Отвечать на вопросы учителя.

III.

1.Оценка деятельности детей

Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о свадьбе казаков и о воспитании детей.

Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

П:2.Подведение итогов,

Ключевая идея.

Воспитание молодого поколения для казаков считалось очень ответственным и к нему подходили со всей серьезностью.

Подсчитывают количество значков

П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

4.Напутствие (пожелания)

Я надеюсь , вы сегодня узнали много нового и интересного и эти знания вам пригодятся в будущем.

До свидания ребята до новых встреч.

Слушают заключительное слово учителя

Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Нравственно - патриотическое воспитание с ранних лет. «Семья и семейные ценности» (опыт семейного воспитания многодетной семьи Долматова Михаила)

Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социал...