Долгосрочный проект для средней группы: «ЮНЫЙ ВУЛКАНОЛОГ».
материал (средняя группа)
- Паспорт проекта
Вид проекта: | Групповой, исследовательский, познавательно-информационный. |
Тема проекта:
| «Юный вулканолог» |
Авторы проекта: | Боброва А.Г., Лапина А.А. |
Участники проекта: | Дети средней группы «Птенчики», родители воспитанников, воспитатели группы. |
Срок реализации проекта: | с 01.10.2024г. по 30.04.2025г. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_vulkanolog.docx | 45.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ЛАСТОЧКА»
Долгосрочный проект средней группы №5
«ПТЕНЧИКИ»
«ЮНЫЙ ВУЛКАНОЛОГ».
Авторы проекта: |
Боброва А.Г. |
Лапина А.А. |
2024-2025 учебный год
Содержание
Структура проекта
- Паспорт проекта………………………………………………………….3
- Цели и задачи проекта…………………………………………………...5
- Ожидаемый результат……………………………………………………6
- Этапы реализации проекта………………………………………………6
- Заключение……………………………………………………………….8
- Перспективное планирование проекта………………………………...10
- Список литературы, интернет ресурсов……………………………….11
- Приложения……………………………………………………………..12
Пояснительная записка
Вопросы экологии в настоящее время имеют первостепенное значение в воспитании подрастающего поколения, являясь фундаментом отношений окружающая среда – человек, изучающие отношения к природе, экологический подход к природе и окружающей среде. Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает, кроме прочего, формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, планете Земля и особенностях ее природы. Сделать этот процесс увлекательным и интересным поможет предлагаемый цикл занятий, в ходе которых дошкольники познакомятся с рельефом нашего Родного края, узнают о некоторых элементарных химических процессах, создадут модели гор и вулканов и даже вызовут вулканическое извержение.
Россия — самая большая страна мира, и каких чудес в ней только нет! На полуострове Камчатка много действующих и потухших вулканов.
Извержение вулкана — грозное и удивительное природное явление. Вулканы и их бурная активность в разные века так потрясали воображение людей, что часто находили отражение в эпосе и искусстве. Само слово происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Прообразом сказочного или былинного огнедышащего Змея Горыныча некоторые ученые тоже считают вулканы. Ведь слова «Горыныч» и «гора» созвучны, и трехголового дракона можно считать «сыном горы». Вот и в сказке уральского писателя Евгения Пермяка «Как Огонь Воду замуж взял» действуют «с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан». Иногда мощным и опасным вулканам даже даются нежные имена, как вулкану Тятя на острове Кунашир Большой Курильской гряды.
Конечно, каждому хочется увидеть настоящий действующий или хотя бы потухший вулкан. Но «покорить» вулканы можно и в дошкольной образовательной организации.
Для этого с воспитанниками средней группы ДОУ можно провести цикл интересных, развивающих, познавательных занятий с элементами экспериментирования, основанных на интеграции различных видов детской деятельности (в частности, игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной).
- Паспорт проекта
Вид проекта: | Групповой, исследовательский, познавательно-информационный. |
Тема проекта: | «Юный вулканолог» |
Авторы проекта: | Боброва А.Г., Лапина А.А. |
Участники проекта: | Дети средней группы «Птенчики», родители воспитанников, воспитатели группы. |
Срок реализации проекта: | с 01.10.2024г. по 30.04.2025г. |
Актуальность проекта:
С целью осознания уникальности природных объектов - вулканов Камчатки необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Данный проект ориентирован на развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; формирование представлений о природном многообразии планеты Земля; формирование экологических представлений; формирование понимания того, что человек - часть природы, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Знания о вулканах помогают ребёнку осмыслить, что в Родном крае, котором мы живем есть такие природные объекты как - вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.
Гипотеза: вулканолог — это специалист, который занимается изучением вулканов.
- Цели и задачи проекта.
Цель проекта: реализация в образовательном процессе познавательной и экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста, через ознакомление с природным явлением – вулканы Родного края.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с профессией вулканолог;
2. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
3. Формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.
4. Дать представления о правилах поведения при землетрясении;
5. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта по схеме.
6. Приобщить детей к «чтению» энциклопедий, знакомству с новыми явлениями.
7. Активизировать в речи детей слова – очаг, магма, жерло, кратер, лава;
8. Транслирование полученных знаний детям младшего дошкольного возраста.
Образовательные:
- познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, его причиной;
- познакомить детей с профессией вулканолога, изучение этого явления важнейший фактор в понятии строении нашей земли;
- обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
-активизировать в речи детей слова: очаг, жерло, кратер, лава.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;
- развивать активность, инициативность в познавательной деятельности;
- развивать аккуратность, взаимопомощь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, поддерживать стремление ребенка активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.
Планирование детьми деятельности.
Практическая значимость исследований – использование полученных знаний в различных видах деятельности детей: игровой, познавательной, исследовательской. Например: игры с макетами, сюжетно-ролевые игры «Спасатели», «Я-Вулканолог», дидактические игры «Что с начало -что потом», «Определи свойства», пазлы: «Собери вулкан», «Строение вулкана», использование материала по ознакомлению с природой.
- Ожидаемый результат:
Посредствам театрализации у детей:
- воспитывается эмоционально-положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительная речь;
- формируется навык общения;
- Разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
- дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
- сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
- Этапы реализации проекта
I ЭТАП:
Подготовительный - сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;
- Подбор методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;
- Информирование родителей о реализации данного проекта;
- Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;
- Оформление информационно – читательского уголка в группе;
- Мониторинг знаний детей по следующим вопросам:
- Кто такой Вулканолог?
- Чем занимается вулканолог?
- Что такое вулкан?
- Что такое магма?
- Что такое лава?
- Активное слушание;
- Чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций по теме «Вулканы»;
- Обсуждение целей по данной теме;
- Отгадывание загадок, чтение стихотворений
- Информировать родителей в информационном уголке:
Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте (тема, цель, задач проекта);
«Как образуются вулканы», «Что происходит при извержении», «Какие бывают вулканы», «Какой вред приносят вулканы», «Есть ли польза от вулканов».
II ЭТАП:
Практический - совместное планирование деятельности.
- Подготовка познавательной презентации.
- Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.
-Разработка конспектов познавательных мероприятий.
- Составление картотеки стихотворений, загадок о вулканах.
-Проведение инструктажа по технике безопасности при экспериментальной деятельности
- Подготовить материл к проведению исследования «Камни вулканического происхождения Пемза».
-Практическая помощь детям, создание условий и мотивации.
- Просмотр познавательной презентации «Ученые - вулканологи», «Что такое вулкан», «Название вулканов»; «Вулканы Родного края».
- Расположение вулканов на земле - работа с глобусом;
-Тема: «Загадочный мир вулкана». Рассматривание вместе с ребёнком вулкана, работу ученого-вулканолога в газетах, журналах, фотографиях.
Просмотр фотографий и интересных фактов совместно с детьми:.
-10 самых опасных вулканов планеты - https://www.geo-cafe.ru/Reviews/Articles/review350.php
-Все о вулканах - https://vulkany.com/interesnie_fakti.html
-Интересные факты о вулканах - https://katya.gorod.tomsk.ru/index-1163550018.php
- Направление и контроль над организацией проекта.
-Проведение познавательной беседы.
Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.
-Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.
-Подготовка материалов для творческой деятельности детей. Участие в исследовании
-«Камни вулканического происхождения Пемза»:
рассмотреть внимательно пемзу /в пемзе очень много дырочек/.
-«Легенда о древнем Боге
«Вулкан».
-Как образуются вулканы?
-Разрушительная сила вулканов.
-Предсказание извержений
-Превращение лавы.
-Рисование восковыми мелками - «Тайны вулкана».
-Лепка вулкана.
-Конструирование «Лего-вулкан».
- Вулканологическая станция.
- Участие в творческой работе по изготовлению ЛЭПбука.
-Аппликация «Вулканы».
- «Строение вулкана».
-Изготовление дидактических игр «Пазлы». - Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Вулканолог на работе»
Подготовить рассказ о профессии «вулканолог».
-Задание познавательного характера:
Попробуйте найти с ребенком на карте, где расположены вулканы у нас на полуострове.
- Совместно с ребенком вылепить из пластилина, соленого теста макет вулкана (можно в разрезе, или сочинить стихотворение (сказку) о вулкане.
III ЭТАП:
Завершающий- повторный сбор и анализ знаний воспитанников.
Обработка полученных результатов мониторинга.
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Подготовка презентации к участию в конкурсе.
Участие в беседе «Что узнал я интересного о профессии вулканолог?»
Выставка «Исследователи вулкана».
5.Заключение
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Юный вулканолог», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических умений.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, каждый ребенок самостоятельно выполнял эксперимент и наглядно видел результат своей деятельности.
После закрепления знаний было организовано транслирование полученных в ходе проекта знаний детей воспитанникам других групп детского сада. Воспитанники самостоятельно рассказывали детям о строении и видах вулканов, о самых известных объектах, а также демонстрировали опыт по извержению вулкана, не забыв рассказать о правилах безопасного поведения при проведении опыта
Актуальность данного проекта можно определить по итогам проведения такого рода исследовательско – экспериментальной деятельности. Проведение таких нетрадиционных мероприятий, вызывает у детей много позитивных эмоций, более ярких, запоминающихся впечатлений, формирует стремление вызывать много нового, интересного, наглядно – представлять то или иное явление. Расширяет кругозор детей, формирует разнообразные знаний умения и навыки детей, как теоретические, так и практические.
Таким образом, сделанные в ходе выполнения проекта, выводы – свидетельствуют о его научности и практической значимости. О перспективах дальнейшего развития детей, их познавательной активности.
6.Перспективное планирование по проекту.
День недели | Мероприятия | Участники |
Понедельник | Беседа с детьми о вулканах. Просмотр мультфильма «Вулканы и гейзеры». Разгадывание загадок. | Дети, воспитатели |
Вторник | Прослушивание детской информации о вулканах. Рассматривание схемы «Строение вулкана» | Дети, воспитатели |
Среда | Просмотр иллюстраций и фотографий на тему «Вулканы». Чтение научной литературы. Заучивание стихотворений о вулканах. | Дети. воспитатели |
Четверг | Изготовление макета – «Вулкан». Создание в группе познавательного уголка «Вулканы Родного края» | Дети, родители, воспитатели |
Пятница | Проведение занятия по поисково – исследовательской деятельности. Извержение вулкана. Вулканы. Подведение итогов. | Дети, воспитатели |
7.Список литературы, интернет ресурсов
- Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия –М.: ООО «Росмэн-Пресс», 2002.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под ред.Л.Н. прохоровой.- М.: Аркти, 2005.
- Травина И.В. Моя первая книга о планете Земля.-:М.: Росмэн-Пресс,2011.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.
5. Действующие вулканы Камчатки : в 2 т. / под ред. Федотова С. А.,
Масуренкова Ю. П. - М. : Наука,1991
6. Ким А.И. и Демыкин В.В. Большая детская энциклопедия. Росмэн-Издат,
2000.
7. Маракушев А.А. Вулканизм земли. Природа, 1984
8. Ритман А.А. Вулканы и их деятельность. Мир, 1964.
9. www.kamchatsky-krai.ru
10.prirodnye…vulkanyi-kamchatki.html
11.note/vulkany-kamchatki
12.sights/407…vulkany-kamchatki.html
13.http://kamchatkaland.ru/note/park-vulkany-kamchatk
8.Приложение № 1
Загадки на тему «Вулкан»
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвётся, задымится! (Вулкан)
Я даю определение:
В виде чаши углубление
На вершине у вулкана.
Думай, друг, сдаваться рано. (Кратер.)
Земля задрожала, вулкан задымился,
Огонь из-под пепла и камня пробился.
И вот уж из жерла вулкана потёк
Расплавленной горной породы поток! (Лава.)
Физкультминутка «Высокая Гора»
Физкультминутка «Вулкан»
|
Приложение № 2
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Извержение вулкана».
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
Задачи:
- познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения;
- поощрение детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- развивать аккуратность и взаимопомощь.
Оборудование:
- картинки с изображением вулканов;
- карта России;
- поддоны;
- картон;
- клей;
- сода;
- уксус;
- сухая красная краска;
- моющая жидкость;
- листы бумаги;
- чайные ложки;
- пипетка.
Предварительная работа: изготовление макета гор из пустых бутылочек, стаканчиков от йогурта.
Ход мероприятия:
- Сегодня у нас ребята с вами необычное занятие, которое посвящено нашей исследовательской деятельности, но прежде я хочу спросить, как вы думаете, что такое вулкан?
- А теперь обратите внимание на стол, на котором стоит макет гор. В одной горе у нас вулкан, но он почему то у нас оказался не работающим. Может быть, кто – то из вас ребята знает, как сделать так чтобы получилось у нас извержение вулкана и он стал работающим?
- А хотите узнать, что такое вулкан и как происходит его извержение? И даже научиться
несложному опыту с извержением вулкана. Но сначала я хочу рассказать вам одну легенду о вулкане. Давайте с вами присядем в кружок поудобнее и внимательно послушаем. ( Звучит спокойная музыка, воспитатель читает)
- « Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо по среди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершину горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. « Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».( разбор непонятных для детей слов)
- Понравилась вам легенда? А о чем говорится в этой легенде? Я хочу предложить вам рассмотреть картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
- Правильно, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание, на его верхнюю часть, она похожа на большую яму, воронку. Кто знает, как называется эта часть вулкана?
- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
- Хотите, я вас научу, как сделать извержение вулкана.( проводится опыт)
- Ребята, давайте попробуем « запустить» наш вулкан, и посмотрим, что у нас получится.
- Ребята, разные вулканы извергаются по - разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдём их на карте России. И пометим значком.
- А сейчас давайте с вами нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследования по теме « Вулкан».
Заканчивается мероприятие выставкой рисунков.
Приложение № 3
Беседа «Огнедышащие горы», 11 интересных фактов:
На Земле есть около 1500 вулканов, которые могут активизироваться в любой момент. Они образуются, когда расплавленные породы, называемые магмой, поднимаются к поверхности земли, и прорываются сквозь ее тонкие слои. Потоки магмы могут сотни лет оставаться под землей, а затем резко вырваться на поверхность. Ниже можно найти несколько интересных фактов о вулканах.
1. Вулканическая пемза – это единственный вулканический камень, который плавает на поверхности воды. Обычно она серого цвета, с полыми отверстиями, которые образуются при выходе горячих газов из камня, когда он охлаждается.
2. Самые огромные вулканы получили название супервулканов. Их извержения могут привести к ужасающим последствиям: огненный дождь на тысячи миль от самого вулкана, глобальные климатические изменения из-за попадания пепла в атмосферу. Обычно извержения таких вулканов происходят несколько раз в 100000 лет. Один из них расположен в национальном парке Йеллоустоун, и ученые говорят, что он, возможно, готов для следующего извержения.
3. Самое крупное извержение произошло на индонезийском острове Сумбава: это был вулкан Тамбора. Во время извержения погибли 100000 человек. Считается, что в Индонезии находится самое большое количество исторически активных вулканов – 76.
4. Большая часть вулканов появляются на краях тектонических плит, которые образуют поверхность земли. Но некоторые вулканы, как Йеллоустоунский, расположены в других «горячих точках», где магма прорывается из глубин.
5. В Исландии, земле огня и льда, находится самое большое количество вулканов в среднеокеанической Атлантической гряде. Недавний взрыв Эйяфьятлайокутля бледнеет по сравнению с извержением Скаптара, который разрушил продовольственные запасы острова, и стал причиной голода, вызвавшего смерть пятой части населения.
6. Извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 привело к более тяжелым последствиям. Он выбросил 22 миллиона тонн диоксида серы, который опоясал всю планету, и привел к снижению температуры на 0,5 градусов.
7. Вулканы могут расти: когда лава и пепел собираются, они добавляют метры к поверхности вулкана.
8. Вулканы могут быть потухшими: они получают такое название в том случае, если ученые уверены, что извержений больше не будет. Те вулканы, активность которых затихла только на время, называются спящими.
9. Иногда при извержении вулканов стенки, сдерживающие магму, разрушаются, и образуется гигантский кратер, называемый кальдерой.
10. Самый крупный вулкан на Земле – гавайский Мауна Лоа. Будучи одним из пяти вулканов острова, он возвышается на 4000 метров над уровнем моря.
11. Извержения вулканов делают закаты более красочными: появляются оранжевые и коралловые оттенки. Это объясняется тем, что мелкие частицы пепла рассеивают солнечные лучи.
Приложение № 4
Беседы с воспитанниками
Как образуются вулканы?
Чтобы разобраться в природе вулканов нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется земной корой. Кора такая тоненькая, как если бы на мячик (представьте, что это Земной шар) прилепили наклейку, вернее много наклеек рядом друг с другом. Ведь кора состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма.
Слово магма и переводится с греческого как тесто или паста.
Места, где самые большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломами. Большинство действующих вулканов сосредоточено на границах этих плит. Самая активная зона на Земле называется Огненным кольцом и находится она по краям Тихого океана. В этих местах много гор и островов, которые образовались на месте древних вулканов.
Что происходит при извержении?
Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Если мощному потоку магмы путь наверх преграждают породы земной коры, давление стремящейся наружу магмы возрастает. Когда оно становится слишком большим, магма прорывается сквозь кору. Тогда происходит вулканическое извержение, сопровождающееся мощным выбросом магмы, пепла, газов и кусков горных пород.
Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале лавовый поток имеет температуру 1000 градусов и течет по склонам вулкана со скоростью до 50 километров в час. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. Кусочки застывшей лавы — пемза. Внутри этого камешка пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.
Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом, то станет хорошо видно, что это осколки вулканического стекла. Извержение выбрасывает пепел на очень большую высоту, иногда даже на несколько километров. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, и потом они оседают на Землю толстым слоем.
Вулканические газы - это горячие газы. Во время извержения их температура достигает 800-1000 градусов. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону вулкана со скоростью свыше 300 километров в час, уничтожая деревья, дома и людей. В состав вулканических газов входит водяной пар, углекислый газ и газы, содержащие серу, аммиак и хлор.
Какие бывают вулканы?
Извержения вулканов происходит по-разному. Характер извержения зависит от многих причин — в основном это вязкость магмы и количество вулканических газов.
Есть вулканы — их называют Щитовыми — они предсказуемы, редко сопровождающиеся взрывами. Лава постоянно извергается на поверхность.
Другие вулканы — Стратовулканы - самые высокие. При извержении образуется много пепла, камней, лавы.
Самые страшные вулканы Кальдеры — эти вулканы взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
Какой вред приносят вулканы?
На нашей планете более тысячи вулканов. Большая часть из них потухла, и. казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко. Один раз в 100 или даже в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
Одно из самых мощных извержений на Земле произошло в 1883 году. В Индонезии проснулся вулкан Кракатау. Голос вулкана разнесся на тысячи километров. От воздушных взрывов пошли воздушные волны такой силы, что они три раза обогнули Земной шар. В воздух взлетели камни на высоту 55километров. В море поднимались волны до 40 метров. Вулкан выплюнул столько пепла, что туча закрыла солнце, а потом с неба посыпалась черная грязь. Это облако пыли облетело всю планету. На время по всей Земле наступили сумерки. Ничто не в силах удержать вулкан. Под пеплом и лавой погибают города, острова и даже страны.
В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Но вот когда проснулся дремавший на протяжении многих веков вулкан Везувий, сейсмологов еще не было и беда застала людей врасплох. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись никому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Прошло почти семнадцать столетий, когда под слоем спрессовавшегося вулканического пепла были случайно обнаружены остатки погибших городов. Начались раскопки. От пепла очистили почти весь город Помпеи. Перед изумленными археолагами предстали дома с предметами быта, храмы, памятники. Все осталось так, как было в день, когда проснулся Везувий.
Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвеле огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил ее на своем полотне Последний день Помпеи.
Есть ли польза от вулканов?
Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Ежегодно на Земле происходит 10000 извержений, из которых примерно 150 оказываются очень сильными. Разрушаются города, гибнут люди. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные порды, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект в средней группе « Как жили люди на Руси »
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова « безнравственность », « бездуховность », мы, воспитатели задумываемся о том, какими вырастут наши дети. С ра...
Долгосрочный проект в средней группе "В поисках невидимки"
Детское экспериментирование-это важнейший вид поисковой деятельности и позволяет ребёнку моделировать в своём сознании карту мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвя...
"Я б в строители пошёл" долгосрочный проект в средней группе по конструированию из ЛЕГО-материала
долгосрочный проект по конструированию ЛЕГО...
Долгосрочный проект для средней группы "Красавица берёзка"
Проект направлен на формирование представления детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе. В ходе проекта дети знакомятся с рассказами, стихами, песнями, загадками о берёзе...
Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"
Долгосрочный проект в средней группе: "Природа глазами детей!"...
Долгосрочный проект в подготовительной группе "Юный исследователь : Живая и неживая природа"
Опытная деятельность - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.Детское эксперементирование имеет огромный развивающий потенциал. Через этот проект мы сможем расширя...
Долгосрочный проект в средней группе «Юные исследователи» 2024 – 2025 гг.
Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами....