Текст к презентации по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников
проект (подготовительная группа)

Филозова Светлана Геннадьевна

текст к презентации по реализации регионального компонента на основе проекта "Приамурье мое"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               Филозова Светлана Геннадьевна

                                           воспитатель МАДОУ Детский сад№7, пгт Серышево

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников  в рамках реализации регионального проекта «Приамурье мое».

        Слайд 1

     Добрый день, уважаемые, коллеги! В.А.Сухомлинский утверждал: «..Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края!»

Сегодня я буду представлять опыт реализации проекта «Приамурье мое». Наш проект - это многолетний труд педагогов Детского сада №7 пгт Серышево.  Реализация данного проекта помогает решать практически все задачи регионального компонента. А региональный компонент, как вы, знаете, имеет важное значение для развития детей именно  в области нравственно – патриотическое воспитание, поскольку он представляет им возможность познакомиться с особенностями своего родного края, его историей, культурой, традициями и природой.

  Слайд 2

    У каждого остаются впечатления с детства. Человек проносит их через всю жизнь. Очень важно еще в раннем возрасте содействовать формированию у ребенка нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности и патриотизма), и нравственного облика (терпению, доброты, толерантности). Именно сформированность этих качеств предопределит всю дальнейшую жизнь человека. Именно поэтому, нравственно - патриотическое– это одна из актуальных задач нашего времени. Если не знать и не интересоваться историей своей малой Родины – значит не любить землю, на которой живешь; не уважать предков, не беречь природу родного края - значит не планировать счастливого будущего для потомства.

Слайд 3

    Важность патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах в области образования:  Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации»,  «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политике в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.

 Слай 4

    Для решения всех задач, связанных с регионоведенем, н6равственно – патриотическим воспитанием и был создан наш проект «Приамурье мое».

  Слай 5    Тип проекта – познавательно – информационный; срок реализации  три года.  И. что не мало важно, наш проект охватывает всех участников образовательного процесса - детей, родителей воспитанников и педагогов.

 

    Реализация проекта основывается на комплексно – тематическом планировании. Сам проект представляет собой систематизацию воспитательно – образовательного процесса по ознакомлению детей с родным краем; обеспечивает историческую преемственность поколений по сохранению культуры и традиций родного края.

Цель: способствовать воспитанию гуманной, социально активной, интеллектуально развитой творческой личности, обладающей чувством национальной гордости, толерантности, любви к родному поселку, краю, своему народу.                                                                                                                  

   Задачи: - развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;

- формировать основы национального самосознания и любви к родному краю;

- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей;

- приобщать детей к русской народной культуре;

- формировать нравственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к семье, детскому саду, поселку, краю;

- приобщать детей к культурному наследию края: образцам местного фольклора, национально-культурным традициям.

         Слайд 6 -7

    Непосредственно реализация проекта начинается со средней группы и с усложнением материала продолжается в старшей и подготовительной к школе группах. Сам проект условно разделен по месяцам и имеет определенные темы.

Сентябрь. Тема «Мой дом, мой поселок»

Мы говорим с детьми о семье, семейных традициях, профессиях родителей; дети составляют рассказы о своей семье, совместном времяпровождении с родными. Говорим о родном поселке, его истории. Проводим целевые прогулки к достопримечательностям нашего поселка; рассматриваем альбомы с фотографиями родных мест поселка; проводим наблюдения на прогулке за изменениями в природе, играем в подвижные игры и т.д. Традиционно в сентябре  в саду проводится «Осенняя ярмарка» и конкурс совместного творчества детей и родителей «Осенний хоровод».

 Слайд 8-9-10

Октябрь. Тема «Русская народная культура. Амурское казачество (для детей старшего возраста). Декоративно – прикладное искусство амурских мастеров»

Мы знакомим детей с бытом и занятиями русских людей; проводится образовательная деятельность в мини - музее «Русская горница» (такой музей есть у нас в саду). Посещаем с детьми краеведческий музей поселка Серышево, где дети знакомятся со старинной русской одеждой, предметами быта и образом жизни русских людей в прошлом. Разучиваем с детьми танцы, хороводные игры. Со старшими дошкольниками проходят беседы по ознакомлению с истоками Амурского казачества. Дети знакомятся с историей  амурских казаков, их бытом, образе жизни и историческом значении казачества в становлении и развития Приамурья.

  В конце месяца традиционный праздник «Капустница» и развлечение для старших дошкольников «Как казаки хоровод водили».

Слайд 11-12

Ноябрь «Культура и быт коренных народов Приамурья». Весь месяц мы знакомим детей с коренными народами Приамурья, их быте, культурном наследии; разучиваем подвижные игры коренных народов. И уже традиционно в нашем саду в конце ноября проходит театральный сезон. Дети старшего возраста драматизируют сказки коренных народов Приамурья и также казачьи сказки.

      Слайд  13

Декабрь «Удивительный край. Флора и фауна Амурской области. Заповедники Амурской области».

Весь месяц мы говорим с детьми о заповедных метах Приамурья, животных и растениях, занесенных в Красную книгу.

      Слайд 14

Январь «Удивительный край. Города и реки Приамурья»

Виртуальные экскурсии по городам Приамурья, их достопримечательностям. Так же говорим о значении рек в жизни региона (ГЭС); о горнодобывающей промышленности; о развитии региона в целом.  В конце месяца среди детей подготовительных групп проводится конкурс чтецов «Мой край родной». Традиционно проводятся после новогодних праздников «Колядки»

Слайд 15 -16   Февраль «Чудеса земли Амурской».

В течении месяца с детьми проводится цикл бесед, направленных на расширение знаний о достопримечательностях Амурской области. Завершает месяц физкультурно – оздоровительное развлечение «Казачьи забавы».

Слайд  17

Март «Культурное наследие Приамурья»

Знакомство с творчеством поэтов дальневосточников, с творческими коллективами; казачьими песнями и танцами.

Итог месяца – «Казачьи вечерки».

Слайд  18_19-20   Апрель, Май «Амурская область - от пашни до космодрома»

Заучивание стихотворений о родном крае; знакомство с сельским хозяйством Приамурья («Что растет на полях?»; «Откуда хлеб пришел?»; просмотр презентаций «Строительство космодрома «Восточный».

Большое внимание уделяем теме ВОВ.

Итог темы – тематическое развлечение «Край далекий с лесами, да сопками.»

Музыкально – спортивный праздник с участием бывших выпускников (учащихся 1 класса МАОУ СОШ №1) – «Ждут нас быстрые ракеты»

Слайд  21  Для успешной реализации проекта у нас в саду создана РППС. В каждой группе созданы центры патриотического воспитания; в фойе оформлены стенды; мини – музей «Русская горница»; мини – музей эвенкийской культуры. Собран по каждой теме огромный дидактический материал.

 Вывод: реализация региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно – нравственного воспитания дошкольников. Проект «Приамурье мое» в полной мере позволяет создать условия для реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации.

Список литературы:

  1. Абеленцев В. Н. «Амурские казаки» (2 тома). Издательство: ОАО «Амурская ярмарка» 2008г. – 292с.

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64с

  1. Деревянко А.П., Забияко А.П. История Амурской области с древнейших времен до начала XX века. – Благовещенск, 2008г. – 424с.

  1. Дусавицкий А.К. Региональный компонент в ДОУ.-М.Фосса, 2015Г. – 285с

5.  Ельцова, О.М., Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре/ О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя .-2011.№4С.29.

6.  Князева О.Л.; Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парционная программа. Учебно – методическое пособие. СПб ООО «Издательство «Детство пресс», 2016 г. – 304с.

Пантелеева Н.Г. Знакомство детей с малой Родиной . Из – во «ТЦ Сфера»., с.- 127.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Тема "Нравственно-патриотическое воспитания дошкольников в рамках НОД"

Нравственно-патриотические чувства закладываются а процессе жизни человека, находящегося а рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к ок...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Текст к презентации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Описана регулярная и целенаправленная работа с детьми о привитии дедям чувства любви к родному дому, своей семье, к детскому саду, к своему городу ,к Родине....

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Презентация " Значение нравственно - патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"

Презентация " Значение нравственно - патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"...

Презентация центра "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" во 2 младшей группе

Основная цель патриотического воспитания- ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитываем чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируем представления детей о дет...