НОД "Казачий двор"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение со статусом «казачье» Жирновский детский сад «Ивушка» общеразвивающего вида, художественно-эстетического приоритетного направления воспитанников
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Конспект занятия
по аппликации
«Казачий двор»
/5-6 лет/
Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством создания коллективной аппликации казачьего двора.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- приобщать детей к историческому прошлому донских казаков;
- познакомить с особенностями устройства казачьего подворья;
- вызвать желание быть активными участниками в его создании.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- вызвать интерес к созданию коллективной аппликации из бумаги средствами художественно-продуктивной деятельности;
- учить детей создавать выразительные аппликационные образы, сочетая разные способы и приемы аппликации;
- показать приемы оформления вырезанной фигурки цветной бумагой;
- развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и пропорций.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- обогатить словарь детей новыми словами (курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок);
- развивать умения выражать ход своих мыслей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Закреплять элементы полоролевой модели поведения, воспитание качеств женственности и мужественности в игровой деятельности
Методы и приемы:
Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.
Словесный метод: рассказ; беседа; художественное слово.
Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.
Информативно - рецептивный метод: рассматривание; образец воспитателя.
Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;
выполнение педагогом игровых действий;
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций о традициях и быте донских казаков. Знакомство детей с особенностями повседневной жизни и трудом казаков. Прослушивание казачьих песен.
Материалы, оборудование:
демонстрационный материал: Мультимедийный проектор (презентация), лепестки подсолнуха, макет казачьего подворья.
Материалы для изготовления казачьего подворья: макет куреня, веточки лозы, пучок сена, плетень, фигурки домашних животных и птицы, клей, ножницы, цветная бумага, картон, глина.
Ход НОД:
Звучит казачья песня «Как за Доном за рекой».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в далекое прошлое Донского края и узнать как жили казаки много лет назад……..(произносят волшебные слова):
-Мы бросаем лепестки…ждите в гости казаки...(подкидывают лепестки подсолнуха вверх) и оказываются в станице (слайд 1).
Воспитатель: Вот мы и очутились в станице.(слайд 2).Казака нельзя представить без коня, оружия, и без дома, где его всегда ждала казачка. А как называлось жилище казаков?
Дети: Курень.(слайд 3)
Воспитатель: Раньше курени строили из местных природных материалов: соломы, хвороста, камыша (слайд 4). Каркас куреня из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался. А затем внутри и с наружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.
Украшением куреня были наличники на окнах и ставни - для защиты от солнца. Летом в саманном курене прохладно, а зимой тепло (слайд 5).
Строительство нового жилища было делом всех жителей станицы. Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник (слайд 6).
Ничто так не отражало характер казака, как его двор (слайд 7). Даже ширина двора имела значение. Если двор был широким - хозяин думал о постройке новых куреней, где будут жить взрослые сыновья. Если двор узкий - в семье одни девки. В обустройстве двора казаки придерживались правила: все должно быть под рукой. Количество построек во дворе могло быть больше или меньше, смотря по достатку хозяина. В своем дворе казаки много скота не держали - для этого хватало простора степи. На одной стороне двора ставили плотницкую, конюшню, при ней хомутовку, где хранили седла, конскую упряжь, щетки. Дальше располагались коровники, помещение для телят, свиней, птицы. На противоположной стороне - хлебные амбары, колодец, летняя печь. За хозяйственными постройками начинался огород, тянувшийся до фруктового сада.
Воспитатель: Давайте мы с вами пройдемся по станице (дети подходят к макету казачьего подворья) Рассказывают что они там видят.
Идут дальше, подходят к макету недостроенного куреня рядом стоит кукла-казачка (опечаленная).
Воспитатель: объясняет детям, что казаки уехали в дозор на границу, а помочь казачке по хозяйству некому.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Как поступить?
Дети: Давайте мы казачке поможем!
Воспитатель: Конечно поможем. Я вам предлагаю стать участниками устройства казачьего подворья. У нас есть макет куреня. К нему нужно прикрепить окошки, двери и крышу, расставить фигурки домашних животных и птиц. Готовы?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: Но сначала разомнем наши ручки перед работой (физ.мин. «ДОМ»)
«Мы хотим построить дом (руки сложить домиком и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук соединить в кружочек).
Чтоб у дома дверь была (ладошки рук соединяем вертикально).
Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики).
Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой).
Солнце было, дождик шел (сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены, затем опускаем вниз, делаем стряхивающие движения).
И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - бутончик тюльпана)
Воспитатель: Вот теперь мы можем приступить к работе (дети делятся на подгруппы, каждая из которых выполняет определенную работу).
1 подгруппа: Приклеивают крышу из соломы.
2 подгруппа: Вырезают окна из бумаги и приклеивают на макет.
3 подгруппа: Вырезают двери и приклеивают на макет.
Воспитатель: Вот курень готов! Но посмотрите, чего-то не хватает?
Дети: Казачье подворье должно быть обнесено плетнем.
Воспитатель: Верно, мальчики будут подавать мне веточки лозы, а я буду плести плетень…Девочки будут вырезать из бумаги горшки и кувшины, которые мы повесим на плетень. А еще нам нужны будут цветы подсолнечника тоже для украшения плетня. (идет распределение работы)
Дети: Вот наш плетень и готов. Раньше, если на плетне висели горшки, это означало, что хозяйка ушла со двора, она не замыкала свой дом и во двор никто не заходил.
Воспитатель: Вот наше казачье подворье готово! Мы его изготовили своими руками. Посмотрите, как мы быстро справились с работой, почему у нас все получилось?
Дети: Потому что мы работали дружно и помогали друг другу.
Воспитатель: Ну, теперь нам пора возвращаться в группу, давайте попрощаемся с казачкой!
Дети: Мы собрали лепестки, до свиданья казаки! (возвращаются в группу)
Рефлексия.
Воспитатель: Как вы думаете, мы помогли казачке?
Дети: Да! Мы помогли казачке.
Воспитатель: Как вы считаете, ей понравилась наша работа?
Дети: Считаем, что ей очень понравилась наша работа.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были самыми настоящими участниками строительства казачьего подворья. Вы вели себя как настоящие казаки: работали дружно, во всем помогали друг другу, сохраняя традиции и обычаи донских казаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....
Образовательно-игровой семинар по экологическому воспитанию для родителей на тему: "Обитатели нашего двора. В какой помощи и охране они нуждаются".
(из личного опыта, используя подручный материал)...
Развлечение "Бабушкин двор " во второй младшей группе.
Увлекательное путешествие вместе с бабушкой, где дети используют свой опыт (знакомые потешки и стихи)....
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО «Во дворе у бабушки».
Конспект занятия по рисованию....
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО «Во дворе у бабушки».
Конспект занятия по рисованию....
Интегрированное занятие На бабушкином дворе
Знакомство с домашними животными...
Игра занятие "На птичьем дворе"
Учить имитировать движения животных (цыплят),закреплять умения отбирать среди геометрических фигур заданную форму (овал),назвать цвет. Определять на слух шкмящие коробочки си соотносить их с нужной иг...