"Методический семинар" г. Жуков, участие в районной научно-практической конференции "Мастерство учителя - успех ученика".
учебно-методический материал
"Роль нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму"
«Есть чудесная планета,
Здесь на всё свои ответы
Здесь игра, веселье, сказка,
Песни, танцы в ярких красках.
Дружно дети здесь живут,
Как планету ту зовут? (ДЕТСТВО)
Детство! Какое чудесное слово! Сразу представляешь себе голубое небо, яркое солнце, радость, беззаботность! Мне иногда так хочется вернуться в те незабываемые моменты детства, когда все в жизни было легко и просто! Мы, педагоги – дошкольники, являемся творцами детских душ, а где-то и первооткрывателями. Как приятно и почётно быть первооткрывателем! Я иногда представляю себе, что детский сад – это неизведанная галактика, дети это маленькие звездочки, а я воспитатель – астроном, который пытается в каждом ребенке разглядеть ту самую уникальную звезду. Я часто думаю, что сделать для того, чтобы мои мальчики и девочки ярче сверкали и блестели в этом сложном для них мире? От интереса ребенка протягиваю ниточку к его развитию. И моя задача, развивая те или иные способности, сохранить его индивидуальность. Я нахожу такие методы и приемы работы, которые способствуют полному раскрытию неповторимого потенциала каждого ребенка.
Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. О подготовке к школе написано и сказано немало. Л.А. Венгер писал: «Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Выпуская детей в школу, каждый раз я слышу, что мелкая моторика рук детей развита недостаточно хорошо. Дети много и долго пишут на уроках в школе.
«Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Я очень часто вспоминаю, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки.
Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже процесс ручку держать правильно – целое искусство.
Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг другу, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…
А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.
Почему одни дети учатся писать играючи, а другие испытывают при этом невероятные трудности? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Само сочетание слов «мелкая моторика», безусловно, известно каждому педагогу.
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук – один из показателей психического развития дошкольника.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. А так же является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе.
Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Нестандартный подход к организации изобразительной деятельности удивляет и восхищает детей. Оригинальное решение раскрывает креативные возможности дошкольников. Нетрадиционные техники изображения разрушают классические шаблоны обучения ребенка изобразительному искусству и играют особую роль в развитии мелкой моторики рук. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей я вижу, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает. Действительно, нетрадиционные техники рисования необычны.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как я вместо готового образца демонстрирую лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Поэтому я решила заняться развитием мелкой моторики и подготовкой руки к письму дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования.
Для того чтобы непосредственная изобразительная деятельность проходила наиболее эффективно, я придерживаюсь принципа интеграции. Использую игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, которые обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Для эмоциональной и физической готовности к овладению нетрадиционными техниками изображения провожу физкультминутки, специальную пальчиковую гимнастику перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.
Чтобы вызвать у детей интерес и способствовать развитию мелкой моторики, я изучила методическую литературу следующих авторов: «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1 и 2 г. Н. Давыдовой, «Пластилиновая картина» О. Ю. Тихомировой и Г. А. Лебедевой, «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеевой. Взяв их разработки за основу, я разработала сводную таблицу, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Вторая младшая группа:
Рисование пальчиком.
Рисование ладошкой.
Рисование крупой.
Тычок жесткой кистью.
Средняя группа:
Рисование свечой или восковыми мелками.
Рисование ватными палочками.
Оттиск печатками.
Оттиск мятой бумагой.
Ниткопись.
Старшая группа:
Набрызг.
Торцевание
Оттиск поролоном.
Штампы
Подготовительная группа:
Рисование на мятой бумаге.
Рисование солью.
Расчёсывание краски.
Оригами
Пластилинография
Существует множество нетрадиционных техник, но мной отобраны те, которые направленны на развитие мелкой моторики руки.
Есть рисование обычное,
Традиционное во всем.
Материалы нам привычные.
Но речь сегодня не о нем.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Перед любым своим занятием
Стараюсь все предусмотреть.
Решить, а будет ли понятно?
Сумеют дети все успеть?
Подробно и доступно технологию
Вначале я ребятам объясняю.
И если что-то вдруг не получается,
Конечно же, на помощь прибегаю.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационные,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Ну как быть можно равнодушным?
Ведь чтоб узор нарисовать,
И карандаш точить не нужно,
А можно просто свечку взять.
А как обычной зубочисткой
Изобразить далекий космос?
Ответит вам любой мальчишка:
С граттажем это очень просто!
Рисование это – не новое,
А скорее, забытое дело.
Тут достаточно вспомнить знакомые
На асфальте рисунки мелом!
Мы на прогулке рисовали
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Мы рисовали на стекле.
Необычными вещами
Мы рисуем без труда.
Что найдется под рукой –
Все годится нам с тобой:
Щётка старая зубная,
Подойдет крупа любая,
Ниток ярких клубок
Из-под спичек коробок,
Вот фигура человека
Не рисуется никак.
Я возьму шаблон и выйдет
У меня смешной чудак!
А петух и осьминожка
Получаются ладошкой.
Лес осеннею порою
Напечатаем листвою.
Если кисточкою тыкать,
То есть рисовать тычком,
То получится мурлыка
С мягким плюшевым хвостом.
Нарисуем, все отмоем
И ладошки ототрем.
И рисунками своими
Полюбуемся потом
Всё это в комплексе я внедряю не только в непосредственную образовательную деятельность с дошкольниками, но и в самостоятельную деятельность детей.
Особое внимание я уделяю организации развивающей среды – это означает создание необходимых условий для развития ребенка. При этом руководствуюсь требованиями государственного стандарта, в котором говорится, что среда должна быть доступной, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, безопасной, содержательно-насыщенной. Каждый предмет в группе является развивающим. Я стараюсь создать среду, окружающую детей, таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе оборудован уголок творчества, в котором имеется необходимый материал: бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры. А также дидактические игры, способствующие развитию мелкой моторики: “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков), “Ниткопись”, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы», коробка с прищепками и многое другое. Содержание этой полочки постоянно меняется, цели и задачи игр усложняются.
Все это оборудование удобно хранить в отдельных коробках. Новый изобразительный материал я ввожу постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников в образовательной деятельности. К шкафам, полкам, где находятся различные материалы, обеспечен свободный доступ.
Родители принимают активное участие в создании развивающей среды нашей группы и с удовольствием ищут новые решения для её обогащения.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, и подготовки ребенка к письму.
Основной задачей в работе с родителями считаю – ознакомление с особенностями развития мелкой моторики. Они приглашаются на открытые мероприятия, где знакомятся с методами и приемами работы. В последствие родители отмечают, что это способствует улучшению их отношений с ребенком и с доверием относятся к моим рекомендациям.
Для родителей провожу обучающие семинары-практикумы, консультации, где они узнают, как правильно проводить пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, дидактические игры, какие приемы и методы можно применять в быту для развития пальцев рук детей.
В родительских уголках размещаю папки – передвижки и памятки на темы:
«Первые шаги в освоении письма»
«Гимнастика для рук»
«Загадочные предметы и др.»
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук с использованием нетрадиционных техник рисования, навыки детей стали более совершенными. Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали более координированными.
Нужно отметить тот факт, что работа по развитию мелкой моторики положительно повлияла на речь детей. Большинство воспитанников стали лучше проговаривать слова, четче произносить звуки.
Анализируя работы детей, могу сделать вывод, что проведение мероприятий по изодеятельности с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей:
Мелкой моторики и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Необходимо помнить, что каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
«Не надо ни славы, ни мненья людей, мила мне одна лишь улыбка детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.
Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...
Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016
Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие общения и в...
Сценарий Районной научно-практической конференции «Я – исследователь»
Цель мероприятия: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка старшего дошкольного возраста путём формирования навыков исследовательской деятельности....
Доклад на районную научно-практическую конференцию
Научно-практическая конференция работников образования: «Актуальные вопросы современного образования» Тема доклада: «Развитие интеллектуального потенциала детей дошкольног...
Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности» Доклад по теме: «Использование информационных технологий в образовательном процессе»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеСузунского района «Сузунский детский сад №2»(МКДОУ «Сузунский детский сад №2»)...
Районная научно - практическая конференция «Здоровая Россия - наше будущее»
Эту тему я выбрала для изучения потому, что здоровье человека зависит от качества воздуха, ведь мы не можем обойтись без дыхания, а проблема загрязнения атмосферы сейчас наиболее актуальна. Осно...
Исследовательский проект для районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» - «Пластилин открывает свои секреты» .
Исследовательский проект "Пластилин открывает свои секреты". С данным проектом моя воспитанница Еремеева Варвара участвовала в районной научно - практической конференции "Перве шаги в н...