Проект "Этнокультурное воспитание дошкольников Бурятии через национальную бурятскую игру "Шагай наадан""
презентация к уроку (подготовительная группа)

Бадмажапова Сэндэма Васильевна
—Этнокультурное воспитание — это важный аспект развития детей, особенно в многонациональных регионах нашей России.
—Цель этнокультурного воспитания заключается в формировании уважения к культурам народов, проживающих в регионе, и создании условий для их сохранения и развития. Одним из эффективных инструментов в этом процессе является традиционная национальная бурятская игра "Шагай наадан".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon шагай наадан900 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс: Бурятская народная игра «Шагай наадан» Игра в кости

Слайд 2

Звучит бурятская песня. Шагай, шагай,шагайхан Шагай наадан аятайхан. (привлекательный, приятный) Начало

Слайд 3

Цель: формирование культуры общения между народами, взаимоуважение и развитие интереса к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. формирование навыков познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности, активной жизненной позиции, опыт социального взаимодействия и навыков позитивного досуга в свободное время. Задачи: популяризация самобытной бурятской народной игры «Шагай наадан». Ознакомление с правилами игры Шагай наадан Ознакомление с разновидностями данной игры. Участники: педагоги, дети старшей группы.

Слайд 4

Самая популярная игра в семье была «Шагай наадан»- символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «5 хушуун мал» - традиционные 5 видов скота, которые имелись у бурят. Уважаемые коллеги, кто может назвать этих животных? ( показ рисунков) - Хонин (овца) -ямаан (коза) -морин (лошадь) -ухэр (корова) -тэмээн (верблюд)

Слайд 5

Косточки специально раскрашивали в разные цвета . Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения - качеств необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись

Слайд 6

Шагай по форме имеет 5 позиций, и каждая имеет название.

Слайд 7

5 позиции шагай (косточек) «ямаан » ( с выемкой с двумя маленькими рожками) упавшие вогнутой стороной вверх - это коза. Хонин» «горбатый, упавший с выпуклой стороной вверх- овца «Ухэр» - это упавшие на ребро набок с выемкой - корова « Морин» - упавшие на бок на ребро ровной стороной-лошадка «Тэмээн» - с двумя горбами кости, в сидячем положении.

Слайд 8

Бухэ» «горбатый, упавший с выпуклой стороной вверх- овца- хонин

Слайд 9

« Хонх» ( с выемкой с двумя маленькими рожками) упавшие вогнутой стороной вверх - это козлик -ямаан.

Слайд 10

« Морин» - упавшие на бок на ребро ровной стороной-лошадка

Слайд 11

«Ухэр» - это упавшие на ребро набок с выемкой – корова

Слайд 12

«Позиция Верблюд»«Тэмээн» - с двумя горбами кости, в сидячем положении .

Слайд 13

Игра «Шагай имеет более 100 разновидностей. Самый распространенный и любимый вид: - Щелканье- ня h алалга -Скачки- мори урилдаан; -Подкидывание- шуурэлгэ; -4 молодца- 4 бэрхэ; -Угадывание суммы- шагай тааха

Слайд 14

Мори урилдаан - скачки Играют несколько человек. Расставляют шагай в ряд по 10 штук. Играющие выбирают по одному «коню» из свободной кучи бабок и ставят их по обеим сторонам первого шагай и бросают их. Сколько среди них окажется шагай в положении «морин», на столько бросавший передвигает «коня»

Слайд 15

Щелканье . Игра проходит в 2 этапа. Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые: например-бухэ на бухэ, хонхо на хонхо. Косточка должна идти, не задевая другие кости, кроме цели. Косточка – цель, откатываясь от удара, также не должна задевать соседние шагай. Если играющий промахнется, то ход переходит другому игроку. При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор. Игрок не должен забрать кость той рукой которой стрелял -это ошибка

Слайд 16

Рефлексия Кто желает, можем погадать на шагай. Прошепчи свое желание - узнаем сбудется ли оно. Если все 4 шагай упадут в позиции морин- ваше желание сбудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Поче...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре

В воспитании дошкольников огромное значение имеет ознакомление с историческим, культурным ,национальным ,географическим, природно-экологическим  своеобразием своего родного Ставропольского края. ...

Статья по теме "Использование инновационных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО"С

В статье рассматривается музыкальное развитие детей средствами инновационных технологий с учётом национально-регионального компонента. Автором представлены инновационные методы и приёмы, используемые ...

Авторский проект по теме: «Использование инновационных технологии в музыкальном воспитании дошкольников с учётом национально-регионального компонента в контексте ФГОС ДО»

Проектная работа заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на методических объединениях музыкального руководителя ДОУ для выступления в научно-практических конференциях, р...

Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, ра...