Лэпбук как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_tekst.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Лэпбук как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Именно поэтому мы в нашем дошкольном учреждении уделяем данному воспитанию большое внимание. Включили в часть Программы, формируемую участниками образовательных отношений, Программу по краеведению. Цель программы: формирование гражданственности, патриотизма, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, истории России и малой родины.
Наши педагоги занимаются постоянным поиском и разработкой инновационных подходов к патриотическому воспитанию. И выяснили, что для достижения высоких результатов в обучении детей патриотическому воспитанию можно достичь с помощью такой технологии как лэпбук. Почему именно лэпбук стал хорошим средством в достижении высоких результатов? Обратимся к для начала к истории возникновения лэпбука. Лэпбук (lap book) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно расположить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту в ней содержится множество материалов по теме. Почему он так хорош? Лэпбук: полифункционален, так как он способствует развитию творчества, воображения у детей; пригоден к использованию одновременно группой детей; обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников
Значимость и преимущества технологии «лэпбук»: активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте); развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь, помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым; помогает детям лучше понять и запомнить информацию; позволяет сохранить собранный материал; объединяет педагогов, детей и родителей; способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми; обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми; способствует творческой самореализации педагога.
Как разработать лэпбук? Во –первых, я начинаю с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. После того, как я выбрала тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему. Содержание лэпбука будет зависеть от того, какие поставленные задачи Вы будете решать. Затем я приступаю к созданию макета (наброску) и оформлению. Много информации по содержанию и оформлению лэпбука можно заимствовать из интернет ресурсов. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д. После создания макета можно приступать к изготовлению и оформлению лэпбука.
Мною был разработан лэпбук «Моя родина Россия»
Данный лэпбук универсальный. Он сделан на основе со съемным наглядным материалом. Содержит разделы: «русские народные сказки», «пословицы и поговорки»; «русская народная роспись»; «народные ремесла России», «народы России», дидактические игры – теневое лото, загадки, стихи о России, государственный гимн и символика нашей страны и т.д.
С данным лэпбуком возможно работать педагогу как с группой детей, так и индивидуально. Большой положительный момент данного лэпбука – это богатый иллюстративный материал. Разделы могут пополняться и обновляться. Ежедневно можно наблюдать детей, проявляющих интерес к этому лэпбуку при организации самостоятельности деятельности в дошкольном учреждении.
В результате данной технологии, применения в образовательном процессе лэпбуков, у детей развиваются универсальные умения, такие как планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; учится выражать свои мысли и желания. В результате использования лэпбуков, ребенок самостоятельно собирает нужную информацию; структурирует большой объем данных. У детей развивается интерес к познавательному развитию, развивается креативность и творческое мышление. Данная технология хороша и тем, что лэпбук можно использовать как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Исходя из опыта работы, мы выяснили, что лэпбуки способствуют у детей дошкольного возраста формированию гражданственности, патриотизма, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, истории России и малой родины. В результате проводимой работы в нашем дошкольном учреждении, с помощью лэпбуков, по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста прослеживается положительная динамика: уровень знаний детей увеличился от низкого к среднему. Дети стали проявлять значительную активность и яркий интерес к новым знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....
«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...
Выступление на конференции на тему "Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Народные подвижные игры -это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития....
«Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше ...
Мастер – класс для родителей «Лэпбук как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» «Создание лепбука»
Мастер – класс для родителей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Виртуальная экскурсия, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по речевому развитию «Виртуальная экскурсия по городу Заринску»...