Проект: «Обереговые куклы»
проект (старшая группа)

Маляр Инна Анатольевна

В современном   обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям и обычаям. Люди, уставшие от ускоренного темпа жизни, подсознательно тянутся к природе, к жизни предков, их житейской мудрости, опыту.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Сейчас для многих детей кукла считается по большей части забавой. Но так было далеко не всегда. В древности куклы были не просто игрушкой, но, сделанные своими руками, приносили счастье в дом или были оберегами от злых духов и неприятностей. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя обереговые, обрядовые, развлекательные функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obryadovye_kukly.docx691.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Рябинушка»

Проект: «Обереговые куклы»

Воспитатель: Маляр И.А.

                                                                                                   

Г.о.г. Кулебаки

Проект: «Обереговые куклы»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагог, родители, дети дошкольной группы 5-6 лет.

Актуальность проекта:

 В современном   обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям и обычаям. Люди, уставшие от ускоренного темпа жизни, подсознательно тянутся к природе, к жизни предков, их житейской мудрости, опыту.

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Сейчас для многих детей кукла считается по большей части забавой. Но так было далеко не всегда. В древности куклы были не просто игрушкой, но, сделанные своими руками, приносили счастье в дом или были оберегами от злых духов и неприятностей. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя обереговые, обрядовые, развлекательные функции.

Наше сегодняшнее желание знать, какими же были куклы-обереги, как ими играли и что они значили, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Проект «Обереговые куклы» - даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа.

 «Не зная традиций своего народ невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, традиции».

Цель проекта:

  Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ народной  куклы-оберега.  Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении  кукол из мочало «Пятнички».

Задачи проекта:

  1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
  2. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;
  3. Познакомить с различными видами обереговых кукол.
  4. Обогащение активного словаря ребёнка через знакомство с народной куклой-оберегом;
  5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям через народную куклу.

Предполагаемые результаты для детей

  • повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме;
  • овладеют технологией изготовления кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников;
  • пополнится предметно - развивающая среда;
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

  • родители станут активными помощниками в жизни группы;
  • отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.                      

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма, мочало и т.д.).
  3. Разработка плана по реализации проекта.

Основной этап

  1. Просмотр мультимедийных презентаций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).
  2. Беседы: «История возникновения обереговой куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Почему у народной куклы нет лица», «Игрушки наших прапрабабушек».
  3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Пеленашка»; «День и Ночь»;    «Десятиручка», «Берегиня», «Неразлучники», «Пятничка».
  4. Оформление выставки «Народные тряпичные куклы-обереги»; .
  5.   Мастер-класс с мастером прикладного искусства А.Д. Майлат по изготовлению куколы из мочало «Пятничка»,  совместно с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

  1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Обереговая кукла в развитии творчества детей».
  2. Анкета для родителей по приобщению к русской культуре.
  3. Мастер – класс с мастером прикладного искусства А.Д. Майлат по изготовлению кукол из мочало «Пятничка».
  4. Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

Заключительный этап

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

      1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

      2.Освоена технология выполнения куклы-оберега

      3. Изготовлены образцы кукол

  1. Проведен мастер-класс с родителями по изготовлению оберега кукол из мочало «Пятничка».
  2. Оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги»

План реализации проекта.

Виды деятельности:

«Познавательное развитие»

  1. Рассматривание мультимедийных презентаций «Русская изба».
  2. Беседы: «Быт русского народа»; «Праздники на Руси»; «Чем играли наши бабушки»; «Зачем нашим предкам были нужны куклы».
  3. НОД: «Путешествие в прошлое куклы»; «Куклы наших бабушек»; «Тряпичные куклы обереги».
  4. Занятия – эксперименты: «Виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу».
  5. Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Одень куклу»; «Наряди матрешку»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?».

 «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Сюжетно – ролевые игры:  «Дом»; «У бабушки в гостях».
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; «Обереговые куклы».
  3. Презентация: «Как жили люди на Руси».

«Чтение художественной литературы»

  1. Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.
  2. Заучивание пословиц и поговорок  русского народа о труде.

 «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Рисование: «Матрешки».
  2. Аппликация: «Украсим кукле сарафан».
  3. Лепка: «Игрушки моей бабушки».
  4. Конструирование: «Домик для кукол»; «Русская изба».
  5. Хороводы: «Как пошли наши подружки»; «Капустка».

«Физическая культура»

  1. Подвижные игры: «Ручеек»; «Шел козел дорогою».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
  Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Появление куклы связывают с началом выращивания льна, тем самым можно сказать, что народной тряпичной кукле-мотанке около 5000 лет. И не только в России или Белоруссии, Молдове можно найти такую древнюю тряпичную куклу – она популярна во многих странах. 
Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Для изготовления кукол можно использовать различные материалы: солому, ветки, шишки, веревки, ткань.
Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.                                                                                                                                  Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на четыре большие группы: куклы – обереги, игровые, обрядовые и целительные.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело -тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению ИГРОВЫЕ ОБЕРЕГОВЫЕ Столбушки Малышок-голышок Куватка ОБРЯДОВЫЕ Простоволосая Ангелочек Неразлучники Лихоманки Кукла с косой Масленица Коляда День и ночь Девка-Баба Кукла нарядная Кострома Вепсская Бабушкина кукла Кукушечка Узелковая Покосница Колокольчик Зайчик Купатка Бессонница Бабочка Козьма и Демьян Утешительница Капуста Берегиня Пеленашка Десятиручка Крупеничка Веснянка Свадебная Желанница Пасхальная голубка Владимирская столбушка

Мастер-класс «Кукла-оберег из мочало «Пятничка»»

Цель занятия: Знакомство с народной обереговой куклой; воспитание, на  примере куклы,  семейных ценностей – внимательного, бережного отношения друг к другу,  ответственности за детей. Раскрыть свойства и возможности соломки как природного материала для декоративно - прикладного творчества.

Задачи:

1. Обучающая: познакомить детей с разнообразием изделий из соломки, с технологией их создания, способами обработки соломки. Научить делать куклу «Неразлучники», последовательно следуя инструкции.

На примере куклы показать, что семья- это союз любящих людей, идущих по жизни рука об руку; несущих ответственность друг за друга и за детей;

 2. Развивающая: развивать творческое мышление,  фантазию и  воображение, пробуждать любознательность в области  декоративно-прикладного искусства, развивать мелкую моторику рук и глазомер, развивать умения ручного труда.

 3. Воспитывающая: воспитывать любовь к народному творчеству, эстетический вкус и коммуникативные качества личности. Воспитывать интерес к культуре своей Родины, к ее народным традициям. Пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа. Формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность.

Материалы и инструменты: мочало, ножницы, игла, леска, напёрсток

Оборудование: мультимедийные средства, образцы работ.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы познакомимся с миром народной куклы,   миром поистине удивительным. Действительно, разве не удивительно, когда смотришь на маленькую  фигурку  и  чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно. И конечно же во время нашего знакомства мы будем мастерить куколку.

 Вводная беседа

Воспитатель: Кукла — первая среди игрушек. Изначально кукла служила  обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

 Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

В народе говорится: «Кто в куклы не играл, тот жизни не знал». Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы? (Через куклу дети узнавали о жизни, постигали все самое главное и важное, учились понимать, на чем строятся взаимоотношения людей)

Посмотрите еще раз на всех куколок. Они все такие разные! Но есть в них нечто, что объединяет всех. Что у них общего? (нет лица). Почему у народной куклы не рисовали лицо? (чтобы в куклу не вселился злой дух)

.

Воспитатель: У нас сегодня в гостях мастер прикладного искусства Анатолий Данилович Майлат, который о куклах знает всё.

Беседа и знакомство с А.Д. Майлатом.

 Анатолий Данилович предложил изготовить куклу из мочало, которая принесёт в дом природный аромат и солнечный свет. Так же расссказал, что лыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье лиственного дерева — липы, ивы, дуба. Самое распространённое — липовое лыко. Применяется для изготовления рогожи и плетения лаптей, корзин, игрушек, используется, как мочало в бане. Для заготовления лыка скобелем снимали кору с липы, затем замачивали в воду, примерно на неделю. Потом отдирают мочало от корья, и высушивают. Ознакомил с разными куклами собственного изготовления.  

       Ребята с родителями с интересом делали куклу из лыка под руководством Анатолия Даниловича. Мастер-класс  по изготовлению куклы в народном стиле оставил незабываемое впечатление в сердцах детей.

Заключение

Вместе с детьми мы выяснили, что обереговые  куклы - это один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней   Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной.

Нам удалось сделать все, что мы задумали, мы провели исследование о куклах-оберегах и узнали много интересного о них. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 78% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием  кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

Проект "Обереговая кукла"

Проект "Обереговая кукла"...

проект обереговая кукла

проект обереговая кукла...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...

Проект "ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ"

Проект «Обереговые куклы» - даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.Интересный и яркий проект поможет показать историческую ценнос...

Кукла - тряпичная «Травница» — это обереговая кукла крепкого здоровья.

Её применяли для лечения от различных болезней. Она помогала всем — от маленького ребёнка до старого человека. Наделяла жилище приятным благоуханием, успокаивала и укрепляла силу духа.Куклу маст...