проект обереговая кукла
проект по окружающему миру на тему
проект обереговая кукла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukla.docx | 26.44 КБ |
kukly_oberegi.docx | 242.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители,
Вид проекта:
- по количеству участников: коллективный
- по контингенту участников: дети 4-5 лет и их родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
- по характеру деятельности: игровой, познавательный, творческий
- по продолжительности: краткосрочный
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Продолжительность проекта: 1-2 месяца
Место проведения: группа детского сада, музей ДОУ
Форма проведения: групповая
Продукт реализации проект:
- Создание мини-музея тряпичных кукол в дошкольном учреждении.
- Паспорт мини-музея «Тряпичная кукла», «Кукла пасха»
«Народные сказки и народная игрушка
подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка»
Н.Д.Бартрам
Актуальность
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старалась создать своими руками простую и тоже время красивую и многофункциональную игрушку.
Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа. Создание мини – музея тряпичной народной куклы.
Задачи:
- Знакомить детей с русской народной куклой.
- Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.
- Развивать умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми.
- Воспитывать любовь к русской народной игрушке.
- Совершенствовать коммуникативные способности детей.
Содержание работы над проектом по этапам:
1этап – организационный
- постановка цели и задач проекта;
- изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме;
- преобразование развивающей среды с учетом возрастных особенностей и новых требований;
- информирование родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.
2этап – продуктивный
№ | Виды деятельности | Формы и методы работы | Работа с детьми |
1 | Игровая деятельность | Сюжетно – ролевые игры Дидактические игры Настольно – печатные игры Подвижные игры | «День рождения куклы», «Мама и дочка» «Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать», «Из чего кукла сделана», «Одень Машеньку» «Подбери красивый сарафан для куклы», «Наряди куклу» «Народные игры – забавы» |
2. | Ознакомление с художественной литературой | Чтение, заучивание | Цикл потешек, сказок, стихов о куклах В.Берестова, К.Ушинского, С.Маршака, А.Барто |
3 | Художественно – продуктивная деятельность | Рисование Лепка Ручной труд | «Красивый сарафан для куклы», рисование узоров на платках «Куклы - пеленашки», «Нарядим куклу» «Изготовление куклы из ткани» |
4 | Театрализованная деятельность | Показ театра | «Русские народные сказки» |
5 | Познавательно – исследовательская деятельность | Цикл НОД Рассматривание Беседы | «Любимые игрушки ребят», «В гости к кукле»; Знакомство с «Куклой – пеленашкой»; «Куклой - зайчиком» Рассматривание альбома «Какие разные куклы»; иллюстрации; Презентация «Народные куклы»; Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами» «Моя любимая игрушка»; «Кукла – любимая игрушка» |
6 | Досуговая деятельность | Развлечение в музее | «В гости к хозяюшке» |
3 этап – презентативный
- Подготовка и представление результатов деятельности.
- Презентация мини – музея «Куклы из прошлого»
- Коллективная работа «Светлая Пасха»
Взаимодействие с семьёй
- Индивидуальные беседы с родителями о важности данной проблемы;
- Консультации «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;
- Сбор информации о тряпичных куклах;
- Участие в создании мини – музея.
Литература
1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
4.И.Н. Котова, А.С. Котова . Русские обряды и традиции .Народная Кукла .-СПб: «Паритет» 2008.
5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок.- Москва «Белый город»
6.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.
Предварительный просмотр:
Пасхальные куклы-обереги
Кукла Вербница
Кукла Вербница символизирует весеннее пробуждение природы и олицетворяет собой женщину, идущую в церковь освящать вербу. Верба на Руси повсеместно считалась целебным растением, наделенным особой жизненной силой. Ветками освященной вербы друг друга хлестали, желая здоровья. Делали куклу накануне Вербного Воскресенья. В руки кукле давали три веточки вербы. Куклу делали обычно для детей, и они с ней ходили за вербой перед Вербным Воскресеньем. Полагалось, что кукла оберегает детей, помогает им, показываете дорогу домой, не дает заблудиться.
Кукла Пасха
Самая красивая праздничная кукла так и называется – кукла Пасха. Пасхальная кукла символизирует женщину, которая идет на Пасху освещать куличи и яйца. Выполняется кукла в красных цветах. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. В ручках куколка держит свечу и узелок, который символизирует котомку с пасочками. Куклу можно выставлять в окошко вместе с куличами и крашеными яйцами, а также на продолжении всей Пасхи. Красный цвет всегда символизировал собой жизнь.
Такие куклы-обереги были необычайно прекрасным и дорогим подарком на светлый праздник, дарить их - значило оказывать большую честь! Куклы хранились на почетном, видном, но не доступном для "чужого " человека месте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
Проект "Обереговая кукла"
Проект "Обереговая кукла"...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....
Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"
Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...
Проект "ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ"
Проект «Обереговые куклы» - даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.Интересный и яркий проект поможет показать историческую ценнос...
Кукла - тряпичная «Травница» — это обереговая кукла крепкого здоровья.
Её применяли для лечения от различных болезней. Она помогала всем — от маленького ребёнка до старого человека. Наделяла жилище приятным благоуханием, успокаивала и укрепляла силу духа.Куклу маст...
Проект: «Обереговые куклы»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям и обычаям. Люди, уставшие от ускоренного темпа жизни, подсознательно тянутс...