Использование спилс-карт в дошкольном образовании - образовательный проект "Красноярск - территория жизни"
проект
Цель реализации проекта: проведение мероприятий по сборке спилс-карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района для взрослых и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 102 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному направлению развития детей»
660028 г. Красноярск ул. Мечникова, 41а, тел. 298-26-66,
660028 г. Красноярск ул. Новая Заря, 33, тел. 298-48-60
Электронная почта: dou102@mailkrsk.ru
Сайт: http://krasdetsad102.ru
Использование спилс-карт в дошкольном образовании
Образовательный проект
«Красноярск – территория жизни»
Сроки реализации проекта: июнь 2023 г. – август 2023 г.
Авторы: | Носевич Юлия Николаевна, старший воспитатель |
г. Красноярск, 2023 г.
Описание проекта.
Известно, что знание географии своей Родины является действенным средством формирования личности человека и его активной жизненной позиции. География – это предмет, на который в значительной мере ложится одна из основных задача российского образования: формирование у детей российской идентичности, как главного условия укрепления российской государственности. Именно эта задача ставится в качестве приоритетной в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
Однако, как показывают различные исследования, уровень географической компетенции у населения России остается крайне низким. Так, согласно очередному исследованию, ВЦИОМ, лишь 9% россиян смогли правильно ответить на несколько простых вопросов из Единого государственного экзамена по географии, «двоечниками» стали 46% опрошенных.
Не менее важным сегодня является патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое обозначено как одно из приоритетных направлений государственной политики. Именно активные и патриотически настроенные люди могут решать сложные задачи современной жизни.
Решение данной проблемы мы видим в использовании географической карты, так как одним из методов научного познания при изучении географии является территориальный. Но в дошкольном образовании ведущим видом деятельности является игра. А как можно играть с географической картой? На помощь нам могут прийти спилс-карты, разработчиком и правообладателем которых является руководитель программы «Знаю Россию», директор НП «Единство регионов» Евгений Владимирович Тюриков.
Спилс-карта – это инновационная разработка, представляющая собой набор магнитных игровых элементов, выполненных в форме территориальных единиц государств, регионов. Детали спилс-карт выполнены из прочных древесных материалов в форме российских регионов (или их территориальных единиц) и обладают магнитными свойствами. Детали спилс-карты собираются в единую карту государства или региона на магнитной доске или другой металлической поверхности.
Составление географической карты из магнитных элементов, выполненных в форме территориальных единиц, улучшает представление детей об административно-территориальном устройстве государства или региона и в целом способствует формированию у них позитивной жизненной стратегии и активной гражданской позиции.
С момента создания спилс-карт в 2014 году и далее в рамках Федеральной программы «Знаю Россию» в России проводятся соревнования по скоростной сборке спилс-карт Российской Федерации и ее субъектов среди школьников и взрослых.
Уже существующие спилс-карты России и Красноярского края натолкнули меня на идею адаптирования спилс-карт для дошкольников. Таким образом, был создан проект «Красноярск – территория жизни», который предполагает создание спилс-карт города Красноярска, его районов и микрорайонов для повышения познавательного интереса к изучению географии родного города и его территорий, истории, традиций, народностей, быта, природных особенностей и т.д. Особенно важным считаю объяснить детям в год празднования 395-летнего юбилея города Красноярска историю основания и развития, видоизменения его территории, районов и микрорайонов с самых истоков по настоящее время.
Цель реализации проекта: проведение мероприятий по сборке спилс-карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района для взрослых и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи реализации проекта:
- Подготовительный этап:
- создание эскизов карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района;
- изготовление спилс-карт по эскизам;
- приобретение магнитных досок и мольбертов;
- Основной этап:
- знакомство воспитанников и родителей со спилс-картами в формате праздника (1 июня – День защиты детей), старт проекта;
- организация и проведение цикла обучающих мероприятий по сборке спилс-карт для воспитанников МБДОУ № 102 старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
- проведение Чемпионата среди воспитанников МБДОУ № 102 и их родителей по скоростной сборке спилс-карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района.
- Заключительный этап:
- анализ результативности проекта, выявление актуальности для дошкольных образовательных организаций района.
Деятельность в рамках проекта.
Необходимость формирования географических представлений в дошкольном возрасте вызвана темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. Поэтому основная идея проекта заключается в проведении обучающих мероприятий по сборке спилс-карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района для формирования географических представлений, представлений об истории, природных особенностях и административно-территориальном устройстве родного города.
План работы по проекту.
Мероприятие | Сроки | Краткое описание | Результат |
Создание сценария праздника «День защиты детей» | 05.05.2023 – 12.05.2023 | Разработка сценария и плана проведения | Сценарий и план проведения разработан |
Создание эскизов карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района | 20.05.2023 – 30.05.2023 | Определение вида и составных частей спилс-карт для создания эскизов карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района | Эскизы карт города Красноярска, Красноярского края и Железнодорожного района созданы |
Заказ изготовления спилс-карт города Красноярска по эскизам | 05.05.2023 – 23.05.2023 | Приобретение фанеры влагостойкой 3 мм. Налаживание партнерского взаимодействия с подрядчиком | Спилс-карты заказаны к изготовлению у подрядчика ИП Олейник Е. А. |
Материально-техническое обеспечение проекта | 05.05.2023 – 23.05.2023 | Поиск доступного по цене оборудования и его приобретение | Приобретено: магнитно-маркерная доска (6 шт.), складной стол (8 шт.), мольберт (8 шт.) |
Организация и проведение праздника «День защиты детей» | 01.06.2023 | Организация мероприятия по ознакомлению со спилс-картами воспитанников МБДОУ № 102 и их родителей | Мероприятие проведено |
Организация и проведение ряда обучающих и игровых мероприятий для воспитанников МБДОУ № 102 и их родителей | 6.2023 – 8.2023 | Организация и проведение мероприятий по сборке спилс-карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района для взрослых и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) | Мероприятия проведены |
Организация и проведение Чемпионата по скоростной сборке спилс-карт | 8.2023 | Организация Чемпионата среди воспитанников МБДОУ № 102 и их родителей по скоростной сборке спилс-карт Красноярского края, города Красноярска и Железнодорожного района | Мероприятие проведено |
Результаты реализации проекта.
Качественные результаты реализации проекта:
Результат | Показатели эффективности | Источники получения данных |
Сформированы представления об административно-территориальном устройстве города Красноярска. | Самостоятельно собрав спилс-карту несколько раз, ребенок получает превосходный результат в освоении географических знаний, необходимых для каждого культурного и образованного юного горожанина. | Наблюдение, беседа, собирание спилс-карты на скорость |
Развита координация глаз и рук. | Дети, чтобы собрать карту, используют метод проб и ошибок, и это требует большой концентрации внимания и правильной координации глаз и рук. Ребенок каждый раз представляет разные субъекты карты, пытаясь выполнить задание. | Наблюдение, собирание спилс-карты на скорость |
Сформирована способность решать проблему, добиваться поставленной цели. | Спилс-карты состоят из элементов, которые должны быть правильно соединены. Это ставит перед ребенком явную проблему, которую необходимо решать. Ребенок старается, собирает, пока не добьется успеха. | Наблюдение, собирание спилс-карты на скорость |
Развиты когнитивные навыки. | Осуществляется познавательный процесс, при котором происходит обработка сознанием поступающей информации, ее мысленным преобразование в знания, хранение и использование накопленного опыта в повседневной жизни. Спилс-карты помогают развить мышление и память, т.к. дети пытаются вспомнить карту города и составить ее, при этом используют накопленный опыт, т.е. вспоминают субъекты, расположенные рядом друг с другом. | Наблюдение, собирание спилс-карты на скорость |
Развита память. | Во время сборки спилс-карты у ребенка работает зрительная и тактильная память. Потренировавшись несколько раз в сборке для выполнения норматива, ребенок в увлекательной форме запоминает расположение районов и микрорайонов города, их масштаб. Детям нравится собирать спилс-карты снова и снова, что улучшает их память: они останавливаются, думают и вспоминают, как собрать определенную территорию. | Наблюдение, собирание спилс-карты на скорость |
Развиты социальные навыки. | Спилс-карты могут собираться совместно с одногруппниками, друзьями, братьями/сестрами или родителями и это помогает развивать социальные/коммуникативные навыки у детей. | Наблюдение, собирание спилс-карты на скорость |
Оценка эффективности реализации проекта.
Анализируя эффективность, актуальность и востребованность Проекта, отмечаю повышенный интерес во время проведения мероприятий к сбору спилс-карт у детей и взрослых.
Количественные результаты реализации проекта:
Показатели | Значения показателя |
количество молодых людей в возрасте от 5 до 35 лет включительно, вовлеченных в реализацию проекта | 394 |
количество мероприятий досугового, спортивного, культурного, образовательного, творческого и иного характера, организуемых в рамках реализации проекта | 9 |
количество благополучателей, получивших положительный эффект от реализации проекта | 600 |
количество общественных пространств города, на которых осуществлена реализация проекта | 4 |
Распространение результатов проекта.
Тиражирование опыта использования спилс-карт в дошкольном образовании осуществлено в рамках участия в мероприятиях муниципального уровня:
№ | Мероприятие | Дата | Место проведения |
1. | Игровое мероприятие по сборке спилс-карт для воспитанников дошкольных образовательных организаций Железнодорожного района в рамках празднования Дня защиты детей. | 01.06.2023 | Парк им. Ю. Гагарина |
2. | Игровое мероприятие по сборке спилс-карт для жителей Железнодорожного района в рамках празднования Дня России. | 09.06.2023 | |
3. | Игровое мероприятие по сборке спилс-карт для жителей и гостей города Красноярска в рамках общегородского проекта «ЯРкие БЕРЕГА». | 10.06.2023 | Центральная набережная реки Енисей |
4. | Игровое мероприятие по сборке спилс-карт для жителей и гостей города Красноярска в рамках общегородского проекта «ЯРкие БЕРЕГА». | 11.06.2023 | |
5. | Игровое мероприятие для жителей Железнодорожного района в результате победы в конкурсе «Фабрика народных инициатив» | 17.08.2023 | Дворовая территория по адресу ул. Мечникова, 41 |
6. | Чемпионата среди жителей и гостей города Красноярска в рамках общегородского проекта «ЯРкие БЕРЕГА». | 26.08.2023 | Центральная набережная реки Енисей |
В результате реализации проекта были установлены партнерские связи с Администрацией Железнодорожного района г. Красноярска, МАУ «Красгорпарк», парком им. Ю. Гагарина.
Информация о реализации проекта размещена на официальном сайте МБДОУ № 102 и доступна по ссылке http://krasdetsad102.ru/obrazovatelnyj-proekt-krasnoyarsk-territoriya-zhizni.
Развитие проекта запланировано через:
- организацию и проведение Чемпионатов по скоростному сбору спилс-карт среди воспитанников дошкольных образовательных организаций района и города;
- расширение масштабов и смыслового содержания спилс-карт (историческая спилс-карта города, спилс-карта с выделением образовательных пространств города) и увеличения их количества;
- содержание заданий с усложнениями и дополнительными элементами к спилс-карте.
Риски проекта.
№ | Риски проекта | Пути преодоления |
1 | Недобор запланированного количества участников | Проведение широкой рекламной акции, создание системы мотивации и поощрения участников проекта, популяризация проекта. |
2 | Нехватка бюджета | Привлечение финансирования из других проектов, поиск альтернативных способов привлечения средств. |
3 | Появление конкурентов в процессе реализации проекта | Утвержденный план организации и систематического проведения мероприятий, в которых учтена система награждения. |
Бюджет проекта.
Для реализации проекта приобретено оборудование за счет средств субсидии, полученной в результате победы в конкурсе социальных проектов в сфере молодежной политики «Ты – город» на территории города Красноярска.
Список литературы и Интернет-ресурсов.
- Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А. Л. Захарчук. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 25-27.;
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007–203с.;
- https://www.maam.ru/detskijsad/priobschenie-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-istori-i-kulture-rodnogo-goroda.html;
- https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-osobennosti-patrioticheskogo-vospitaniya-v-dou-4134090.html;
- http://f.kemrsl.ru:8081/iap/Nandigram/psychpedt/2020/Географические%20представления%20старш%20дошкольников/Чупаха.pdf;
- https://vk.com/@tjurikov-o-realizacii-federalnoi-programmy-znau-rossiu.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей раннего и дошкольного возраста (1,5-7 лет)
В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошколь...
"Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Музыка») с учетом принципа интеграции образовательных областей»
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников» на тему: « Разработка содержания основной общеобраз...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» Музыкальная деятельность Младший и старший дошкольный возраст (2-3 года,5-6 лет)
Рабочая программа основной образовательной программы дошкольного образования образовательная область «художественно- эстетическое развитие», по направлению «музыкальная детальность&r...
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе «А» комбинированной направленности
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе ...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....