Патриотическое воспитание старших дошкольников, через внегрупповое пространство «Культурное детство»
методическая разработка

Аннотация: в статье дается описание опыта педагогов по патриотическому воспитанию старших дошкольников, через внегрупповое пространство «Культурное детство». Главная идея статьи – раскрыть сущность внегруппового пространства «Культурное детство» и описать эффективные формы образовательной работы направленные на патриотическое воспитание старших дошкольников.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, внегрупповое пространство «Культурное детство».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

                        Патриотическое воспитание старших дошкольников, через внегрупповое пространство «Культурное детство».

Петрова Ольга Васильевна,

Старший воспитатель

Высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок», город Лесосибирск

Безруких Юлия Васильевна, 

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №2 «Сибирячок», город Лесосибирск

Аннотация: в статье дается описание опыта педагогов по патриотическому воспитанию старших дошкольников, через внегрупповое пространство «Культурное детство». Главная идея статьи – раскрыть сущность внегруппового пространства «Культурное детство» и описать эффективные формы образовательной работы направленные на патриотическое воспитание старших дошкольников.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, внегрупповое пространство «Культурное детство».

Патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время является ведущим направлением государственной политики. Об этом свидетельствуют следующие документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273», национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, ФОП ДО и ФГОС ДО.

Патриотическое воспитание в ДОУ является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности каждого ребенка. Для того чтобы сформировать у дошкольников ценностные ориентиры, необходимо систематически и целенаправленно с ними работать, создать для этого благоприятную среду. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию у детей основ патриотизма и гражданственности [3].

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Все ценности патриотизма, являются важнейшим компонентом, то, чем должен овладеть человек [1].

Понимая всю важность данного вопроса, в нашем детском саду реализуется долгосрочный проект по внегрупповому пространству, где каждое пространство имеет название и цель, особенности организации образовательной деятельности.

Под «внегрупповым пространством», мы понимает, специально разработанные образовательные площадки, представленные вне групп ДОУ, которые включают в себя определенное оборудование, игры, развивающие пособия согласно выбранной области познания, побуждающие детей к развитию и активному общению и взаимодействию.

Одним из наиболее эффективных пространств, в котором созданы условия для творческой, активной и самостоятельной деятельности детей по знакомству с городом, краем, родной природой, Родиной - это внегрупповое пространство «Культурное детство».

Цель: мотивирование детей к активному познавательному процессу через различные виды детской деятельности во внегрупповом пространстве «Культурное детство».

Основные задачи:

1. познакомить детей с историей, бытом, обычаями и культурой народов Сибири, Красноярского края, через работу на магнитной карте Сибири;

2. активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания, через доступные для дошкольников средства (поздравительные плакаты, открытки, выступление агитбригады, волонтерское движение);

3. совершенствовать у детей навыки партнерской деятельности, умение взаимодействовать друг с другом и взрослыми, через презентацию коллективного труда;

5. способствовать вовлечению родителей (законных представителей) и других социальных партнеров в деятельность направленную на патриотическое воспитание детей.

Организация деятельности во внегрупповом пространстве «Культурное детство» осуществляется через:

1. сбор творческой группы для обсуждения (планирования) плана работы на учебный год (опираясь на перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, патриотической направленности);

2. определение возрастной категории детей, участвующих в мероприятии;

3. опрос родителей для включенности в мероприятие (рассказать о традиции, принять участие в акции, творческой выставки, мастер-классе);

4. привлечение социальных партнеров, готовых принять участие в рамках запланированных мероприятий (передвижные выставки, проекты, просветительские мероприятиях в сфере истории, краеведения и культуры, досуги и др.);

5. подготовка к проведению мероприятий (разработка сценария, подготовка материалов, пространственной среды).

6. консультативная и методическая помощь педагогам по вопросам организации деятельности во внегрупповом пространстве;

7. рефлексия;

8. мониторинг.

Все проведенные мероприятия, составлены на основе годового плана ДОО. Для того, чтобы замотивировать участников образовательного процесса к деятельности во внерупповом пространстве предлагаемый материал меняется в зависимости от изучаемых тем недели, значимых дат в соответствии государственными и календарными праздниками. На магнитной доске имеется «Информационное поле» (где размещаются: афиши, реклама или информационные письма: кто приглашает, куда, когда и где будет проходить акция, мастер-класс, выставка, опрос и др.). 

Данное внегрупповое пространство включает в себя природное пространство, размещенное на стене, которое отражает четыре времени года с животным и растительным миром Красноярского края. На данной стене мы предлагаем детям задания по принципу игры «Ходилка». Например, дети бросают кубик с отмеченным на гранях его количеством ходов, и на стене считают (листики, снежинки, снеговики, сосульки, грибочки и т.д.) в зависимости от времени года и изучаемой темы, останавливаются и смотрят какое задание надо выполнить самим или с помощью взрослых.

На противоположной стене размещена карта Сибири, патриотический уголок и «Стена творчества».

Ознакомление с государственными символами входит в содержание патриотического воспитания дошкольников, поэтому в пространство включены государственные символы России, Красноярского края, города Лесосибирска. Дети знакомятся: с историей происхождения, внешним видом, значением символов и цветов. Поднятие флага у нас происходит перед зарядкой в понедельник, в пятницу во вторую половину дня опускание, за это ответственные дети и педагоги подготовительной к школе группы.

Основные города Сибири с достопримечательностями данной местности, обозначены на магнитной карте Сибири. В кармашках по бокам карты расположены магниты для работы на карте Сибири (растительный и животный мир, герб города, национальности). Около карты расположен силуэт Сибирячка, к которому дети могут обращаться за подсказками, если не справляются с заданиями. Подсказки заранее готовит педагог.

Совершая путешествия по карте, дети знакомятся с понятием «Малая родина», городами Сибири, достопримечательностями, народными традициями и культурой, знаменитыми людьми, природными богатствами, рассказывают о интересных местах, где они побывали вместе со своей семьей. Также для работы на магнитной карте размещены QR-коды для изучения темы совместно с родителями. С помощью QR-кодов дети могут выполнять задания различных игр по теме и совершать виртуальные экскурсии.

Не менее важно стимулировать творчество детей, обеспечивать выбор и самостоятельность, и инициативу в действиях. Для этого, выделено место для «Стены творчества», в которой имеются доски разной по структуре поверхности (маркерно-магнитная, грифельная, из оргстекла), которые можно использовать многофункционально, для выполнения различных заданий и проведения разноплановых дидактических и творческих игр, персональных и коллективных выставок детского и семейного творчества.

Решая значимость патриотического воспитания через книжную культуру, выделили место для библиотечки «Почемучка». В ней имеются энциклопедии, справочно-информационный материал, познавательная и художественная литература, фотоальбомы по изучению родного края, города, его особенностей, традиций и культуры. Дети могут самостоятельно под руководством родителей пользоваться литературой, взять домой.

Во внегрупповом пространстве изготовлены пуфики, они служат для хранения дидактических игр, пособий, литературы, материалов творчества. На пуфиках, можно посидеть занимаясь любимым делом.

Способы работы, которым следуют педагоги, занимаясь в данном пространстве с детьми:

  1. каждый приход детей в пространство начинается с карты Сибири;
  2. выбор населенного пункта (подсказка к названию изучаемой темы);
  3. персонаж (силуэт) «Сибирячок» всегда помогает детям определиться с выбором изучаемой местности (рядом с ним в кармашке расположены схемы-подсказки);
  4. изучаемых местностей должно быть не менее двух за раз;
  5. работа проводится в командах (группах);
  6. за время работы с детьми, должна быть организованна поэтапная работа по всему пространству.

Исходя из опыта работы, наиболее эффективными формами работы оказались, следующие: детско-детские экскурсии, детско-родительские проекты, игровые обучающие ситуации, мастер – классы, а также деятельность детей по интересам совместно с родителями.

Несмотря на то, что внегрупповое пространство «Культурное детство» создано год назад, за этот короткий период, в нем проведены мероприятия, направленные на патриотическое воспитание старших дошкольников, такие как:

1. познавательная игра «Прогулка по Сибирским городам» (открытие внегруппового пространства в рамках городского мероприятия для дошкольных учреждений города);

2. поднятие и опускание флага РФ (дети подготовительных групп);

3.познавательные мероприятия: «День рождения Красноярского края», «Сибирь моя родная», «Лесосибирск вчера и сегодня»;

4. театрализованное представление «День валенок»;

5. мастер – классы: «Расписные валенки», «Оберег для участников СВО»;

6. детско-исследовательский проект «Улица, на которой я живу!»;

7. активная работа и сотрудничество Агитбригады и Волонтерского движения «Семь добрых дел», созданных в ДОУ;

8. оформление пространства по темам недели, либо по значимым датам;

9. благотворительная ярмарка для участников СВО.

После проведенных мероприятий у детей возникает интерес к изучаемой теме, дети начинают задавать взрослым вопросы, в результате которых возникают краткосрочные проекты, которые мы реализуем вместе с детьми и родителями. Проекты несколько раз были представлены на городских мероприятиях и выходили в финал конкурсов по патриотическому воспитанию.

В рамках взаимодействия с Городским краеведческим музеем, библиотекой им. М. Горького, используются ресурсы партнеров (экспонаты, передвижные выставки, художественная литература, предметы декоративно-прикладного искусства), разработан алгоритм проведения мероприятий: педагоги проводят предварительное знакомство с определенной тематикой встреч, затем под руководством специалистов музея и библиотеки дети расширяют и закрепляют свои представления через познавательно-игровые занятия, выставки-экспозиции, совместные проекты, викторины, конкурсы.

Участниками мероприятий патриотической направленности является Народный хор ветеранов «Калинушка», который исполняет песни военных лет, о Родине, о родном крае. Через песенный репертуар дети знакомятся с своеобразием языка, красотой природы, подвигами земляков. Накануне праздников дети в мастерской изготавливают открытки, сувениры, дарят гостям.

Следует отметить, что одним из важнейших направлений работы по патриотическому воспитанию во внегрупповом пространстве, является взаимодействие с родителями. Основная задача - это формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми, где осуществляется опрос родителей для включенности в мероприятия (рассказать о традициях, принять участие в акциях и т.д.).

Критериями оценки эффективности реализации деятельности в пространстве «Культурное детство» являются:

1. количественные и качественные показатели проведённых мероприятий:

- вовлеченность в деятельность детей;

- посещаемость и участия родителей (законных представителей), социальных партнеров;

- удовлетворённость родителей проведённой работой;

2. изучение позиции педагогов по данной проблеме:

- анкетирование, собеседование, анализ отчетов педагогов;

3. наличие сертификатов, дипломов о представлении опыта в педагогическом сообществе;

4. выявление представлений у детей об особенностях своего города, края и отношения к нему:

- наличие у ребенка интереса к деятельности во внегрупповом пространстве «Культурное детство»;

- анализ детской деятельности (творческие работы, рассказы о городе, крае);

- наблюдения за поведением и общением детей (усвоенные нормы и правила);

- характер отношения ребенка к окружающим людям, природе и рукотворному миру;

- участие в доступном общественно-полезном труде, социально-значимых событиях семьи, детского сада, города.

 Исходя из наблюдений и диагностики по патриотическому воспитанию дети с удовольствием включаются в проектную деятельность, выставки, связанные с познанием малой родины; самостоятельно рассказывают о городе (ее достопримечательностях, природных особенностях, памятных местах, выдающихся людях); бережно относятся к родной природе, результатам труда других людей.

 Эффективным результатом работы во внегрупповом пространстве является активность родителей (законных представителей), социальных партнеров в деятельность ДОУ по вопросам приобщения детей к культурным традициям города, края, возрождения и сохранения традиций в семье.

Результат:

Дошкольников:

- обладают начальными представлениями о природном и социальном мире города Лесосибирска и Красноярского края;

- проявляют интерес к событиям настоящего и прошлого города Лесосибирска, края;

- прослеживаются такие качества, как отзывчивость, справедливость, доброжелательное отношение друг к другу;

- проявляют инициативу в различных видах деятельности: играх, театральных постановках, оформлении выставок; участие в социальных и экологических акциях, праздничных событиях традиционных для семьи, детского сада, города, страны (подготовка концерта, изготовление и распространение поздравительных открыток, буклетов и др.);

- отражают свои впечатления об особенностях города, края в продуктивных видах, речевом творчестве;

- активно включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, выставки, связанные с познанием малой родины;

- способны организовать и провести для детей младшего возраста мастер-класс, народные игры, детско-детские экскурсии.

Педагогов:

- реализация мероприятий в рамках образовательной программы по ознакомлению дошкольников с культурным своеобразием родного города, края;

- обогащение внегруппового пространства «Культурное детство» (пособиями, наглядными материалами, макетами);

- накопление методического и практического материала, распространение педагогического опыта в рамках реализации мероприятий по патриотическому воспитанию;

- 100% педагогов в пространстве «Культурное детство» включают разные формы: игры-путешествия по карте Сибири; диалоги-размышления, минутки-наблюдений, открытие интересных фактов, фантазирование, исследовательскую деятельность и др.

Родителей:

- 60% включенность родителей в мероприятия по вопросам приобщения детей к культурным традициям детского сада, города, края; участие в мастер-классах, социальных акциях, экскурсиях;

- 80% удовлетворенность работой ДОУ по патриотическому воспитанию детей.

Социум:

- выстраивание продуктивного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами через совместные проекты, экспозиции-выставки, мероприятия, позволяют активно вовлекать семьи воспитанников в культурно-образовательную среду города.

Список использованной литературы:

  1. Вырщикова А.Н., Климов С.Н., Кусмарцев М.Б., Метлик И.В. «Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. Учебное пособие/ под редакцией А.К Быкова, В.И. Лутовинова. – М.: Планета, 2019. – 336 с.
  2. Иванова Л.А. Образовательное пространство дошкольников вне группы. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/25686-obrazovatelnoe-prostranstvo-doshkolnikov-vne-gruppy.html
  3. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

План работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с Москвой

Основные направления по патриотическому воспитанию: сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у детей толерантное отношение к другим народам ...

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем

В данной работе разработан проект по знакомству детей с родным краем на примере Кировской области....

Формирование гражданского патриотического воспитания старших дошкольников через виды и жанры изобразительного искусства.

Научить детей с раннего возраста понимать и ценить произведения искусства, в частности изобразительного, где ярко и образно, отражается духовный мир российского человека, его помыслы и дела....

Презентация к практике Патриотическое воспитание старших дошкольников, через внегрупповое пространство «Культурное детство».

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...