Конспект занятия во второй младшей группе "В гости к русской печке"
план-конспект занятия (младшая группа)
Цель: познакомить детей с устройством русской избы, с главной ее достопримечательностью – русской печью .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_russkoy_pechke.docx | 298.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия во второй младшей группе
«В гостях у русской печки»
Цель: познакомить детей с устройством русской избы, с главной ее достопримечательностью – русской печью.
Задачи: - дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней - готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, обогревались;
о строительстве печи; - побуждать детей определять назначение печи, вспоминая русские народные сказки: «Колобок», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Жихарка» и т.д.;
- обогащать словарь детей за счёт поговорок, загадок о русской песни, кухонной утвари.
Предварительная работа:
-чтение русских народных сказок «Колобок», «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению»;
-рассматривание иллюстраций по сказкам.
Материал и оборудование:
Макет русской печи; картинки кухонной утвари: чугунок, ухват, дрова; иллюстрации с изображением печи; иллюстрации к сказкам с изображением русской печи «Гуси-лебеди», «По щучьему велению, «Колобок», «Волк и семеро козлят», пластилин, доски для лепки, тарелка для «блинов».
Ход занятия
-Давным – давно… Когда ваши дедушки и бабушки были маленькие, все люди жили в деревянных домах и в каждом доме была печка.
С печью была связана вся жизнь крестьянина. Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя. Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и умела делать ещё много разных вещей. (Рассматривание имитированной русской печки)
Печь складывали из кирпича, а потом обмазывали глиной. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почетом и уважением. Хорошая печь - гордость и печника, и хозяина дома.
-Ребята послушайте загадку.
- Барыня-сударыня толста и бела, щей да каши наварила, пирогов напекла. (Печь)
Ребята, а кто-нибудь из вас видел настоящую печь? (Ответы детей.)
- Посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба -не изба.
- Как вы думаете, для чего в деревенской избе ставили печь? (Ею отапливали избу, в ней готовили.)
- В старину печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет.
- А чем же топили печь? (Дровами).
- У моей печи лежат дрова?
- Да, вот они (показывает). Дрова закладывали не у края, а в самой глубине печи. В печи грели воду, варили щи да кашу, пекли хлеб, пироги. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок.
- На печи даже спали. Вот это место называется лежанка. После того, как печь истопили, лежанка становилась теплой. На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные.
- Кто свернулся клубочком на моей печи? (Кошка)
- Печь держали в чистоте и ласково называли ее Матушкой. Если голоден — печка-матушка щами и кашей угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.
- Послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Дети, а ваши мамы в чем варят щи и кашу? (Ответы детей)
- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот в такой посуде, которая называется чугунок (показывает). У чугуна горлышко шире, чем дно, а бока самые широкие. Чтобы приготовить еду, чугунок ставили в печь на горящие угли. Использовали для этого вот этот предмет – ухват (хозяйка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи). С помощью ухвата и доставали чугунок, чтобы не обжечься.
- Чем я поставила чугунок в печь? (ухватом).
- Что я поставила в печь с помощью ухвата? (чугунок).
- А ваши мамы, бабушки чем пользуются, когда берут горячие кастрюли с плиты? (прихватками, полотенцем).
- С огнем и горячими предметами надо быть осторожными!
-Ребятки давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь (Ответы детей).
-А теперь ребята, давайте испечем горячих да румяных блинов для гостей.
Лепка блинов.
-Молодцы! Я надеюсь, что вам понравились посиделки у русской печи. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать блинами и пирогами. Ставьте самовар на стол и приглашайте гостей к чаепитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Заюшкина избушка""
конспект открытого занятия по русской народной сказке "Заюшкина избушка"...
Конспект занятия во второй младшей группе "Знакомство с русской избой"
Прознакомить детей с условиями жизни и бытом людей в древние времена....
Конспект занятия во второй младшей группе «Встреча с героями русской народной сказки «Теремок».
Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода мнемотехники. Основные задачи занятия:Образовательные: сп...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе. Тема: "Рассказываем русскую народную сказку "Заюшкина избушка"
Вступительное слово.В этом году в нашем саду проходил творческий конкурс на создание лучшего макета сказки. Мы в группе решили взять для создания макета русскую народную сказку «Заюшкина избушка...
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство с русской избой»
Данный конспект разработан в рамках внедрения и апробации программы "Быт русской избы". Может быть использован педагогами ДОУ для знакомства детей с бытом и традициями русского народа...
Конспект занятия по окружающему миру "В гостях у русской печки"
Цель: Ознакомление с особенностями русской печки.Задачи:Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;Формировать представление у детей о предмете русского быта – печке;Продолж...