Занятие для детей подготовительной группы «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
методическая разработка (подготовительная группа)
Формировать у детей представление об истории, культуре, традиции народа, о его социальной жизни в настоящее время.Развивать интерес к прошлому и настоящему. Воспитать уважение к своему народу, гордость за свою малую родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatievspomnim_starye_obychai_vspomnim_nashu_starinu.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе
«Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
в рамках месячника Национальной культуры
Республика Мордовия, г.Саранск,
МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида,
воспитатель Маркина Наталья Алексеевна
Тема «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
Цель. Вызвать интерес к истории мордовского народа: его быт, обычаи и традиции.
Задачи.
Образовательные. Формировать у детей представление об истории, культуре, традиции народа, о его социальной жизни в настоящее время.
Развивающие. Развивать интерес к прошлому и настоящему.
Воспитательные. Воспитать уважение к своему народу, гордость за свою малую родину.
Предварительная работа. Чтение мордовских народных сказок, рассматривание старинной посуды. Рассматривание альбома «Жизнь наших предков», Костюмы мордовского народа».
Методические приемы. Игровое упражнение «Волшебный клубочек». Просмотр презентации «Быт и жилище мордовского народа», фото народных праздников «Масленица», «День Овсянки», «Жаворонки». Иллюстрация «Люди в национальных костюмах. Мини – экскурсия «Я хочу знать все», рассказ воспитателя, беседа с детьми. Физкультминутка «Огород», традиционная еда наших предков на столе, обед.
Материал и оборудование. Предметы мордовского быта, чугунок, ухват, горшок, хлеб. Салфетки с мордовской вышивкой, телевизор, фотографии, иллюстрации, магнитная доска.
Введение в тему занятия «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
Воспитатель. Вот и заканчивается первый весенний месяц март. Он был для нас необычно интересным. Сегодня я вас приглашаю в мир прошлого.
Вспомним старые обычаи, вспомним наши традиции.
Воспитатель. Для начала поприветствуем гостей.
Воспитатель. Шумбратада, ялгат!. Здравствуйте, дорогие гости!
Воспитатель. Минь пяк мялезонк, што тинь саде конакокс (мы рады вас видеть у нас в гостях).
Воспитатель. Этот месяц у нас особенный. Месячник народной культуры. У нас было много народных праздников, которые мы с вами провели. Давайте вспомним народные праздники, которые отпраздновали мы с вами?
Дети. Масленица, День Овсянки, Жаворонки (Рассматривание иллюстраций и фотографий).
Воспитатель. Чем порадовала нас широкая масленица?
Дети Блинами.
Воспитатель. А день жаворонка, овсянки?
Дети. Блинами, только в форме птичек.
Воспитатель. Сегодня у нас тоже необычный день - праздничный. День национальной кухни. Постараемся его провести так, чтобы запомнилось нам надолго.
Воспитатель. Для начала, вспомним, в какой республике живем?
Дети. Республика Мордовия.
Воспитатель. Люди, какой национальности живут в Мордовии?
Дети. Мордва, татары, русские( иллюстрация»Люди в национальных костюмах).
Воспитатель. Правильно, ребята. И как вы уже назвали, есть мордовский народ, у которого есть свои традиции, обычаи, промыслы.
Воспитатель. Я приглашаю вас на мини – экскурсию «Я хочу знать все» Потому что мы частичка своего мордовского народа. Нам интересно, как они жили, и как живем сейчас.
Поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова.
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь дорожку укажи.
(Клубочек катится, а дети идут по кругу за ним).
Воспитатель. Ребята, смотрите, вот мы с вами и очутились в мордовской избе.
Воспитатель. Для начала мы должны заглянуть в избу наших предков. Посмотрим, как они жили ( на доске коллаж «Жилище предков»).
Заглянем внутрь их жилища (рассматривание иллюстрации).
Простой быт, одна комната. Одна кровать. Спали на полу. Большое место занимала печь. Для чего она была нужна в избе? (ответы детей).
Дети. Для приготовления пищи.
Воспитатель. Будничное питание трудового крестьянства в прошлом было однообразно и бедно. Лишь в воскресные дни и большие праздники пищу старались разнообразить. Пищу принимали три раза в день. Завтрак по объему мало чем отличался от обеда. На ужин ели, подогревая, оставшиеся блюда от обеда
Воспитатель. Пищу готовили на весь день утром в печи, которую топили один раз. Топили печь дровами. Трапезы совершались всей семьей, за общим столом. Ели из одной чашки, деревянными ложками (рассматривание иллюстрации).
Воспитатель. Сегодня поговорим о традиционной мордовской еде.
Воспитатель. Мордовский народ обычно селился по берегам рек, недалеко от лесов. Как вы думаете почему?
Презентация «Промыслы мордовского народа»
1 слайд
Дети. Занимались рыболовством. В реках ловили рыбу.
Воспитатель. Рыба была основной пищей. Ассортимент рыбных блюд был очень велик. Готовили рыбу жареную, вяленую, паровую.
2 слайд
Воспитатель. Почему они заселялись недалеко от лесов?
Дети. В лесу они собирали грибы, ягоды.
Воспитатель. Какие блюда они готовили из грибов?
Дети. Супы, картошку.
3 слайд
Воспитатель. А еще что можно было добыть в лесу?
Дети. Мясо.
Воспитатель. Они убивали медведей, кабанов и зайцев. В пищу использовали зайчатину, медвежатину, кабанятину.
4 слайд
Воспитатель. Кроме этого в каждом доме было свое подворье. Держали скотину: свиней, телят, коз, овец, коров. Говорили «Корова на дворе – еда на столе». Молоко – это самая полезная пища (рассматривание иллюстраций).
5 слайд
Воспитатель. Значительное место в пище мордвы стал занимать картофель – «модамарь». Его обычно отваривали в кожуре. И это блюдо называлась картошка в мундире. А еще чистили. нарезали и обжаривали или тушили в печи, добавляя масло, молоко, сливки. Ели это блюдо с рассолом, огурцами, с квашеной капустой и солеными грибами.
Физкультминутка «Огород»
6 слайд
Воспитатель. Наши предки выращивали на полях рожь, пшеницу, овес. Хлеб занимал важное место в мордовской семье.
С глубокой древности мордва употребляли в пищу хлеб. Он доставался тяжелым трудом. Этот продукт был самый главный, самый почитаемый. Хлеб (кши)! Хлебушек – кшиня. Так называли ласково «кшиня»( дети повторяют).
Воспитатель. Хлеб всему голова К хлебу в старину относились бережно. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб чаще выпекался из ржаной муки, а по праздникам из пшеничной. С хлебом у мордвы связывалось представление о богатстве, благополучии и счастье. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если кто обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует! А хлебные крошки собирали в ладошки – и в рот. Так относились к хлебу в старину.
Поэтому ставился хлеб посередине стола. И сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб хрустящий, с аппетитной корочкой. (Рассматривание на столе ржаной хлеб).
(На столе лежат сушеные нарезанные яблоки) Мордва всегда были хорошими огородниками и садоводами. Яблоки сушили все лето и осень. Потом из них варили вкусный насыщенный компот. Нам сегодня подадут на обед.
На огородах выращивали разные овощи: капусту, огурцы, свёклу, лук, морковь, репу, тыкву и др. Овощи употребляли, как в свежем, квашеном виде, так и варёном (рассматривание картины «Огород»).
Рассказ воспитателя.
Варили свеклу, парили тыкву. со свеклой, морковкой картошкой, Пекли пироги с картошкой, капустой, с морковкой и со свеклой.
Сегодня наши повара приготовили нам на обед особенные блюда.
Воспитатель. На первое блюдо мордовский народ любил готовить щи (лем). Об этом нам расскажет Рома Орлов.
«Щи — одно из любимых блюд мордвы. Варили их и с говядиной, и со свининой, с зайчатиной и даже с курятиной. До сих пор куриные щи остаются одним из главных блюд на массовых праздничных мероприятиях, где бы они ни проводились. Древние наши предки варили их на кострах. потом, когда появились печи – в печах. А сейчас нам приготовили на электрических плитах(рассматривание иллюстраций).
Воспитатель. На второе блюдо – «медвежья лапа» (овтонь лапа) (показ блюда).
Рассказ воспитателя. У блюда есть своя история. Давным-давно одному простому мордовскому парню не разрешали жениться до тех пор, пока он не убьет на охоте медведя, и, согласно местному обычаю, не станет настоящим мужчиной. В итоге медведя он убил и зажарил его лапу в подарок невесте. В наши дни медвежью лапу из медвежатины не готовят. Для его приготовления используют говядину, печенку и свинину. Добавляют яйца, специи, лук и замешивают фарш как для котлет. А сверху выкладывают ржаные сухарики, которые символизируют когти медведя. Это блюдо готовили исключительно на праздники.
Воспитатель. Наш мордовский народ славился щедрой душой и своим хлебосольством. Все вкусно, сытно, а главное – полезно и продукты вполне доступны.
Воспитатель. Давайте же вспомним, чем был богат традиционный мордовский стол, и не просто вспомним, но и отведаем приготовленные наиболее распространенные мордовские кушанья (дети перечисляют мордовские блюда).
Я приглашаю вас дети на обеденную трапезу.
Итог занятия.
Воспитатель. Мы должны знать и помнить традиции своего народа. А теперь, отведаем приготовленные наиболее распространенные мордовские кушанья. Ешьте и пейте на здоровье. Приятного аппетита. А как откушаете, не поленитесь, добрым словом отзовитесь! Уледа шумбрат! (Будьте здоровы!).
Народная мудрость так оценивает роль пищи: «Ули ярхцамбяль – ули эряф» - есть еда есть и жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему: «Дорожные знаки — наши друзья»
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему:«Дорожные знаки — наши друзья» Задачи: закреплять знания детей о работе светофора. Знакомить с назначением дорожных знаков. Расшир...
Вечер - развлечений «Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину».
Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа.Закрепить знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре; обогатить словарь детей стихами, частушками, колядками.Развивать связную ...
Конспект занятия «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
Конспект интегрированного занятия по фольклору в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет...
« Вспомним прошлое России, вспомним нашу старину. Маршрутная игра « Святая древняя Русь». Интеллект карта « Лента времени»
Цель: формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях, о предметах быта в русской избе.Задачи:Познавательное развитие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской с...
Конспект организации интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ОВЗ по теме: «Наша армия сильна» (ОО Развитие речи, ОО Физическое воспитание)
Цель: обобщение знаний детей об Армии.Образовательные задачи в интеграции образовательных областей: «Речевое развитие» - обогащение активного словаря: совершенствование умение образовывать...
Конспект организации интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ОВЗ по теме: «Наша армия сильна»
Цель: обобщение знаний детей об Армии.Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:«Речевое развитие» - обогащение активного словаря: совершенствование умение образовывать ...
Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы с привлечением родителей «Традиции, обычаи, праздники моего народа»
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Формировать представления детей о народах, населяющих планету Земля.Задачи:Познакомить детей с традициями и обычаями...