Консультация для воспитателей "Музыкальный фольклор детям"
консультация

Лукина Елена Владимировна

Материал может быть полезен педагогам ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор детям»

Постановка проблемы:

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

 Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, видим их живой интерес к этому процессу и познавательную активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Целью моей работы о обозначенной теме, является освоение детьми фольклорного наследия, как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности средствами воспитательно-образовательной м музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у детей понятие о русском народном фольклоре: песнях, играх, потешках, закличках.
  2. Развивать у детей желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
  3. Дать представление о роли устного народного творчества в жизни людей, его взаимодействии с другими видами искусства.
  4. Воспитывать умение слушать и понимать фольклор, эмоционально откликаться на него.
  5. Развивать связную речь, мелкую моторику,  образно-сценические навыки.         
  6. Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной деятельности.
  7. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
  8. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проекта.
  9.  Создавать условия для активного использования опыта детей в их творческой деятельности.

В результате работы по обозначенной теме, дети знакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками)  с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и народными играми.

Занятия проводятся  через систему групповых и индивидуальных занятий с детьми, через презентацию для родителей развлечения «Делу время, потехе час», праздника «У околицы», через мастер-класс для педагогов «Народное творчество в жизни детей».

Материал: диски с записью музыкальных произведений; видеозаписи мультфильмов серии «Гора самоцветов»; музыкальные инструменты; картины с изображением русского быта; дидактические и развивающие игры по теме; картотека народных игр; картотека хороводов, народных игр, закличек, колыбельных; элементы народных костюмов для театрализации, мультимедийные презентации: «В мире музыкальных инструментов», потешки «Два весёлых гуся», просмотр видеосюжетов с народными танцами.

Ожидаемые результаты: расширение представления детей о разнообразии русского народного творчества, развитие творческой активности, раскрытие индивидуальных свойств и качеств личности ребенка, формирование умения детей играть в русские народные подвижные игры, использование песенок, закличек, считалок в самостоятельной деятельности детей.

Организация развивающей среды: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, инструментами, сделанными руками детей, дидактическими играми; внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта; обогащение атрибутикой для музыкального творчества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Зима: Народный календарь. Зима. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки, заклички.  Колядки. Песенки проводов зимы.

Народные сказанья и поверья. Знакомство со сказочным персонажем: Баба- яга. Игра «Бабка ёжка»

Народные игры: « Жмурки», « Снежная баба», « Дядька Трифон» и др.        

Ритмичные упражнения с ложками. Освоение различных приемов игры на деревянных ложках: «тарелочки», «пирожки», «лошадки», в сочетании с ритмичными различными рисунками. Знакомство с народными инструментами: дудочка, флейта.        

Элементы народного танца. Хоровод: «Круг», «Змейка», «Улиточка», « Ниточка-иголочка».        

Слушание с музыкальным сопровождением:  «Светит месяц», «Ах вы сени, мои сени».

Элементы народного танца. Свободное, раскованное движение рук и ног  одновременно, под музыку.        

Инсценирование песен: «Пойду ль, выйду ль я», «Во поле береза стояла».

Игра-посиделки «В гостях у бабушки загадушке»

Совместная деятельность с родителями

1. Пополнение музыкального уголка шумовыми инструментами.

2. Изготовление костюмов, атрибутов к праздникам и развлечениям.

3. Совместное разучивание песен, прибауток скороговорок, чистоговорок, прибауток, шуток, перевертышей.

4. Оформление «Полочки народного декоративно- прикладного искусства».

5. Совместное участие в творческих мероприятиях.

6. Украшение группы, музыкального зала к развлечениям и праздникам.

7. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам приобщения к народному творчеству.

Совместная деятельность с педагогами ДОУ

1. Методические рекомендации для работы по данной теме.

2. Привлечение воспитателей к слушанию, разучиванию песен.

3. Поиск методической литературы.

4. Составление картотек детского фольклора в группах

5. Мастер-класс «Народное детское творчество»

Реализация выбранной темы возможно через привлечение всех образовательных областей:

Физическое развитие:

  • Использование русских народных игр на прогулке и физкультурных занятиях.
  • Использование танцевальных движений на физминутках.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Инсценировка песен, музыкальных сказок.
  • Знакомство с предметами русского обихода: самовар, чугунок, веретено, прялка.
  • Знакомство с элементами русского костюма.
  • Рассматривание картин русского быта.

Познавательное развитие:

  • Просмотр сказок «Гора самоцветов».
  • Проблемные ситуации: «О чем поют ложки?», «Чья это песенка?», «Как выросла дудочка?», «Какое у меня настроение?».
  • Составление описательных рассказов о музыкальных инструментах.
  • Игра-занятие «Ищем музыку».
  • Игры «Угадай по звучанию», «Угадай по описанию».
  • Экспериментирование со звуками и музыкальными инструментами.
  • Интервьюирование: «Что вы чувствуйте, слушая музыку?», «На каком инструменте вы бы хотели сыграть?».
  • Создание мнемотаблиц «Какая бывает музыка?»

Речевое развитие:

  • Беседы: «Мой любимый музыкальный инструмент», «Как Машу спать уложить».
  • Разучивание потешек, прибауток, колыбельных, хороводов.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Роспись ложек, матрешек.
  • Тестопластика : «Бублики к чаю».
  • Пение русских народных песен, хороводов, колыбельных.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Разучивание музыкально-ритмических движений.
  • Рисование музыкальных инструментов.

Итог проделанной работы по заданной теме -праздник  «У околицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей" Фольклор", "Детям о великой отечественной войне"

В этих консультациях я поместила материал для  родителей, который  поможет в воспитании у детей нравственно-патриотических качеств....

Консультация для родителей. Фольклор в воспитании детей раннего возраста.

Консультация для родителей об исплльзовании русского народного фольклора в воспитании ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....

Материал для родителей. Консультация по теме "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста (3 - 4 года) с русской народной культурой (фольклором) в семье".

В консультации для родителей раскрывается важность занятий с детьми дома русским народным творчеством, в частности фольклором, рассказывается о том, что фольклор является богатым источником познавател...

Консультация для педагогов "Фольклор и его значение в воспитании детей".

Фольклор и его значение в воспитании детей (Консультация для педагогов)                                    ...

Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст детей 2-3 года.

консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст 2-3 года....