"Удалые казачата"программа
рабочая программа (старшая группа)

Ирина Викторовна Плотникова

Парциальная программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udalye_kazachata.docx60.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №22»

УТВЕРЖДЕНО:

 Заведующий МБДОУ №22

__________О.В.Сальникова

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Удалые казачата»

                                                                                                                       Автор-составитель:          

                                                                                                                            воспитатель                          

Плотникова И.В.

г. Ростов-на-Дону

2024

Пояснительная записка

Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Удалые казачата» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

 В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно- ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Программа представляет собой спроектированную авторскую методическую концепцию образовательно-воспитательного процесса, предназначенного для обновления образования по региональному компоненту. Основана на интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка в возрасте от 5 до 7 лет в условиях детского сада.                                                                                                          

        Новизна программы заключается в создании модели образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности, воспитывающей патриота своей страны, чтящего и уважающего традиции своего народа.

Программа знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаѐт обогащѐнную духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка.

Актуальность программы обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. К сожалению, то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы, порой, не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим детям, внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего.

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

Программа включает следующие содержательные компоненты:

компонент личностно-ориентированного образования; предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

компонент культуросообразности:  «открытость» культуры «на Дону» включает создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием традиционной и современной культуры Дона, культуры, формирование разнообразных познавательных интересов;

компонент свободы и самостоятельности: позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке;

компонент гуманно-творческой направленности: данный компонент обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами (воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна), а с другой, - создает условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.);

компонент интеграции различных видов детской деятельности: реализация компонента интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

Цель программы – познание истоков культуры, истории, духовности, патриотизма; формирование представлений детей об истории возникновения казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом.

Задачи:

воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к родной культуре, к труду и людям труда;

- воспитывать интерес к художественному слову, к своеобразию донского фольклора;

- формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется Казачий край/ край Донского казачества, его характерных особенностях;

развивающие:

- развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины.

- вызывать у детей эмоциональный отклик, гордость за родные места, желание охранять природу своего края.

- развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, образное и логическое мышление, воображение, самостоятельность.

образовательные:

-  расширять представления детей о казачестве; пробудить интерес к предлагаемой в рамках программы деятельности;

- формировать представления о традиционной семье казака; знакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;

- на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни казаков.

        Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Участниками реализации программы являются: дети, родители (законные представители) и педагоги ДОО.

Формы реализации программы: подгрупповая, фронтальная. Может быть реализована как в основной части образовательной программы, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений в качестве регионального компонента.  

Реализация регионального компонента проходит через знакомство с национально-культурными особенностями Донского края (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой, знакомством с историей, казачьей культурой и казачьим бытом). Вся образовательная деятельность по реализации регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды. Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социумом, в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы.

Срок реализации программы «Удалые казачата» – 2 года. Программа предназначена для системного взаимодействия взрослого с детьми дошкольного возраста в ходе образовательных мероприятий, начиная со старшей группы.

Продолжительность образовательной деятельности:

В старшей группе - не более 25 минут.

В подготовительной к школе группе - не более 30 минут.

Программа состоит из 4-х блоков:

1. «Мой родной казачий край»

2. «История казачества»

3. «Жизнь и быт казаков»

4. «Культура донских казаков»

Материал в данной программе планируется по темам, на ознакомление с которым отводится месяц по всем образовательным областям. Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретной проблемы и затруднении детей в ходе реализации программы.

Формами работы по формированию представлений о казачестве могут выступать:

  • экскурсии,
  • прогулки,
  • просмотр фильмов и презентаций,
  • рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных данной теме,
  • встречи с казаками,
  • дидактические игры,
  • тематические выставки,
  • праздники,развлечения.

При знакомстве детей с национальным наследием огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам.

Использование потенциала семьи осуществляется путем:

- привлечения родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями казаков, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, выжиганию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);

- участия родителей в выставках семейного творчества;

- устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

- совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении;

- ведения вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.

Планируемые результаты освоения программы

Дошкольники:

- сформированы чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своей малой Родине;

- сформировано желание беречь и охранять родную природу, любовь к родному краю;

- дети знают особенности жизни и быта казачества; о том, как ведется хозяйство, знания предметов деревенского быта, домашней утвари, кухни;

об обычаях, праздниках, обрядах, традициях народа, о народном календаре;

- дети знают особенности народного костюма, музыкальный фольклор, народные праздники и традиции;

-в течение года активно участвуют в календарно-обрядовых праздниках, где демонстрируют свои способности;

- умеют давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения

донских казаков в прошлом;

- самостоятельно организуют казачьи игры;

- знают жизнь казачества в городе и деревне, их особенности;

- имеют элементарные представления об архитектуре, живописи,народном творчестве казачества.

Педагоги:
- самообразовываются  по вопросам этнопедагогики, этнографии, народоведения;

- демонстрируют свои знания и умения в рамках сетевого взаимодействия среди ДОО района, распространяют свой опыт работы на районом и федеральном уровне;

- укрепление детско-родительских отношений, общаются с родителями воспитанников на основе уважения и поддержки.

Родители:
- укрепление детско-родительских отношений, общаются с коллективом детского сада на основе взаимного уважения и поддержки;

- активно участвуют в образовательном процессе.

Овладев этой программой, ребенок узнает историю своего края, у него будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретет умение бережно обращаться с животными и растениями, узнает, как собирать лекарственные травы, заваривать лечебный чай и как оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах и порезах. Ребенок познакомится с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат. Через продуктивную деятельность научится изготовлять предметы казачьего быта и приобретет практические навыки по использованию их (в музее детского сада). Ребенок осознает себя (открытие своего «я») и этапы своего развития, научится понимать отношения в прошлом, станет воспринимать себя как часть общества (его членом), и это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

Содержание разделов программы

1 Блок. «Мой родной казачий край»

Познакомить детей с историей возникновения Ростовской области, дать понятия о традиционных качествах характера донского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, знакомить детей с природой родного края; знакомить с трудом взрослых в прошлом и настоящем; углубить представления о родной станице, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве; рассказать о людях, прославивших своим трудом нашу область

2 Блок. «История казачества»

Формировать представления об истории казачества; содействовать развитию у детей начал исторического и гражданского самосознания, ощущения причастности к историческому прошлому. Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

3 Блок. «Жизнь и быт донских казаков»

Знакомить детей с жизнью, бытом казачества. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество, Пасха и т.д.). Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. Познакомить детей с традиционной кухней Православных праздников (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.  

4 Блок. «Культура казаков»

Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных,  исторических корней и связей. знакомство и формирование представлений об основных видах народно-прикладного творчества (гончарное ремесло, ковка, плетение из кукурузных листьев, лозы, рогоза, плетение из бисера). Сообщение сведений о бытовых традициях, обрядах   казаков. Знакомство детей с музыкальным фольклорным народным творчеством казаков: разучивание казачьих песен, плясок, прибауток, потешек.

Тематический план

Старшая группа

1 Блок «Мой родной казачий край»

МОЙ КРАЙ

Форма и тема работы

Содержание работы

Сентябрь

- Беседа «Люблю тебя, мой край родной»

- Просмотр видео презентации «Богатство нашего родного края»

- Фильм – презентация «Мой родной казачий край»

- Просмотр видеосюжетов по истории Ростова-на-Дону телеканалов «Южный регион Дон» и «Ростов-Папа»: «Улицы Ростова», «Нахичевань».

- Рассматривание альбома о родном крае

- Разучивание казачьих игр «Утица»,

«Три бабки»

- Чтение П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

- П. Воронко «Лучше нет родного края

- Рисование «Мой край»

- Аппликация «Край будущего»

- Дидактическая игра «Собери флаг и герб края»

- Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Заинтересовать детей подвижными кубанскими народными играми. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.

Воспитывать нравственные качества дошкольников на примере литературных образов сказки.

Воспитывать уважение к старшему поколению.

Развивать творческие способности у детей в рисовании.

МОЯ СЕМЬЯ

Октябрь

-Беседа «Моя большая семья»

-Рассматривание репродукцию картины И. Батюков «Семья за столом»

-Игровые упражнения «Скажи быстро», -Чтение Д. Габе «Моя семья»

-Л. Толстой «Старый дед и внучек»

немецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров

-Разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье

-Рассматривание

семейных фотографий.

-Казачьи подвижные   игры

«Ручеек», «Лапта»

-Спортивное развлечение «Зарница»

-Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери», «Семья», «В гости к бабушке»

-Игры драматизации по сказкам:

В. Осеева «Обычная старушка», «Сказка для мамочки»

- Рисование «Моя семья»

-Аппликация «Дом для большой семьи»

-Выставка рисунков «Мы одна дружная семья»

Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.

Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным.

Формировать представление у детей о семье на примере людей и героев сказок, используя их заместители.

Вызывать радость от совместной деятельности.

Развивать и реализовывать сильные качества человека: смелость, ловкость, быстрота реакции, истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.

Обогащение социально-игрового опыта между детьми, развитие игровых умений по сюжету «Семья».

2 Блок «История казачества»

КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?

Ноябрь

-Рассматривание символов казачества

-Беседа «Кто такие казаки»

-Беседа «Казачьи заповеди и поговорки»

-Видео ролик

 «История казачества»

-Встреча с атаманом  сельского поселения ст. Гниловская

-Чтение  Л. Толстой «Стихи про казаков», Мицкевич Адам «Друзьям»

-Посещение мини музея«История наших предков»  

 -Слушание казачьих песен

  1. -Создание в группе мини – музея казачества
  2. -Подвижные игры: «Как у дядюшки у Трифона», «Иголка, нитка, узелок».
  3. -Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках

-Подбор пословиц, поговорок о казаках.

-Рисование

«Украшаем праздничные костюмы казака и казачки»

-Лепка «Конь для казака»

Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков.

Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.

Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.

Воспитывать у детей познавательный интерес к художественной литературе.

Обобщить и расширить представления  детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».

Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки, обратив внимание на украшение вышивкой женской и мужской одежды.

Передавать характерную форму частей животного. Воспитывать эстетический вкус ребёнка, трудолюбие, аккуратность, желание довести начатое дело до конца.

Октябрь

КАЗАКИ - ЛЮДИ ВОЛЬНЫЕ

-Сюжетно- ролевая игра

«Казаки»

-Посещение библиотеки

-Беседа «Мы родом из казачьей семьи»

-Беседа «Воспитание детей – казачат»

-Рассматривание репродукций картин С.И. Васильковский

«Казак в степи»,

-Чтение художественной литературы  Ю.Жуков «Мифы и сказки о казаках», А. Винокуров «Донская степь»

-Просмотр мультфильма «Как казаки» серия «Как казак счастье искал»

-Видео фильм «Мульти – Россия» серия

«Ростовская область»

-Видео фильм «Станица казачества –Новочеркасск»»

-Дидактическая игра «Детям о казаках»

-Рисование «Каравай румяный»

-Лепка из соленного теста

«Казаки»

-Подвижные казачьи игры

  «Волки во рву», «Заря»

Дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Как жили на просторах степи. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.

  • Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему живому.
  • Способствовать развитию способности видеть красоту природы родного края.
  • Способствовать развитию чувства гордости за достижения своего родного края.
  • Познакомить с историей, способствовать р    развитию речи, логического мышления.

Формировать первичные гендерные   представления у детей через изобразительную деятельность; развивать      творческие способности, умение работать с        пластическим материалом.

3 Блок «Жизнь и быт казаков»

Декабрь

СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ – КАЗАЧИЙ БЫТ

-Беседа «В казачьей хате»

-Беседа «Труд казака и казачки»

-Беседа «Казачья кухня»

 -Дидактическая игра «Что нужно казаку и казачке для труда»

-Рассматривание альбомов

«Предметы быта казаков»

-Экскурсия в мини музей «Подворье казака»

-Рассматривание репродукцию картины С. И. Васильковский

«Казачий двор»

-Беседа «Зимние казачьи игры»

-Подвижная казачья игра «Конники»

-Чтение художественной литературы

-Рисование «Раскрашивание казачьего куреня»

-Лепка из соленного теста «Посуда казака (кувшин, ложка)»

-Плетение из газетных трубочек – казачий плетень.

-Просмотр мультфильма «Как казаки» серии «Как казаки кулеш варили», «Как казаки соль покупали»

Формировать представления детей о жизни, традициях и обычаях казаков.

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)

Развивать эстетические чувства, любознательность.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.

Поддерживать инициативу детей  красиво расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Знакомить детей с традициями казачьей кухни, с правильным и рациональным питанием.

Январь

БАБУШКИН СУНДУК

-Дидактическая игра «Эволюция вещей»

-Беседа «Сердце матери лучше солнца греет»

-Красна изба. Экскурсия в мини- музей детского сада.

-Дидактическая игра «Составь узор».

-Рассматривание альбомов «Одежда казаков»

-Видео фильм «Атамань»

-Подвижные казачьи игры «Каши»,

 «Тише едешь, дальше будешь»

-Чтение сказки «Папаха»

-Аппликация «Узор для бабушкиного сундука»

-Лепка «Чудесные горшочки»

-Сюжетно- ролевая игра «Гостям мы рады»

Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить представления о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

Упражнять в лепке горшка из столбика, скручивая его «улиткой»,

украшать «налепом», развивать творчество, эстетический вкус, воспитывать интерес к народному искусству

4 Блок «Культура и традиции казаков»

Февраль

ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ

-Беседа «Игры и забавы казаков»

-Беседа «Как песня родится»

-Видео фильм «Русские напевы»

-Видео фильм «Весенние заклички»

-Беседа «Традиции и обычаи казаков»

-Просмотр мультфильма «Как казаки» серия «Как казаки на свадьбе гуляли»

- Просмотр мультфильма «Жил был пес»

-Рассматривание альбома «Обычаи и традиции казаков»

-Подвижные казачьи  игры

 «Пятнашки», «Калачи»

-Праздник «Масленица пришла – радость принесла»

-Пословицы и поговорки казаков

 -Разучивание песен «Мы с тобой казаки», «Ой, вы тучки – строевая»

-Частушки на казачью тему

-Декоративное рисование «Расшиваем платок узорчатый»

Познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией казаков

Развивать ловкость, увёртливость, стремление к победе.

Познакомить детей с историей рождения казачьей песни, дать понятие как деятельность донских казаков пересекается с казачьей песней, текстом и мелодией.

 Формировать способности детей передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям.

Формировать психологически

комфортное эмоциональное состояние ребенка при общении в праздничной атмосфере.

Март

ПАСХАЛЬНЫЙ    ЗВОН

- Беседа «Вербное воскресенье»

- Рассматривание веточек вербы с использованием в игре «Ручеек»

-Виртуальная Экскурсия в  храм

- Лепка «Вербная веточка»

- Беседа «Пасха в казачьей семье»

-Чтение «Пасхальные сказки»

- Видео ролик «Пасха - история, традиции, обряды»

-Дидактическая игра «Пасхальные палитры»

- Дидактическая игра «Найди пару»

- Подвижные казачьи  игры «Кто быстрее перенесет яичко в ложке». «Радужное лукошко».

-Роспись яиц к празднику

Познакомить с обычаями и приметами этого дня. Воспитывать уважение к русским православным традициям.

Формировать представления детей о празднике "Светлая Пасха".

  • Воспитывать любовь к настольным играм.
  • Привить интерес к казачьим играм и положительное отношение к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни совместно с родителями.

Апрель

КАЗАЧЬЯ КАПУСТНАЯ ВЕЧЕРКА

Карусель казачьих игр

«Цепи-цепи»

«Тише едешь, дальше будешь»

«Репка»

- Просмотр мультфильма «Как казаки в футбол играли»

- Просмотр мультфильма «Как казаки олимпийцами стали»

  • Формирование социальной личностной мотивации детей дошкольного возраста  на сохранение своего здоровья,  укрепление и сохранение своего собственного здоровья. Способствовать возрождению народных подвижных игр; изучить старинные подвижные игры казачат;

Подготовительная группа

1 блок «Мой родной казачий край»

КРАЙ РОДНОЙ

- Заочное путешествие по родному краю «Мой край на карте нашей страны»

- Просмотр презентации «Хлебные поля - гордость наша»

- Рисование «Донские степи»

- Заучивание стихотворения поэта Константина  Обойщикова  «Дон- земля такая».

- Рассматривание иллюстраций   И. Шишкина «Рожь», Г. Мясоедова

 «Жатва»

- Лепка «Каравай»

- Беседа «Наш край в произведениях художников, поэтов и музыкантов»

- Экскурсия в  библиотеку

Дать представление о географическом положении нашего края.

Расширять представления  о тружениках  сельского хозяйства .

 Систематизировать представления детей  о долгом пути хлеба от поля до стола в прошлом и настоящем времени.

Закрепить представления  детей о хлебе как  о ценном  продукте  земли. Обратить внимание  детей как художники изображают в картинах хлеб, воспитывать эстетический вкус.

ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ СВОЙ КРАЙ

-Беседа «Чем богат наш край»

-Создание альбома о животном мире нашей

-Знакомство с Красной книгой Ростовской области

-Словотворчество – придумывание рассказов о жизни животных

- Викторина «Знатоки животных»

- Беседа «Сам погибай, а коня выручай»

 - Рассматривание иллюстраций «Мой конь вороной»

- Рисование «Степь привольная»

- Чтение С. Черный «Жеребенок»

Познакомить детей  со

 значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях.

Расширять интерес детей к изучению истории казачества.

Расширять представление детей об экологии родного края. Передавать в рисунках окружающую природу

2 Блок «История Казачества»

КАЗАКИ - ГЕРОИ

- Встреча наставников  и ветеранов казачьего движения.

- М.И. Платов – герой войны 1812 года. М.И. Шолохов – певец Тихого дона. Байков – городской голова, сделавший Ростов «городом». «Мадам Пенициллин» - Ермолина. Знаменитый писатель А.П.Чехов. «А.В. Суворов на Донской земле».

- «Святитель Димитрий Ростовский – святой покровитель города».

Экскурсия в штаб казаков

-Народная казачья игра «Городок»

- Презентация «Сирень 45 года»

-Беседа об участии казаков в ВОВ

- Рассматривание портретов и иллюстраций казаков – героев

-Видеоэкскурсия в музей-заповедник М.И. Шолохова. Экскурсия на аллею звезд. Видеоэкскурсия в гимназию, где учился А.П. Чехов.

- Чтение рассказов о героях – казаках (Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, Семен Дежнев, Кондратий Булавин)

- Рассматривание картинок из серии «Казачье снаряжение»

- Беседа «Казачий круг»

- Беседа «Степные рыцари»

- Лепка «Казачий струг»

- Сюжетно–ролевая игра «Проводы на службу»

- Рассматривание репродукцию картины «Казак в дозоре»

- Подвижные игры-эстафеты «Скачки  наперегонки», «Перетяни канат»

- Просмотр мультфильма «Казак Ель»

- Аппликация «Флаг Всевеликого Войска казачества»

Познакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширять представления о правительстве в казачестве.

Расширять представление детей о передвижении казаков по рекам. Показать приемы лепки лодки из пластилина в сочетании с природным материалом.

Закрепить представления обрядов и обычаев казаков. Знакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов, способами ведения боя и организацией военных походов.

Развивать ловкость, смекалку, и смелость.

Познакомить детей с казачьей символикой, расширять представления  о значении сочетания цветных полос на флаге.

КАЗАЧЬЯ ЛАВКА

- Видеоклип «Убранство куреня»

-Дидактическая игра «Жилище казака»

-Рассматривание картинок из серии «Предметы быта казаков»

- Беседа «Вышивка»

-Аппликация «Украсим рушник»

- Беседа «История костюма казаков»

- Рассматривание сюжетных картинок из серии «Казачьи ремесла» (гончарное, вышивка - золото плетение, резьба по дереву.

Познакомить детей с творчеством  казачек, значением рушника в  казачьей семье.

Знакомство с вышивкой и плетением кружев, закреплять обобщающего понятия «одежда», «инструменты»- игла, наперсток, ножницы, пяльца.

Формировать представление детей о  вышивке, как  виде народного искусства, выполнять узор  из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента.

Продолжать знакомить  детей с историей мужской и женской одежды казаков, пополнить словарь староказачьими словами: юбка – запаска, парочка – юбка и кофта, завеска – фартук, чекмень – папаха, фуражка

3 Блок «Жизнь и быт  казаков»

РУССКОЙ ПЕЧКИ НЕТ ДОБРЕЕ (Казачья  кухня)

-Беседа «Старый медный самовар»,

«Квасник», «Солонница»

- Лепка «Вареники для казаков»

-Рассматривание репродукций картин Е.Покидченко «Казачье застолье»

- Изготовление «Книга рецептов казачьей кухни» для игры «Семья»

-Сюжетно-ролевая игра «Казачка в курене»

- Подвижная игра «Казачка на базар ходила»

-Дидактическая игра «Вершки и корешки»

-Хороводная игра «Каравай»

-Беседа «Казачья  кухня» (повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища)

-Кулинарный конкурс для родителей «Донские разносолы»

Знакомить  детей с традициями казачьей кухни.

Обогащать опыт детей о посуде казаков, знакомить с предметами  народного творчества, о значении солонницы на обеденном казачьем столе.

В игровой форме закрепить  представления детей о назначении казачьей посуды, использовании ее в повседневной жизни.

Закреплять представление детей о растениях, их строении, применении в кулинарии.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАЗАКОВ

-Беседа «Сельское хозяйство  казаков»

-Рассматривание инвентаря, применяемого казаками в земледелии.

-Спортивный праздник «Мы ребята – казачата» (23 февраля)

- Экскурсия в музей казачества

-Беседа «Хлеб – всему голова»

- Сюжетно ролевая игра «Несэ Галя воду»

-Подвижная игра «Ручеек»

- Лепка «Колодец, колодец, дай воды напиться»

- Конструирование «Сруб колодца»

Расширять представления детей об орудиях обработки земли, используемых казаками (плуг, борона, мотыга, коса, серп).  Продолжать знакомить  детей со строением хлебных злаков, с условиями, необходимых для выращивания. Люди, каких старинных казачьих профессий занимаются выращиванием хлеба.

Расширять представления детей  о казачьей утвари.

Познакомить детей  со значимостью колодца в степи, дать представление детям о профессиях лозоходцев и копателей колодца.

Обогатить опыт  детей о формах колодцев, строящихся казаками  (журавль). Познакомить с приемом выкладывания сруба из бревен (веточек)

4 Блок «Культура и традиции казаков»

ГАЛЕРЕЯ  КАЗАЧЬИХ  СКАЗОК

- Дидактические игры «Из какой сказки», «Соберу фигурку»

- Драматизация   театра казачьих  сказок детьми и обыгрывание с использованием  разных видов театра (Кот и лиса)

- КВН «Затоки казачьих сказок»

- Образовательный проект «Галерея казачьих сказок»

-Просмотр мультфильма «Жихарка-казачья сказка»

- Чтение сказки «Казак и лиса»Знакомимся с преданиями Земли Донской: «Почему Дон Ивановичем зовут»; «Про сестер и братьев Дона Ивановича»; «Про греческого юношу Танаиса»; «Как Волга с Доном разминулась»; «Отчего Маныч гудит»; «Аксайское урочище»; «Про печать казачью»; «Алёнкин брод»; «Соль»; «Раздоры»; «Как появилась «чудотворная»»; «Девка-синеглазка». Казачьи народные сказки: «Лиса и рак», «Две козы», «Казак и лиса», «Горе-злосчастие». Сказки донских армян: «Кто работает, тот и есть», «Мышь-ханум», «О ленивом Вартеване».  Былины: «Дюк Степанович и три разбойника», «Добрыня-дончак гуляет по полю Куликовскому».

-Рисование «Скотный двор казака» Коллективная работа

-Лепка «Лиса-красотка» по мотивам сказки «Казак и лиса»

-Аппликация «Корова, Аннушка» по мотивам сказки «Черная коровушка и Аннушка»

-Просмотр мультфильма «Казак и солнце»

- Знакомство с казачьей сказкой «Тройная благодарность»

- Беседа «Сердце матери сильнее греет»

- Рассматривание «Образ матери в работах местных художников»

- Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Отгадать сказку по предметам, действиям, отдельным  фразам.

Познакомить детей с казачьими  сказками, обобщить представления детей о казачестве, прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки и поддержки посредством казачьего творчества. Обобщить и активизировать словарь.

Закреплять способности  пересказывать сказкирассказывать пословицы, совершенствовать у детей интонационную выразительность речи. Закрепить способность  пользоваться при ответах разными предложениями.

Расширять представления детей  об отношении к матери – женщине в казачьей семье.

КАЗАЧЬИ  ПРАВОСЛАВНЫЕ  ПРАЗДНИКИ

-Беседа «Дай верба здоровья»

-Игра с писанками «Носики»

-Экскурсия в  Храм

- Просмотр презентации «Православные праздники у казаков»

- Беседа «Масленица пришла – радость принесла»

- Изготовление «Масленички» (кукла – девочка)

- Игра – инсценировка «Колядки»

- Рассматривание сюжетных картинок «Покров – праздник казаков»

- Чтение А.В. Бородина «Покров Пресвятой Богородицы»

- Слушание музыкального произведения  с колокольным звоном «П.И. Чайковский «В церкви» Пьеса из детского альбома»

- Беседа «Великая Пасха»

- Лепка. Изготовление пасхальных куличей из теста

-Сюжетно ролевая игра «Готовим горницу к Пасхе»

- Беседа «Праздник Троица»

- Встреча с настоятелем Свято – Троицкого Храма

Расширять представления детей  об обычаях казаков, применением в жизни.

Продолжать знакомить  с правилами

игры, развивать меткость и способность контролировать силу удара.

Расширять представление детей о православной церкви, ее оснащении, атрибутах и реликвиях.

Познакомить детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники на Кубани.

Приобщение детей  к православной культуре через  слушание музыкальных произведений.

Продолжать знакомить  детей со значением расписных яиц, как объект дарения друг другу с пожеланиями здоровья, добра и счастья.

ЛЮБЛЮ КАЗАЧЬИ, Я  НАПЕВЫ

- Совместное мероприятие-конкурс «Донской фольклор» Конкурс лучшего чтеца

-Прослушивание казачьих песен в записи

- Разучивание песни «Пчёлушка  златая»

- Хороводная игра «Катя по садочку гуляла»

- Рассматривание альбома «Казачий хор»

- Просмотр презентации «Выступление  казачьего хора»

Воспитывать любовь к народному фольклору.

Развивать  способности детей обыгрывать казачьи песни, объяснять смысл текста, воспитывать любовь к предкам.

Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в процессе реализации программы

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей.

Нужно, чтобы родители понимали важность гражданско-патриотического воспитания, необходимость и в семье заниматься воспитанием маленьких граждан и патриотов своей малой родины.

Программа «Удалые казачата» исходит из того, что предоставляет родителям возможность участия во всех аспектах образовательной деятельности.

Для реализации поставленных задач по программе, используются различные формы взаимодействия с родителями такие как:

- беседы;

- совместные праздники и развлечения;

- выставки совместных работ;

- дни открытых дверей;

- совместные экскурсии и прогулки;

- фотовыставки;

- выставки семейных реликвий;

- семейные проекты;

- конкурсы семейных талантов;

- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды группы;

- информация на сайте ДОО

Несомненно, совместная работа помогает формировать нравственно- патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране, к культурному наследию своего народа. Исходя, из выше изложенного считаю, что казачеству принадлежит важная роль в развитии Российского государства, сохранении и развитии традиций воспитания в духе патриотизма.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Основой реализации программы «Удалые казачата» является развивающая предметная среда, необходимая для развития всех специфических видов деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей;

-реализацию различных образовательных программ;

- учет возрастных особенностей детей;

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в соответствии со спецификой Программы.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

В группе оборудованы различные пространства: для игр, конструирования, уединения, экспериментирования; используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды.

Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала.

В группе оборудован центр казачьего прикладного искусства (глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта), дидактические материалы для изучения истории казачества. Оформлены тематические альбомы из жизни казаков, росписями, фотоальбомы, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным играм.

Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания.

В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

Методические пособия:

Гордеева А.А. «История казачества» М. Вече, 2006г

Косаева В.Н. «Народная культура и традиции Занятия с детьми 3-7 лет» Учитель 2019г.

Пантелева Н.Г. «Народные праздники в детском саду», «Мозаика – синтез», 2014г.

ТимофееваЛ.О., Тимофеева Т.В., Волохова Н.Н. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края».  Учитель, 2016г.

Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» 2003г.

Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство-Пресс», 2008г.

Иванова Т.В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», «Корифей», 2005г.

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается родина?», «ТЦ Сфера», 2005г.

Попова Т.А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», «Мозаика-Синтез», 2010г.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», «Скрипторий» 2012г.

Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», «Мозаика-Синтез», 2008г.

Видео и мультипликационные фильмы:

«Мы живем в России- казаки»

«Казаки – как казаки»

«История казачества»

«Казачья воля»

«Мульти Россия – все серии»

«Энциклопедия Казачества»

«Донские казаки – краткая история»

«Мультфильм казак Ель»

«Русские напевы»

«Кубанский мультфильм на кубанской балачке»

«Фольклор. Сказки»

«Весенние заклички»

Список художественной литературы:

Александр Винокуров «Донская степь»

Александр  Путов «Казачьи былины»

Борис Алмазов «Казачьи сказки»

Валентина Осеева «Просто старушка»

Василий Лебедев Кумач «Мы храбрые люди»

Дора  Габе «Моя семья»

Елена  Жукова-Желенина  «Кубанский казачок»

Зинаида  Александрова «Родина»

Лев Толстой «Старый дед и внучек», «Стихи про казаков»

Мария  Пискунова «Кубанские сказки»

Платон  Воронько «Мальчик Помогай»

Юрий  Жуков «Сказки и мифы о казаках»

Демонстрационный материал:

Демонстрационный материал для занятия в детском саду и дома :

«Славянская семья: родство и занятия»

«Защитники Отечества»

«Одежда казаков»

«Предметы быта казаков»

«Обычаи и традиции казаков»

«Станичные ремесла»

«Казачье снаряжение»

Соловьева Елена Викторовна «Наследие: и быль, и сказка». 2011 Линка-Пресс

Экспозиции:

Атрибуты старинных предметов быта,

Предметы одежды и быта казаков;

Мини-музей «Хата казака»

Перечень репродукций картин:

С. И. Васильковский «Казак в дозоре», «Казачий двор», «Подарок», «Казаки в степи»

А. Сластион «Проводы на сечь»

А. Бубнов «Тарас Бульба»

Ф. Рубо «Казаки атакуют»

Е. Покидченко «Казачье застолье»

А. Лях «Серия работ о кубанском казачестве»

К. Филиппов «Казаки в походе»

А. Бруно «Охота», «Батя! Да поихалывже», «Мелодия весны», «Казачий хутор»

И. Репин «Запорожцы»

В. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Казак Дмитрий Сокол»

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1. Губогло М.Н., Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука», Москва,1999 г

2. Коваленко, А. И. «Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)», Благовещенск: «Зея», 2008 г

 3. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды», Издательство «Феникс», Ростов н/Д,2010 год

4. Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова, Ставрополь,2005 г

 5. Шкваров А.Г. «История православия на Дону» СПб.: Алетейя, 2009 г

6.Кубанское казачество: историко-правовое исследование. Конец 18 нач. 20вв. / Краснодар, 2013г

7. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
8. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А. Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми....

Физкультурно-праздничное развлечение «Удалые казачата» для детей старшей и подготовительной группы

Задачи:-создать позитивный, эмоциональный настрой, атмосферу праздника, доставить детям радость;-развивать у детей представления об истории Краснодарского края, знакомить с традициями казаков Кубани, ...

Парциальная программа " Удалые казачата"

Программа  обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства....

«КАЗАЧАТА» программа обучения в фольклорном кружке для детей дошкольного возраста

Современный детский фольклорный ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, тру...

проектная деятельность "Удалые казачата. Жизнь и традиции казачества"

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному ...

проект "Удалые казачата" "Жизнь и традиции"

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к ро...

Парциальная программа "Удалые казачата"

парциальная программа по патриотическому восптанию (Региональный компонент)...