Мини-музей в группе
консультация по окружающему миру

Гавриш Екатерина Андреевна

Рекомендации по созданию мини-музея в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzei.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 451 г. Челябинска»

Методические рекомендации к созданию регионального мини – музея в группе

        

        Подготовила

Гавриш Е.А.

              2017 г.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада – одна из задач развития личности ребенка-дошкольника. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует решению следующих задач:

- учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

- формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

- вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

- развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Как организовать мини-музей в ДОУ?

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах мини-музеев.

Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения – это трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап.

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Воспитателю необходимо составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме. Важной частью является создание каталога экспонатов, где педагог фиксирует необходимую информацию об объекте.

Схема описания экспонатов в каталоге.

  • Рисунок (фотография) экспоната
  • Название: (Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
  • Где собран: (Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.) 
  • Кем собран: (Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.) 
  • Краткая информация об экспонате: (Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.) 
  • Как использовать в работе с детьми: (При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
  • Дополнительная литература: (Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)

Возле конкретных экспонатов имеются знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

• проведение обзорных и тематических экскурсий,

• проведение познавательных бесед и мероприятий,

• организация выставок.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

Значение и использование мини – музея.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками». Можно организовать выездные экспозиции «музейного сундучка» в другие группы ДОУ, где дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, Мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по музейной педагогике « Экскурсия в мини- музей коры» ( подготовительная группа)

Задачи    занятия: Обучение составлению описательного рассказа о стендах, разделах, экспонатах; Развитие умения воспринимать информацию и пользоваться её; Расширение активного и па...

Мини-музей в старшей группе "Часы и часики"

Цели: - формирование временных представлений у детей посредством построения диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в познавательно-исследовательской деятельности в мини – музее.-...

Мини-музей во второй группе раннего возраста "Домашние животные".

Наш мини-музей в детском саду занимает очень маленькое пространство, небольшую часть групповой комнаты. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Мини-музей не от...

Мини-музей в старшей группе «Часы».

Профиль музея: познавательный, творческо-информационный.Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.Актуальность создания мини - музея "Часы".     Создан...

Проект Мини - музей «Теремок сказок» Группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет «Золотая рыбка»

Цель:•Создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.•Вовлечь детей и взрослых в творческий процесс.•Создать благоприятный микроклимат в детск...

МИНИ – МУЗЕЙ в средней группе «МАТРЕШКИ»

МИНИ – МУЗЕЙв средней группе «МАТРЕШКИ»...