Лэпбук по обучению детей родному татарскому языку "Говорим по-татарски"
учебно-методическое пособие (средняя, старшая группа)
Обучение детей татарскому языку в современном детском саду – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования республики Татарстан. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. Поэтому освоение двух государственных языков имеет немаловажное значение. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.
Цель пособия Лэпбук «ГОВОРИМ ПО – ТАТАРСКИ» - закреплять в повседневной жизни воспитанников (режимных моментах, игровой самостоятельной деятельности, образовательной деятельности) лексический минимум по обучению детей татарскому языку.
Задачи:
- формировать умение и навыки правильно произносить слова, понимать их смысл, составлять предложения на татарском языке;
- задавать вопросы, подготовить к составлению диалога на татарском языке;
- развивать память, мышление, связную речь;
- развивать интерес к изучению татарского языка, любовь и уважение к родному краю, его языковой особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лэпбук "Говорим по-татарски" | 668.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9» НМР РТ
ПАСПОРТ
Лэпбук «ГОВОРИМ ПО – ТАТАРСКИ»
Автор пособия: воспитатель МБДОУ № 9
Анисимова Людмила Владимировна
2023
Аннотация к Лэпбуку по обучению детей родному (татарскому языку)
«ГОВОРИМ ПО – ТАТАРСКИ»
Обучение детей татарскому языку в современном детском саду – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования республики Татарстан. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки. Поэтому освоение двух государственных языков имеет немаловажное значение. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.
Цель пособия Лэпбук «ГОВОРИМ ПО – ТАТАРСКИ» - закреплять в повседневной жизни воспитанников (режимных моментах, игровой самостоятельной деятельности, образовательной деятельности) лексический минимум по обучению детей татарскому языку.
Задачи:
- формировать умение и навыки правильно произносить слова, понимать их смысл, составлять предложения на татарском языке;
- задавать вопросы, подготовить к составлению диалога на татарском языке;
- развивать память, мышление, связную речь;
- развивать интерес к изучению татарского языка, любовь и уважение к родному краю, его языковой особенности.
Возрастная категория: дети дошкольного возраста 4-6 лет.
Преимущества Лэпбука в образовательном процессе.
- Данное пособие помогает детям дошкольного возраста по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ повторения пройденного материала на занятиях по обучению детей татарскому язык. В любое удобное время ребенок может взять пособие, открыть его как книгу и с радостью окунуться в мир татарского языка;
- Лэпбук подходит как для занятий в индивидуальной, так и в групповой форме.
Варианты использования Лэпбука «ГОВОРИМ ПО – ТАТАРСКИ»
Данное пособие многофункционально, оно состоит из комплекса игр, которые несут каждая определенную цель. В кармашки можно вкладывать различный материал в соответствии с темой игры, в дальнейшем заменять картинки, пополнять, и каждый раз ребенок будет узнавать, новые слова, закреплять изученные и открывать для себя еще неизученный материал
На начальном этапе можно выбирать игры с простейшими заданиями - «Уенчыклар кибете” уены (“Магазин игрушек”) – обратить внимание, что продается в магазине – закреплять слова на карточках с отдельными предметами; в игр е “Компот пешерәбез” дидактик уены ( “Варим компот”) – закреплять слова, обозначающие фрукты на татарском языке и т.д. Далее, детям хорошо справляющихся с заданиями, можно предлагать игры, помогающие составлять детям составлять предложения на татарском языке, например, игра “Бакчада ниләр үсә?” (“Что растет в огороде?”), разыгрывание диалогов по ролям в игре “Портфельне тутыр” (“Что лежит в портфеле”), умению считать, описывать предметы и окружающие явления.на татрском языке.
Дидактические игры, входящие в Лэпбук
“ГОВОРИМ ПО – ТАТАРСКИ”
- Диадактик уены “Мин нишлим? Ул нишли?”
(Диидактическая игра “Что делаю? Он/она что делает?”)
Активные слова: аш, кул юу, тора, рәсем ясау, йөгерү,утыру,җырлау, эчү,уйнау, йоклау,сикерә, уку.
Цель игры: закреплять умение правильно отвечать на вопрос “Нишли?” (“Что делает?”).
Задачи: упражнять в составлении предложений, состоящих из существительного и глагола в правильном склонении.
Оборудование: круг с пиктограммами, в центре размещено окошко для пиктограммы, от которой идет вращающаяся стрелка. Набор карточек с пиктограммами.
Описание игры. Вариативность игр. Перед детьми размещен круг, в центре картинка с пиктограммой действия, педагог/взрозлый просит ребенка сказать, что делает девочка (“Девочка стоит”- “Кыз тора”), педагог предлагает сказать на татарском языке действие употребляя глагол в правильном склонении (“Я стою”- “Мин торам”). Далее педагог предлагает ребенку стрелочкой указать на пиктограмму, где человек стоит и сказать “Он стоит”-“Ул тора” на татарском языке.
Вариант 2. Педагог выбирает ребенка и просит показать движение другим детям (бег, пение, принятие пищи) – дети должны понять и сказать на татарском языке – “он бежит
/ поет/кушает” на татарском языке и т.д. Далее детей можно обучать употребелению глаголов, используя местоимения она, они, мы, вы.
- Дидактик уены “Уенчыклар кибете”
(Дидактическая игра “В магазине игрушек”)
Активные слова: “уенчыклар”, “туп”, “пәси”, “куян”, “эт” и т.д., слова диалога“ исәнме”, “сиңа нәрсә кирәк?”, “рәхмәт”, “сай бул” и т.д.
Цель: закреплять слова по теме “Игрушки” на татарском язке; обучение детей вести диалог, общение на татарском языке.
Задачи: развивать умение общаться с педагогом и сверстниками на татарском языке, развивать диалогическую речь, закреплять умение правильно произносить существительные, описывать предмет, используя прилагательные, цветовые характеристики.
Оборудование: комплект картинок “Стеллаж магазина”, комплект картинок “Игрушки”.
Описание игры. Вариативность игр. Педагог предлагает ребенку поиграть : “Мы с тобой оказались в магазине, что здесь продают, как ты думаешь?” – ребенок отвечает: “игрушки\уенчыклар”. – А что именно ты хотел\а бы купить?” Ребенок называет слова на татарском языке. Педагог может задавать дополнительные вопросы: “А почему тебе нравится мяч?”. Ребенок начинает описывать предмет, подбирая прилагательные “Туп матур, кызыл....”.
Другой вариант игры. Между детьми или педагогом и ребенком можно разыграть сюжет “В магазине”, где строится диалог между продавцом и покупателем. Примерный диалог:
- Исәнме Катя!
- -Исәнме Оля!
- -Сиңа нәрсә кирәк?
- - Курчак кирәк!
- - Мә, курчак!
- -Рәхмәт! Сай булыгыз!
- -Сай булгыз!
- “Портфельне тутыр” дидактик уены
(Дидактическая игра “Что в портфеле”)
Активные слова: каләм,дәфтәр, китап, сызык, җилем.
Цель: закреплять слова школьных принадлежностей на татарском языке.
Задачи: развивать внимание, мышление, активизация в речи слов, обозначающих школьные принадлежности на татарском языке, воспитывать интерес к игре, видеть свои ошибки, корректировать их в речи.
Оборудование: картинка “портфель”, “корзина для игрушек”, комплект картинок предметов “школьные принадлежности”, “игрушки”.
Описание. Вариативность игр. Преред ребенком расположена картинка “Портфель”, “Корзина для игрушек”, педагог предлагает поиграть, задавая вопрос “Что ты положишь в портфель? А что ты положишь в корзину для игрушек?”- ребенок закрепляет слова и школьных принадлежностей и игрушек на татарском языке. Второй вариант. Педагог просит ребенка положить в портфель только школьные принадлежности, а игрушки в корзину. Третий вариант. Педагог намеренно неверно раскладывает картинки в портфель, а потом просит рассказать ребенка:“Что лежит в портфеле?”. Ребенок строит предложение: “Минем сумкада пенал, көндәлек, дәфтәр, китаплар бар”.
4.”Нинди төсте?” дидактик уены
(Дидактическая игра “Какого цвета?”)
Активный слова: кызыл, сары, яшел, зәңгәр, кара, соры, төс.
Цель: закрепить умение различать и правильно называть цвета на татарском языке.
Задачи: формировать у детей способность составлять грамматические конструкции с использованием прилагательных и существительных, развивать цветовое восприятие и различение, мышление.
Оборудование: карточки коробки красного, желтого, зеленого, синего, черного, серого цвета, комплект карточек предметов соответствующих цветов.
Описание. Вариативность игр. Перед ребенком комплект карточек с изображением предметов разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, серый, черный). Для начала можно знакомить ребенка с 1-2 цветом на татарском языке, рассматривая карточки, проговаривая названия цветов. Другой вариант игры. Когда ребенок познакомился с цветами, предложить ребенку отсортировать цвета по коробкам соответствующих цветов; игру можно усложнить предложить составить предложение с соответствующей карточкой, например, «Катя одела синее платье» («Катя зәңгәр күлмәк кигән”), «Миша играет с красным мячом» (“Миша кызыл туп белән уйный”) и т.д.
5. «Кем нәрсә эшли?» дидактик уены
(Дидактическая игра «Кто что делает?»)
Активный слова: аша, сикәрә ,уку, бии, утыра, җырла, эче, юу.
Цель: закреплять умение правильно отвечать на вопрос “Что делает?”(“Нишли?”).
Задачи: упражнять в составлении предложений, состоящих из существительного и глагола в правильном склонении; развивать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.
Оборудование: комплект карточек с животными и людьми, совершающих определенное действие.
Описание. Вариативность игр. Перед ребенком расположены карточки, педагог предлагает ребенку сказать, кто изображен на картинке и что он/она делает на татарском языке. Другой вариант игры. Можно предложить детям выбрать карточки, и по цепочке дети говорят о действиях своих картинок, спрашивают у соседа кто что делает на их карточках. Например:
-Оля, куян нишли?
- Куян йоклый. Э песи нишли Костя?
-Пэси сот эче......
6. «Нәрсә артык?» дидактик уены
(Диадактическая игра «Что лишнее?»)
Активные слова: суган, кишер, кыяр, бәрәңге,этеч,үрдәк, бүре, төлке, куян, керпе, курчак, туп, тәлинкә, кашык, чалбар, күлмәк,малай, кыз.
Цель: закреплять знания детей по темам «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Мебель», «Продукты», «Цвета».
Задачи: закреплять умение находить лишний предмет и объяснять почему он лишний; развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать; развивать зрительное восприятие; воспитывать внимательность, умение следовать инструкции.
Оборудование: комплект карточек, на каждой из которой 4 ячейки с картинками.
Описание. Вариативность игр: перед детьми раскладывается карточка с рядом картинок, дети рассматривают. Педагог поочередно указывает на картинку и спрашивает: «Бу нәрсә?» («Что это?»), «Бу кем?» («Это кто?»). Ребенок отвечает на вопрос на татарском языке. Далее педагог предлагает найти лишнюю картинку. Другой вариант игры. Педагог предлагает найти и сгруппировать картинки по темам: «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Мебель» и т.д., групп можно составлять и больше в зависимости от знаний ребенка.
7. «Компот пешерәбез» дидактик уены
(Дидактическая игра «Варим компот»)
Активные слова: кура, җилегә, карбыз, кара карлыган, алма, өрек, лимон, әфлисун, хөрмә, тәлинкә, кашык.
Цель: закреплять произношение слов по теме «Фрукты», «Ягоды», «Посуда» на татарском языке.
Задачи: закреплять знания по теме «Фрукты», «Ягоды», «Посуда»; тренировка памяти, внимания, развивать творческое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе игры.
Оборудование: комплект карточек с картинками по теме «Фрукты», «Ягоды», продукты питания «Сахар», картинка «Кострюля», «Ложка/половник, стакан».
Описание и вариативность игр: педагог предлагает поиграть, спрашивает: «А давай попробуем сварить компот, как думаешь, что нам нужно для того, чтобы сварить компот?», ребенок отвечает. Другой вариант игры. Педагог предлагает ребенку придумать свой рецепт компота, сначала можно зарисовать, а потом при помощи картинок, муляжей фруктов, ягод и посуды показать и рассказать, как сварить компот или сделать сок.
8. “Салат ясыйбыз” дидактик уены
Активные слова: ит, йомырка, кәбестә,кишер, кыяр, суган, алма, өрек, лимон, әфлисун, хөрмә, пычак, кисү тактасы, тәлинкә, кашык.
Цель: закреплять произношение слов по теме “Овощи”, «Фрукты», «Продукты питания», «Посуда» на татарском языке.
Задачи: закреплять знания по теме «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Посуда»; тренировка памяти, внимания, развивать творческое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе игры.
Оборудование: комплект карточек с картинками по теме «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Продукты питания», картинка «Салатник», «Ложка/Тарелка».
Описание и вариативность игр: педагог предлагает поиграть, спрашивает: «А давай попробуем приготовить салат, как думаешь, что нам нужно для того, чтобы его сделать?», ребенок отвечает. Другой вариант игры. Педагог предлагает ребенку придумать свой рецепт салата, сначала можно зарисовать, а потом при помощи картинок, муляжей овощей, фруктов, продуктов питания, посуды показать и рассказать, как сделать салат.
9. «Бакчада ниләр үсә?» дидактик уены
(Дидактическая игра «Что растет в огороде?»)
Активные слова: кәбестә,кишер, кыяр, бәрәңге, суган, алма.
Цель: расширить и уточнять знания детей об овощах.
Задачи: формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке; формировать умения различать овощи по форме и цвету; учить задавать вопросы; развивать память, мышление, связную речь; воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Оборудование: картинка «Огород», комплект карточек с картинками по теме «Овощи», «Фрукты».
Описание и вариативность игр: педагог ведет беседу с ребенком о том, что растет в огороде, ребенок рассматривает картинки, называет на татарском языке слова по теме «Овощи», «Фрукты», «Ягоды». Другой вариант игры. Педагог загадывает загадки об овощах и фруктах – дети угадывают подирают карточки и сажают в свой огород. (Огород - грядки можно нарисовать на листке бумаги или построить из лего).
Для закрепления можно вместе с детьми спеть песню «Бар матур бакча», распределить между детьми роли (одеть маски овощей) и весело провести хороводную игру под текст песни:
Песня «Бар матур бакча»
Бар матур бакча
Анда кишер усә.
Менә шундый, кишер зур,
Менэ шундый кечкенә.
Кишер, кишер кил әле
Биеп,биеп кит эле.
Ә ллә-лә әл-лә
Биеп,биеп кит әле.
Бар матур бакча
Анда алма усә.
Менә шундый, алма зур,
Менә шундый кечкенә.
Алма,алма кил әле
Биеп,биеп кит әле.
Ә ллә-лә әл-лә
Биеп, биеп кит әле.
Шофер, шофер кил әле
Биеп, биеп кит эле.
Ә ллә-лә әл-лә
Биеп, биеп кит әле.
10. “Ничә?” дидактик уены
(Дидактическая игра “Сколько?”)
Активные слова: бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун
Цель: закреплять умения считать до 10.
Задачи: развивать навыки порядкового счета, активизировать в речи использование числительных, подбирать окончание к существительному после пересчета, развивать внимание, умение следовать инструкции.
Оборудование: комплект карточек с цифрами от 1 до 10, картинки с определенным количеством предметов в пределах 10.
Описание. Вариативность игр: ребенку предлагается картинка с определенной цифрой, например – 1. Далее педагог задает вопрос: «Ничә?» - «Сколько?». Ребенок отвечает на вопрос: «Бер - Один». Педагог предлагает ребенку подобрать картинку с изображением данного количества предметов, например, 1 заяц. Педагог задает вопрос: «Ничә куян?- Бер куян». Другой вариант игры. Когда ребенок познакомился со счетом, педагог может предложить ребенку описать предметы на картинке, или построить диалог «В магазине», например:
Покупатель: Исәнмесез.
Продавец: Исәнмесез.
Покупатель: Хәлләр ничек?
Продавец: Әйбәт, рәхмәт. Нәрсә кирәк?
Покупатель: Курчак кирәк.
Продавец: Ничә курчак?
Покупатель: Бер курчак.
Продавец: Мә, бер курчак.
Покупатель: Рәхмәт, сау булыгыз.
Продавец: Сау булыгыз.
Биш китап
дүрт кәбестә Бер карандаш Бер кишер
Тугыз күлмәк Җиде куян Сигез конфет
Тугыз чәчәк Алты чыршы Тугыз аю
Өч үрдәк
Дүрт керпе
Җиде суган
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РОДНОМУ, ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ.
Индивидуальный план....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РОДНОМУ, ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ.
Индивидуальный план....
Самообразование "Татарская народная сказка как средство эффективного обучения детей родному языку" 2015-2020г
quot;Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений" В.А.Сухомлинский...
Лэпбук по обучению детей татарскому языку "УМК буенча Лэпбук"
Лэпбук, как средство обучения второму государственному языку.Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования Татарстана. Хорошее владени...
Методическая разработка на тему: Обучение детей родному татарскому языку в младшей группе «УЧИМСЯ ИГРАЯ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Лэпбук по обучению детей правилам дорожного движения "Советы Светофорика"
Статья содержит рекомендации по изготовлению и содержанию лэпбука для ознакомления детей с правилами дорожного движения...