Консультация "Проблемное обучение дошкольников по краеведению"
консультация (средняя группа)
Материал для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_problemnoe_obuchenie_doshkolnikov_po_kraevedeniyu.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: "Проблемное обучение в работе по краеведению с дошкольниками"
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Необходимость развития интересов у детей в области краеведения связана и с социальным запросом общества: чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном городе, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле.
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постепенно мы знакомим ребенка с детским садом, своей семьей, своей улицей, поселком, областью, а затем и со страной, ее столицей и символами. Надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Как же нужно детям преподносить материал краеведческого содержания, что бы вызвать у них любознательность, способность мыслить самостоятельно и исследовать объекты родного поселка, села?
Так как нужно рассказывать дошкольнику об истории поселка, села? Является ли иллюстративно-объяснительный метод единственно возможным средством формирования у детей представлений о месте, где он родился? И кто или что, помимо самого педагога, может стать источником информации о прошлом и настоящем родного поселка?
Большинство занятий в детском саду, связанных с изучением родного поселка, строится в виде вербального сообщения педагогом историко – культурной информации, которая сопровождается демонстрацией фото- или видеоизображений, презентаций. Даже выход за пределы помещений детского сада в пространство поселка, села и изучение достопримечательностей «на месте» не изменяют ситуацию, поскольку чаще всего воспитателями используется все тот же иллюстративно – объяснительный метод обучения – экскурсия.
Опасность подобного подхода в том, что приобретаемые ребенком знания оказываются «мертвыми» (В. П. Зинченко). Все сведения предоставляются дошкольнику в «готовом» виде: над ними не нужно размышлять, их нужно принять, запомнить и при необходимости воспроизвести. Решение данной проблемы, лежит в более широком применении в краеведческом образовании исследовательских методов и проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством взрослого проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у ребят необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития детей, развития способности к самообучению, самообразованию.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить детей идти путем самостоятельных находок и открытий.
При этом объектом исследования и одновременно источником исторических представлений дошкольников о прошлом и настоящем родного поселка, села может выступать то культурное наследие, которое сосредоточено на данной локальной территории.
Культурное наследие для системы образования – это «совокупность всех доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых…». Неслучайно слово «наследие» близко к выражению «идти по следам», т. е. пользоваться тем, что уже существует. Таким образом, культурное наследие поселка, включает в себя:
•не только уникальные, существующие в единственном экземпляре, шедевры архитектуры, скульптуры, но и типичные объекты, являющиеся результатом культурно – преобразовательной деятельности человека. Например, типовые жилые дома, рядовые сооружения, обычные фонари, павильоны общественного транспорта и питания, природно – культурный ландшафт, предметы повседневного быта и пр. ;
•не только материальные объекты, сосредоточенные на локальной территории, но и элементы духовной культуры, выработанные предыдущими поколениями и востребованные сегодня: идеи, эстетические и моральные нормы, язык и диалекты, фольклор, обычаи, традиции. Как правило, такие составляющие культурного наследия имеют наглядное, «зримое» воплощение – они отражаются в поведении людей, их речи или в окружающих предметах;
•не только то, что было создано в далеком прошлом, но и то, что придумано нашими современниками. Культурное наследие не есть что-то неизменное, данное раз и навсегда. Эта сфера постоянно пополняется новыми уникальными и типичными образцами. В этом контексте к сфере наследия могут быть отнесены современные здания, улицы, памятники, возникающие новые традиции и т. д.
Столь широкая трактовка данного понятия детерминирована необходимостью «приблизить» культурное наследие к ребенку, связать такое далекое и непонятное для дошкольника прошлое поселка с его сегодняшней жизнью и деятельностью. В поле зрения ребенка попадают не только личностно значимые объекты культурного наследия («здание моего детского сада», «мой дом, двор», «парк и торговые предприятия, где я часто бываю с родителями» и пр., но и культурные явления, события, свидетелем или участником которых он является. Именно эта категория объектов дает возможность дошкольнику в буквальном смысле прикоснуться к миру прошлого, свободно «войти» в историю. Так, например, рассматривая декоративное оформление ближайшей к дошкольному учреждению улицы и центральной площади, сделанное в преддверии Нового года, 9 Мая – Дня Победы в Великой Отечественной войне, рассматривая можно не только задуматься о причинах зарождения традиции украшать поселок накануне важнейших памятных дат, но и поразмышлять, почему именно эти встречающиеся на баннерах, рекламных плакатах и постройках изображения (символ года, Дед Мороз, елка, цветы, георгиевская ленточка, ордена и медали, вечный огонь, и пр.) стали символами Нового года, Дня Победы, что они могут рассказать о Великой Отечественной войне.
Перечислю наиболее важные правила, которые необходимо учитывать при организации самостоятельной познавательной деятельности детей.
1. Изучение любой краеведческой темы должно разворачиваться в логике «от анализа объекта культурного наследия самими дошкольниками к дополнению и уточнению выдвинутых детьми версий педагогом в контексте проблемного вопроса Почему и Зачем?».
На экране продемонстрировать фотографию этого сооружения – въездного знака, установленного на границе поселка. На въездном знаке размещены название и что еще? Этот знак является своеобразной визитной карточкой поселка и достаточно красноречиво повествует об его уникальности.
Ну, например, воспитатель, не сообщая точного названия объекта (въездной знак) и ничего не рассказывая о нем, предлагает детям поразмышлять, почему и для чего устанавливаются подобные объекты? Почему вверху въездного знака изображена? Что они могут значить? Поскольку никакой предварительной информации дети не получили, они вынуждены, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и ранее приобретенные знания, искать ответы на поставленные вопросы исключительно в самом объекте. Дав возможность всем желающим высказаться, педагог обобщает и уточняет прозвучавшие мнения и версии, а также выявляет круг вопросов, на которые дети по каким-то причинам не смогли найти ответ. Констатация проблем, с которыми столкнулись дошкольники во время исследования, как правило, рождает у них желание, во что бы то ни стало найти решение. Дети задают интересующие их вопросы, которые ориентированы на пополнение недостающей историко-культурной информации. Лишь после того, как познавательный интерес возник, взрослый может изложить все те сведения, которые не только востребованы детьми, но и важны с точки зрения раскрытия изучаемой темы.
2. При изучении любой краеведческой темы должны использоваться вопросы открытого типа, как инструмент организации процесса исследования объектов культурного наследия и развертывания коллективной дискуссии.
В отличие от вопросов закрытого типа, предполагающих однозначный и единственно правильный ответ («Это здание?» — «Да». «Сколько в нем этажей?» — «Три», открытые вопросы располагают к широкому описанию, объяснению, аргументации, выдвижению различных точек зрения. Как правило, они начинаются со слов «почему?», «зачем?», «каким образом?», «как вы полагаете?» и пр. Приведу несколько примеров формулировок вопросов открытого типа, которые можно использовать при рассматривании мемориала «Воинской славы». Как вы полагаете, кому или зачем поставлен данный мемориал? Почему звезда лежит у подножия, а не располагается на боковой стене? Как вы полагаете Что можно сказать о времени, когда эти люди жили? Является ли они героями? Что может подтвердить ваше мнение?
Давайте попробуем выяснить, почему этот мемориал установлен именно в этом месте? Какие детали мемориала остались для вас непонятными? О чем бы вы хотели спросить меня? Каждый из приведенных вопросов задается отдельно, таким образом, проектируется пошаговая исследовательская деятельность дошкольников.
Отметим, что формулирование поисковых и дискуссионных вопросов – одна из сложнейших задач, стоящих перед педагогом. Для каждого исследуемого объекта перечень вопросов будет свой – в зависимости от характера объекта, его информационной насыщенности и образовательных задач, решаемых в рамках той или иной краеведческой темы.
3. При изучении краеведческой темы педагог должен строго соблюдать правила ведения коллективной дискуссии.
Дошкольники могут развить собственную версию, пересмотреть первоначальные взгляды, прийти к совершенно иным выводам или, наоборот, укрепиться в своей правоте. Таким образом, дискуссия позволяет выйти на иной, качественно новый уровень осмысления обсуждаемой проблемы, когда из мозаики различных впечатлений и версий складывается «объемный», всесторонний образ увиденного.
Педагог в ходе организуемого им детского исследования выступает в непривычной для себя роли – «посредник»). Функция фасилитатора состоит в том, чтобы помочь дошкольникам самим найти решение поставленной проблемы. Для того чтобы коллективная дискуссия успешно развернулась, педагогу необходимо соблюдать ряд правил. При организации коллективного обсуждения воспитатель должен:
- держать нейтралитет. Он не высказывает собственного мнения, не озвучивает каких-либо наиболее распространенных в краеведческой, культурологической, искусствоведческой, исторической литературе версий;
- предоставлять право высказаться всем желающим;
- принимать как допустимую любую версию, даже если она покажется странной или неверной. Педагогу не следует торопиться исправлять ответ. Лучше попросить дошкольника обосновать свое мнение конкретными наблюдениями, задав вопрос открытого типа, ориентированный на аргументацию («Что ты видишь, что позволяет тебе сделать такой вывод?» и др.);
- прояснять высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;
- увязывать высказывания детей между собой, тем самым показывая, как разворачивается процесс дискуссии, как из мозаики различных мнений складывается целостная картина прошлой жизни поселка, села;
- не оценивать ответы дошкольников («правильно» – «неправильно», «хорошо» – «плохо»).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное образование дошкольников через краеведение
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведения
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственно...
Социализация дошкольников, через краеведение.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач...
Планирование образовательной работы с дошкольниками по краеведению
Обобщение и распространение опыта работы...
Индивидуальный план профессионального развития по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников средствами краеведения»
Актуальность темы. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовате...