Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста «Юные краеведы»
рабочая программа (старшая группа)

Светлана Александровна Басаева

Программа «Юные краеведы» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю - историю своего края, города, помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya-programma-starshaya-gruppa-kraevedenie_1.docx145.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рябинушка» № 95 корпус 2

Парциальная программа

для детей старшего дошкольного возраста

«Юные краеведы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рябинушка» № 95 корпус 2

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ ЦРР № 95 «Рябинушка»

                             Т.Н.Мошкина

 Приказ №          от «        »                2024 год

Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста

«Юные краеведы»

Автор-разработчик:

Басаева С.А. воспитатель первой квалификационной категории

г. Улан-Удэ 2024

Оглавление

СОКРАЩЕНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

  1. ЦЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи реализации Программы
  3. Принципы и подходы к формированию Программы
  4. Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста
  5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
  6. Мониторинг
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
  2. Описание методов и приемов работы
  3. Календарно-тематическое планирование в старшей группе общеразвивающей направленности
  4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-техническое обеспечение Программы
  2. Организация детской деятельности
  3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
  4. Распорядок и режим дня

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СОКРАЩЕНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

ДОО — дошкольная образовательная организация

Программа - Парциальная программа для детей старшего дошкольного воз- раста «Юные краеведы».

Организация — организация, индивидуальный предприниматель, осуществ- ляющие образовательную деятельность по Программе

ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт до- школьного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

ООП — основная образовательная программа.

Старший дошкольный возраст – 5-6 лет.

Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимо- действовать с окружающими.

Мониторинг - контроль динамики развития личностных качеств и последую- щего психолого-педагогического сопровождения детей.

Познавательное развитие - это развитие всех психических процессов. Важ- нейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овла- дения им различными видами детской деятельности, которая, с одной сторо- ны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

Краеведение – это комплексное научно исследовательское и популяризатор- ское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.

  1. ЦЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Парциальная Программа для детей старшего дошкольного возраста

«Юные краеведы» (далее Программа) разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа составлена с учетом концептуальных положений ос- новной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

При разработке Программы использовались следующие нормативно –

правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об- разования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Россий- ской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и ор- ганизации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049- 13);
  • Устав МБДОУ ЦРР № 28 «Огонек».

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей до- школьного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родно- му краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью,

помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воз- действие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализи- ровать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять получен- ные им знания и умения; развивает аналитические способности, познаватель- ную активность.

Программа «Юные краеведы» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю - историю своего края, города, помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.

Эффективному освоению краеведческого содержания способствует по- становка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществля- ется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Знакомство с республикой Бурятией, родным городом с историей, культурой, архитек- турной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется прин- цип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее каче- ство, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятель- ности.

Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность пред- ставлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные пред- почтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценно- стям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребен- ка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях обществен-

ной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе са- мом.

При этом географические и природные особенности, местные культур- но-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для до- школьников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы – воспитание в детях старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края, развитие интереса к изучению окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • углубленное изучение истории родного края;

ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопле- ние опыта;

  • привитие навыков исследовательской работы с историческими, архив- ными и литературными источниками.

Развивающие:

  • обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, само- контроля и взаимоконтроля;
  • развитие интереса к народным традициям и промыслам.

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому прошлому родного края, береж- ного отношения к памятникам истории и культуры;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обще- стве, воспитывать естественную потребность к познанию.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

Авторы программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и все- общей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспита- ния и образования детей.

Парциальная Программа для детей старшего дошкольного возраста

«Юные краеведы» строится на следующих принципах:

-Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным осо- бенностям детей;

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество дошкольной организации с семьей;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, обще- ства и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ре- бенка в различных видах деятельности.

Подходы к формированию Программы:

Личностно-ориентированный подход – организация образовательного про- цесса на основе последовательного отношения педагога к ребенку как к

личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Системный подход – позволяет отделить и тщательно изучить каждый эле- мент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру.

Средовой подход – использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитие личности ре- бенка.

Деятельностный подход – организация образовательной деятельности де- тей, при которой они являются не пассивными «приемниками» информа- ции, а сами активно участвуют в образовательном процессе; воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Компетентностный подход – основным результатом образовательной де- ятельности становиться формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем.

Культурологический подход – интеграция усвоенных знаний через раскры- тие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приемами культурологического познания, которые обеспечивают применение социокультурных знаний в жизненных ситуаци- ях.

  1. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного воз- раста

Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представи- теля общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в соци- альном поведении и взаимоотношениях людей. Осознание детьми общеприня- тых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе.

В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. Они охотно рас- сказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представле- ний об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стрем- лению задавать вопросы и экспериментировать.

Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Вни- мание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут зани- маться не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20 – 25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по пра- вилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут ис- пользовать несложные приемы и средства. В 5 – 6 лет ведущее значение при- обретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать бо- лее сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком ак- тивным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать само- стоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Обра- зы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действитель- ность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

Словарь детей также активно пополняется существительными, обознача- ющими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражаю- щими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельно- сти. Круг чтения ребенка 5 – 6 лет пополняется произведениями разнообраз- ной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений

со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в

памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку ви- деть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков дру- гих людей.

  1. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

Таблица 1

Планируемые результаты освоения Программы

Область развития

Целевые ориентиры

Социально-коммуникативное

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет ини- циативу и самостоятельность в разных видах деятель- ности — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • Ребенок обладает установкой положительно- го отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстника- ми и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  • Способен сотрудничать и выполнять как ли- дерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
  • Имеет первичные представления о себе, се- мье, традиционных семейных ценностях, включая тра- диционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и ви- дами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
  • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стрем-

ление быть понятым другими.

Познавательное

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при- чинно-следственными связями, пытается самостоя- тельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, эксперименти- ровать. Обладает начальными знаниями о себе, о при- родном и социальном мире, в котором он живет; зна- ком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
  • представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремле- ния к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Речевое

        Ребенок достаточно хорошо владеет уст- ной речью, может выражать свои мысли и желания, ис- пользовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситу- ации общения, выделять звуки в словах, у ребенка

складываются предпосылки грамотности.

Художественно – эстетиче- ское

        Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и про- фессионального искусства (музыку, танцы, театраль- ную деятельность, изобразительную деятельность и т.

д.).

Физическое

  • У ребенка развита крупная и мелкая мотори- ка; он подвижен, вынослив, владеет основными движе- ниями, может контролировать свои движения и управ- лять ими.
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни

как ценность.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ре- бенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и не- произвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста до- стижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необхо- димость определения результатов освоения образовательной программы в ви- де целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФОП

ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характе-

ристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и роди- телей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФОП ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои прио- ритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФОП ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

Согласно ФОП ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных атте- стаций и итоговой аттестации воспитанников.

Данное положение позволяет отслеживать эффективность усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Пе- дагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической диагностики. При этом важно, что проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязан- ность педагогу, а материалы диагностики не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Педагогическую диагностику воспитатель имеет право проводить по собственному усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий родителей.

Ее результаты могут использоваться исключительно для решения сле- дующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, по- строения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.
  1. Мониторинг

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить ин- дивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необхо- дим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08- 249 «Комментарии к ФГОС ДО»). Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.

На основе теоретических исследований и исследований П.Г. Саморуко- вой были выделены показатели (меры, степени проявления показателя) пред- ставлений о родном городе у старших дошкольников:

  • полнота: характеризует объем (количество) представлений детей, т.е. название своего города, района, домашнего адреса, достопримечательности города, название улиц.
  • обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ре- бенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, клас- сификации, сравнения.
  • доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенных представлений о родном городе последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательности – отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.

На основе системы показателей была разработана шкала оценки разви- тия представлений о родном городе у старших дошкольников. Ответы детей и их поведение во время проведения диагностики должны оцениваться от 1 до 3-х баллов по каждой методике:

3 балла – ребенок грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументи- рует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре; 2 балла – ребенок отве- чает на вопросы при помощи воспитателя, интерес ситуативен, ребенок отвле- кается во время игры или беседы; 1 балл – ребенок оказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не проявляет, легко отвлека- ется на другие занятия.

По итогам диагностики баллы суммируются.

Высокий уровень (9-12 баллов). Знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнаёт флаг, герб города, может объяснить символику герба.

Средний уровень (6-8 баллов). Знает название города, свой домашний адрес, герб города Улан-Удэ; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого). Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не опери- руют предметными терминами.

Низкий уровень (3-5 баллов). Ребёнок затрудняется отвечать на постав- ленные вопросы, знает название города, не может объяснить символику род- ного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают зна- чимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Задания Т. Г Кобзевой были адаптированы для данного исследования для проведения диагностики развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.

Задание 1. Беседа «Родной город».

Цель: выявить полноту представлений о родном городе.

Для диагностики с детьми должна быть проведена беседа «Родной го- род» с целью определить уровень представлений о родном городе (знать

название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримеча- тельности города, название улиц.)

Примерные вопросы для беседы

  • Как называется город, в котором ты живешь?
  • Что означает название города, в котором ты живешь?
  • Сколько лет нашему городу?
  • Как называют жителей нашего города (поселка)?
  • Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь?
  • Почему она носит такое название?
  • Что ты можешь рассказать о микрорайоне, в котором ты живешь?
  • Как ты думаешь, что означает герб нашего города?
  • Что тебе больше всего нравится в твоем городе?
  • Какие интересные места, достопримечательности своего родного горо- да ты знаешь?
  • Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности ты посетил с родителями?
  • Каких выдающихся людей, прославивших наш город, ты знаешь?
  • Что ты можешь сделать для того, чтобы твой родной город стал краси-

вее?


  • Какие праздники отмечаются в нашем городе и где?
  • Что ты хотел бы показать гостям нашего города?
  • Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем городе? (воспитатели в дет-

ском саду, родители, бабушка или дедушка)

– Вы любите свой город? За что?

Задание 2. «Достопримечательности города»

Цель: выявить уровень обобщенности представлений о родном городе. Оборудование: карта-схема города, фотографии с достопримечательно-

стями города.

Ход проведения:

  • Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
  • Ребенку предлагается рассмотреть несколько фотографий (открыток) с изображением близлежащих улиц и определить их названия.
  • Среди изображений гербов различных городов ребенку предлагается выбрать герб родного города (гербовую эмблему).
  • Используя иллюстративный материал с изображением людей, собира- ющих мусор, сажающих деревья и цветы и пр., воспитатель предлагает рас- сказать о том, что нужно делать, чтобы родной город стал чище и красивее.

Задание 3. «Проблемные ситуации»

Цель: выявить доказательность представлений о родном городе.

  • У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квар- тиру; назови свой адрес.
  • К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного го- рода (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш дет- ский сад, где он находится.
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Содержание образовательной работы по освоению детьми образователь- ных областей осуществляется в процессе организации различных видов дея- тельности, а так же в ходе режимных моментов и через организацию самосто- ятельной деятельности детей.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, путем приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и госу- дарства.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских вза- имоотношений в группе
  2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуля- ции собственных действий.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных спо- собностей.

Задачи:

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мо- тивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Развитие пространственной ориентации дошкольников.
  5. Закрепление умения считать в пределах десятка.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окру- жающим на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

  1. Овладение речью, как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной речи.

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  1. Стимуляция творческой активности.
  2. Развитие воображения.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цель: формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и основ культуры здоровья

Задачи:

  1. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активно- сти и физическом совершенствовании.
  2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение ос- новными движениями (крупная и мелкая моторика).

Таблицы 2

Список программ и технологий, обеспечивающий реализацию содержания

Интеграция образо-

вательных областей

Методические пособия, технологии

Познавательное разви- тие

-географическое положение нашего края;

  • исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
  • природа края, особенности рельефа и климата;
  • народонаселение, особенности национальной культуры.

Социально – коммуни- кативное развитие

  • развитие игровой деятельности детей;
  • формирование навыков культуры поведения и общения;
  • обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружени- ем, включения детей в систему социальных отношений;
  • формирование семейной, гендерной, гражданской принад- лежности, патриотических чувств.
  • формирование представлений о видах труда населения «ма- лой Родины», профессиях родных и близких детей;
  • ознакомление детей с творчеством бурятских поэтов и писателей;
  • развитие собственной трудовой деятельности детей;
  • воспитание ценностного отношения к труду и его результа- там.

Речевое развитие

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произ- носительной стороны речи, связной речи – диалогической и

монологической форм).

Художественно – эсте- тическое развитие

  • знакомство с национальным костюмом праздничным и по- вседневным, с элементами и цветовой гаммой;
  • формирование умения различать народное и профессиональ- ное искусство;
  • знакомство с национальными народными инструментами;
  • приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, ча- стушкам, пляскам.

Физическое развитие

- формирование интереса и любви к спорту, развитие двига- тельной активности

Таблица 3

  1. Описание методов и приемов работы

Методы

Приемы работы

Словесные

  • беседа
  • рассказ
  • объяснение
  • рассказ педагога
  • рассказы детей
  • беседы
  • чтение литературы

Наглядные

  • показ видео-презентаций
  • просмотр обучающих мультфильмов
  • тематические прогулки, экскурсии
  • посещение библиотеки

Практические

  • упражнение
  • элементарные опыты, экспериментиро- вание
  • моделирование
  • продуктивная деятельность
  • коллекционирование
  • выставки

Игровые

  • дидактическая игра
  • игры-экспериментирования
  • воображаемая ситуация в развернутом виде

Таблица 4

  1. Календарно-тематическое планирование в старшей группы

(дети 5-6 лет)

Сентябрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Проведение мониторинга.

Определение первичного уровня знаний детей.

Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотноше- ниями детей в группе

2 неделя

Моя улица.

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жи-

Беседы о родной улице. Целе- вая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах

лым домам.

Закреплять знание домашнего ад- реса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу.

дорожного движения. Рисова- ние: «Моя дорога в детский сад».

Мы Улан-Удэнцы

Расширять знания детей о родном городе.

Познакомить с историей появления города.

Познакомить с понятием «Малая Родина»

Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. Экскурсия в осенний лес.

3 неделя

История появления города Улан-Удэ

Познакомить детей с картой горо- да Улан-Удэ. Побуждать интересо- ваться историей родного края.

Формировать первоначальные представления об обычаях и тра- дициях Республики Бурятия

Рассматривание карты Республики Бурятия. Беседы о Республике Бурятия. Рассмат- ривание альбома «Чем славит- ся наш край».

Знакомство детей с творчеством Сибир- ских писателей

Абидуев Бавасан Доржиевич

 «Сказка о козленке Бабане », «Оседлавший тигра», « Шалай и Шанай »

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

4 неделя

Транспорт нашего города.

Расширять знания детей о разнооб- разии видов транспорта родного города. Знакомить со специальным транспортом. Воспитывать уваже- ние к труду транспортных профес- сий.

Беседы о городском транспор- те. Целевые прогулки, наблю- дения.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений о про- фессиях, Загадки про транс- порт.

Аппликация: «Автобус».

Дидактическая игра: « Кто чем управляет»

Транспорт наших предков.

Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Рас- ширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе кре- стьян.

Знакомство с презентации

«Транспорт наших предков».

Чтение литературы о развитии транспорта.

Октябрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Осень в нашем городе.

Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления приро- ды и устанавливать простейшие связи между ними.

Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая про- гулка.

Рисование осенних пейзажей.

Чтение произведений об осе- ни.

Составление осеннего букета.

Дидактическая игра: «Когда это бывает».

Знакомство детей с творчеством Бурятских писателей

Мы живем за Байкалом. Книга о Бурятии.

Африкан Бальбуров

Эта книга о Бурятии и бурятах. об их жизни в прошлом и настоящем. Вместе с героем книги Мишкой Жигжитовым читатель совершит увлекательное путешествие по республике, побывает в ее столице Улан-Удэ, будет ловить с Мишкой рыбу, слушать интересные истории о байкальской облепихе, тибетских эмчи-ламах и т.д. Все это очень ярко описал известный бурятский писатель.

Рассматривание иллюстраций к книгам.

.

2 неделя

Какой урожай соби- рают в нашем крае?

Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить, с способами уборки урожая.

Беседы о сборе урожая в семь- ях детей.

Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов.

Загадывание загадок об ово- щах и фруктах.

Работа по сбору урожая в ого- роде.

Что делали в старину осенью?

Знакомить детей с бытом русского и бурятского народа, с основными занятиями крестьян.

Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки.

Рассказ воспитателя.

Рисование на тему «Мы собра- ли рожай».

Рассматривание сюжетных картин.

3 неделя

Деревни рядом с нами.

Познакомить детей с особенностя- ми жизни людей в деревне, харак- тером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине.

Беседы о жизни людей в де- ревне, рассматривание иллю- страций, чтение стихотворе- ний, литературы о жизни в деревне, красоте русской при- роды.

Дидактические игры: «В горо- де, в деревне», «Деревня горо- ду».

Тематическая экскур- сия в «Этнографический

музей»

Знакомство с бытом и традициями наших предков.

Беседы по содержанию. Тематические игры.

4 неделя

Животный мир  Бурятии

Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоз- зрения.

Беседы о животных Бурятии.

Рассматривание энциклопедии, альбомов с изображением живот ных, птиц, насекомых.

Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по опи- санию».

Птицы Бурятии

Знакомить с многообразием мира птиц Бурятии.. Си- стематизировать знания о зимую- щих и перелётных птицах. Расши- рять знания о птицах живущих ря- дом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь к всему живому.

Знакомство с презентацией

«Птицы рядом с нами».

Рассматривание фотоальбомов с различными птицами.

Беседы о зимующих и пере- лётных птицах.

Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц.

Ноябрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Человек без роду, что дерево без корней.

Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Зна- комить с иерархией в семьях наших предков.

Беседы о членах семьи, семей- ных праздниках, семейном отдыхе.

Фотовыставка: «Моя семья».

Рисование: «Мои бабушка и дедушка».

Составление генеалогического древа.

Знакомство детским писателем М. Михеева

«Лесная мастерская»

Чтение художественной литерату- ры

Рассматривание иллюстраций к произведениям.

Беседы о том , как писатель описывает лесных жителей и о роли детей как хранителей леса.

2 неделя

Традиции моей семьи.

Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье.

Воспитание уважения и любви к родным.

Беседы о важности семейных традиций.

Чтение произведений литера- туры о семье, предках, семей- ных праздниках.

Рисование на тему «Праздник в моей семье».

«Красна изба углами»

Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей.

Воспитание уважения к предкам, к своей истории.

Знакомство с презентацией

«Крестьянская изба».

Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».

Рисование и конструирование.

3 неделя

Забавы вокруг печки.

Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и по- говорок. Воспитывать любовь к своей Родине.

Беседы о самом важном пред- мете дома – печке.

Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о рус- ской печи. Рассматривание

макета печи и печной утвари.

Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии.

«Жанна Косичкина, доктор Нетука и Синий лес»

 Анна Виноградова

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций.

4 неделя

«Щи да каша пища наша»

Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления.

Воспитывать интерес к прошлому.

Знакомство с разнообразными блюдами русского и бурятского народа.

Рассматривание посуды для приготовления пищи.

Хлеб всему голова.

Закреплять знания о том, что хлеб – это одно из самых главных наших богатств, его очень трудно вырастить.

Познакомить детей с трудом хле- боробов. Воспитывать чувство уважения к труду и бережное от- ношение к хлебу.

Беседы по теме.

Знакомство с книгами о труде хлеборобов.

Рисование на тему «Хлеб».

Декабрь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Музей природы

Бурятии.

Познакомить детей с экспонатами музея.Расширять знания о животных.

Воспитывать любовь к животным, желание их защищать.

Рассматривание фотографий музея природы.

Знакомство с презентацией на тему «Музей природы бурятии/национальный музей».

Рисование животных экспонаты музея.

Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии.

Доржо, покоритель небес

Виктория Алагуева

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций.

2 неделя

Что делали в старину зимой?

Расширять знания детей о быте рус- ского народа.

Знакомство с бытом семейских.

Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Раз- вивать интерес к прошлому.

Рассматривание сюжетных картин.

Рассказ воспитателя.

Рисование и чтение литерату- ры на тему «Зимние забавы».

Как строился наш город.

Знакомить с историей строитель- ства города.

Расширять знания об улицах города, истории названий улиц.

Воспитывать любовь к родному городу.

Рассматривание фотоальбома

«Когда деревья были малень- кие».

Рассказ воспитателя.

3 неделя

Видео-экскурсия по улицам города

Закрепление знаний о родном горо- де, его окружении, водоёмах.

Формировать патриотические чув- ства.

Экскурсии, целевые прогулки.

Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города.

Составление рассказов о горо- де.

Рисование «Мой город».

Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии.

Учение Будды для детей

Виктория Алагуева

Эта книга рассказывает о буддизме детям и их родителям, так доходчиво, чтобы идеи Будды стали понятны даже самым маленьким. Жизнь Будды и его просветление, его служение и великий вклад в развитие человеческой эволюции приведены здесь и красочно иллюстрированы. В краткой форме даны основные понятия буддизма, приведены законы причины и следствия, законы кармы и законы перевоплощения. Даны краткие рассказы о великих Учителях буддизма, знаменитых йогах. Детям станет понятнее устройство мироздания и его вечные Законы. В конце дан краткий учебник поведения в дацане, дугане, на хурале

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций.

4 неделя

Турнир знатоков Род- ного края.

Расширять и закреплять знания де- тей о родном городе. Познакомить с историей возникновения родного города. Воспитывать патриотиче- ские чувства к малой родине.

Беседы о родном городе. Чте- ние и заучивание стихотворе- ний о Бурятии и Улан-Удэ. Дидактические игры: «Когда это бывает?»,

«Родные улицы», «Домашний адрес».

Рождественские праздники, народные традиции и культура края.

Дать представление о народных традициях и культуре России. Вос- питывать чувства любви и гордости за свою страну.

Рассказ воспитателя о народ- ных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание ил- люстраций. Продуктивная дея- тельность «Поздравительная открытка».

Январь

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

2 неделя

Проведение промежу- точного мониторинга.

Выявление уровня знаний детей.

Беседы, игры с детьми.

3 неделя

Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии.

Золотая книга о бурятах Виктория Алагуева
Бабушки и дедушки — бесценный источник народной мудрости. Сохранить и передать знания детям — наш долг. Во что верили, как одевались, что ценили и уважали наши предки? О том, что важно знать и чего никак нельзя забывать, рассказывает эта книга.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций.

Деревья нашего края.

Знакомить детей с природой Бурятии,  лесами, заповедниками, нац.парками.

В республике Бурятия существуют три заповедника и два национальных парка.

  На территории Республики Бурятия расположены:

1.Баргузинский заповедник

2.Байкальский заповедник3.

3.Джергинский заповедник

4.Забайкальский национальный парк

5.Тункинский национальный парк

Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев заповедных лесов .

Обьяснить в чем различие между заповедником,заказником и нац.парком.

Рисование деревьев нашей местности.

4 неделя

Водоёмы Бурятии

Формировать интерес к малой ро- дине. Воспитывать чувство любви и гордости за свой  край.

Рассматривание, фотографий реки Селенга, Уда и др. рек.Озера Гусиное,Щучье,Котокель.

«Байкал» – сердце

Бурятии.

Закреплять знание названия родно- го города, реки. Расширять пред- ставления детей о природных бо- гатствах Бурятии. Побуждать детей восхищаться красотой Озера Байкал – обьекта всемирного наследия.

Беседы о малой Родине, рас- сматривание иллюстраций, фотографий с видами Озера Байкал – обьекта всемирного наследия.

Рисование: «Байкал – сердце Бурятии».

Чтение литературы, решение экологических задач.

Февраль

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Народный костюм.

Знакомить детей с национальным костюмом жителей Бурятии ,его цветовой гаммой, способами украшения.

Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изоб- ражением мужского и женского дэгэла.

Вышивка мастериц Сибирских мастериц.

Вызвать у детей интерес к изделиям рукодельниц Сибири. Познакомить детей с вышивкой \сибирских ма- стериц, ее особенностями, цветовой гаммой. Рассмотреть предметы одежды и иллюстрации, где встре- чается вышивка.

Рассматривание предметов одежды и иллюстрации ко- стюмов жителей Сибири

Рассматривание рушников ручной работы.

2 неделя

Как наши предки за- щищали Родину

Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уваже- ние к защитникам Родины.

Знакомить с былинными героями.

Беседы.

Чтение художественных про- изведений и защитниках Роди- ны.

Рисование на тему «Наши За- щитники».

Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии

 Сказки для Полины

Светлана Андреевна Нестерова

Есть у Светланы Андреевны удивительная книга «Сказки для Полины». Героями этих сказок являются солнце и жаворонок, василек и колокольчик, ивушка и снежинка, маленький гном и дракон, светлячки и Баба-яга, здесь есть даже знакомые всем детям Бурятии, реки Ангара и Енисей, озеро Байкал. В них происходит борьба добра со злом, и всегда побеждает дружба и любовь. Трогательные сказки озарены светом любви и добра

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций.

3 неделя

День Защитников Отечества.

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать пат- риотические чувства.

Праздник для детей и родите- лей. Разучивание стихов, пе- сен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотече- ственниках в годы ВОВ.

Предприятия и орга- низации нашего го- рода.

Знакомить детей с основными предприятиями нашего города.

Закреплять знания о месте работы родителей.

Знакомство с медиа- презентацией «Предприятия нашего города».

Рассказы детей о предприяти- ях на которых работают роди- тели.

4 неделя

Знаменитые люди нашего города.

Познакомить детей со знаменитыми земляками, первостроителями горо- да, участниками Великой Отече- ственной Войны.

Воспитывать уважение к труду и подвигам.

Рассказ воспитателя. Экскурсия  в парк мемориал Победы.

Чтение сказки А. К. Барышниковой «Как немецкий генерал к партизанам в плен попал».

Знакомить детей с произведениями. Воспитывать любовь к литературе родного края.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций.

Март

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Мама – первое слово.

Средствами эстетического воспита- ния формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхи- щаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.

Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Фотовыставка: «Вот какие наши мамы!»

Масленица

Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традиция- ми. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям.

Праздник «Масленица». Разу- чивание закличек, обрядовых песен.

Рассматривание иллюстраций

«Народные гулянья».

2 неделя

Музыкальная жизнь края.

Познакомить детей с историей раз- вития музыкального искусства края.

Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни.

Прослушивание народных пе- сен .

развлечение: «Уж вы гуси, мои гуси».

Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии

«Такие разные сказки»

Татьяна Григорьева

В книгу «Такие разные сказки» вошли сказки для младшего школьного возраста. Сказки «Два унта по кличке «Рыжий» и «Дед Пихто» учат детей уважать старших, беречь родную природу и верить в чудо. В сказке «Воробей Васька», ставшей в 2013 году лауреатом Международного конкурса «Новые сказки» и дипломантом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей «Добрая лира», рассказывается о том, как в процессе совместной творческой работы рождается дружба.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

3 неделя

«Сороки».

Средствами эстетического воспита- ния побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание альбома

«Времена года».

Чтение литературы о весне.

Выставка рисунков: «В окно повеяло весною».

Что делали в старину весной?

Расширять знания детей о быте рус- ского народа.

Знакомить с работами проводимы- ми весной, с растениями которые сажают в нашем крае.

Развивать интерес к прошлому.

Рассказ воспитателя.

Рисование на тему «Что можно делать весной?».

Рассматривание сюжетных картин.

4 неделя

Что сажают в нашем крае.

Расширять знания детей о посадке растений на огородах и в полях.

Познакомить с уникальностью поч- вы Новосибирской области Воспи- тывать любовь к труду..

Работа в огороде. Рассказ воспитателя.

Рассматривание сюжетных картин о посадке культур.

Чтение сказки А.Н.Корольковой

«Домашние живот- ные»

Знакомить с произведениями А. Н. Корольковой.

Воспитывать любовь к литературе родного края.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

Апрель

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

Вслед за солнышком.

Познакомить детей с понятием

«народный календарь», сравнить с гражданским календарём.

Знакомить детей с народными при- метами и поверьями.

Рассматривание календаря.

Беседы о необходимости сле- жения за погодой.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Растительный мир родного края.

Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбо- мов, фотографий, открыток с видами родной природы.

Загадки про растения, деревья. Решение экологических задач.

Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?»,

«С какого дерева листок».

2 неделя

Лекарственные рас- тения родного края.

Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной при- роды. Познакомить с лекарствен- ными растениями Бурятии, их использовании в лечебных целях.

Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Бурятии, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.

Дидактическая игра: «Зелёная аптека».

Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии

Мамонтенок Фуф

В. Г. Митыпов

Сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка о приключениях девочки и мамонтенка, о том, как их дружба и их верность друг другу помогают победить врагов и преодолеть самые невероятные трудности.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

3 неделя

Игрушки.

Знакомить с игрушками сибирских мастеров: свистульками, керамиче- скими игрушками

Рассматривание альбома «Чем славится Сибирский край?»,

Знакомство с медиа- презентацией «Игрушки наше- го края».

Матрёшка.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- при- кладного искусства.

Игры с матрёшками.

Рассматривание фотографий с изображениями различных матрёшек.

Рассказ воспитателя.

4 неделя

Знакомство с обрядо- выми песнями «семейских».

Познакомить детей с обрядовым фольклором семейских.

Заучивание весенних закличек.

Символы нашего го- рода.

Знакомство детей с символами го- рода. Формировать уважительное отношение к государственным и городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага.

Рассказ воспитателя. Рассмат- ривание государственного герба и флага РФ, герба и фла- га родного города. Рассматри- вание герба на монетах, доку- ментах. Аппликация: «Наш флаг».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Май

Дата

Тема НОД

Программное содержание

Работа с детьми

1 неделя

« И помнит мир спасённый…»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины.

Знакомить детей с героями Вели- кой Отечественной войны на при- мере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, па- мятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов.

Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготов- ление подарков для ветеранов. Чте- ние худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание откры- ток и фотографий с изображением мемориалов города.

Рисование на тему «Война и память о ней».

Насекомые нашего края.

Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми Бурятии, напоминать о бережном отношении к ним. Учить эмоционально откликаться на кра- соту цветов. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе.

Рассматривание насекомых на про- гулке.

Рисование насекомых и растений.

Чтение книг о насекомых Бурятии.

2 неделя

Литературная вик- торина «Сказки Бурятии»

Закреплять знания сказок бурятских писателей.

Воспитывать желание познавать литературу края.

Дидактическая игра «Узнай сказку»

Беседы по содержанию любимых сказок.

Малая Родина (итоговая)

Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.

Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Праздник «Наша Родина». Выставка детских работ. Фотовыставка «Наш город».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Чтение стихотворений, литератур- ных произведений о Родине.

3 неделя

Проведение итого- вого мониторинга.

Определение уровня знаний детей.

Беседы с детьми, дидактические иг- ры.

  1. Особенности взаимодействие педагогического коллектива с семьями до- школьников

Одним из важных принципов технологии реализации Программы является совместное с родителями краеведческое образование дошкольников.

Семья и детский сад составляют целостную социокультурную образова- тельную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. В ли- це педагогического коллектива родители обретают важную опору для реали- зации своего воспитательного потенциала и становления компетентного роди- тельства в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами краеведения.

Ведущая цель создание необходимых условий для формирования ответ- ственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компе- тентности родителей в краеведческом образовании дошкольников, обеспече- ние права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компе- тентности родителей по ознакомлению дошкольников с родным краем:

  1. Оказывать родителям (законным представителям) психолого- педагогическую помощь в семейном воспитании детей по вопросам ознаком- ления дошкольников с родным краем.
  2. Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей 5 - 6 лет средствами краеведения.
  3. Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников не- посредственно в образовательную деятельность дошкольной образователь- ной организации по данной теме.
  4. Поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере до- школьного образования детей в вопросах краеведения.

Основные направления и формы взаимодействия с семьёй

Направления

работы

Формы взаимодействия

Знакомство с семь ёй, её традициями

Встречи-знакомства.

Анкетирование родителей (законных представителей), бабу- шек, дедушек

Информирование родите- лей о ходе образователь- ного процесса

Информационные листы о задачах образовательной деятель- ности за день (чему научились, с чем познакомились, что узнали).

Оформление стендов по ознакомлению с родным краем. Организация выставок детского творчества «Моя семья»,

«Мой детский сад», «Мой город Улан-Удэ», «Моя малая Родина» и т.д.

Создание памяток и буклетов по реализуемой Программе. Дни открытых дверей.

Консультации (индивидуальные, групповые). Родительские собрания.

Реклама книг, статей из газет, журналов или сайтов по про- блемам краеведческого воспитания дошкольников.

Повышение компетенции родителей

Родительские чтения «Культурный Улан - Удэ», «Поэты Бурятии» и т.д.

Создание библиотеки, медиатеки по истории и традициям родного города и края.

Совместная деятельность

Организация вечеров музыки и поэзии, гостиных, «Поэтиче- ская и музыкальная Бурятия ».

Праздники города в детском саду. Конкурсы «Рисуем родной край».

Маршруты выходного дня (прогулки, театр, музей, библиоте- ка)

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-техническое обеспечение Программы

Техническое обеспечение:

  • ПК;
  • программное обеспечение;
  • экран;
  • мультимедийный проектор;
  • выход в Интернет.

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Таблица 6 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Период проведения

(месяц)

Название мероприятия

Октябрь

Декада пожилых людей

Декабрь

Конкурс по краеведению «Знатоки родного города»

Февраль

Развлечение «Сибирские забавы»

Март

День красной Бурятии.

Апрель

День библиотекаря (посещение детской библиотеки)

Май

Праздник посвященный Дню победы (экскурсии к памятни-

кам воинской славы)

3.4. Распорядок и режим дня

Занятия в старшей группе проходят один раз в неделю по вторникам 15:30-15:55.

Примерный режим дня должен быть выстроен в соответствии с СанПи- Ном, соответственно занятия в средней группе ДОУ проходят по 25 минут.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание до- школьников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.

«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.

«С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Н. В. Алёшина

«Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

Программа " Мой любимый город Канск"  - определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики  региональных социок...

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

Программа «Мой любимый город Канск» — проект примерной парциальной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольн...

ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

Программа «Мой любимый город Канск» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики региональных социокультурных, кл...

Примерная парциальная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

Примерная парциальная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста...