Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста «Юные краеведы»
рабочая программа (старшая группа)
Программа «Юные краеведы» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю - историю своего края, города, помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya-programma-starshaya-gruppa-kraevedenie_1.docx | 145.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рябинушка» № 95 корпус 2
Парциальная программа
для детей старшего дошкольного возраста
«Юные краеведы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рябинушка» № 95 корпус 2
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ ЦРР № 95 «Рябинушка»
Т.Н.Мошкина
Приказ № от « » 2024 год
Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста
«Юные краеведы»
Автор-разработчик:
Басаева С.А. воспитатель первой квалификационной категории
г. Улан-Удэ 2024
Оглавление
- Пояснительная записка
- Цели и задачи реализации Программы
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста
- Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
- Мониторинг
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
- Описание методов и приемов работы
- Календарно-тематическое планирование в старшей группе общеразвивающей направленности
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
- Материально-техническое обеспечение Программы
- Организация детской деятельности
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
- Распорядок и режим дня
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОКРАЩЕНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
ДОО — дошкольная образовательная организация
Программа - Парциальная программа для детей старшего дошкольного воз- раста «Юные краеведы».
Организация — организация, индивидуальный предприниматель, осуществ- ляющие образовательную деятельность по Программе
ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт до- школьного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
ООП — основная образовательная программа.
Старший дошкольный возраст – 5-6 лет.
Коммуникативные навыки — это способность человека правильно взаимо- действовать с окружающими.
Мониторинг - контроль динамики развития личностных качеств и последую- щего психолого-педагогического сопровождения детей.
Познавательное развитие - это развитие всех психических процессов. Важ- нейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овла- дения им различными видами детской деятельности, которая, с одной сторо- ны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения.
Краеведение – это комплексное научно исследовательское и популяризатор- ское изучение определенной территории и накопление знаний о ней.
- ЦЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Парциальная Программа для детей старшего дошкольного возраста
«Юные краеведы» (далее Программа) разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа составлена с учетом концептуальных положений ос- новной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
При разработке Программы использовались следующие нормативно –
правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного об- разования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Россий- ской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и ор- ганизации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049- 13);
- Устав МБДОУ ЦРР № 28 «Огонек».
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей до- школьного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родно- му краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью,
помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воз- действие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализи- ровать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять получен- ные им знания и умения; развивает аналитические способности, познаватель- ную активность.
Программа «Юные краеведы» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю - историю своего края, города, помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.
Эффективному освоению краеведческого содержания способствует по- становка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществля- ется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Знакомство с республикой Бурятией, родным городом с историей, культурой, архитек- турной основой, на которую укладываются полученные знания, формируются навыки и умения через разные виды деятельности, то есть реализуется прин- цип комплексности знаний. Интерес должен выступать как важнейшее каче- ство, характеризующее ребенка дошкольного возраста как субъекта деятель- ности.
Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность пред- ставлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные пред- почтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценно- стям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребен- ка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях обществен-
ной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе са- мом.
При этом географические и природные особенности, местные культур- но-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для до- школьников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы – воспитание в детях старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края, развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопле- ние опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архив- ными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, само- контроля и взаимоконтроля;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, береж- ного отношения к памятникам истории и культуры;
- воспитание уважения к труду взрослых;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обще- стве, воспитывать естественную потребность к познанию.
Принципы и подходы к формированию Программы
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
Авторы программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и все- общей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспита- ния и образования детей.
Парциальная Программа для детей старшего дошкольного возраста
«Юные краеведы» строится на следующих принципах:
-Доступность предполагаемого материала, соответствие возрастным осо- бенностям детей;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество дошкольной организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, обще- ства и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ре- бенка в различных видах деятельности.
Подходы к формированию Программы:
Личностно-ориентированный подход – организация образовательного про- цесса на основе последовательного отношения педагога к ребенку как к
личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Системный подход – позволяет отделить и тщательно изучить каждый эле- мент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру.
Средовой подход – использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитие личности ре- бенка.
Деятельностный подход – организация образовательной деятельности де- тей, при которой они являются не пассивными «приемниками» информа- ции, а сами активно участвуют в образовательном процессе; воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Компетентностный подход – основным результатом образовательной де- ятельности становиться формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем.
Культурологический подход – интеграция усвоенных знаний через раскры- тие существенных связей социокультурных явлений и процессов, через овладение способами и приемами культурологического познания, которые обеспечивают применение социокультурных знаний в жизненных ситуаци- ях.
- Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного воз- раста
Ребенок 5 – 6 лет стремится познать себя и другого человека как представи- теля общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в соци- альном поведении и взаимоотношениях людей. Осознание детьми общеприня- тых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе.
В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. Они охотно рас- сказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представле- ний об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стрем- лению задавать вопросы и экспериментировать.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Вни- мание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут зани- маться не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20 – 25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по пра- вилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут ис- пользовать несложные приемы и средства. В 5 – 6 лет ведущее значение при- обретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать бо- лее сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком ак- тивным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать само- стоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Обра- зы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действитель- ность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Словарь детей также активно пополняется существительными, обознача- ющими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражаю- щими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельно- сти. Круг чтения ребенка 5 – 6 лет пополняется произведениями разнообраз- ной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений
со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в
памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку ви- деть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков дру- гих людей.
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Таблица 1
Планируемые результаты освоения Программы
Область развития | Целевые ориентиры |
Социально-коммуникативное |
|
ление быть понятым другими. | |
Познавательное |
|
Речевое | − Ребенок достаточно хорошо владеет уст- ной речью, может выражать свои мысли и желания, ис- пользовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситу- ации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. |
Художественно – эстетиче- ское | − Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и про- фессионального искусства (музыку, танцы, театраль- ную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). |
Физическое |
как ценность. |
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ре- бенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и не- произвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста до- стижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необхо- димость определения результатов освоения образовательной программы в ви- де целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФОП
ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характе-
ристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и роди- телей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФОП ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои прио- ритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФОП ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Согласно ФОП ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных атте- стаций и итоговой аттестации воспитанников.
Данное положение позволяет отслеживать эффективность усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Пе- дагог имеет право проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической диагностики. При этом важно, что проведение педагогической диагностики не может быть вменено в обязан- ность педагогу, а материалы диагностики не подлежат проверке в процессе контроля и надзора. Педагогическую диагностику воспитатель имеет право проводить по собственному усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий родителей.
Ее результаты могут использоваться исключительно для решения сле- дующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, по- строения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
- Мониторинг
Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить ин- дивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необхо- дим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08- 249 «Комментарии к ФГОС ДО»). Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.
На основе теоретических исследований и исследований П.Г. Саморуко- вой были выделены показатели (меры, степени проявления показателя) пред- ставлений о родном городе у старших дошкольников:
- полнота: характеризует объем (количество) представлений детей, т.е. название своего города, района, домашнего адреса, достопримечательности города, название улиц.
- обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ре- бенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, клас- сификации, сравнения.
- доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенных представлений о родном городе последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательности – отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.
На основе системы показателей была разработана шкала оценки разви- тия представлений о родном городе у старших дошкольников. Ответы детей и их поведение во время проведения диагностики должны оцениваться от 1 до 3-х баллов по каждой методике:
3 балла – ребенок грамотно и правильно отвечает на вопрос, аргументи- рует свой ответ, проявляет интерес к беседе или игре; 2 балла – ребенок отве- чает на вопросы при помощи воспитателя, интерес ситуативен, ребенок отвле- кается во время игры или беседы; 1 балл – ребенок оказывается отвечать на вопросы или отвечает неверно, интереса к беседе не проявляет, легко отвлека- ется на другие занятия.
По итогам диагностики баллы суммируются.
Высокий уровень (9-12 баллов). Знает название города, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнаёт флаг, герб города, может объяснить символику герба.
Средний уровень (6-8 баллов). Знает название города, свой домашний адрес, герб города Улан-Удэ; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого). Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не опери- руют предметными терминами.
Низкий уровень (3-5 баллов). Ребёнок затрудняется отвечать на постав- ленные вопросы, знает название города, не может объяснить символику род- ного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают зна- чимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Задания Т. Г Кобзевой были адаптированы для данного исследования для проведения диагностики развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Задание 1. Беседа «Родной город».
Цель: выявить полноту представлений о родном городе.
Для диагностики с детьми должна быть проведена беседа «Родной го- род» с целью определить уровень представлений о родном городе (знать
название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримеча- тельности города, название улиц.)
Примерные вопросы для беседы
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Что означает название города, в котором ты живешь?
- Сколько лет нашему городу?
- Как называют жителей нашего города (поселка)?
- Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь?
- Почему она носит такое название?
- Что ты можешь рассказать о микрорайоне, в котором ты живешь?
- Как ты думаешь, что означает герб нашего города?
- Что тебе больше всего нравится в твоем городе?
- Какие интересные места, достопримечательности своего родного горо- да ты знаешь?
- Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности ты посетил с родителями?
- Каких выдающихся людей, прославивших наш город, ты знаешь?
- Что ты можешь сделать для того, чтобы твой родной город стал краси-
вее?
- Какие праздники отмечаются в нашем городе и где?
- Что ты хотел бы показать гостям нашего города?
- Кто тебе чаще всего рассказывает о нашем городе? (воспитатели в дет-
ском саду, родители, бабушка или дедушка)
– Вы любите свой город? За что?
Задание 2. «Достопримечательности города»
Цель: выявить уровень обобщенности представлений о родном городе. Оборудование: карта-схема города, фотографии с достопримечательно-
стями города.
Ход проведения:
- Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
- Ребенку предлагается рассмотреть несколько фотографий (открыток) с изображением близлежащих улиц и определить их названия.
- Среди изображений гербов различных городов ребенку предлагается выбрать герб родного города (гербовую эмблему).
- Используя иллюстративный материал с изображением людей, собира- ющих мусор, сажающих деревья и цветы и пр., воспитатель предлагает рас- сказать о том, что нужно делать, чтобы родной город стал чище и красивее.
Задание 3. «Проблемные ситуации»
Цель: выявить доказательность представлений о родном городе.
- У тебя день рождения. Ты пригласил в гости своих лучших друзей. Один из них не знает, где ты живешь. Расскажи, как ему найти твой дом, квар- тиру; назови свой адрес.
- К нам в детский сад приехали гости из другой области (района, города, страны). Какие интересные места, достопримечательности своего родного го- рода (поселка) ты посоветовал бы им посетить? Расскажи, как найти наш дет- ский сад, где он находится.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание образовательной работы по освоению детьми образователь- ных областей осуществляется в процессе организации различных видов дея- тельности, а так же в ходе режимных моментов и через организацию самосто- ятельной деятельности детей.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, путем приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и госу- дарства.
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских вза- имоотношений в группе
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуля- ции собственных действий.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных спо- собностей.
Задачи:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мо- тивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Развитие пространственной ориентации дошкольников.
- Закрепление умения считать в пределах десятка.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окру- жающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
- Овладение речью, как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной речи.
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Стимуляция творческой активности.
- Развитие воображения.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: формирование у детей интереса к занятиям физической культурой и основ культуры здоровья
Задачи:
- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активно- сти и физическом совершенствовании.
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение ос- новными движениями (крупная и мелкая моторика).
Таблицы 2
Список программ и технологий, обеспечивающий реализацию содержания
Интеграция образо- вательных областей | Методические пособия, технологии |
Познавательное разви- тие | -географическое положение нашего края;
|
Социально – коммуни- кативное развитие |
|
Речевое развитие | - развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произ- носительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм). |
Художественно – эсте- тическое развитие |
|
Физическое развитие | - формирование интереса и любви к спорту, развитие двига- тельной активности |
Таблица 3
- Описание методов и приемов работы
Методы | Приемы работы |
Словесные |
|
Наглядные |
|
Практические |
|
Игровые |
|
Таблица 4
- Календарно-тематическое планирование в старшей группы
(дети 5-6 лет)
Сентябрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Проведение мониторинга. | Определение первичного уровня знаний детей. | Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотноше- ниями детей в группе |
2 неделя | Моя улица. | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жи- | Беседы о родной улице. Целе- вая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах |
лым домам. Закреплять знание домашнего ад- реса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. | дорожного движения. Рисова- ние: «Моя дорога в детский сад». | ||
Мы Улан-Удэнцы | Расширять знания детей о родном городе. Познакомить с историей появления города. Познакомить с понятием «Малая Родина» | Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. Экскурсия в осенний лес. | |
3 неделя | История появления города Улан-Удэ | Познакомить детей с картой горо- да Улан-Удэ. Побуждать интересо- ваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и тра- дициях Республики Бурятия | Рассматривание карты Республики Бурятия. Беседы о Республике Бурятия. Рассмат- ривание альбома «Чем славит- ся наш край». |
Знакомство детей с творчеством Сибир- ских писателей | Абидуев Бавасан Доржиевич «Сказка о козленке Бабане », «Оседлавший тигра», « Шалай и Шанай » | Рассматривание иллюстраций к сказкам. | |
4 неделя | Транспорт нашего города. | Расширять знания детей о разнооб- разии видов транспорта родного города. Знакомить со специальным транспортом. Воспитывать уваже- ние к труду транспортных профес- сий. | Беседы о городском транспор- те. Целевые прогулки, наблю- дения. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений о про- фессиях, Загадки про транс- порт. Аппликация: «Автобус». Дидактическая игра: « Кто чем управляет» |
Транспорт наших предков. | Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Рас- ширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе кре- стьян. | Знакомство с презентации «Транспорт наших предков». Чтение литературы о развитии транспорта. | |
Октябрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Осень в нашем городе. | Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления приро- ды и устанавливать простейшие связи между ними. | Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая про- гулка. Рисование осенних пейзажей. Чтение произведений об осе- ни. |
Составление осеннего букета. Дидактическая игра: «Когда это бывает». | |||
Знакомство детей с творчеством Бурятских писателей | Мы живем за Байкалом. Книга о Бурятии. Африкан Бальбуров | Эта книга о Бурятии и бурятах. об их жизни в прошлом и настоящем. Вместе с героем книги Мишкой Жигжитовым читатель совершит увлекательное путешествие по республике, побывает в ее столице Улан-Удэ, будет ловить с Мишкой рыбу, слушать интересные истории о байкальской облепихе, тибетских эмчи-ламах и т.д. Все это очень ярко описал известный бурятский писатель. Рассматривание иллюстраций к книгам. . | |
2 неделя | Какой урожай соби- рают в нашем крае? | Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить, с способами уборки урожая. | Беседы о сборе урожая в семь- ях детей. Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов. Загадывание загадок об ово- щах и фруктах. Работа по сбору урожая в ого- роде. |
Что делали в старину осенью? | Знакомить детей с бытом русского и бурятского народа, с основными занятиями крестьян. Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки. | Рассказ воспитателя. Рисование на тему «Мы собра- ли рожай». Рассматривание сюжетных картин. | |
3 неделя | Деревни рядом с нами. | Познакомить детей с особенностя- ми жизни людей в деревне, харак- тером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. | Беседы о жизни людей в де- ревне, рассматривание иллю- страций, чтение стихотворе- ний, литературы о жизни в деревне, красоте русской при- роды. Дидактические игры: «В горо- де, в деревне», «Деревня горо- ду». |
Тематическая экскур- сия в «Этнографический музей» | Знакомство с бытом и традициями наших предков. | Беседы по содержанию. Тематические игры. | |
4 неделя | Животный мир Бурятии | Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоз- зрения. | Беседы о животных Бурятии. Рассматривание энциклопедии, альбомов с изображением живот ных, птиц, насекомых. Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по опи- санию». |
Птицы Бурятии | Знакомить с многообразием мира птиц Бурятии.. Си- стематизировать знания о зимую- щих и перелётных птицах. Расши- рять знания о птицах живущих ря- дом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь к всему живому. | Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами». Рассматривание фотоальбомов с различными птицами. Беседы о зимующих и пере- лётных птицах. Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц. | |
Ноябрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Человек без роду, что дерево без корней. | Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Зна- комить с иерархией в семьях наших предков. | Беседы о членах семьи, семей- ных праздниках, семейном отдыхе. Фотовыставка: «Моя семья». Рисование: «Мои бабушка и дедушка». Составление генеалогического древа. |
Знакомство детским писателем М. Михеева «Лесная мастерская» | Чтение художественной литерату- ры | Рассматривание иллюстраций к произведениям. Беседы о том , как писатель описывает лесных жителей и о роли детей как хранителей леса. | |
2 неделя | Традиции моей семьи. | Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье. Воспитание уважения и любви к родным. | Беседы о важности семейных традиций. Чтение произведений литера- туры о семье, предках, семей- ных праздниках. Рисование на тему «Праздник в моей семье». |
«Красна изба углами» | Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей. Воспитание уважения к предкам, к своей истории. | Знакомство с презентацией «Крестьянская изба». Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина». Рисование и конструирование. | |
3 неделя | Забавы вокруг печки. | Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и по- говорок. Воспитывать любовь к своей Родине. | Беседы о самом важном пред- мете дома – печке. Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о рус- ской печи. Рассматривание |
макета печи и печной утвари. | |||
Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии. | «Жанна Косичкина, доктор Нетука и Синий лес» Анна Виноградова | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. | |
4 неделя | «Щи да каша пища наша» | Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления. Воспитывать интерес к прошлому. | Знакомство с разнообразными блюдами русского и бурятского народа. Рассматривание посуды для приготовления пищи. |
Хлеб всему голова. | Закреплять знания о том, что хлеб – это одно из самых главных наших богатств, его очень трудно вырастить. Познакомить детей с трудом хле- боробов. Воспитывать чувство уважения к труду и бережное от- ношение к хлебу. | Беседы по теме. Знакомство с книгами о труде хлеборобов. Рисование на тему «Хлеб». |
Декабрь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Музей природы Бурятии. | Познакомить детей с экспонатами музея.Расширять знания о животных. Воспитывать любовь к животным, желание их защищать. | Рассматривание фотографий музея природы. Знакомство с презентацией на тему «Музей природы бурятии/национальный музей». Рисование животных экспонаты музея. |
Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии. | Доржо, покоритель небес Виктория Алагуева | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. | |
2 неделя | Что делали в старину зимой? | Расширять знания детей о быте рус- ского народа. Знакомство с бытом семейских. Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Раз- вивать интерес к прошлому. | Рассматривание сюжетных картин. Рассказ воспитателя. Рисование и чтение литерату- ры на тему «Зимние забавы». |
Как строился наш город. | Знакомить с историей строитель- ства города. Расширять знания об улицах города, истории названий улиц. Воспитывать любовь к родному городу. | Рассматривание фотоальбома «Когда деревья были малень- кие». Рассказ воспитателя. | |
3 неделя | Видео-экскурсия по улицам города | Закрепление знаний о родном горо- де, его окружении, водоёмах. Формировать патриотические чув- ства. | Экскурсии, целевые прогулки. Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Составление рассказов о горо- де. Рисование «Мой город». |
Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии. | Учение Будды для детей Виктория Алагуева Эта книга рассказывает о буддизме детям и их родителям, так доходчиво, чтобы идеи Будды стали понятны даже самым маленьким. Жизнь Будды и его просветление, его служение и великий вклад в развитие человеческой эволюции приведены здесь и красочно иллюстрированы. В краткой форме даны основные понятия буддизма, приведены законы причины и следствия, законы кармы и законы перевоплощения. Даны краткие рассказы о великих Учителях буддизма, знаменитых йогах. Детям станет понятнее устройство мироздания и его вечные Законы. В конце дан краткий учебник поведения в дацане, дугане, на хурале | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. | |
4 неделя | Турнир знатоков Род- ного края. | Расширять и закреплять знания де- тей о родном городе. Познакомить с историей возникновения родного города. Воспитывать патриотиче- ские чувства к малой родине. | Беседы о родном городе. Чте- ние и заучивание стихотворе- ний о Бурятии и Улан-Удэ. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Родные улицы», «Домашний адрес». |
Рождественские праздники, народные традиции и культура края. | Дать представление о народных традициях и культуре России. Вос- питывать чувства любви и гордости за свою страну. | Рассказ воспитателя о народ- ных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание ил- люстраций. Продуктивная дея- тельность «Поздравительная открытка». | |
Январь | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
2 неделя | Проведение промежу- точного мониторинга. | Выявление уровня знаний детей. | Беседы, игры с детьми. |
3 неделя | Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии. | Золотая книга о бурятах Виктория Алагуева | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. |
Деревья нашего края. | Знакомить детей с природой Бурятии, лесами, заповедниками, нац.парками. В республике Бурятия существуют три заповедника и два национальных парка. На территории Республики Бурятия расположены: 1.Баргузинский заповедник 2.Байкальский заповедник3. 3.Джергинский заповедник 4.Забайкальский национальный парк 5.Тункинский национальный парк | Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев заповедных лесов . Обьяснить в чем различие между заповедником,заказником и нац.парком. Рисование деревьев нашей местности. | |
4 неделя | Водоёмы Бурятии | Формировать интерес к малой ро- дине. Воспитывать чувство любви и гордости за свой край. | Рассматривание, фотографий реки Селенга, Уда и др. рек.Озера Гусиное,Щучье,Котокель. |
«Байкал» – сердце Бурятии. | Закреплять знание названия родно- го города, реки. Расширять пред- ставления детей о природных бо- гатствах Бурятии. Побуждать детей восхищаться красотой Озера Байкал – обьекта всемирного наследия. | Беседы о малой Родине, рас- сматривание иллюстраций, фотографий с видами Озера Байкал – обьекта всемирного наследия. Рисование: «Байкал – сердце Бурятии». Чтение литературы, решение экологических задач. |
Февраль | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Народный костюм. | Знакомить детей с национальным костюмом жителей Бурятии ,его цветовой гаммой, способами украшения. | Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изоб- ражением мужского и женского дэгэла. |
Вышивка мастериц Сибирских мастериц. | Вызвать у детей интерес к изделиям рукодельниц Сибири. Познакомить детей с вышивкой \сибирских ма- стериц, ее особенностями, цветовой гаммой. Рассмотреть предметы одежды и иллюстрации, где встре- чается вышивка. | Рассматривание предметов одежды и иллюстрации ко- стюмов жителей Сибири Рассматривание рушников ручной работы. | |
2 неделя | Как наши предки за- щищали Родину | Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уваже- ние к защитникам Родины. Знакомить с былинными героями. | Беседы. Чтение художественных про- изведений и защитниках Роди- ны. Рисование на тему «Наши За- щитники». |
Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии | Сказки для Полины Светлана Андреевна Нестерова Есть у Светланы Андреевны удивительная книга «Сказки для Полины». Героями этих сказок являются солнце и жаворонок, василек и колокольчик, ивушка и снежинка, маленький гном и дракон, светлячки и Баба-яга, здесь есть даже знакомые всем детям Бурятии, реки Ангара и Енисей, озеро Байкал. В них происходит борьба добра со злом, и всегда побеждает дружба и любовь. Трогательные сказки озарены светом любви и добра | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. |
3 неделя | День Защитников Отечества. | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать пат- риотические чувства. | Праздник для детей и родите- лей. Разучивание стихов, пе- сен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотече- ственниках в годы ВОВ. |
Предприятия и орга- низации нашего го- рода. | Знакомить детей с основными предприятиями нашего города. Закреплять знания о месте работы родителей. | Знакомство с медиа- презентацией «Предприятия нашего города». Рассказы детей о предприяти- ях на которых работают роди- тели. | |
4 неделя | Знаменитые люди нашего города. | Познакомить детей со знаменитыми земляками, первостроителями горо- да, участниками Великой Отече- ственной Войны. Воспитывать уважение к труду и подвигам. | Рассказ воспитателя. Экскурсия в парк мемориал Победы. |
Чтение сказки А. К. Барышниковой «Как немецкий генерал к партизанам в плен попал». | Знакомить детей с произведениями. Воспитывать любовь к литературе родного края. | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. Рисование иллюстраций. |
Март | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Мама – первое слово. | Средствами эстетического воспита- ния формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхи- щаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. | Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек. Фотовыставка: «Вот какие наши мамы!» |
Масленица | Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традиция- ми. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям. | Праздник «Масленица». Разу- чивание закличек, обрядовых песен. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». | |
2 неделя | Музыкальная жизнь края. | Познакомить детей с историей раз- вития музыкального искусства края. | Рассказ воспитателя о музыке края и музыкальной жизни. Прослушивание народных пе- сен . |
развлечение: «Уж вы гуси, мои гуси». | |||
Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии | «Такие разные сказки» Татьяна Григорьева В книгу «Такие разные сказки» вошли сказки для младшего школьного возраста. Сказки «Два унта по кличке «Рыжий» и «Дед Пихто» учат детей уважать старших, беречь родную природу и верить в чудо. В сказке «Воробей Васька», ставшей в 2013 году лауреатом Международного конкурса «Новые сказки» и дипломантом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей «Добрая лира», рассказывается о том, как в процессе совместной творческой работы рождается дружба. | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. | |
3 неделя | «Сороки». | Средствами эстетического воспита- ния побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника. | Рассказ воспитателя. Рассматривание альбома «Времена года». Чтение литературы о весне. Выставка рисунков: «В окно повеяло весною». |
Что делали в старину весной? | Расширять знания детей о быте рус- ского народа. Знакомить с работами проводимы- ми весной, с растениями которые сажают в нашем крае. Развивать интерес к прошлому. | Рассказ воспитателя. Рисование на тему «Что можно делать весной?». Рассматривание сюжетных картин. | |
4 неделя | Что сажают в нашем крае. | Расширять знания детей о посадке растений на огородах и в полях. Познакомить с уникальностью поч- вы Новосибирской области Воспи- тывать любовь к труду.. | Работа в огороде. Рассказ воспитателя. Рассматривание сюжетных картин о посадке культур. |
Чтение сказки А.Н.Корольковой «Домашние живот- ные» | Знакомить с произведениями А. Н. Корольковой. Воспитывать любовь к литературе родного края. | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. | |
Апрель | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | Вслед за солнышком. | Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём. Знакомить детей с народными при- метами и поверьями. | Рассматривание календаря. Беседы о необходимости сле- жения за погодой. Дидактическая игра «Когда это бывает?» |
Растительный мир родного края. | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. | Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбо- мов, фотографий, открыток с видами родной природы. |
Загадки про растения, деревья. Решение экологических задач. Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?», «С какого дерева листок». | |||
2 неделя | Лекарственные рас- тения родного края. | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной при- роды. Познакомить с лекарствен- ными растениями Бурятии, их использовании в лечебных целях. | Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Бурятии, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений. Дидактическая игра: «Зелёная аптека». |
Знакомство детей с творчеством писателей Бурятии | Мамонтенок Фуф В. Г. Митыпов Сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка о приключениях девочки и мамонтенка, о том, как их дружба и их верность друг другу помогают победить врагов и преодолеть самые невероятные трудности. | Рассматривание иллюстраций к произведению. Беседы по содержанию. | |
3 неделя | Игрушки. | Знакомить с игрушками сибирских мастеров: свистульками, керамиче- скими игрушками | Рассматривание альбома «Чем славится Сибирский край?», Знакомство с медиа- презентацией «Игрушки наше- го края». |
Матрёшка. | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- при- кладного искусства. | Игры с матрёшками. Рассматривание фотографий с изображениями различных матрёшек. Рассказ воспитателя. | |
4 неделя | Знакомство с обрядо- выми песнями «семейских». | Познакомить детей с обрядовым фольклором семейских. | Заучивание весенних закличек. |
Символы нашего го- рода. | Знакомство детей с символами го- рода. Формировать уважительное отношение к государственным и городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага. | Рассказ воспитателя. Рассмат- ривание государственного герба и флага РФ, герба и фла- га родного города. Рассматри- вание герба на монетах, доку- ментах. Аппликация: «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». |
Май | |||
Дата | Тема НОД | Программное содержание | Работа с детьми |
1 неделя | « И помнит мир спасённый…» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Знакомить детей с героями Вели- кой Отечественной войны на при- мере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, па- мятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов. Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготов- ление подарков для ветеранов. Чте- ние худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание откры- ток и фотографий с изображением мемориалов города. Рисование на тему «Война и память о ней». |
Насекомые нашего края. | Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми Бурятии, напоминать о бережном отношении к ним. Учить эмоционально откликаться на кра- соту цветов. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе. | Рассматривание насекомых на про- гулке. Рисование насекомых и растений. Чтение книг о насекомых Бурятии. | |
2 неделя | Литературная вик- торина «Сказки Бурятии» | Закреплять знания сказок бурятских писателей. Воспитывать желание познавать литературу края. | Дидактическая игра «Узнай сказку» Беседы по содержанию любимых сказок. |
Малая Родина (итоговая) | Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. | Праздник «Наша Родина». Выставка детских работ. Фотовыставка «Наш город». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». Чтение стихотворений, литератур- ных произведений о Родине. | |
3 неделя | Проведение итого- вого мониторинга. | Определение уровня знаний детей. | Беседы с детьми, дидактические иг- ры. |
- Особенности взаимодействие педагогического коллектива с семьями до- школьников
Одним из важных принципов технологии реализации Программы является совместное с родителями краеведческое образование дошкольников.
Семья и детский сад составляют целостную социокультурную образова- тельную среду для наиболее успешного развития и социализации детей. В ли- це педагогического коллектива родители обретают важную опору для реали- зации своего воспитательного потенциала и становления компетентного роди- тельства в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами краеведения.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответ- ственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компе- тентности родителей в краеведческом образовании дошкольников, обеспече- ние права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компе- тентности родителей по ознакомлению дошкольников с родным краем:
- Оказывать родителям (законным представителям) психолого- педагогическую помощь в семейном воспитании детей по вопросам ознаком- ления дошкольников с родным краем.
- Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей 5 - 6 лет средствами краеведения.
- Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников не- посредственно в образовательную деятельность дошкольной образователь- ной организации по данной теме.
- Поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере до- школьного образования детей в вопросах краеведения.
Основные направления и формы взаимодействия с семьёй
Направления работы | Формы взаимодействия |
Знакомство с семь ёй, её традициями | Встречи-знакомства. Анкетирование родителей (законных представителей), бабу- шек, дедушек |
Информирование родите- лей о ходе образователь- ного процесса | Информационные листы о задачах образовательной деятель- ности за день (чему научились, с чем познакомились, что узнали). Оформление стендов по ознакомлению с родным краем. Организация выставок детского творчества «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город Улан-Удэ», «Моя малая Родина» и т.д. Создание памяток и буклетов по реализуемой Программе. Дни открытых дверей. Консультации (индивидуальные, групповые). Родительские собрания. Реклама книг, статей из газет, журналов или сайтов по про- блемам краеведческого воспитания дошкольников. |
Повышение компетенции родителей | Родительские чтения «Культурный Улан - Удэ», «Поэты Бурятии» и т.д. Создание библиотеки, медиатеки по истории и традициям родного города и края. |
Совместная деятельность | Организация вечеров музыки и поэзии, гостиных, «Поэтиче- ская и музыкальная Бурятия ». Праздники города в детском саду. Конкурсы «Рисуем родной край». Маршруты выходного дня (прогулки, театр, музей, библиоте- ка) |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально-техническое обеспечение Программы
Техническое обеспечение:
- ПК;
- программное обеспечение;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- выход в Интернет.
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Таблица 6 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Период проведения (месяц) | Название мероприятия |
Октябрь | Декада пожилых людей |
Декабрь | Конкурс по краеведению «Знатоки родного города» |
Февраль | Развлечение «Сибирские забавы» |
Март | День красной Бурятии. |
Апрель | День библиотекаря (посещение детской библиотеки) |
Май | Праздник посвященный Дню победы (экскурсии к памятни- кам воинской славы) |
3.4. Распорядок и режим дня
Занятия в старшей группе проходят один раз в неделю по вторникам 15:30-15:55.
Примерный режим дня должен быть выстроен в соответствии с СанПи- Ном, соответственно занятия в средней группе ДОУ проходят по 25 минут.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание до- школьников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.
«С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Н. В. Алёшина
«Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Календарно - тематическое планирование парциальной программы для детей старшего дошкольного возраста "Мой любимый город Канск"
Планирование на учебный год для старшей и подготовительной группы....
ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Программа " Мой любимый город Канск" - определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики региональных социок...
ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Программа «Мой любимый город Канск» — проект примерной парциальной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольн...
ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Программа «Мой любимый город Канск» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учетом специфики региональных социокультурных, кл...
Парциальная коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Арт - терапия в работе с детьми"
quot; Арт - терапия в работе с детьми группы риска в ДОУ"...
Примерная парциальная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»
Примерная парциальная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста...