Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (младшая группа)
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 г.
Предполагаемая дата окончания работы: июнь 2025г
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
• Изучение учебной, научно – методической литературы по данной теме.
• Разработать тематическую картотеку пальчиковых игр и упражнений в соответствии с комплексно – тематическим планированием.
• Пополнить необходимым ППРС группы: атрибутика, массажные мячи, пальчиковые театры, пальчиковые краски.
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
• Повысить компетентность родителей, педагогов о значимости пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План на 2024 -2025 уч. год
- чтение конкретных периодических, педагогических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по теме;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- проведения открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение и внедрение новых технологий;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения.
Работа с детьми
месяц | План работы |
Сентябрь | «Капуста» «Дом» «Варись, варись, каша» «В детский сад идти пора» Знакомство с театром – перчаткой «Репка» |
Октябрь | «Мышка» «Шалун» «Сидит белка на тележке» «Дождь» |
Ноябрь | «Котик» «Машины» «Перчатки» «Зайчата» «Колобок» Коллективная работа нетрадиционным способом (рисование ладошкой) «Подарок маме». |
Декабрь | «Зимняя прогулка» «Мастер» «Санки» «Елочка» Пальчиковая сказка «Зайчата и волчата». |
Январь | «Курочка Ряба» «Зимние забавы» «Тихо - громко» «Птичка» Комплекс упражнений для самомассажа кистей рук с природным материалом (грецкий орех, шишки). |
Февраль | «Шарик» «Дорожки» «Наша армия» «Дружная семья» Комплекс упражнений для самомассажа кистей рук с использованием массажного мячика. |
Март | «Пес» «Оладушки» «Часы» Занятие по ИЗО с использованием творческих пальчиковых игр и арт – терапии (музыка + рисование пальчиками). |
Апрель | «Плескалочка» «Птички» «Скворцы» «Дождик» Пальчиковые сказки «Взгляни на пальчики свои…», «Поросенок». |
Май | «Солнце» «На крыше» «Жук» «Цветочек» «Паучок» Театр теней с использованием пальцев рук. |
Работа с семьей
месяц | План работы |
Сентябрь | Анкетирование «О развитии речи вашего ребенка». Папка – передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи вашего ребенка». |
Октябрь | Брифинг с родителями «Умные пальчики». |
Ноябрь | Консультация для родителей «Пальчиковые игры: какие они?» |
Декабрь | Индивидуальные беседы с родителями плохо говорящих детей. |
Январь | Консультация для родителей «Творческие пальчиковые игры: с использованием песка, пластилина, красок». |
Февраль | Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику пальцев рук путем самомассажа» |
Март | Буклет «Домашний театр» |
Апрель | Мастер – класс «Пальчиковые игры наших бабушек» |
Май | Родительское собрание «Наши пальчики играют» (практический семинар). Анкетирование «О развитии речи вашего ребенка». |
Изучение методической литературы
В течении года
1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста»
3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.
5. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).
7. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.).
8. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»
План на 2025 -2026 уч. год
- чтение конкретных периодических, педагогических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по теме;
- посещение семинаров, тренингов, занятий коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- проведения открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение и внедрение новых технологий;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
Работа с детьми
месяц | План работы |
Сентябрь | «Капуста» «Репка» «Яблоки» «Осенью» Выставка детского творчества «Пальчики рисуют» |
Октябрь | «Листопад» «Апельсин» «Моя семья» «Пальчики» Выставка детского творчества, аппликация из крупы «Грибочек» |
Ноябрь | «Это я» «утро настало» «На полянке дом стоит» «Ежик» Комплекс самомассажа с карандашом» |
Декабрь | «Зайчата» «Белочка» «елочка» «Петушок» Пальчиковая сказка «Рукавичка» |
Январь | «Лошадки» «Снежинки» «Я перчатку надеваю» Коллективная лепка из снега на участке «Вот что пальчики слепили» |
Февраль | «Зимняя прогулка» «Зима» «транспорт» «Помощник» Комплекс упражнений для театра теней. |
Март | «Пароходик» «ноги ходят по дороге» «Дятел» «полетели птички» Коллективное аппликация из салфеток «Ваза с мимозами» |
Апрель | «Домашние птицы» «Две веселые лягушки» «Повстречались» «Это пальчик хочет спать» Открытое занятие с использованием песочной терапии (мобильный песочный стол) «Светит солнышко в окошко» |
Май | «Встали наши пальчики» «С добрым утром» «Дождик, дождик» «Новые кроссовки» «Шарик» Комплекс самомассажа с «Суджок - кольцами» |
Работа с семьей
месяц | План работы |
Сентябрь | Привлечение к пополнению ППРС группы по теме. Папка – передвижка «Пальчиковые игры осенью» |
Октябрь | Буклет «Самомассаж кистей рук» |
Ноябрь | Консультация «Крупотерапия – интересно и полезно». |
Декабрь | Папка – передвижка «Зимние пальчиковые игры» |
Январь | Консультация «Делаем пальчиковый театр из бросового материал» |
Февраль | Брифинг «Расскажи стихи руками» |
Март | Буклет «Весенние пальчиковые игры» |
Апрель | Мастер – класс «Сенсомоторные дорожки» |
Май | Наглядная консультация в приемной «Суджок – терапия – что это такое?» |
Изучение методической литературы
В течении года
1. Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
4. «Ребенок от рождения до года» под ред. С.Н. Теплюк.
5. Н.А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения).
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения).
7. Н.С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.).
8. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста
Из опыта работы...
Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...
Тема: "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
План по самообразованию на 2019-2024 г.г. воспитателя Сагдиевой Рузии Рафиковны...
ПЛАН по самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
ПЛАНпо самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения,как средство развития речи удетей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...