Проект по экологическому воспитанию Детей 6-7 лет дошкольного возраста «Подольск заповедный»
проект (подготовительная группа)

Салопова Валентина Александровна

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания и экологической культуры дошкольников через знакомство с особо значимыми природными объектами родного края.

Задачи для педагогов образовательного учреждения:

- привлечь к проекту максимальное количество участников образовательного процесса подготовительной группы;

- родителей, социум.

Задачи для детей 6-7 лет дошкольного возраста:

- актуализировать и расширять знания детей о природе родного края через наблюдения, беседы, экскурсии, дидактические игры, совместное решение экологических задач, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;

– закреплять у дошкольников знания о правилах поведения в природе: не нарушать целостность, не мусорить, бережно относиться к любым природным объектам;

 

– формировать умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

 

– развивать у детей интерес к природным объектам родного края, желание как можно больше узнать о них; навыки к исследовательской деятельности;

 

– развивать коммуникативные способности через совместное речевое творчество. Беседы, чтение художественной литературы;

 

– воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за сохраненные редкие природные объекты;

 

– воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении.

 

Задачи для родителей:

-организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности и в жизни группы и детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_podolsk_zapovednyy_2023_g.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

дошкольное отделение

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                    Директор МОУ «СОШ № 24»  

                                                                                     _____________Е.А.Воробьева                                                    

                                                                                     «____» ____________2023 г.

                                             

Проект по экологическому воспитанию

Детей 6-7 лет дошкольного возраста

«Подольск заповедный»

                                                               Принят на педагогическом совете

                                                               дошкольного отделения МОУ «СОШ № 24»

                                                               Протокол № ____ от «___»_________2022г.

                                                                                                                                                         

                                                                               

                                                                                         Разработали воспитатели:

                                                                                         Салопова В.А., Тюкова О.Н.

г.о. Подольск, 2023

Паспорт проекта

Тема

«Подольск заповедный»

Руководитель проекта

Нархова Елена Васильевна (старший воспитатель)

Исполнитель проекта

Салопова В.А., Тюкова О.Н.

Юридический адрес исполнителя проекта

142119, Московская область, г.Подольск, ул. Красногвардейский бульвар, д.5 Б

Адресация проекта

Проект предназначен воспитанникам ДОУ подготовительной группы, их родителям, воспитателям, а также коллегам из других образовательных учреждений

Цель проекта

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания и экологической культуры дошкольников через знакомство с особо значимыми природными объектами родного края.

Задачи проекта

Задачи для педагогов образовательного учреждения:

- привлечь к проекту максимальное количество участников образовательного процесса подготовительной группы;

- родителей, социум.

Задачи для детей 6-7 лет дошкольного возраста:

- актуализировать и расширять знания детей о природе родного края через наблюдения, беседы, экскурсии, дидактические игры, совместное решение экологических задач, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;

– закреплять у дошкольников знания о правилах поведения в природе: не нарушать целостность, не мусорить, бережно относиться к любым природным объектам;

– формировать умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– развивать у детей интерес к природным объектам родного края, желание как можно больше узнать о них; навыки к исследовательской деятельности;

– развивать коммуникативные способности через совместное речевое творчество. Беседы, чтение художественной литературы;

– воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за сохраненные редкие природные объекты;

– воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении.

Задачи для родителей:

-организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности и в жизни группы и детского сада.

Благополучатели проекта

Дети и родители ДОО – участники проекта, педагогическое сообщество через диссеминацию опыта

Типовые особенности проекта

1. Долгосрочный проект нравственно-экологического направления (с 01.09.23г. по 30.05.24г.)

2. Проект реализуется на уровне ДОУ с открытой координацией

3. По профилю знаний - межпредметный

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

– расширение кругозора дошкольников;

– обобщение знаний о природных объектах родного края;

– появление стремления к самостоятельному познанию, любознательность;

– воспитание нравственных чувств, основанных на заботливом отношении к природным богатствам;

– проявление самоконтроля и саморегуляции своих действий на природе;

– воспитание любви к родному краю.

Для педагогов:

– владение техникой проектной деятельности.

Для родителей:

– успешное взаимодействие со своими детьми;

– активное участие в образовательном процессе;

– понимание важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте;

– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции.

- разработка Экологического кодекса

Исполнители основных мероприятий

Педагоги ДОО, старшие воспитатели, родители, сотрудничество с МУК Д/К «Октябрь» Центр Русской Традиционной культуры «Исток»; МУК ЦБС Библиотека №3  г. Подольска.


Пояснительная записка

«Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём!» (В.Степанов)

Воспитание любви к Родине

Проблемой, на решение которой направлен проект, выступает незнание детьми (а часто их родителями) уникальной природы родного края, его заповедных мест, сохраненные редкие природные объекты.

Целью проекта является формирование основ нравственно-патриотического воспитания и экологической культуры дошкольников через знакомство с особо значимыми природными объектами родного края.

В связи с указанной целью при реализации проекта поставлены следующие задачи.

Для педагогов образовательного учреждения:

- привлечь к проекту максимальное количество участников образовательного процесса подготовительной группы;

- родителей, социум.

Для детей старшего дошкольного возраста:

- актуализировать и расширять знания детей о природе родного края через наблюдения, беседы, экскурсии, дидактические игры, совместное решение экологических задач, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов;

– закреплять у дошкольников знания о правилах поведения в природе: не нарушать целостность, не мусорить, бережно относиться к любым природным объектам;

– формировать умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– развивать у детей интерес к природным объектам родного края, желание как можно больше узнать о них; навыки к исследовательской деятельности;

– развивать коммуникативные способности через совместное речевое творчество. Беседы, чтение художественной литературы;

– воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за сохраненные редкие природные объекты;

– воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении.

Для родителей:

– успешное взаимодействие со своими детьми;

– активное участие в образовательном процессе;

– понимание важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте;

– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции.

- разработка Экологического кодекса

Особенность проекта состоит в том, что нравственно-патриотическое воспитание невозможным без воспитания экологической культуры.   И именно поэтому я выбрала эту тему для проекта. Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, характерные для нашего города, показываю связь родного края со всей страной; воспитываем экологическую культуры дошкольников через знакомство с особо значимыми природными объектами родного края.

Суть проекта – развитие кругозора детей, знакомя дошкольников с уникальными природными объектами родного края, можно быстрее и эффективнее решить задачи нравственно-патриотического воспитания.

Для реализации проекта использованы следующие ресурсы:

- материальные носители;

- интернет- ресурсы;

-подбор литературы по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию;

- подбор литературных произведений о птицах, зверях, насекомых, растениях;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

- подготовка разного вида природного и бросового материала для продуктивной деятельности;

- подготовка дидактических и настольно-печатных игр;

- выставки книг, фотографий о России, о Подольске;

- выставки детских рисунков, поделок.

Ожидаемые результаты:

- разработка Экологического кодекса

Для детей:

– расширение кругозора дошкольников;

– обобщение знаний о природных объектах родного края;

– появление стремления к самостоятельному познанию, любознательность;

– воспитание нравственных чувств, основанных на заботливом отношении к природным богатствам;

– проявление самоконтроля и саморегуляции своих действий на природе;

– воспитание любви к родному краю.

Для педагогов:

– владение техникой проектной деятельности.

Для родителей:

– успешное взаимодействие со своими детьми;

– активное участие в образовательном процессе;

– понимание важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте;

– повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции.

Содержание проекта

Подготовительный этап

Цель подготовительного этапа – создание организационно-педагогических условий для реализации проекта. На подготовительном этапе решаются следующие задачи:

- разработка плана и структуры проекта;

- конкретизация проблемы проекта;

- определение цели и постановка задач;

- планирование основных форм работы;

- сбор информации от родителей, подбор литературы, дополнительных материалов;

- составление подробного плана реализации проекта.

Практический этап

Основной этап реализации проекта представлен рядом мероприятий информационно-творческой направленности с участием родителей (законных представителей) воспитанников:

Мероприятие

Сроки проведения

Задачи

Ответственный

-Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье».

-Беседа с детьми на тему «Что такое заповедники»: «Красная книга Московской области»;

-Консультация «Занимательная прогулка с ребёнком»,

-«Природа в жизни вашей семьи».

-Экскурсия в осенний лес - «Парк Подмосковья-Дубровицы» (велопробег совместно с родителями и детьми).

-мастер-класс «Осенняя фоторамка»;

-Оформление фотовыставки: «Любимые места отдыха в родном краю» (совместно с родителями)

-«Моя семья-частичка моей Родины»

-Чтение художественной литературы о природе России, родного края.

-Участие во Всероссийском экологическом интернет-проекте

«КРАСНАЯ КНИГА РУКАМИ ДЕТЕЙ!» (второе полугодие 2023 г. – 4, 5, 6 Потоки: «Редкие Рыбы/Птицы/Насекомые»)

Мастер-класс с детьми «Параскева льняница», проводит Карлова Т.В.

Тема: «Наш край» (путешествие по фотографиям,

рассматривание книг и презентации о Подольских заповедниках; иллюстраций и фотографий значимых природных объектов нашего города.

-Рисование на тему: «Мой город»

-Выставка поделок на тему: «Мой город, моя Родина», (посвященная Дню города Подольска)

Беседа с детьми «Правила поведения в природе».

Беседы:

-«Что такое природа?»

-«Животные нашего края»

-«Заповедные места нашего края:

-«Птицы нашего края»

-Акция «Поможем птицам зимой»

Подготовка к празднику

«Новый год».

-Беседа о праздниках, новогодних традициях, о новогодних символах

-Консультация с родителями: «Приобщение детей к русским народным традициям».

Проведение цикла ООД на темы: «Музей-заповедник Подолье»,

Вертуальное путешествие: «Заповедники-жемчужина природы».

Квест на тему:

«По заповедным тропам».

-Участие в акции «Неделя без бумаги»

Эксерементально-опытническая деятельность.

Развлечение с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья»

Мастер-класс для родителей и детей, посвященный Масленице «Откуда блины» (рисование песком)

-Викторина: «День Земли»

«Международный марш парков»

(принять участие в очистке парка от мусора);

Мастер-класс «День жаворонка» -Карловой Т.В.(родительница и сотрудница СП ЦТРКЮПТ «Истоки»)

-Экологическая Акция: «Мой чистый двор, участок»

-Экскурсия в музей-заповедник «Подолье»

Выставка детских рисунков:

«Я люблю свой край»

-«Красная книга Москвы и Московской области глазами детей» (совместно с детьми)

Форма проведения итогового мероприятия: презентация фильма «Подольск  заповедный».

10.09.23г.

15.09.23

29.09- 30.10.23г.

29.09.23г.

10.10.23

28.10.23

01.11.-20.12.23г.

05.10. по 08.10.23г.

01.12.23-30.12.23г.

12.11.23.

19.02.- 26.02.24г.

15.02.-20.02.24г.

20.02.24г.

14.03.24г.

22.04.24г.

22.04.24г.

27.04.24г.

30.05.24г.

06.05.24г.

06.05.24г.

Определить, насколько осведомлены родители понятием «Экологическая культура»; знают ли какие заповедные места нашего города.

Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц, насекомых.

Познакомить с «парком Подмосковья -Дубровицы». Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь ее;

способствовать получению положительных эмоций от совместного велопробега по парку с родителями.

Работа над понятием «Моя семья, Родина Россия».

Обсуждение рассказа В.Драгунского «На садовой большое движение»;

Чтение книг: Инга Сомс «Утка Руся летит на юг», «Богатство животного мира».

Познакомить детей с природой родного края.

Познакомить детей с тем, как растёт лён, как его обрабатывают, что из него делают. (Подольские промыслы-валяние, набойка ситца, пошив одежды и обуви в Подольске 19 века).

Развивать познавательный интерес к миру природы родного края; умение, отражать это в художественно-продуктивной деятельности.

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Развитие познавательного интереса всех участников проекта; изучение через фотографии природных особенностей родного края, истории и культуры своей малой Родины.

Познакомить с народными обычаями, что делали в этот день наши предки, и почему.

Показать значимость природы в нашей жизни; привлечь внимание детей к проблемам экологии; способствовать к физической активизации детей, приобщать к ЗОЖ.

Учимся проводить опыты и делать выводы. Развиваем интерес к исследовательской деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорта. Сплочение семьи.

Приобщение к народным традициям.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Расширить кругозор детей и родителей о природе родного края, природных явлениях; рекомендации: как с пользой можно провести совместную прогулку;

Приобщения к народным традициям, воспитание патриотических чувств, развитие творчества. Взаимодействие с родителями.

Приобщение родителей и детей к общественной трудовой деятельности.

 

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания и экологической культуры дошкольников через знакомство с особо значимыми природными объектами родного края.

Создание книги и видеофильма - как итог проекта.

Итог проекта.

Воспитатели: Салопова В.А, Тюкова О.Н.

Воспитатель: Салопова В.А.

Воспитатели: Салопова В.А, Тюкова О.Н.

Воспитатели: Салопова В.А., Тюкова О.Н., родитель: Карлова Т.А.

(сотрудник МУК Д/К «Октябрь» ЦРТК «Исток».

Воспитатели: Салопова В.А, Тюкова О.Н.

Воспитатель:

Салопова В.А.,физ.инстр: Лякишева М.Г.

Восп-ль:

Салопова В.А.

Воспитатели,

родители.

Воспитатели:

Салопова В.А.

Тюкова О.Н.

Аналитический этап

Мероприятие

Сроки проведения

Задачи

Ответственный

Педагогический совет по результатам реализации проекта

Вторая неделя мая

обобщить и проанализировать результаты деятельности в рамках проекта и перспективы развития.

«Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

 «О каких природных объектах твоего родного края ты бы хотел еще узнать? Откуда ты можешь получить информацию об этом?»

Методист, воспитатели

Оценка эффективности реализации проекта

В качестве критериев эффективности реализации проекта выступили следующие показатели:

- количество семей, принявших активное участие в проекте;

- количество работ, созданных детьми в процессе проекта и в свободное время по собственной инициативе;

- сформированность нравственно-экологических и нравственно-патриотических качеств у всех участников образовательного процесса

В результате, мы можем сделать вывод, что поставленные цель и задачи нами достигнуты в полном объеме, что в процессе формирования у дошкольников экологической культуры активизируется их познавательная деятельность, прививаются навыки самостоятельного творческого мышления, решаются задачи нравственно-патриотического воспитания. В результате дошкольники постепенно начнут осознавать необходимость изучения не только природных особенностей родного края, но и истории и культуры своей малой Родины и проявят к этому интерес.

Библиография проекта

  1.  Образовательно-воспитательный минимум реализуется посредством пособия «Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией док.педагогических наук Т.С. Комаровой, Т. С. ВасильевойВ.В.Гербовой.
  2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. – М.: Сфера, 2011.
  3. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н.В. Алешина. – М.: Перспектива, 2011.
  4. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. – М.: Перспектива, 2012.
  5. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013.
  6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Наглядная информация для родителей. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Часть 1 / О.А. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2012.
  7. Времена года. Дидактический материал в картинках. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  8. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно – патриотическому воспитанию. / Ребёнок в детском саду. – 2008. – №2.
  9. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.
  10. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005.
  11. Казаручик Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2008. – N 2
  12. .Максимова М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. – 2010. – N 2.
  13. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С.В. Машкова, др.. – М.: Учитель, 2014.
  14. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  15. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. – М.: Детство-Пресс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об ок...

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление  с окружающим миром....

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

  Экологическое образование не является изолированным направлением д/сада, оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного проце...

Игры и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры, которые может сделать каждый воспитатель по экологическому воспитанию, цели, плнируемые результаты и методические рекомендации по играм....

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различны...