«Самоцветы Урала»
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: «Самоцветы Урала»
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид НОД: ознакомление с миром природы.
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности в процессе знакомства детей с природными богатствами родного края - Уральскими самоцветами.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
-воспитывать желание слушать педагога.
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач
-расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней
-развивать творческие способности детей
-развивать у детей диалогическую форму речи.
-развивать у детей умение анализировать.
-познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и алмазом.
Обучающие:
-расширять представления о коллекции камней и изделий из Уральского камня
-обогащать словарный запас детей новыми словами
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Список использованной литературы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.
Методы воспитания: эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ, поощрение); наглядные (демонстрация, показ); практический (упражнение).
Оборудование: шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы», альбом «Самоцветы Урала», листья деревьев, запись голосов птиц, картинки птиц, мелодия народная для сопровождения, бланки с таблицами, лупы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uralskie_samotsvety.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Самоцветы Урала»
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид НОД: ознакомление с миром природы.
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности в процессе знакомства детей с природными богатствами родного края - Уральскими самоцветами.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
-воспитывать желание слушать педагога.
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач
-расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней
-развивать творческие способности детей
-развивать у детей диалогическую форму речи.
-развивать у детей умение анализировать.
-познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и алмазом.
Обучающие:
-расширять представления о коллекции камней и изделий из Уральского камня
-обогащать словарный запас детей новыми словами
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Список использованной литературы:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип научности; принцип сознательности; принцип активности.
Методы воспитания: эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации успеха.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, рассказ, поощрение); наглядные (демонстрация, показ); практический (упражнение).
Оборудование: шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы», альбом «Самоцветы Урала», листья деревьев, запись голосов птиц, картинки птиц, мелодия народная для сопровождения, бланки с таблицами, лупы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, проходите ко мне ближе, мы с вами поздороваемся. Встаньте в круг: «Что такое «здравствуйте»?
Это-лучшее из слов.
Потому что «здравствуйте»
Значит «будь здоров».
Здравствуйте, девочки,
Здравствуйте, мальчики,
А теперь все вместе: Здравствуйте, гости!
Воспитатель:
Звучит народная мелодия (тихо).
«Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем уральском крае, о крае, где живём мы с вами, о его богатствах.
Послушайте чудесное стихотворение:
«Мой Урал»
Найдешь ли прекрасней
Уральского края!
Здесь горные речки
В ущельях играют,
Здесь горы
В зеленых лохматых уборах,
Высокие волны гремят на озерах.
Здесь людям в привычку
С природой родниться;
Здесь верные души
И честные лица.
Могуч и прекрасен
Любимый Урал –
Недаром он гордостью Родины стал.
Воспитатель:
Ребята, а в каком городе мы живем?
Как называется наша область?
Какое дерево является символом Урала?
Ответы детей.
Молодцы, ребята. Все деревья вспомнили. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи, какой?» У меня на столе лежат, опавшие с разных деревьев, листья. Нужно будет угадать, с какого они дерева и назвать их (дает образец: это лист осины — осиновый; просит по очереди назвать листья деревьев; выставляет их на магнитную доску).
Воспитатель:
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Назовите животных, которые водятся в наших лесах?
Ответы детей.
Воспитатель:
Хранит уральский лес чудес немало.
И их нам показать готов.
Хочу, чтоб здесь светлее стало
От звонких птичьих голосов
(звучит запись голосов птиц)
Воспитатель:
Ребята, вы очень много знаете о птицах. Попробуем стать настоящими лесными
следопытами — узнаем по загадкам, что за птицы живут в наших Уральских лесах.
Непоседа пестрая, Днем спит,
Птица длиннохвостая, Ночью летает
Птица говорливая, И мышей хватает.
Самая болтливая. (Сова)
(Сорока)
Длинноногий, длинношеий, Это хищник И злодей.
Длинноклювый. телом серый, Берегись его когтей!
А затылок яркий, красный, Камнем падает с небес -
Бродит по болотам грязным. Улетайте птички в лес!
Клином осенью летит Острый клюв и зоркий взгляд.
И протяжно так кричит. Распугал он всех зверят!
(Журавль) (Ястреб)
Воспитатель:
Молодцы, справились с заданием. Посмотрите, сколько птиц вокруг. Как вы думаете, а что им всем помогает летать?
(выслушивает предположения детей)
Воспитатель:
Верно, летать им помогают крылья и хвост. А еще невидимка — воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. У каждого из вас под стулом лежит лист бумаги. Возьмите его в руки. Теперь поднимите лист над головой и отпустите. Как лист падал — быстро или медленно, плавно? Почему? (выслушивает ответы детей: легкий, тонкий, большой)
Воспитатель:
Верно, лист опускался медленно, потому что опирался на Невидимку - воздух, как и птицы своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и вновь попробуем отпустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Как вы думаете, почему он упал быстро? (выслушивает ответы детей: круглый, тяжелый, маленький )
Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, а значит, Перестает опираться на Невидимку — воздух.
А теперь немного отдохнем — сделаем лесную зарядку.
«Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
Речку быстро перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога: показ действий по ходу стихотворения.
Деятельность детей: двигательная активность.
Воспитатель:
Чем ещё славится земля уральская? (полезными ископаемыми).
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Правильно! Уральская земля таит в себе несметные богатства. А где можно встретить камни? (дети отвечают). Воспитатель: Больше всего камней, конечно же, в горах. Подземные кладовые Уральских гор хранят в себе очень красивые, особые камни, называются они драгоценными или самоцветами.
А кто-то из вас знает названия уральских камней-самоцветов?
Ответы детей
Показ альбома «Самоцветы Урала»
Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели посмотреть на эти камни поближе, подержать их в руках?
Давайте внимательно рассмотрим их и изучим. Я предлагаю стать на время учеными и исследовать уральские камни, а для того, чтобы мы с вами ничего не упустили и не забыли, мы все свои наблюдения будем записывать в таблицу исследования камня.
Определить цвет камня.
Рассмотрите камни через лупу и отметьте в таблице, какого цвета ваш камень (дети делают зарисовки цветными карандашами).
Потрогайте камень. Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? (в таблице отметить: если гладкий – овал, если шероховатый – овал в точку).
Определите температуру камня (если холодный, поставить синюю точку, если теплый – красную).
Камень в воде. Опустите камень в воду. Что происходит с камнем? Он тонет или плавает? Отметьте результат в таблице, нарисуйте стрелочку вверх или вниз.
Таблица исследования камня закончена.
Воспитатель: Все заполнили? Молодцы! Мы поиграли в ученых-исследователей, а сейчас кто хочет, можно посмотреть альбом.
Занятие окончено.
Занятие "Путешествие по Уралу" (подготовительная к школе группа)
01 февраля 2018
Цели:
Обобщить представление детей о родном крае, о его богатствах.
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;
Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи:
Уточнить и обобщить, пополнить знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Проверить знания детей о народно-прикладных промыслах Урала, о писателях и поэтах Урала.
Развивать самостоятельность в продуктивной деятельности при реализации замысла поделки, развивать мелкую моторику рук;
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
Познакомить с культурой и традициями Урала.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Материал:
Портрет П.П.Бажова;
Экспонаты камнерезного искусства;
Минералы и камни Урала;
Фотографии города Екатеринбурга и природы Урала;
Символика г. Екатеринбурга и Свердловской области
Предварительная работа:
Чтение сказов, произведений, стихов поэтов и писателей Урала;
Д/И «Собери герб»; по сказам Бажова П.П.
Экскурсия в мини-музей группы «Уралочка »;
Беседы с детьми по темам: «Животные Урала», «Березонька - красавица» Рисование рисунков, активное участие детей в играх – ситуациях.
Словарная работа:
камнерезное искусство, герб, щит, минералы, малахит, горный хрусталь, опал, агат активизировать слова «крылатка», «полезные ископаемые».
Оборудование:
Выставки рисунков по сказкам: «Серебряное копытце», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка».
Видео-презентация « Путешествие по Уралу», ноутбук, мультимедиа.
Магнитная доска, карта - маршрут, письмо, наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о деревьях», «Расскажите детям о птицах», фотографии «Уральские леса», «Горы», перья птиц из бумаги, запись «Голоса русского леса», листы бумаги на каждого ребенка, карточки «Лесные правила».
Коллекции минералов, иллюстрации «Драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни», изделия из камней, шкатулка, сувениры, музыкальное сопровождение.
Бумага по количеству детей,
Сухие листья, семена растений
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие по родному краю. Кто знает, как наш край называется?
Дети: Урал
Воспитатель: Верно, Урал.
На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал. (Р.А. Дышаленкова)
Воспитатель:
Физ. минутка.
Дети по лесу гуляли, (маршируют на месте)
За природой наблюдали. (прикладывают ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают голову вверх)
И их лучики согрели. («тянуться к солнышку»)
Бабочки летали, (делают взмахи руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (топают)
Хорошо мы погуляли (маршируют на месте)
И немножечко устали! (садятся на стульчики)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто—то оставил для нас красивую шкатулку и письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята. Я - Хозяйка Медной горы. Давно я за вами наблюдаю. Вижу, что вы, ребята, хотите побольше, о родном крае узнать, на чудеса земли Уральской посмотреть. Могу я показать вам сокровища свои, да вот не знаю, бережете ли вы природу родную? Если вы друзья природы, то должны знать лесные правила. Назовете их — раскрою я перед вами сокровищницу Уральских гор»
Воспитатель:
Давайте, ребята, вспомним правила поведения в лесу.
Ответы детей.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом Дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки — убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай мусор с травки убирать. Зря Цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, карта предлагает нам продолжить путешествие. Следующая остановка — «Горная».
Воспитатель:
Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни?
(выслушивает ответы детей: на улице, в горах, в лесу, в реке.)
Воспитатель:
Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (обращаются к презентации - картинки Уральских гор).
Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». Скажи, Саша. Повтори, Даша. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? Как их добывают? Правильно машины - помощники.
(выслушивает ответы детей: уголь, гранит, мрамор; по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых и машины, которые помогают людям)
Воспитатель:
Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Потому — то и ценились они издавна людьми. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете?
(выслушивает ответы детей, демонстрирует их на слайдах-иллюстрациях)
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, вот Хозяйка Медной горы нам показывает свои сокровища. (приглашает детей посмотреть на экран, на котором размещены коллекции минералов, иллюстрации, фотографии).
Откуда этот камень — самоцвет.
То розовый, то красный, то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Скажите, как мы называем людей, которые изучают горы?
(ответы детей - геологи, скалолазы и т.д.)
Посмотрите, есть у нас образец гор и не хватает ученых, которые изучают эти горы. Но горы наши маленькие и геологи должны быть маленькими. Какой материал поможет нам сделать геологов.
(ответы детей: пластилин, картон и т.д.)
Давайте мы их сделаем из пластилина, тогда они будут как настоящие. Предлагаю вам разделиться на пары, чтобы сделать работу интересней.
Воспитатель:
Вот как много разных камней. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).
Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце,
маленькая черепашка или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы
«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок». «Серебряное копытце» и многие другие. Скажите ребята, а кто автор этих сказов.
Дети: П. Бажов
Ребята, посмотрите, открылась наша волшебная шкатулка. А в ней подарки от Хозяйки Медной горы (раздаст детям подарки).
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мыс тобой живем... (В. Степанов)
Воспитатель:
Спасибо тебе, Медной горы Хозяйка. Ребята, понравились вам подарки? На каких остановках мы сегодня были? О чем с вами говорили? (выслушивает ответы детей).
Вот как много вы знаете о природе Уральской. Молодцы. Посмотрите, наша карта
показывает, что осталась последняя остановка — детский сад. Это значит, что пора
возвращаться в группу. Наше путешествие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного ...
Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)
Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...
самоцветы урала
....
Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)
Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...
Дидактическое пособие "Дикие животные Южного Урала"(экологическое образование дошкольников в рамках реализации программы "Наш дом - Южный Урал"
Дидактическое пособие...
Использование нетрадиционной техники рисования в реализации проекта "Богатства Урала" "Камнерезное искусство Урала"
Использование нетрадиционной техники рисования в реализации проекта "Богатства Урала" "Камнерезное искусство". Рисование по пене для бритья. Мастер-класс для педагогов....
Объект экологической тропы " Самоцветы" в "Уголке Урала"
Описание объекта для детей и родителей....