План-конспект занятия по Петербурговедению "Тайна Адмиралтейского кораблика"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

План-конспект занятия с детьми старшей и подготовительной группы в рамках Петербурговедения по программе "Город-сказка, город-быль" на тему "Тайна Адмиралтейского кораблика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ООО «Инфоурок»

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

План-конспект занятия

по Петербурговедению

в старшей группе ГБДОУ детский сад №4 Кировского района СПб

на тему «Тайна Адмиралтейского кораблика»

Разработала: Барткова Наталья Александровна

слушатель курсов профессиональной

переподготовки «название курса в

соответствии с учебным планом»

Проверил: старший воспитатель

Зайцева Наталья Александровна

Санкт-Петербург, 2024

Тема занятия: Тайна Адмиралтейского кораблика

Дата проведения: 23.05.2024

Состав учебной группы: 12 детей (7 девочек, 5 мальчиков, возраст детей 5-6 лет.

Цель учебного занятия: создать условия для развития любознательности у детей, на примере проявления познавательного интереса к главному символу Адмиралтейства «Кораблик».

Задачи: Обучающие:

1. Создать условия для обогащения представлений детей об архитектурном сооружении «Адмиралтейство», его назначении и главном символе -  «Кораблик»

2. Создать условия для формирования умения устанавливать связи между художественным убранством и назначением сооружения.

Развивающие:

3. Создать предпосылки развития воображения за счет воссоздания истории о строительстве первых русских кораблей для военного флота.

4. Создать предпосылки для стимулирования познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации.

Речевые:

5. Создать условия для формирования у ребенка умений высказывать суждение, использовать речь-доказательство.

6. Создать условия для обогащения пассивного словаря: «шпиль». Создать условия для обогащение активного словаря:

«парусник», «Адмиралтейство», «корабельная пушка»

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания чувства красоты.

Форма проведения: игровое занятие

Форма организации работы: групповая

Материально-техническое оснащение занятия: 2 ряда зрительного зала, презентационный экран, флешка.

Ход занятия:

Вводная часть (5 минут):

Педагог: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в сосновом лесу. Вокруг нас высокие-высокие сосны. Откройте глаза (слайд «Репродукция картины И.И. Шишкина «Корабельная роща»») Как вы думаете, сосны, изображенные на этой картине, молодые или старые? Как можно об этом узнать? (ответы детей)

Педагог: Давайте представим, что мы идем между соснами. Смотрим на стволы деревьев. И вдруг на стволе одной сосны мы с вами видим изображение маленького кораблика. (слайд «Изображение адмиралтейского кораблика на стволе сосны»).

Педагог: мы внимательно посмотрели на изображение кораблика и поняли, что оно нам очень знакомо. На каком из зданий нашего города мы видели такой же кораблик? Интересно, почему изображение кораблика оказалось на сосне, кто его там оставил? (ответы детей)

Основная часть (15 минут) Педагог: Одно из самых красивых зданий нашего города – это здание Адмиралтейства (слайд «Башня Адмиралтейства»). Вы согласны, что это красивое здание? (ответы детей).

Педагог: Как вы думаете, что делает это здание таким красивым? Чем украшено здание? (ответы детей).

Педагог: На шпиле адмиралтейской башни находится один из самых главных символов нашего города – кораблик Адмиралтейства (слайды «Кораблик на шпиле Адмиралтейства», «Шпиль Адмиралтейства: ассоциации «спица», «игла», «Фрагмент шпиля Адмиралтейства»)

Педагог: Давайте рассмотрим шпиль Адмиралтейства. На что он похож? (ответы детей). (Закрепление названий частей: «шпиль», «яблоко»).

Педагог: На каком из зданий нашего города мы уже встречали шпиль с яблоком? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, какую тайну скрывает яблоко адмиралтейского шпиля? (ответы детей).

Педагог: Башня Адмиралтейства со шпилем – одно из самых высоких зданий нашего города, поэтому кораблик, который находится на шпиле видно издалека.

Физкультминутка (5 минут): Игра «Адмиралтейство». Ребята вместе с педагогом изображают основные части адмиралтейства: шпиль (вытягивают руки вверх), яблоко (присаживаются на корточки и обхватывают колени руками), флюгер (крутятся на месте). Потом педагог специально старается запутать ребят, показывая неправильно. Цель игры: не сбиться и показывать верные фигуры.

Педагог: Как вы думаете, почему башня Адмиралтейства украшена изображением кораблика? (ответы детей).

Педагог: Слово «адмиралтейство» обозначает, место, где строили военные корабли. Здание Адмиралтейства было построено по приказу Петра первого. В давние годы здесь строили военные корабли для русского флота (слайд «Гравюра А. Зубова «Адмиралтейство» (1716г)»)

 Педагог: Давайте рассмотрим изображение старинного военного корабля (слайд «Парусник»). Что необычного вы видите на картинке, изображающей корабль? Чем красив парусный корабль? (ответы детей).

Педагог: Как вы думаете, что нужно было уметь морякам, которые служили на парусном корабле? (ответы детей).

Педагог: Русские парусные корабли храбро сражались с врагами. Они одержали много побед в морских сражениях. В этом им помогали корабельные пушки (слайд «Корабельная пушка).

Педагог: Кораблик на шпиле Адмиралтейства напоминает нам о военных кораблях русского флота. Это парусник. А, значит у него есть мачты. Давайте посчитаем, сколько мачт у кораблика Адмиралтейства (слайды: «Флюгер-кораблик на шпиле Адмиралтейства», «Андреевский флаг»).

Педагог: Паруса надуты ветром. Парусник мчится высоко в небе. На мачтах и корме корабля развеваются флаги. Это не просто украшения, здесь изображены настоящие военно-морские флаги Российского флота. Это флаг Святого Андрея первозванного, по покровителя моряков. На белом полотнище изображен синий Х-образный крест. Такой флаг сейчас можно увидеть и на павильоне Адмиралтейства, потому что здание Адмиралтейства и сейчас связано с военно-морским флотом.

Педагог: в два ряда расположены круглые окошки и бойницы. Как вы думаете, зачем они нужны на корабле? (ответы детей)

Педагог: Верно, из них стреляли пушки. Это боевой корабль русского флота. Какими словами можно рассказать про кораблик воина (храбрый, мужественный.). (дети дополняют).

Педагог: Кораблик вращается под напором ветра и показывает его направление. Значит, кораблик – это …(ответы детей).

Педагог: Да, флюгер.

Педагог: Когда-то очень давно русские корабли строились из стволов высоких стройных сосен. Рабочие заранее выбирали сосны для постройки кораблей. На ствол дерева они наносили изображение адмиралтейского кораблика. По этому клейму потом узнавали сосны, из которых лучше всего строить корабли (слайд «Картина И.И. Шишкина «Корабельная роща»»)

       Рефлексия (5 минут):

 Педагог: Сегодня мы с вами разгадали тайные адмиралтейского кораблика. Черный от времени силуэт кораблика до сих пор можно увидеть на стволах высоких красивых сосен. Их хотели использовать для строительства кораблей. Присмотритесь, может быть, и вы встретитесь с адмиралтейским корабликом в сосновом лесу, если будете внимательно рассматривать стволы старых-старых сосен.

Предполагаемые результаты: Дети имеют представления о строительстве кораблей. Дети имеют в пассивном словаре понятие «шпиль». Дети высказывают предположения. Ребенок продуцирует образы-ассоциации (репродуктивное воображение). Ребенок высказывает предположения, доказывают свою точку зрения. Дети имеют представление о главном украшении Адмиралтейства – кораблике. Могут сделать вывод о взаимосвязи функционального назначения здания и его скульптурного убранства.

Методическая литература:

  1. О.В. Солнцева, Е.В. Корнева-Леонтьева учебно-методическое пособие «Город-сказка, город быль» знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом изд-во «Речь» 2013 г.
  2. Т.Ю. Толкачева Системы работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. Изд-во Детство-пресс», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

План-конспект комплексного занятия для детей 2-3 лет Тема: «Плывет, плывет кораблик»

План- конспект комплексного занятия для детей 2-3лет Тема: " Плывет, плывет кораблик"...

План-конспект открытого занятия НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе-рассказывание рус.нар.сказки"Кораблик" с использованием настольного театра.

ТАБЛИЦА-НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "РАСКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ "КОРАБЛИК" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА....

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...