Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Как воспитать патриотов России"
методическая разработка по окружающему миру

Сеземина Наталья Николаевна

Данный материал предназначен для воспитателей для обобщения знаний об истории нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР пгт Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка

Сценарий

городской деловой игры

для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Тема: «ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ

РОССИИ»

Подготовила:

воспитатель  Сеземина Н.Н.

Пгт Стройкерамика, 2019 год

Деловая игра для педагогов.

«Воспитать патриотов России…»

***

Ход игры

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.

Ведущий:

Приветствие:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на деловой игре «Воспитать патриотов России…»

Слайд.

Воспитать патриотов России –
это значит…

Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.

Слайд. Цель и задачи деловой  игры.

Цель:

- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;

- сформировать представления о многообразии направлений  педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Задачи:

- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Ведущий: 

    В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.

    В Конституции РФ  и в проекте «Национальной доктрины образования  РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.

     Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому  воспитанию подрастающего поколения.

     Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

     В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

      На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».

     Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.

- Наша деловая игра будет проходить в соответствии с задачами над которыми работали городские методические объединения в течение года.

(Обратить внимание присутствующих на слайд)

- Сейчас предлагаем перед началом деловой игры провести разминку для команд-участниц:

Разминка для участников игры:

(на столах лежат конверты с  карточками и вариантами предполагаемых ответов)

Задание:

- Предлагаю участникам команд открыть свои конверты и достать карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по патриотическому воспитанию дошкольников.

-Зрителям так же предлагаем ознакомиться с содержанием карточек, с которыми работают наши команды-участницы.

Слайд с таблицей

МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н А П Р А В Л Е Н И Я

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Ведущий:

 - А сейчас слушаем  ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)

Слайд с направлениями

Ведущий:

- Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию  многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное  направления.

Ведущий:

А сейчас, приглашаем поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…

- Предлагаем участникам нашей деловой  игры 1-е задание.

Задание:

- Каждой команде даны конверты, в которых находятся  по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц  расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Родина

Память

Ордена

Москва

Честь

Россия

- Гостям предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.

Слайды (герб, гимн, флаг)

ГЕРБ

     Герб России имеет свою многовековую историю рождения.

     На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах.  

   Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

    Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр.), не имел цветового решения.

     Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.    

      Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.

ГИМН

В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения,  гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал»,  гимн «Союз нерушимый республик свободных»,  «Патриотическая песня».

ФЛАГ

    Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.

     Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг»  - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.

     С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.

     20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.

     Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II  1896 года.

     С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.

     В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.  

     11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.  

               

Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Ведущий:

- Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага.

- Команды готовы отвечать.

Слайд  с ребусами

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

- Предлагаем словесную игру  «Какая она, наша малая родина?»

Задание:

- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных)  о нашем городе.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.  

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Игра по экологии

Задание:

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.

- Представителю команды необходимо подойти к березе и сорвать два любых листочка, желтой и синей пометками. Задания находятся в листочках.

Исключения для команд-участниц:

  1. Назовите две лишних  птицы, которые не водятся в Подмосковье: дрозд, синица, свиристель, казуар, озерная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
  2. Назовите две лишние реки, которых нет в Москве и Московской области: Истра, Клязьма, Незнайка, Пажа, Ахтуба, Ока. (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Ока – Тульская область, приток Волги.)
  3. Исключите два лекарственных растения, которые не растут а Подмосковье: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай,  Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток,  северо-восток  Китая, север Кореи.)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Лес)

Не сосна я и не ёлка.

Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.

 (Лиственница)

Ведущий:

- Пока наши команды готовятся, предлагаем вопросы–загадки для зрителей:

  1. Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
  2. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
  3. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
  4. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
  5. Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
  6. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)
  7. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
  8. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
  9. Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
  10. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

Загадки:

             Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в самый зной,

Ледяной поит водой.

 (Родник)

В неё льется, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.

(Река)

Вопросы по картинам:

1. Назовите художника  картины «Золотая осень»          (Исаак Ильич Левитан)

2.                                                       «Грачи прилетели»    (Алексей Кондратьевич Саврасов)

3.                                                       «Зима»                         (Иван Иванович Шишкин)

Ведущий:  Ответы команд

- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…

- Предлагаем командам-участницам  дидактическую игру «Жилища разных народов».

- Перед нами экспозиция жилищ народов России: центра , юга и севера России.

Задание:

1. Дать название жилищу , определить материалы, которые использовались для их строительства.

2. Найти куклу, хозяйку выбранного дома, поставить рядом с тем домом, в котором живёт народ.

Ведущий:  Ответы команд.

Задание: 

Ведущий:

- Ни один  народный праздник не проходит без веселья,  игр, состязаний.

- Воспитатели  детского сада № 7 представляет народную подвижную игру:

 «Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают пять ленточек.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе 5 ленточек, остальные 5 человек держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

 Ведущий:

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин,  потешек, пословиц,  поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это…

- Предлагаем командам-участницам  вспомнить русские  пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

Команда «Родничок»  выбирает карточки                 - белого цвета

                «Незабудка»                                                  – синего цвета

                «Росинка»                                                      – красного цвета

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).

Второе – это…

- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок,  предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

- Пока наши команды-участницы думают над своим заданием, предлагаем зрителям «Калейдоскоп русских народных праздников»

Слайд с календарными народными праздниками.

Рождество Богородицы

21 сентября

Народное название праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.  

Рождество Христово

7 января

Великий праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.  

Масленица

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.  

Великий пост

В период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.

Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева.  

Пасха

Отмечается в первое воскресенье марта, в период между 4 апреля и 7 мая.

Великий праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.  

Благовещение

7 апреля

Великий праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.  

Троица

На пятидесятый день после Пасхи

Великий праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.  

Иван Купала

7 июля

Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.  

Ильин день

2 августа

День памяти ветхозаветного пророка Ильи. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.  

Преображение (Яблочный Спас)

19 августа

Великий праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими  яблоками угощали больных и нищих.

 

Ведущий:

- Команды готовы…

Задание:

- Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…

- Предлагаем песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть  несколько строк из полюбившихся песен о России.

Итог деловой игры.

- Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его воспитать.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Наши детские сады имеют большой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию, принимают активное участие в городских мероприятиях. В этом учебном году проводились фестиваль «Хоровод дружбы», военно-патриотический спортивный праздник «Аты-баты шли солдаты», Акция «Победоносный май», выставки детских творческих работ, посвященных Дню города и Дню пожилого человека и др. мероприятия.

- Предлагаем вашему вниманию посмотреть наш опыт работы по патриотическому воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами дошкольных образовательных учреждений по теме: «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Деловая играс педагогами дошкольных образовательных учрежденийпо теме:  «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему "Калейдоскоп профессий"

Сценарий деловой игры для педагогов с целью повышения уровня профессиональной компетенции....

Деловая игра "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Деловая игра с воспитателями и специалистами дошкольного отделения. Данная методическая разработка может быть использована для ознакомления педагогов с имиджелогией. Повышения их педагогической грамот...

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Природа родного края как средство пробуждения патриотических чувств»

Представлена деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений, которую можно организовать в целях повышения профессиональной компетености педагогов по проблеме ознакомления детей дошко...

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры"

Деловая игра может быть организована с педагогами дошкольных образовательных учреждений в целях повышения профессиональной компетентности  по проблеме  организации и руководства творческих и...

Деловая игра для педагогов ДОУ по теме "Воспитать патриотов России"

Деловая игра для педагогов ДОУ по теме "Воспитать патриотов России"ФОРМИРОВАНИЕ У ПЕДАГОГОВ ПОНИМАНИЯ АКТУАЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАЧАЛ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКО...