ПРОГРАММА КРУЖКА «РАЗМЫШЛЯЙ-КА» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
рабочая программа (старшая группа)

                  Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razmyshlyayka_3.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА:

на заседании педагогического совета

от 27.08.2022 г., протокол № 1

                                   Утверждено:

         Директор МАОУ «КСОШ -ДС»

                         _______________ Данилов К.Е.

                     Приказ № 218 от 27.08.2022 г.

 ПРОГРАММА

КРУЖКА «РАЗМЫШЛЯЙ-КА»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ                                                                                                          ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

МАОУ «КСОШ – ДС»

                                                                                          Составители:

                                                                                         Воспитатели

                                                                                      Уреки В.И.

                                                                                            Моисеева М.Г.

г. Пыть-Ях

2022г.

  1. Пояснительная записка
  1.                   Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в         школе.
  2.                    Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
  3.                 Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
  4.                 Занятия кружка «Размышляй-ка» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.
  5.          Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
  6.          В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением  Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Уровень сложности – стартовый.

Направленность программы- логическое мышление

  Актуальность программы

Актуальность разработки программы кружка «Размышляй-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей младшего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей и педагогов. Программа направлена на овладение детьми 3-4 лет умений сравнивать и обобщать группы предметов по нескольким признакам, находить сходство и отличие в этих группах предметов. Дети учатся выявлять зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Содержание программы способствует развитию мышления, самостоятельности, инициативности, творческого воображения. Математическая грамотность, развитое логическое и креативное мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.                    

Но зачем логика маленькому дошкольнику? В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Основываясь на работах П.Я. Гальперина, А. И. Раева, Н.Ф.Талызиной и других отечественных психологов, составлена планпрограмма развития мыслительных операций, способствующая более раннему формированию словесно-логического мышления детей и, таким образом уменьшению трудностей при обучении в школе.

Новизна программы

Занятия кружка создают предпосылки для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности, посредством использования развивающей игры математического содержания.

Задачи программы:

Обучающие: 

 учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;                                                                                                                                                                        учить классифицировать предметы по различным основаниям;                                                                                     учить сравнивать предметы и образы;                                                                                                                      учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;                                                                                                                                                                                   побуждать делать самостоятельные выводы;                                                                                                                                                                           учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие: 

  развивать мыслительные умения - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;  

 развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера;

 развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.

развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.      

  развивать быстроту мышления;                                                        

 развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

 развитие способности группировать предметы по цвету и величине;

  развитие умения различать и называть в процессе моделирования

 геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

 составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.

Воспитательные: 

 возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.

 воспитание ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Адресат программы:

Участниками программы являются дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад.

Программа «Размышляй-ка» рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, способности.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей  

 3-4 лет                                                             

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста от 3-х до 4-х лет.

 • На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.

 • Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.

 • Дети 3 - 4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

• В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

 • Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

• В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

• Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно - бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

 • Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

• В 3 - 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.

 • Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.

Условия реализации программы

Набор в группу обусловлен интересами воспитанников и их родителей и осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)

Группы комплектуется из детей 3-4 лет их количество составляет 8 человек

Форма обучения - очная

Формы организации деятельности на занятии – логические упражнения, задачи, игры, практические занятия.

Сроки реализации программы – 2 года (часа)

Режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю (15 минут)

Форма занятий – фронтальная.

Планируемые результаты:

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

1. Выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

2. Сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы   

окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

3. Ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся

справа, слева, вверху, внизу;

4. Разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

5. Сопоставлять части и целое для предметов и действий;

6. Называть главную функцию (назначение) предметов;

7. Расставлять события в правильной последовательности;

8. Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность

действий;

9. Применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

10. Описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

11. Находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

12. Проводить аналогию между разными предметами;

13. Запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,

рассуждать.

14. Проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

1

0,5

0,5

оформление выставок готовых работ;

участие в смотрах-конкурсах.

2

Что нам привёз Мишутка?»

1

0,5

0,5

3

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

1

0,5

0,5

4

Игра «Найди пару», «Пара»

1

0,5

0,5

5

Д\и «Помоги гномикам найти свой домик».

1

0,5

0,5

6

«Выложи из геометрических фигур».

1

0,5

0,5

7

«Что нам привёз Зайчишка?», «В гостях у Зайчика»

1

0,5

0,5

8

Игра «Отгадай фигуру», «Найди фигуру»

1

0,5

0,5

9

«Угости матрешек печеньем», «Испечем печенье разной формы»

1

0,5

0,5

10

Игра «Продолжи дорожку», «Лабиринт»

1

0,5

0,5

11

«Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована кошка».

1

0,5

0,5

12

 «Соберем бусы»                Продолжи ряд

1

0,5

0,5

13

Игра «Укрась елки игрушками»

1

0,5

0,5

14

«Украсим коврик»                   «Что общего и чем отличаются фигуры»,

1

0,5

0,5

15

«Три медведя»

     1

0,5

0,5

16

«Возьми столько же»

1

0,5

0,5

17

«Картина»

1

0,5

0,5

18

«Что лишнее?», «Четвертый лишний»

1

0,5

0,5

19

«Раздай тарелочки»

1

0,5

0,5

20

  «Много мало»

1

0,5

0,5

21

«Чего не стало?» и «Что изменилось?»

1

0,5

0,5

22

«Малина для медвежат»

1

0,5

0,5

23

«Домик» игра со счетными палочками.

1

0,5

0,5

24

Решение логических задач.

1

0,5

0,5

25

«Закрась кубик справа – красным цветом, в середине – жёлтым, слева – синим».

1

0,5

0,5

26

«Нарисуй справа от мишки мяч, а слева – грибок».

1

1

1

27

Игра «Курочки - направо, зайчики - налево».

 

1

0,5

0,5

28

«Посчитай игрушки и узнай на каком они месте»

1

1

1

29

«Нарисуй кружков столько, сколько корабликов».

1

1

1

Итого

29

16

16

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

03.10

15.30- 15.45

групповая

1

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

Опрос

беседа

2

10.10

15.30-15.45

15 мин

групповая

1

Что нам привёз Мишутка?»

Практическое задание

3

17.10

15.30- 15.45

групповая

1

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Практическое задание

4

24.10

15.30- 15.45

групповая

1

Игра «Найди пару», «Пара»

Практическое задание

5

31.10

15.30- 15.45

групповая

1

Д\и «Помоги гномикам найти свой домик».

Практическое задание

6

7.11

15.30- 15.45

групповая

1

«Выложи из геометрических фигур».

Практическое задание

7

14.11

15.30-15.45

15 мин

групповая

1

«Что нам привёз Зайчишка?», «В гостях у Зайчика»

Практическое

задание

8

21.11

15.30- 15.45

групповая

1

Игра «Отгадай фигуру», «Найди фигуру»

Практическое задание

9

28.11

15.30- 15.45

групповая

1

«Угости матрешек печеньем», «Испечем печенье разной формы»

Практическое задание

10

5.12

15.30- 15.45

групповая

1

Игра «Продолжи дорожку», «Лабиринт»

Практическое задание

11

12.12

15.30- 15.45

групповая

1

«Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована кошка».

Практическое задание

12

19.12

15.30-15.45

15 мин

групповая

1

 «Соберем бусы»                Продолжи ряд

Практическое задание

13

26.12

15.30- 15.45

групповая

1

Игра «Укрась елки игрушками»

Практическое задание

14

9.01

15.30- 15.45

групповая

1

«Украсим коврик»                   «Что общего и чем отличаются фигуры»,

Практическое задание

15

16.01

15.30- 15.45

групповая

1

«Три медведя»

Практическое задание

16

23.01

15.30- 15.45

групповая

1

«Возьми столько же»

Практическое задание

17

30.01

15.30-15.45

15 мин

групповая

1

«Картина»

Практическое задание

18

06.02

15.30- 15.45

групповая

1

«Что лишнее?», «Четвертый лишний»

Практическое задание

19

13.02

15.30- 15.45

групповая

1

«Раздай тарелочки»

Практическое задание

20

20.02

15.30- 15.45

групповая

1

  «Много мало»

Практическое задание

21

27.02

15.30- 15.45

групповая

1

«Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Практическое задание

22

05.03

15.30- 15.45

групповая

1

«Малина для медвежат»

Практическое задание

23

12.03

15.30-15.45

15 мин

групповая

1

«Домик» игра со счетными палочками.

Практическое задание

24

19.03

15.30- 15.45

групповая

1

Решение логических задач.

Практическое задание

25

26.03

15.30- 15.45

групповая

1

«Закрась кубик справа – красным цветом, в середине – жёлтым, слева – синим».

Практическое задание

26

02.04

15.30- 15.45

групповая

1

«Нарисуй справа от мишки мяч, а слева – грибок».

Практическое задание

27

09.04

15.30- 15.45

групповая

1

Игра «Курочки - направо, зайчики - налево».

Практическое задание

28

16.04

15.30-15.45

15 мин

групповая

1

«Посчитай игрушки и узнай на каком они месте»

Практическое задание

29

23

15.30- 15.45

групповая

1

«Нарисуй кружков столько, сколько корабликов».

Практическое задание

Каледарно-тематическое планирование

Тема

Программное содержание

Октябрь

1.

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.

2.

Что нам привёз Мишутка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

3.

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия;

4

Игра «Найди пару», «Пара»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. Воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес к занятиям.

5.

Д\и «Помоги гномикам найти свой домик».

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета и оттенки. Развивать внимание и логическое мышление.

Ноябрь

6.

«Выложи из геометрических фигур».

Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.

7.

«Что нам привёз Зайчишка?», «В гостях у Зайчика»

Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. Закрепляют умение сравнивать предметы и найти что общего и чем отличаются фигуры.

8.

Игра «Отгадай фигуру», «Найди фигуру»

Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).

9.

«Угости матрешек печеньем», «Испечем печенье разной формы»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

Декабрь

10.

Игра «Продолжи дорожку», «Лабиринт»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.

11.

«Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована кошка».

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры. Развивать логическое мышление и концентрации зрительного внимания. Развивать приёмы анализа и синтеза

12.

 «Соберем бусы»                Продолжи ряд

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

13.

Игра «Укрась елки игрушками»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

Январь

14.

«Украсим коврик»                   «Что общего и чем отличаются фигуры»,

Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

15.

«Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

16.

 «Возьми столько же»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

17

«Картина»

Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

Февраль

18.

«Что лишнее?», «Четвертый лишний»

Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

19

«Раздай тарелочки»

 Цель: познакомить детей с понятиями «много», «мало», «одна», «по одной».

20.

  «Много мало»

Цель: знакомить с элементарными математическими понятиями, развивать логическое мышление.

21.

«Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

Март

22.

«Малина для медвежат»

Цель: формировать у детей представлений равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

23

«Нарисуй кружков столько, сколько корабликов».

Цель: продолжать учить определению количества предметов – один или много; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

24.

«Домик» игра со счетными палочками.

Цель: учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, обобщение трех групп предметов, действий по числу.

25

Решение логических задач.

 Цель: учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы.

Апрель

26

«Закрась кубик справа – красным цветом, в середине – жёлтым, слева – синим».

Цель: учить разливать справа и слева. Обозначать словами положение предметов относительно от себя. Развивать логическое мышление.

27

«Нарисуй справа от мишки мяч, а слева – грибок».

Цель: продолжать учить разливать справа и слева. Обозначать словами положение предметов относительно от себя. Развивать логическое мышление.

28.

Игра «Курочки - направо, зайчики - налево».

29.

Викторина

Обобщение изученного материала

Методическое обеспечение

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы, формы, приемы обучения.

Главными методами обучения являются:                                                                                          

1. Практические (игровые);

2. Развития;

3. Исследования;

4. Экспериментирование;

5. Моделирование;

6. Воссоздание;

7. Преобразование;

8. Конструирование.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах бумаги, способе изготовления бумаги, общие сведения об искусстве оригами, дополнительная информация о животном и предметном мире.

Практические работы включают изготовление и оформление поделок.

Прежде чем преступить к занятиям оригами с детьми педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складыванием классических моделей.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного ребенка.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Перед очередным занятием необходимо приготовить материал.

 

Дидактическое  обеспечение

  • наглядно-дидактические пособия;
  • практические (игровые)

Техническое обеспечение

  • Учебная доска;
  • наглядно-демонстрационный материал по темам занятий;
  •  раздаточный материал
  •  предметные картинки по темам занятий;
  •  листы бумаги А-4 (на подгруппу детей – по 10 шт);
  •  карандаши простые и цветные, фломастеры (на подгруппу детей – по 10 шт);
  •  палочки счетные (на подгруппу детей – по 10 шт)

Литература:

1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:

математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

2. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва

«Просвещение» 1991.

4. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,

1997.

5. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - СпБ., 2007

6. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.

М., 2008.

7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

8. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

10. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.

11. Светлова И. Логика. М., 2007. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва, Просвещение 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления,используемых для развития речи детей.

логические игры и упражнения для занятий по развитию речи. Средняя группа....

Карточки - схемы для детей, направленные на развитие логического мышления, ориентировки в пространстве.

Данный материал будет полезен для воспитателей старших групп ДОУ, родителей.Карточки-схемы могут быть использованы как в индивидуальной работе с детьми,так и в качестве дополнительных заданий на занят...

Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»

Родительское собрание  «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...

Развивающие игры математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Возможности использования развивающих игр математической направленности для развитиялогического мышления и закрепления представлений оформе предметов и о геометрических фигурах у детейстаршего до...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговце...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю». Британская ассоциация торговце...