Педагогическое мероприятие с детьми "Волшебные астрагалы"
методическая разработка (подготовительная группа)

 Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

Игра в кости имеет развивающее значение, улучшает координацию и подвижность пальцев, что в дальнейшем облегчает овладение навыкам письма.  На сегодняшний день нет подробной и конкретной методики для обучения игре в кажык детей дошкольного возраста. Опираясь на очерк этнографа Иргит Самбуу «Тувинские народные игры», где описаны правила игры, было разработано занятие «Волшебные астрагалы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_luchshiy_urok.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида

с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва

Технологическая карта занятия

в старшей группе

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Волшебные астрагалы»

           Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:

Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна

                                                                                                                                                           

с. Кызыл-Мажалык, 2023 г.

Пояснительная записка

В игре ребенок находит возможности реализовывать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Рациональное использование такого этнокультурного компонента как тувинские народные игры на занятиях позволяет эффективно организовать процесс воспитания в детском саду.

Игра в кости имеет развивающее значение, улучшает координацию и подвижность пальцев, что в дальнейшем облегчает овладение навыкам письма.  На сегодняшний день нет подробной и конкретной методики для обучения игре в кажык детей дошкольного возраста. Опираясь на очерк этнографа Иргит Самбуу «Тувинские народные игры», где описаны правила игры, было разработано занятие «Волшебные астрагалы».

Актуальность: тувинские юрточные игры не в полной мере внедряются в процесс обучения в детском саду. А значение и использование игры  с астрагалами (кажык)  в учебно-воспитательном процессе не до конца изучено: отсутствует конкретная методика обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения их в практику.

Занятие: «Социально-коммуникативное развитие»  

Тема: «Волшебные астрагалы»

Тема недели: «День тувинского языка»

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: Старшая группа

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: интегрированное

Форма образовательной деятельности: подгруппа

Цель: познакомить детей с  тувинской  национальной  игрой « кажык»

Задачи:

Образовательные: формировать интерес детей к тувинской национальной игре (кажык) и познакомить с  правилами  игры «Дорт берге» («Игра на счастье»), используя игровые технологии.

Развивающие: развивать логическое мышление и мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к тувинским национальным играм (кажык) и уважение к традициям и обычаям своего народа.

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, национальные игры «Аът чарыжы»,  посещение музея «Юрта» детского сада, разучивание текста игры «Юрта», разучивание  правил этикета в юрте, работа с родителями (сбор родителями  астаргалов и пошив  атрибутов  для игры).

Материалы и оборудование: музей «Юрта», ИКТ презентация, кости (кажык), игры «Дорт берге», «Правильно выставляй», «Заполни логическую сетку», мнемотаблицы, платок.

Раздаточный материал: мешочки, поле, карточки игр, кости (кажык), бумажные чашки для дыхательной гимнастики.

Словарная работа: кажык (астрагалы), ог (юрта).

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ бабушки, показ игры, вопросы.

Технологическая карта занятия

Этап занятия Структурные компоненты деятельности

                                                               Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводная часть

Организационный момент

Здравствуй правая рука (вытянуть вперёд)

Здравствуй левая рука (вытянуть вперёд)

Здравствуй друг (соседу справа)

Здравствуй, друг (слева)

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

(дети играют в игру)

1 мин

2

Проблемная ситуация

(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Ребята, послушайте стихотворение:

Я мамину маму очень люблю

У неё морщинок много,

И на лбу седая прядь

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

- О ком говорится в этом стихотворении?

- Вы любите своих бабушек?

- Я знаю одну прекрасную бабушку, которая живет на стоянке в юрте. Ей там одиноко, и она скучает по внукам. Давайте отправимся к ней в гости.

- Но прежде, чем отправиться к ней в гости, нам нужно вспомнить правила поведения в юрте.

 

Воспитатель: -На чем же мы поедем?

Воспитатель: - Давайте с вами поедем на лошадях.

Воспитатель: Молодцы, мы приехали на стоянку к бабушке. Давайте зайдем, поздороваемся. В юрте гости должны сидеть с левой стороны очага.

-Дети: в стихотворении идет речь о бабушке.

- Да, мы любим  бабушку.

Дети: В юрте нельзя баловаться, когда пришли гости.

(Дети повторяют правило этикета юрты).

Дети: Человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком. Нельзя ходить в юрту внезапно или незаметно.

Дети: Мы поедем на машине

Дети: поедем на автобусе.

(Имитация ходьбы с подскоком)

Дети садятся с левой стороны юрты

2 мин

3.

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Дети: Здравствуйте!

Бабушка: Амыр, амыр. Здравствуйте, мои дорогие! Как добрались?  Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Расскажите, дети, откуда вы приехали, и из какого садика.

- Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар,

 Арга кирген кижи саат дайнаар.

-Кто в аал войдет-тот чай пет

 Кто в лес войдет тот серу жует.

Дыхательная гимнастика «Горячий чай»

Бабушка открывает волшебный сундучок и загадывает загадки.

- Сено день и ночь жует,

 Много молока дает.

- Кто это?

- По горам, по долам ходит шуба да кафтан;

- С бородой да не старик, с рогами да не бык, доят да не корова.

- Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Бабушка: Дети, вы молодцы! Отгадали все мои  загадки.

А теперь посмотрите на кажык, хотя он и один, но на его сторонах отражены целых четыре домашних животных.

Гладкая сторона – лошадь, противоположная ей сторона – корова, выпуклая сторона – овечка, а сторона с ямочкой – коза.

Вот правда они волшебные!

(воспитатель перевоплощается в бабушку)

Дети: Детский сад «Чечек»

Дети: Старшая группа.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дети отгадывают загадки.

Дети: Это корова

Дети: Это овечка

Дети: Это коза.

Дети: Это лошадь

Бабушка показывает кость и знакомит детей с его сторонами и животным, которые они обозначают.

Дети рассматривают стороны кости.

5 мин

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Бабушка: Давным - давно, когда не было столько магазинов как сейчас, не было столько игрушек как сейчас, дети все равно не оставались без игры, а взрослые делали для них игрушки, даже косточки от баранов и коз берегли. А в тувинской семье, до рождения первого ребенка собирали ему игрушки - бараньи астрагалы, по- тувински называется  «кажык».   Для игр на костях тувинцы использовали кости с конечностей овец и коз. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Наши предки считают, что кости приносят счастье и способствуют сохранности и размножению поголовья скота.

-Каждая сторона астрагала имела свое условное обозначение: конь (аът), корова инек, овца хой, коза ошку, верблюд теве и як сарлык.

- Сначала поиграем в игру «Подбери астрагал». Перед вами лежат карточки с изображением домашних животных. Вы должны подобрать соответствующий астрагал и заполнить пустые клетки.

Бабушка: Как называется менее гладкая сторона астрагал?

Бабушка: А противоположная сторона лошади?

Бабушка: А выпуклая сторона астрагала какое животное означает?

Бабушка: А сторона с ямочкой?

- Алдар, скажи первом ряду, какие животные ты  положил?

- Руслан, скажи во втором ряду какие животные стоят?

-Молодцы! А теперь я познакомлю вас с новой игрой, которая называется «Дорт берге»

«Дөрт берге» (четыре трудности («игра на счастье»))

Для игры берут четыре крупные кости и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Бросаем по очереди игральные кости астаргалы.

-Сейчас я вам покажу, как нужно бросать астаргал.

Перед вами лежат астаргалы, давайте все попробуйте самостоятельно.

Бабушка: Алмаз у тебя какие животные выпали?

Бабушка:: Олча. у тебя какие животные выпали?

Бабушка: - У Алдара выпали все животные, а это значит, что он самый удачливый сегодня!

- Вам понравилась игра «Игра на счастье»

Игра физкультминутка «Юрта»

Юрта, юрта - круглый дом
Побывайте в доме том
Гости явятся сюда
В печке прыгают дрова
Печка жарко топится
Угостить торопится
Чаем, чаем с молоком
Вкусной жареной тарой

Дети слушают рассказ бабушки.

Бабушка показывает все стороны костяшки.

Дети выполняют задание.  

Дети: - Гладкая сторона кажык – лошадь (аът)

Дети: - Противоположная сторона лошади — это корова (инек).

Дети: - Выпуклая сторона, овечка (хой).

Дети: противоположная сторона коза (ошку).

Дети: в первом ряду стоят лошади.

Дети: во втором ряду стоят коровы.

Все участники игры бросают кости один раз

Дети: выпали две козочки, одна корова и лошадь.

Дети: Две коровы, коза и лошадь.

Дети: А у меня коза, баран, корова и лошадь.

Дети: Да, очень интересная игра.

В игре участвуют три подгруппы детей, каждая из которых образуют круг. После слов дети разбегаются врассыпную, а когда музыка останавливается, играющие должны построить юрту образуя круг. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

10 мин

5

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

 -А теперь давайте проверим, как вы запомнили стороны астрагалов.   Игра называется  «Логические сетки»

В первом ряду написаны цифры, а в нижнем - буквы. В клетках изображены домашние животные. На правой стороне есть таблица, вы должны заполнить пустую клетку.

- Айза в клетке А3 – это какое животное?

- Сандан, попробуй заполнить клетку Б2

- Правильно, это сторона обозначает корову.

Бабушка: - Дети, я очень рада, что вы научились играть на астрагале. Я надеюсь, что вы научите своих братьев и сестер. Ведь нужно сохранять традиции предков.

А какая у вас самая любимая тувинская песня?

-Теперь я сыграю мелодию на варгане.

-Спасибо тебе бабушка. До свидания.

Воспитатель: - Дети, давайте вернёмся обратно в группу!

       

Дети выполняют задание: заполняют ряды с изображением животного в соответствии со стороной астрагала.

Дети: лошадь

Дети: это корова?

Дети слушают мелодию, прощаются и благодарят бабушку за гостеприимство.

(Обратно поедем в группу на лошадях)

Бабушка перевоплощается в воспитателя

5 мин

6.

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний

.

- А к кому мы и куда ездили?

- А давайте вспомним,  у кого мы были в гостьях?

- С чем вас познакомила бабушка?

Воспитатель: Вы согласны, что бабушкины астрагалы действительно волшебные?

-Как хорошо, что мы побывали у бабушки.

Ведь недаром  есть такая пословица:

Улугну хундулээр,

Уругну азыраар.

Старого уважай,

Малого воспитай- так  учили нас наши предки

 Дети: В гости к бабушке (кырган-ава, эне)

Дети: «Дорт берге», «Подбери астрагалы» и «Логическая сетка».

Дети: Стороны астрагала обозначают 4 домашних животных – корову, лошадь, козу и овечку.

Дети: Да!

1мин

7.

Рефлексия

Если вам понравилось занятие похлопайте,

если не очень, то потопайте.

Дети выполняют.  

1 мин

 Литература

  1. Даржаа, В. Тайны мировоззрения тувинцев-Номадов / В. Даржаа. – Кызыл : Тув. кн. изд-во им. Ю. Ш. Кюнзегеша, 2007. – 256 с. – Текст : непосредственный.
  2. Мендот Эм. Э., Мендот И.Э., Мендот Эл.Э. Игра «Кажык» как компонент этнокультуры / Эм.Э Мендот, И.Э. Мендот, Эл. Э. Мендот. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kazhyk-kak-komponent-etnokultury (дата обращения: 20.12.2023 г).
  3. Монгуш К-Л.Б. Традиционная культура тувинцев; пер. с тувин. А. А. Дугержаа, А. С. Дембирель. – Кызыл. Тувинское кн. изд-во, 2006 (Красноярск : ПИК Офсет). - 230 с.
  4. Ондар О.Ч., Монгуш Г.В. Кажык оюну. – Кызыл: ТывКУнун НУЧ, 2016. – 92 стр. – Текст: непосредственный. – с. 22.
  5. Потапов Л. Очерки народного быта тувинцев/ АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Тувин. науч.-исслед. ин-т яз., литературы и истории. - Москва : Наука, 1969. - 402 с. – Текст: непосредственный.
  6. Самбуу И. У. Тувинские игры. – Кызыл. Тувинское кн.изд-во, 1992. – 108 с. – Текст: непосредственный. – с. 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с детьми)

2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с ...

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с детьми)

2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с ...

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с детьми)

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие).

Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие)....