Педагогическое мероприятие с детьми "Волшебные астрагалы"
методическая разработка (подготовительная группа)
Игра в кости имеет развивающее значение, улучшает координацию и подвижность пальцев, что в дальнейшем облегчает овладение навыкам письма. На сегодняшний день нет подробной и конкретной методики для обучения игре в кажык детей дошкольного возраста. Опираясь на очерк этнографа Иргит Самбуу «Тувинские народные игры», где описаны правила игры, было разработано занятие «Волшебные астрагалы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_luchshiy_urok.docx | 39.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чечек» комбинированного вида
с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва
Технологическая карта занятия
в старшей группе
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Волшебные астрагалы»
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:
Кужугет Чойганмаа Ховен-ооловна
с. Кызыл-Мажалык, 2023 г.
Пояснительная записка
В игре ребенок находит возможности реализовывать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Рациональное использование такого этнокультурного компонента как тувинские народные игры на занятиях позволяет эффективно организовать процесс воспитания в детском саду.
Игра в кости имеет развивающее значение, улучшает координацию и подвижность пальцев, что в дальнейшем облегчает овладение навыкам письма. На сегодняшний день нет подробной и конкретной методики для обучения игре в кажык детей дошкольного возраста. Опираясь на очерк этнографа Иргит Самбуу «Тувинские народные игры», где описаны правила игры, было разработано занятие «Волшебные астрагалы».
Актуальность: тувинские юрточные игры не в полной мере внедряются в процесс обучения в детском саду. А значение и использование игры с астрагалами (кажык) в учебно-воспитательном процессе не до конца изучено: отсутствует конкретная методика обучения детей дошкольного возраста. Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения их в практику.
Занятие: «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Волшебные астрагалы»
Тема недели: «День тувинского языка»
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: Старшая группа
Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Тип занятия: изучение нового материала
Вид занятия: интегрированное
Форма образовательной деятельности: подгруппа
Цель: познакомить детей с тувинской национальной игрой « кажык»
Задачи:
Образовательные: формировать интерес детей к тувинской национальной игре (кажык) и познакомить с правилами игры «Дорт берге» («Игра на счастье»), используя игровые технологии.
Развивающие: развивать логическое мышление и мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к тувинским национальным играм (кажык) и уважение к традициям и обычаям своего народа.
Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, национальные игры «Аът чарыжы», посещение музея «Юрта» детского сада, разучивание текста игры «Юрта», разучивание правил этикета в юрте, работа с родителями (сбор родителями астаргалов и пошив атрибутов для игры).
Материалы и оборудование: музей «Юрта», ИКТ презентация, кости (кажык), игры «Дорт берге», «Правильно выставляй», «Заполни логическую сетку», мнемотаблицы, платок.
Раздаточный материал: мешочки, поле, карточки игр, кости (кажык), бумажные чашки для дыхательной гимнастики.
Словарная работа: кажык (астрагалы), ог (юрта).
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ бабушки, показ игры, вопросы.
Технологическая карта занятия
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1 | Вводная часть Организационный момент | Здравствуй правая рука (вытянуть вперёд) Здравствуй левая рука (вытянуть вперёд) Здравствуй друг (соседу справа) Здравствуй, друг (слева) Здравствуй, здравствуй дружный круг. | (дети играют в игру) | 1 мин |
2 | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Ребята, послушайте стихотворение: Я мамину маму очень люблю У неё морщинок много, И на лбу седая прядь Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. - О ком говорится в этом стихотворении? - Вы любите своих бабушек? - Я знаю одну прекрасную бабушку, которая живет на стоянке в юрте. Ей там одиноко, и она скучает по внукам. Давайте отправимся к ней в гости. - Но прежде, чем отправиться к ней в гости, нам нужно вспомнить правила поведения в юрте.
Воспитатель: -На чем же мы поедем? Воспитатель: - Давайте с вами поедем на лошадях. - Воспитатель: Молодцы, мы приехали на стоянку к бабушке. Давайте зайдем, поздороваемся. В юрте гости должны сидеть с левой стороны очага. | -Дети: в стихотворении идет речь о бабушке. - Да, мы любим бабушку. Дети: В юрте нельзя баловаться, когда пришли гости. (Дети повторяют правило этикета юрты). Дети: Человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком. Нельзя ходить в юрту внезапно или незаметно. Дети: Мы поедем на машине Дети: поедем на автобусе. (Имитация ходьбы с подскоком) Дети садятся с левой стороны юрты | 2 мин |
3. | Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Дети: Здравствуйте! Бабушка: Амыр, амыр. Здравствуйте, мои дорогие! Как добрались? Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Расскажите, дети, откуда вы приехали, и из какого садика. - Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар, Арга кирген кижи саат дайнаар. -Кто в аал войдет-тот чай пет Кто в лес войдет тот серу жует. Дыхательная гимнастика «Горячий чай» Бабушка открывает волшебный сундучок и загадывает загадки. - Сено день и ночь жует, Много молока дает. - Кто это? - По горам, по долам ходит шуба да кафтан; - С бородой да не старик, с рогами да не бык, доят да не корова. - Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Бабушка: Дети, вы молодцы! Отгадали все мои загадки. А теперь посмотрите на кажык, хотя он и один, но на его сторонах отражены целых четыре домашних животных. Гладкая сторона – лошадь, противоположная ей сторона – корова, выпуклая сторона – овечка, а сторона с ямочкой – коза. Вот правда они волшебные! | (воспитатель перевоплощается в бабушку) Дети: Детский сад «Чечек» Дети: Старшая группа. Дети выполняют дыхательную гимнастику. Дети отгадывают загадки. Дети: Это корова Дети: Это овечка Дети: Это коза. Дети: Это лошадь Бабушка показывает кость и знакомит детей с его сторонами и животным, которые они обозначают. Дети рассматривают стороны кости. | 5 мин |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Бабушка: Давным - давно, когда не было столько магазинов как сейчас, не было столько игрушек как сейчас, дети все равно не оставались без игры, а взрослые делали для них игрушки, даже косточки от баранов и коз берегли. А в тувинской семье, до рождения первого ребенка собирали ему игрушки - бараньи астрагалы, по- тувински называется «кажык». Для игр на костях тувинцы использовали кости с конечностей овец и коз. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Наши предки считают, что кости приносят счастье и способствуют сохранности и размножению поголовья скота. -Каждая сторона астрагала имела свое условное обозначение: конь (аът), корова инек, овца хой, коза ошку, верблюд теве и як сарлык. - Сначала поиграем в игру «Подбери астрагал». Перед вами лежат карточки с изображением домашних животных. Вы должны подобрать соответствующий астрагал и заполнить пустые клетки. Бабушка: Как называется менее гладкая сторона астрагал? Бабушка: А противоположная сторона лошади? Бабушка: А выпуклая сторона астрагала какое животное означает? Бабушка: А сторона с ямочкой? - Алдар, скажи первом ряду, какие животные ты положил? - Руслан, скажи во втором ряду какие животные стоят? -Молодцы! А теперь я познакомлю вас с новой игрой, которая называется «Дорт берге» «Дөрт берге» (четыре трудности («игра на счастье»)) Для игры берут четыре крупные кости и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Бросаем по очереди игральные кости астаргалы. -Сейчас я вам покажу, как нужно бросать астаргал. Перед вами лежат астаргалы, давайте все попробуйте самостоятельно. Бабушка: Алмаз у тебя какие животные выпали? Бабушка:: Олча. у тебя какие животные выпали? Бабушка: - У Алдара выпали все животные, а это значит, что он самый удачливый сегодня! - Вам понравилась игра «Игра на счастье» Игра физкультминутка «Юрта» Юрта, юрта - круглый дом | Дети слушают рассказ бабушки. Бабушка показывает все стороны костяшки. Дети выполняют задание. Дети: - Гладкая сторона кажык – лошадь (аът) Дети: - Противоположная сторона лошади — это корова (инек). Дети: - Выпуклая сторона, овечка (хой). Дети: противоположная сторона коза (ошку). Дети: в первом ряду стоят лошади. Дети: во втором ряду стоят коровы. Все участники игры бросают кости один раз Дети: выпали две козочки, одна корова и лошадь. Дети: Две коровы, коза и лошадь. Дети: А у меня коза, баран, корова и лошадь. Дети: Да, очень интересная игра. В игре участвуют три подгруппы детей, каждая из которых образуют круг. После слов дети разбегаются врассыпную, а когда музыка останавливается, играющие должны построить юрту образуя круг. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. | 10 мин |
5 | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | -А теперь давайте проверим, как вы запомнили стороны астрагалов. Игра называется «Логические сетки» В первом ряду написаны цифры, а в нижнем - буквы. В клетках изображены домашние животные. На правой стороне есть таблица, вы должны заполнить пустую клетку. - Айза в клетке А3 – это какое животное? - Сандан, попробуй заполнить клетку Б2 - Правильно, это сторона обозначает корову. Бабушка: - Дети, я очень рада, что вы научились играть на астрагале. Я надеюсь, что вы научите своих братьев и сестер. Ведь нужно сохранять традиции предков. А какая у вас самая любимая тувинская песня? -Теперь я сыграю мелодию на варгане. -Спасибо тебе бабушка. До свидания. Воспитатель: - Дети, давайте вернёмся обратно в группу!
| Дети выполняют задание: заполняют ряды с изображением животного в соответствии со стороной астрагала. Дети: лошадь Дети: это корова? Дети слушают мелодию, прощаются и благодарят бабушку за гостеприимство. (Обратно поедем в группу на лошадях) Бабушка перевоплощается в воспитателя | 5 мин |
6. | Заключительная часть Итог занятия. Систематизация знаний . | - А к кому мы и куда ездили? - А давайте вспомним, у кого мы были в гостьях? - С чем вас познакомила бабушка? Воспитатель: Вы согласны, что бабушкины астрагалы действительно волшебные? -Как хорошо, что мы побывали у бабушки. Ведь недаром есть такая пословица: Улугну хундулээр, Уругну азыраар. Старого уважай, Малого воспитай- так учили нас наши предки | Дети: В гости к бабушке (кырган-ава, эне) Дети: «Дорт берге», «Подбери астрагалы» и «Логическая сетка». Дети: Стороны астрагала обозначают 4 домашних животных – корову, лошадь, козу и овечку. Дети: Да! | 1мин |
7. | Рефлексия | Если вам понравилось занятие похлопайте, если не очень, то потопайте. | Дети выполняют. | 1 мин |
Литература
- Даржаа, В. Тайны мировоззрения тувинцев-Номадов / В. Даржаа. – Кызыл : Тув. кн. изд-во им. Ю. Ш. Кюнзегеша, 2007. – 256 с. – Текст : непосредственный.
- Мендот Эм. Э., Мендот И.Э., Мендот Эл.Э. Игра «Кажык» как компонент этнокультуры / Эм.Э Мендот, И.Э. Мендот, Эл. Э. Мендот. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kazhyk-kak-komponent-etnokultury (дата обращения: 20.12.2023 г).
- Монгуш К-Л.Б. Традиционная культура тувинцев; пер. с тувин. А. А. Дугержаа, А. С. Дембирель. – Кызыл. Тувинское кн. изд-во, 2006 (Красноярск : ПИК Офсет). - 230 с.
- Ондар О.Ч., Монгуш Г.В. Кажык оюну. – Кызыл: ТывКУнун НУЧ, 2016. – 92 стр. – Текст: непосредственный. – с. 22.
- Потапов Л. Очерки народного быта тувинцев/ АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Тувин. науч.-исслед. ин-т яз., литературы и истории. - Москва : Наука, 1969. - 402 с. – Текст: непосредственный.
- Самбуу И. У. Тувинские игры. – Кызыл. Тувинское кн.изд-во, 1992. – 108 с. – Текст: непосредственный. – с. 64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с детьми)
2.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого мероприятия с ...
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с детьми)
2.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого мероприятия с ...
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с детьми)
2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых педагогических мероприятий на уровне ДОУ (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего открытого мероприятия с...
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие).
Педагогическое мероприятие с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Вода» (Экспериментирование.Тематическое мероприятие)....