Экскурсия к памятнику "Няня и Пушкин"
материал (старшая, подготовительная группа)
Цель экскурсии :
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_k_pamyatniku_nyanya_i_pushkin.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование образовательного события в логике « стратегии освоения культурного наследия»
Цель – формирование у детей представления о роли старшего поколения (няни, бабушки) в развитии человека (на примере, жизни А. С. Пушкина и его няни – Арины Родионовны)
1 этап – мотивационно-подготовительный (в аудитории ДОУ)
Задачи:
- развитие интереса к теме;
- формирование представления о вязании как занятии, которым владели все женщины в далеком прошлом;
- формирование представления о беседах (с другими людьми, детьми) как неотъемлемой части процесса вязания;
Ход:
Предлагаем детям отгадать загадку:
Она удобна и легка,
Ее название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Ее не тяжело носить,
И очень запросто сломать!
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как ее зовут?
(Корзина)
Просим найти отгадку в пространстве группы (музыкального зала). Внимание! В корзине лежат клубки шерсти, вязанный шерстяной носок или варежка, на дне – распущенный клубок (еще не смотанный) и может быть старые очки! Спицы не кладем.
Ставим корзину на стол перед детьми (корзина накрыта бабушкиной шалью). Предлагаем детям вспомнить, как в их семьях используют корзины. Принимаем все ответы, если они обоснованы. Поясняем, что часто в корзинах что-то хранят. Предлагаем выяснить, что хранится в этой корзине и кому она принадлежит. Предлагаем детям, не подглядывая, засунуть руку под платок и на ощупь определить предмет (педагог может разворачивать корзину, давая детям потрогать предметы с разных сторон). Условие: никто вслух не называет предмет, который угадал.
Предлагаем детям по очереди высказаться – что же такое хранится в корзине.
Открываем корзину и предлагаем детям назвать предметы – клубки шерсти, носок и пр.
- Просим их предположить – кому могла принадлежать эта корзина. Выслушиваем ответы без комментария! Чтобы узнать ответ, предлагаем детям закрыть на секунду глаза. Складываем на стуле инсталляцию – почти дословное повторение памятника бабушке – очки, носок, спицы, шаль или пуховый платок (ее в памятнике нет, но накидываем на спинку) . Предлагаем открыть глаза: представьте, что с этого стула только что встал человек, который вязал: чей же это был стульчик? Кто здесь сидел? Выберите из своих ответов, что дали ранее, только один ответ. Помогаем детям сделать вывод о бабушке. Выводим на экран памятник в Зеленогорске и говорим, что в большом Петербурге есть такой памятник, который называется «бабушкин стульчик». Бабушка сидела за вязанием, и возможно кто-то позвал ее. Она ушла, а вещи, рассказывающие о ней, остались.
Поясняем, многие современные бабушки умеют вязать, правда, не часто это делают. А ваши бабушки вяжут?, - задаем вопрос детям. А когда-то давно практически все женщины (от девочек до бабушек) умели вязать.
А знаете ли вы, что вязание это очень монотонное занятие. Ну, представьте: вы сидите и с помощью спиц и пряжи постоянно плетете петельки. Одни и те же движения! Много часов подряд! Наверное, скучно? Это сегодня нам хорошо: можно включить телевизор, радио, телефон и что-то делать еще.
Кстати, некоторые современные бабушки, которые еще вяжут своим внукам, носочки да варежки, так и делают – включают телевизор и вяжут. Так время быстрее пролетает мастерице и не скучно. А вот когда не было телевизора, радио и прочих приборов, то как, по вашему, можно было бы себя развлечь? Что могли делать одновременно с вязанием бабушки? Как они скрашивали это монотонное занятие? Предположите! Пофантазируйте. Принимаем все ответы, если они доказаны. Помогаем делать вывод: они наверное пели песни, если сидели в одиночестве, или собирались несколько женщин в одном доме, вязали и разговаривали, а может быть бабушки подзывали кого-то из родных (например, внуков) и что-то интересное им рассказывали.
- Я хочу познакомить вас с такой бабушкой. Показываю отрывок мультфильма «Снежная королева», где она рассказывает сказки Герде и Каю.
- А еще одной из таких бабушек в нашем городе установлен памятник. Мы отправимся к нему в путешествие. А поведет нас в дорогу волшебный клубок.
2 этап – исследовательский (в городском пространстве)
Задачи:
- развитие исследовательских умений детей;
- формирование представления о художественных образах А. С. Пушкина и Арины Родионовны.
Ход:
Дорогу к памятнику прокладывают дети сами с помощью клубка – в нем записочки с указанием действий, которые приведут нас к хозяйке корзины: «поверните направо», «дойдите до белого дома», «перейдите улицу» и пр. (На каждой остановке – ищем памятник бабушке, которая вяжет).
Обсуждение памятника:
- Почему вы решили, что это – памятник женщине, которая умеет вязать? Что вы увидели в памятнике такого, что может подтвердить вашу точку зрения?
Есть ли здесь какая-то деталь, которая может рассказать, что женщина умеет или любит вязать? (клубок, размотанные нитки)
- Давайте внимательно рассмотрим эту женщину. Что вы о ней еще можете сказать? Какая она? Во что одета? Предположите, как давно она жила – в прошлом или в наши дни? (Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам так говорить?) А чем она еще занята?
- Давайте рассмотрим человека, который рядом с ним сидит? Что вы можете сказать о нем? (что вы можете сказать о его возрасте? Позе? Настроении? Чем он занят в данный момент? Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам так говорить? Если вдруг дети сразу начнут говорить «Пушкин» – нормально. Задаем вопрос: А почему вы так решили? Что вы заметили в этом человеке такого, что позволяет вам сделать вывод, что это – Пушкин? А как изображен здесь Пушкин? Что вы можете сказать о возрасте? Позе? И пр. вопросы – см. выше))
- Как вам кажется, а что происходит между этими людьми – пожилой женщиной и мальчиком? (если дети не догадываются, то можно поиграть – попросить кого-то принять позы героев). Помогаем сделать вывод, что они общаются, беседуют
- А как вам кажется, нравится ли им проводить время друг с другом? Что вы увидели в скульптуре такого, что позволяет вам сделать такой вывод?
- Давайте попробуем узнать, о чем же они говорят. Для этого найдите рядом со скульптурой еще изображения людей и животных.
- Рассмотрите эти изображения. Кто эти люди? Где мы их можем встретить? Что вы о них знаете? Помогаем сделать вывод – что это – герои сказок.
- Педагог делает общий вывод – оказывается, бабушка за вязанием рассказывает мальчику сказки. И это не просто мальчик и бабушка, а самый известный мальчик и самая известная бабушка – юный Александр Сергеевич Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Отправляемся вслед за клубочком в детский сад, чтобы продолжить разговор о Пушкине и его няне.
3 этап – ценностно-смысловой (в аудитории ДОУ)
Показ презентации (Няня и Пушкин)
1.Вспомните, куда нас привел волшебный клубочек? Какой памятник мы увидели? Кому? (Пушкин и няня) Найдите этот памятник на слайде.
(выводим слайд с тремя памятниками
- тот, что в Пушкине вы рассматривали.
- в селе Воскресенском под Гатчиной
- Большое Болдино)
2. Это памятник называется «Пушкин и няня». Про Пушкина знают все. Он кто такой? Чем известен?
-А вот кто такая няня? Как бы вы объяснили это слово. (женщина, которая прежде всего следит за ребенком, смотрит, чтобы не попал в какую-то беду, во время поел, выспался, погулял ….).
3.Давайте посмотрим на памятники, установленные в разных городах России (все еще тот же слайд на экране – см. выше). Как вам кажется, какой памятник изображает момент прогулки поэта вместе с няней? Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам говорить, что няня и поэт изображены в момент прогулки? (по крайней мере, и Гатчинский и Болдинский может быть расценены как «прогулочные»)
4.А давайте еще раз посмотрим на эти российские памятники. Вроде бы везде Пушкин одного и того же возраста и похож на всех памятниках. А вот няня? Обратите внимание на няню: ее фигуру, лицо, возраст. Что вы можете сказать: похожа ли няня во всех трех памятниках? Есть ли у вас мысли – почему не похожа? Дело в том, что няня и Пушкин жили 200 лет назад, когда фотоаппарата и видеокамеры еще не было. Мы точно не знаем, как выглядела няня Пушкина. Ее точного портрета не осталось .
5. Как вы думаете, как относился Пушкин к своей няне? Что вы видите в памятнике такого, что позволяет вам сделать такой вывод? Какие детали памятника твое мнение могут подтвердить? (дети должны сами высказать точку зрения и обосновать ее деталями памятника, например, доверял ей, так как Пушкин в одном из памятников облокотился на нее; пододвинулся к ней в нашем Царскосельском памятнике и т.д.).
5. А как сама Арина Родионовна относилась к Пушкину? Что нам рассказывают памятники? Какие детали памятников могут подтвердить твое мнение? (любила, берегла – например, в памятнике она обнимает, наклоняется, словно закрывает шалью и пр.),
6.У Пушкина и няни были действительно очень теплые и дружеские отношения. Они любили друг друга и доверяли друг другу.
7.По сути, Арина Родионовна заменила юному Пушкину бабушку.
- А для вас бабушка – это кто?
8. Рефлексия (нарисуй подарок для бабушки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в Государственный музей А.С.Пушкина
Рассказ воспитателя об экскурсии в государственный музей А.С.Пушкина. Экскурсия называлась "Сказки Ученого Кота". Детей встретил Ученый Кот, который поведал детям много интересного о творчестве А.С. П...
Авторский конспект Экскурсия К памятнику А. С. Пушкину. В подготовительной группе.
Образовательная область "Чтение художественной литературы" Знакомство с биографией, творчеством А.С Пушкина....
экскурсия к памятнику А.С.Пушкина
Конспект экскурсии...
Занятие из цикла "Детство с Пушкиным". Заочная экскурсия "Пушкин в Казани".
Занятие из цикла "Детство с Пушкиным". Цель занятия - дать детям представления о великом поэте, расширить знания о родном городе....
Экскурсия к памятнику А.С. Пушкина и В.И. Даля
Экскурсия к памятнику А.С. Пушкина и В.И. Даля приуроченная к Пушкинскому дню России 6 июня 2017г....
Занятие НОД по ознакомлению с творчеством А.С. Пушкина «Экскурсия в Лукоморье».
Цель: Продолжаем закреплять знания детей, связанные со знакомствами с различными сказками. Задачи 1. Расширять знания детей о самых любимых сказках...
Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина «К Дню рождения А.С. Пушкина- Волшебный мир сказок»
Цель экскурсии: Уточнение и расширение знаний у детей о творчестве А. С. Пушкина для детей.Закрепить у детей содержание сказок А. С. Пушкина, умение анализировать характер и поступки героев...