Экскурсия к памятнику "Няня и Пушкин"
материал (старшая, подготовительная группа)

осадчая светлана юрьевна

Цель экскурсии :

- формирование у детей представления о роли старшего поколения (няни, бабушки) в развитии человека (на примере, жизни А. С. Пушкина и его няни – Арины Родионовны)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_k_pamyatniku_nyanya_i_pushkin.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательного события в логике « стратегии освоения культурного наследия»

Цель – формирование у детей представления о роли старшего поколения (няни, бабушки) в развитии человека (на примере, жизни А. С. Пушкина и его няни – Арины Родионовны)

1 этап – мотивационно-подготовительный (в аудитории ДОУ)

Задачи:

- развитие интереса к теме;

- формирование представления о вязании как занятии, которым владели все женщины в далеком прошлом;

- формирование представления о беседах (с другими людьми, детьми) как неотъемлемой части процесса вязания;

Ход:

Предлагаем детям отгадать загадку:

Она удобна и легка,

Ее название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Ее не тяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как ее зовут?

(Корзина)

Просим найти отгадку в пространстве группы (музыкального зала). Внимание! В корзине лежат клубки шерсти, вязанный шерстяной носок или варежка,  на дне – распущенный клубок (еще не смотанный) и может быть старые очки! Спицы не кладем.

Ставим корзину на стол перед детьми (корзина накрыта бабушкиной шалью). Предлагаем детям вспомнить, как в их семьях используют корзины. Принимаем все ответы, если они обоснованы. Поясняем, что часто в корзинах что-то хранят. Предлагаем выяснить, что хранится в этой корзине и кому она принадлежит. Предлагаем детям, не подглядывая, засунуть руку под платок и на ощупь определить предмет (педагог может разворачивать корзину, давая детям потрогать предметы с разных сторон). Условие: никто вслух не называет предмет, который угадал.

Предлагаем детям по очереди высказаться – что же такое хранится в корзине.

Открываем корзину и предлагаем детям назвать предметы – клубки шерсти, носок и пр.

       - Просим их предположить – кому могла принадлежать эта корзина. Выслушиваем ответы без комментария! Чтобы узнать ответ, предлагаем детям закрыть на секунду глаза. Складываем на стуле инсталляцию – почти дословное повторение памятника бабушке – очки, носок, спицы, шаль или пуховый платок (ее в памятнике нет, но накидываем на спинку) . Предлагаем открыть глаза: представьте, что с этого стула только что встал человек, который вязал: чей же это был стульчик? Кто здесь сидел? Выберите из своих ответов, что дали ранее, только один ответ. Помогаем детям сделать вывод о бабушке. Выводим на экран памятник в Зеленогорске и говорим, что в большом Петербурге есть такой памятник, который называется «бабушкин стульчик». Бабушка сидела за вязанием, и возможно кто-то позвал ее. Она ушла, а вещи, рассказывающие о ней, остались.

Поясняем, многие современные бабушки умеют вязать, правда, не часто это делают. А ваши бабушки вяжут?, - задаем вопрос детям. А когда-то давно практически все женщины (от девочек до бабушек) умели вязать.

А знаете ли вы, что вязание это очень монотонное занятие. Ну, представьте: вы сидите и с помощью спиц и пряжи постоянно плетете петельки. Одни и те же движения! Много часов подряд! Наверное, скучно?  Это сегодня нам хорошо: можно включить телевизор, радио, телефон и что-то делать еще.    

    Кстати, некоторые современные бабушки, которые еще вяжут своим внукам, носочки да варежки, так и делают – включают телевизор и  вяжут.  Так время быстрее пролетает мастерице и не скучно. А вот когда не было телевизора, радио и прочих приборов, то как, по вашему, можно было бы себя развлечь? Что могли делать одновременно с вязанием бабушки? Как они скрашивали это монотонное занятие? Предположите! Пофантазируйте.  Принимаем все ответы, если они доказаны. Помогаем делать вывод: они наверное пели песни, если сидели в одиночестве, или собирались несколько женщин в одном доме, вязали и разговаривали, а может быть бабушки подзывали кого-то из родных (например, внуков) и что-то интересное им рассказывали.

 - Я хочу познакомить вас  с такой бабушкой. Показываю отрывок мультфильма «Снежная королева», где она рассказывает сказки Герде и Каю.

- А еще одной из таких бабушек в нашем городе установлен памятник. Мы отправимся к нему в путешествие. А поведет нас в дорогу волшебный клубок.

2 этап – исследовательский (в городском пространстве)

Задачи:

- развитие исследовательских умений детей;

- формирование представления о художественных образах А. С. Пушкина и Арины Родионовны.

Ход:

Дорогу к памятнику прокладывают дети сами с помощью клубка – в нем записочки с указанием действий, которые приведут нас к хозяйке корзины: «поверните направо», «дойдите до белого дома», «перейдите улицу» и пр. (На каждой остановке – ищем памятник бабушке, которая вяжет).

Обсуждение памятника:

- Почему вы решили, что это – памятник женщине, которая умеет вязать? Что вы увидели в памятнике такого, что может подтвердить вашу точку зрения?    

  Есть ли здесь какая-то деталь, которая может рассказать, что женщина умеет или любит вязать? (клубок, размотанные нитки)

- Давайте внимательно рассмотрим эту женщину. Что вы о ней еще можете сказать? Какая она? Во что одета? Предположите, как давно она жила – в прошлом или в наши дни? (Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам так говорить?) А чем она еще занята?

- Давайте рассмотрим человека, который рядом с ним сидит? Что вы можете сказать о нем? (что вы можете сказать о его возрасте? Позе? Настроении? Чем он занят в данный момент? Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам так говорить? Если вдруг дети сразу начнут говорить  «Пушкин» – нормально. Задаем вопрос: А почему вы так решили? Что вы заметили в этом человеке такого, что позволяет вам сделать вывод, что это – Пушкин? А как изображен здесь Пушкин? Что вы можете сказать о возрасте? Позе? И пр. вопросы – см. выше))

- Как вам кажется, а что происходит между этими людьми – пожилой женщиной и мальчиком? (если дети не догадываются, то можно поиграть – попросить кого-то принять позы героев). Помогаем сделать вывод, что они общаются, беседуют

- А как вам кажется, нравится ли им проводить время друг с другом? Что вы увидели в скульптуре такого, что позволяет вам сделать такой вывод?

- Давайте попробуем узнать, о чем же они говорят. Для этого найдите рядом со скульптурой еще изображения людей и животных.

- Рассмотрите эти изображения. Кто эти люди? Где мы их можем встретить? Что вы о них знаете? Помогаем сделать вывод – что это – герои сказок.

- Педагог делает общий вывод – оказывается, бабушка за вязанием рассказывает мальчику сказки. И это не просто мальчик и бабушка, а самый известный мальчик и самая известная бабушка – юный Александр Сергеевич Пушкин и его няня Арина Родионовна.

    Отправляемся вслед за клубочком в детский сад, чтобы продолжить разговор о Пушкине и его няне.

3 этап – ценностно-смысловой (в аудитории ДОУ)

Показ презентации (Няня и Пушкин)

1.Вспомните, куда нас привел волшебный клубочек? Какой памятник мы увидели? Кому? (Пушкин и няня) Найдите этот памятник на слайде.

(выводим слайд с тремя памятниками

- тот, что в Пушкине вы рассматривали.

- в селе Воскресенском под Гатчиной

- Большое Болдино)

2. Это памятник называется «Пушкин и няня». Про Пушкина знают все. Он кто такой? Чем известен?

-А вот кто такая няня? Как бы вы объяснили это слово. (женщина, которая прежде всего следит за ребенком, смотрит, чтобы не попал в какую-то беду, во время поел, выспался, погулял ….).

3.Давайте посмотрим на памятники, установленные в разных городах России (все еще тот же слайд на экране – см. выше). Как вам кажется, какой памятник изображает момент прогулки поэта вместе с няней? Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам говорить, что няня и поэт изображены в момент прогулки? (по крайней мере, и Гатчинский и Болдинский может быть расценены как «прогулочные»)

4.А давайте еще раз посмотрим на эти российские памятники. Вроде бы везде Пушкин одного и того же возраста и похож на всех памятниках. А вот няня? Обратите внимание на няню: ее фигуру, лицо, возраст. Что вы можете сказать: похожа ли няня во всех трех памятниках? Есть ли у вас мысли – почему не похожа? Дело в том, что няня и Пушкин жили 200 лет назад, когда фотоаппарата и видеокамеры еще не было. Мы точно не знаем, как выглядела няня Пушкина. Ее точного портрета не осталось .

5. Как вы думаете, как относился Пушкин к своей няне? Что вы видите в памятнике такого, что позволяет вам сделать такой вывод? Какие детали памятника твое мнение могут подтвердить? (дети должны сами высказать точку зрения и обосновать ее деталями памятника, например, доверял ей, так как Пушкин в одном из памятников облокотился на нее; пододвинулся к ней в нашем Царскосельском памятнике и т.д.).

5. А как сама Арина Родионовна относилась к Пушкину? Что нам рассказывают памятники? Какие детали памятников могут подтвердить твое мнение? (любила, берегла – например, в памятнике она обнимает, наклоняется, словно закрывает шалью и пр.),

6.У Пушкина и няни были действительно очень теплые и дружеские отношения. Они любили друг друга и доверяли друг другу.

7.По сути, Арина Родионовна заменила юному Пушкину бабушку.  

- А  для вас бабушка – это кто?

8. Рефлексия (нарисуй подарок для бабушки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в Государственный музей А.С.Пушкина

Рассказ воспитателя об экскурсии в государственный музей А.С.Пушкина. Экскурсия называлась "Сказки Ученого Кота". Детей встретил Ученый Кот, который поведал детям много интересного о творчестве А.С. П...

Авторский конспект Экскурсия К памятнику А. С. Пушкину. В подготовительной группе.

Образовательная область "Чтение художественной литературы" Знакомство с биографией, творчеством А.С Пушкина....

Занятие из цикла "Детство с Пушкиным". Заочная экскурсия "Пушкин в Казани".

Занятие из цикла "Детство с Пушкиным". Цель занятия - дать детям представления о великом поэте, расширить знания о родном городе....

Экскурсия к памятнику А.С. Пушкина и В.И. Даля

Экскурсия к памятнику А.С. Пушкина и В.И. Даля приуроченная к Пушкинскому дню России 6 июня 2017г....

Занятие НОД по ознакомлению с творчеством А.С. Пушкина «Экскурсия в Лукоморье».

Цель: Продолжаем закреплять знания детей, связанные со  знакомствами с различными сказками. Задачи 1.        Расширять знания детей о самых любимых сказках...

Экскурсия в библиотеку им. А.С. Пушкина «К Дню рождения А.С. Пушкина- Волшебный мир сказок»

Цель экскурсии: Уточнение и расширение знаний у детей о творчестве А. С. Пушкина для детей.Закрепить у детей содержание сказок А. С. Пушкина, умение анализировать характер и поступки героев...