Информационно – поисковый проект Тема: «Мы дети земли Иркутской» через познавательную деятельность.
проект (подготовительная группа)

Гульнара Разифовна Павлова

В нашей жизни мы часто пользуемся природными богатствами родного края, порой не задумываемся о бережном отношении к ним. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы нашего края в своих произведениях. Оказывается, человек играет большую роль в охране природы. Мы проведём своё исследование как сохранить красоту нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_zemli_irkutskoy.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

«ЛУЧИК»

Информационно – поисковый проект

Тема: «Мы дети земли Иркутской»

через познавательную деятельность.

Подготовила Павлова Г.Р.

2023г.

Цель проекта: Создание условий для усвоения и закрепления знаний основ патриотизма в совместной деятельности с детьми при ознакомлении с семьей, городом Вихоревка, Иркутской областью».

 Задачи  проекта: 

  • Формирование ребенка как будущего  гражданина современного общества. Развитие любви и привязанности к родному дому, семье, городу, области у детей дошкольного возраста;
  • воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формировать бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Актуальность.

В нашей жизни мы часто пользуемся природными богатствами родного края, порой не задумываемся о бережном отношении к ним. Многие писатели и поэты воспевают красоту природы нашего края в своих произведениях. Оказывается, человек играет большую роль в охране природы. Мы проведём своё исследование как сохранить красоту нашего края.

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

 Гипотеза:

 Если в воспитательно - образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению  знаний детей о ближайшем окружении ребенка, родном  городе и области, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному  формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, городу,  традициям, культуре  родного края.

 Участники проекта:

Воспитатель  группы: Павлова Г.Р

Дети   старшей  группы «Брусничка»  

Родители, детей группы «Брусничка»

 Продолжительность.

Срок реализации проекта: март-май 2023Г.

Предполагаемый результат:

  • У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
  • Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
  • Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
  • Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
  • Педагоги и родители пополнят знания о Иркутской области, о своём городе.

Продукт проекта :

пополнение материалом уголка по краеведению

Тема 1 блока « Моя семья» 

Семья – источник вдохновения, где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение, здесь друг за друга все в ответе.

                                                                                     О. В. Токмакова

Цель:

С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу  детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей.  

Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

Задачи проекта:

  • Систематизировать знания детей о представлениях  родственных отношениях;
  • Обеспечить запоминание  имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
  • Пробудить чувства к обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
  • Способствовать развитию и уважительному отношению  любви  к родным и близким

Предполагаемый результат:

  • Добиться уточнения знаний с понятием «семья»;
  • Обеспечить запоминание информации о своей семье, профессии родителей;
  • Обеспечить  представления детей  о родственных отношениях
  • Обеспечить развитие умения совместно с родителями составлять родословную семьи.

Мероприятия:

Познавательное развитие:

  • Серия бесед по картинам: «Моя семья»; «Традиции в моей семье»; «Какая у меня семья!»; «Мы должны беречь друг друга»; «Рядом или вместе?»; «Как хорошо играть всем вместе».
  • Тематическое занятие по семейным альбомам: «Профессия родителей»
  • Интегрированные занятия: «Моя семья»; «Профессии в моей семье»,  «Путь к перекрестку»; «Моя дорога до дома»; «Переход через пешеходный переход»

Речевое  развитие:

Описательный рассказ:«Моя улица»; «Мой маршрут до дома».

 Беседы: «Кто где живет?»; «Мой адрес»; «Папа – мой лучший друг»; «Чем могу порадовать маму, папу,  бабушку, дедушку»; «Уважение старших в семье»; «Узнай, о ком я говорю (описание внешнего вида и характерных действий членов семьи); «Как тебя называют ласково дома?»

Чтение: «Моя семья» - О. Осеева; «Сыновья»; «Мальчик – с пальчик»; С. Михалков «Моя улица» «Кроха» М .Москвиной. «Дом, который построил Джек»; рассказ: «Косточка»; Л. Толстого - «Моя родня».

Разучивание стихов: Е. Благинина - «Посидим в тишине»; О. Чусовитина  -  «Самый  лучший!»; «Мамин день» - Т. Винер; «Берегите матерей» -  Р. Гамзатова; «Стихи о маме» - О. Чусовитиной.

Пальчиковая гимнастика: «Наша семья»; «Пальчик-мальчик»; «Кто живет в моей квартире?»; «Маме дружно помогаем».

Социально – коммуникативное развитие:

Сюжетно – ролевые игры:  «Семья»; «Дом»; «День рождения»; «Ателье»; «Путешествие на стройку»; «Профессии родителей» (врач, строитель, продавец, учитель….); «Дочки-матери»; «К нам приехала бабушка»; «Мама купила новую посуду».

Дидактические игры: «Как мы помогаем родным»; «Родство»; «Семья»; Лото: «Моя семья»; «На улице города»; «Правила для пешеходов»; «Кто ты для…»; «У кого сегодня день рожденья?».

Упражнения: «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»; «Огорчится ли мама, если…»; «Помоги бабушке размотать клубок»; «Определи настроение родственников»; «Угадай кто это?» (мужчина, женщина, старик, подросток).  

Оформление фотогазеты ,видео-презентаций на тему: «Наша дружная семья».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Мамины помощники»; «Перенеси  воду в ложке»; «Горшки»; «Ниточка, иголочка»; «Смена ведущих»; «Мы туристы».

Игры – соревнования: «Делай вот так»; «Успей занять»; «Водяной».

Художественно-эстетическое развитие:

Рассматривание репродукций художников, посвященных Прибайкалье, Иркутская область

  • Добровольский Николай Флорианович. Набережная Ангары в Иркутске. 

Холст, масло. 75х140. 1886. Иркутский областной художественный музей имени В.П.Сукачева.

  • Померанцев Константин Иннокентьевич. Иркутский кремль. Холст, темпера. 89х111. 1922. Иркутский областной художественный музей имени В.П.Сукачева.
  • Лодейщиков Николай Васильевич. Иркутские церкви. Холст, масло. 21х33. Иркутский областной художественный музей имени В.П.Сукачева.

Просмотр презентаций

  • «Мы – потомки первостроителей» цель: знакомить детей с историей возникновения города, историческими местами, географическим положением.»
  •  «Памятники нашего города» цель: дети получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.
  • «Знаменитые люди» цель: формируют представления о культурной и общественной жизни Иркутской области. «Исторические объекты Иркутской области».

Рисование: «Моя улица»; «Дети делают зарядку»;  «Фигура человека»; «Удивительный день в детском саду»; «Куклы в национальном костюме»; «Как я с мамой иду из детского сада».

Аппликация: «Дома на нашей улице»; «Красивые цветы для близких».

Лепка: «Фигуры пляшущих девочек»; «Гостинец для бабушки».

Пение: «Мамочка милая» - В Шаинского; «Что такое семья» - сл. и муз Е. Тумановой; «Дружный маленький народ» - муз. М. Старокадомского; сл. С. Михалкова

Предметно-развивающая среда:

  • Подборка дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр с патриотическим содержанием
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о Сибирском крае
  • Подборка песен о Сибири
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей
  • Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на тему
  • Рассматривание фотографий «Интересные люди»
  • Просмотр презентации «Герои ВОВ» (Сибиряки)
  • С/р игра «Мы солдаты».
  • Выпуск фотоальбома «Герои прошлых лет»

Сотрудничество с семьёй.

Консультации: «Путь в страну книг»; «Рекомендации для заботливых родителей»; «Дом для дружной семьи»; «Выходные вместе с ребенком».

  • Обмен рецептов: «Любимое блюдо моей семьи».
  • Конкурс семейных стенгазет: «Генеалогическое древо».
  • Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о  профессии родителей, бабушек, дедушек.
  • Презентация  проекта «Моя семья»
  • ООД «Профессии в моей семье»

ТЕМА 2 БЛОКА: «Родной город Вихоревка»

Задачи данного блока:

  • Формировать   представления детей о родном городе;
  •  Обеспечить  закрепление  знаний о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
  • Пробудить чувства  умение   видеть красоту родного края и города, радоваться ей;

Мероприятия:

Познавательное развитие:

  • Беседы «Улицы, по которым мы ходим», «В каком парке ты гуляешь, вместе с семьей?» «Экскурсии по памятным местам города», «Отдых на природе»
  • Беседа «Обратись вежливо  к разным людям».

Чтение: «Лучше нет родного края» П. Воронько,  

   С. Михалков «Моя улица», «Это мой город», «Улица шумит».

Речевое  развитие:

Беседы o городе: «Город  Вихоревка», «Улицы, по которым мы ходим»; «Музей города»; «Кто где живет?»; «Мой адрес»; «Наша улица».

Описательный рассказ: «Моя улица», «Мой маршрут до дома».

Экскурсия: «Библиотека »(Школа интернат №25)

Социально – коммуникативное развитие:

Сюжетно – ролевые игры:        «Семья»; «Дом»; «День рождения»; «Ателье»; «Путешествие»; «Стройка»; «Туристическое агентство»; «Игрушечный магазин Детского мира».

Дидактические игры: « Угадай, где я нахожусь»

Подвижные игры: «Что изменилось?»; «Попробуй  догнать»; «Подбеги к дереву, которое я назову».

Театрализованная деятельность: «Про мишку мышку и книжку» (с профессией библиотекарь)

Физическое развитие:

 Спортивное соревнование: «Кто быстрее?» (Посвященное к День Космонавтики»

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование: «Наша улица – прошлое и будущее»; «Вокзал нашего города»;
«Что мы видели в музее?» (Пасха, Тайна старого чулана).

Аппликация: «Многоэтажные дома», «Улицы города», «Транспорт, «Деревья в парке» «Красивые цветы в парке»

Лепка: «Транспорт», «Улица».

Совместная стенгазета: «Наш красивый город».

«Сотрудничество с семьёй»:

  • Папки - передвижки с достопримечательностью города, природы; «Мой прадедушка герой ВОВ»
  • Изготовление фотоальбомов: «Мой город»; «Профессии наших родителей».

ТЕМА 3 БЛОКА: «НАША ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ».

Ты родина моя! Автор: Юрий Касаткин

Некуда мне ехать! Некуда мне плыть!

Знать в родной сторонке. Век мне свой прожить!

Милая, Сибирская, Иркутская земля

 Уголок Российский Ты родина моя!

Цель: Создать в группе условия, способствующие нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, воспитывающие чувство привязанности к своему родному краю, восхищения его красотой, создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

Задачи данного блока:

  • Формирование представлений о достопримечательностях родной области, её государственных символах;
  • Формирование представлений о животном и растительном мире родной области;
  • Ознакомление с картой Иркутской области.

Проведённые мероприятия.

Познавательное развитие:

  • Беседа «Озеро Байкал»;
  •  ООД по окружающему миру: «Мой край родной»;
  • Презентация «Виртуальная экскурсия по памятным местам области»;
  • Беседа: «Река Ангара»;
  • «Символика Иркутской области.

Речевое развитие

  • «Лучше нет родного края» П. Воронько,  «Родная земля» Г.Ладонщиков.
  •   С. Михалков «Моя улица»,
  • «Это мой город», «Улица шумит»
  • Сказки Байкала

Социально – коммуникативное развитие:

  • Сюжетно – ролевые игры:        «Семья»; «Дом»; «День рождения», «Ателье» «Путешествие»; «Стройка». «Мы едем в  далекие края»; «Туристическое агентство»; «Путешествие  к новым  домам».
  • Подвижные игры «Добеги до участка» «Гори-гори ясно»; «Гуси лебеди»; «Мы веселые ребята?»
  • Театрализованная деятельность: «Игрушечный магазин Детского мира»
  • Д.И « Угадай, где я» нахожусь»
  • Подвижные игры: «Что изменилось?» «Попробуй  догнать»

Ознакомление с художественной литературой:

Рассказы

  • М. Д. Сергеев «В соболином краю»
  • М. Д. Сергеев «Море синее – Байкал»
  •  В. Г. Распутин «В тайге над Байкалом»
  • В. Г. Распутин «Что передать вороне»
  • С. К. Устинов «Водяной зверь-выдра»
  • С. К. Устинов «Как живешь, Медвежонок? Невыдуманные рассказы»
  • С. К. Устинов «Колонок – желтенький огонек»
  • С. К. Устинов «Росомаха – таежная бродяга»
  •  А. К. Горбунов «Серебряное эхо»
  •  А. К. Горбунов «Снегири»
  • Г. О. Куклин «Игренька»
  • И. И. Молчанов-Сибирский «Медвежонок на палубе»
  • С. Н. Агеева «Нерпенок»

Сказки

  • Н. А Мурынкин «Избушка на Байкале»
  •  А. Г. Байбородин «Косопят – борода до пят»
  • В. П. Стародумов «Омулевая бочка: Байкальские сказки»
  • С. К. Устинов «Сказки и были о лесных жителях»
  • С. Волкова «Сказки старого города»
  • Ю. И. Баранов «Загадки старинной усадьбы : летняя сказка: из цикла сказок «Тайна Тихвинской площади»

«Сотрудничество с семьёй».

  • Папки - передвижки природы Иркутской области, Озеро Байкал; Животные тайги;
  • Изготовление картотек: «Обитатели Байкала», «Насекомые, растения, животные в Иркутской области»;
  • Составление макетов «Озеро Байкал»; «Животный мир Прибайкалья»;
  • Викторина для родителей «Что? Где? Когда?»

(Иркутская область)

  • Участие в городском параде, посвященный Георгию Победоносцу;
  • Парад на 9 мая в городе Вихоревка

Литература:

  • 1. Ильина Л.Н. « Нравственно — патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду».-М Сфера, с2003. -226с.
  • 2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социально действительностью». М.ТЦ Сфера, 2004. 126с.
  • 3. Новицкая Н,Ю. « Патриотическое воспитание в детском саду» М :ТЦ «Сфера» 2003- 192с.
  • 4. Алёшина Н.В. « Знакомим дошкольников с родным городом» М.: ТЦ «Сфера»,1999-112 с..
  • 5. Полокова Т.В. «Знакомим с малой родиной». М. ТЦ Сфера 2006.с.158..
  • 6. Абросимова Г.Н. « Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо- туристской деятельности М.:АРКТИ.2004.- 208с.
  • 7. Н,В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»- М:ЦГЛ 2004.- 256с.
  • 8.О.Н. Юденко «Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности» дис. Канд. психол. наук \Юденко О.Н. Иркутск 2000. 172с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»...

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность.

Проект «Развитие речи детей младшего возраста через театрализованную деятельность....

Проект. Развитие речи детей мл.гр. через театральную деятельность

развитие речи, театральная деятельность в мл.гр....

«Формирование предпосылок к научно-техническому творчеству у детей дошкольного возраста через познавательную деятельность»

Выступление на семинаре «Использование  STEM-технологий в рамках реализации регионального проекта «Предшкола: стандарт детского сада» в работе с детьми дошкольного возраста...

Информационно-творческий проект «Формирование семейных ценностей у дошкольников через совместную деятельность с семьями воспитанников»

Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся сит...