Программа по краеведению
методическая разработка (подготовительная группа)

Виноградова Кристина Витальевна

рамма по краеведению для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_vinogradova_k.v.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                   «Центр развития ребенка - детский сад «Росинка»

        Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.

Дополнительная программа по краеведению для детей подготовительной к школе группы

«Любимый город Нерехта»

                                                                   

                       

                                         

                                                        Автор-разработчик: Виноградова Кристина Витальевна

                                                                                            Воспитатель

                                                                   2023 г.

                         

                                                         Оглавление  

1.Целевой раздел……………………………………………………….………..3

1.1Паспорт программы………………………………………………………........3

1.2.Пояснительная записка…………………………………………………….....3

1.3.Цели и задачи программы……………………………………………………5

1.4 Принципы реализации программы…………………………………………..6

1.5 Планируемые результаты освоения программы……………………………7

2.Содержательный раздел………………………………………………………7

2.1Специфика программы………………………………………………………...7

2.2 Организация работы с родителями…………………………………………..9

3.Организационный раздел……………………………………………….......10

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды……….10

3.2 Формы и режим занятий…………………………………………………….10

3.3 Материально-техническое обеспечение программы………………….......11

3.4 Перечень литературных источников……………………………………….12

3.5 Тематическое планирование по программе «Люби и знай свой родной край»……………………………………………………………………………...14

Приложение 1……………………………………………………………………28

         

1.Целевой раздел

   

  1. Паспорт программы.

Параметры

                     Содержание    

Наименование

 программы

Дополнительная программа по краеведению для детей подготовительной к школе группы «Любимый город Нерехта»

Основание для разработки программы

Тенденция современного образования, приоритет развития личности ребенка, его познавательных навыков.

Руководитель программы

Воспитатель: Виноградова Кристина Витальевна.

Разработчик

Воспитатель МДОУ «ЦРР- детский сад «Росинка» Виноградова Кристина Витальевна. Стаж работы -11 лет. Образование- Костромской государственный университет им Н.А.Некрасова.

Участники программы

Дети подготовительной группы.

Этапы реализации программы

Сентябрь 2022-Май 2023 года.

Основные направления программы

Нравственно-патриотическое воспитание.

1.2. Пояснительная записка

                                         

                                        "Родина для человека самое дорогое и священное,

                                                без чего человек перестаёт быт личностью"

                                                                                            В.А. Сухомлинский

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию- это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной город, край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошшкольный возраст, по утверждению психологов- лучший период для формирования любви к малой Родине.

Мы очень гордимся своей малой Родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут- это красота природы, зданий, некоторых элементов из декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится).

Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.

Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам- совместному со взрослыи участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, позравление ветеранов, пожилых людей.

Малая Родина, каждый город хранят память о великих гражданах, рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции.

Представление о малой Родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.

Родина. Она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чуство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город. Надо показать ребенку, что город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

   

1.3  Цели и задачи программы.

Цель программы: Формирование у детей  дошкольного возраста патриотическое отношение и чувства любви к своей семье, детскому саду, культуре и традициям города Нерехта, уважения к прошлому и настоящему родного края.

Задачи программы.

  1. Обучающие.

- формировать у детей представления о символике родного города.

- познакомить детей с жизью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

- формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, чувства гордости за свою малую Родину.

-формировать художественный вкус и любовь к прекрасному.

2) Развивающие. 

- развивать у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

- расширять представления о том, что делает родной город красивым, развивать эмоциоальную отзывчивость на красоту родного края.

- развивать инициативность и желание принимать участие в традициях малой Родины и культурных мероприятиях.

- развивать чуство гордости за свою малую Родину, ее достижения и культуру.            

3) Воспитывающие

- воспитывать у дошкольников чувство любви и уважения к своему народу, его обычаям, традиция.

- воспитывать чуство уважения и заботы к Защитникам Отечества.

- воспитывать чуство уважения к профессиям и труду взрослых.

  1.   Принципы реализации программы.

  1. Принцип доступности.

Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  1. Принцип непрерывности.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  1. Принцип научности.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города и края.

  1. Принцип системности.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаиодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимоссвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  1. Принцип преемственности.

Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

  1. Принцип культуросообразности.

Этот принцип  выстраивает содержание программы, как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

  1.  Планируемые результаты освоения программы.

                                  Целевые ориентиры.

- дошкольники имеют некоторые представления об истории города;

- знают свою дату рождения, свои ФИО, домашний адрес, имена и отчества родителей, адрес детского сада;

- знают символику Костромской области и родного города Нерехта;

- имеют представление о Президенте, правительстве России, о защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;

- имеют представление о традициях, фольклоре, труде народа нерехтской земли;

- знают стихи, произведения искусства местных поэтов и художников;

- знают правила безопасного поведения на улицах города;

- с удовольствием включаются в деятельность, связанной с познанием малой Родины;

- хорошо знают улицы родного города Нерехты.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Специфика программы

Дополнительная программа по краеведению для детей подготовительной к школе группы «Любимый город Нерехта» рассчитана на изучение одного года. Программа адресована детям старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся один раз в две недели в первой половине дня. Возраст детей 6-7 лет. Программа делится на три раздела: раздел 1 «Семья», раздел 2 «Мой любимый детский сад», раздел 3 «Город, в котором я живу». При планировании учитывались возрастные особенности, подготовленность детей. Длительность занятия 30 минут. Прохождение программы предполагает овладение детьми комплексом знаний о родном городе.

Данная программа охватывает весьма широкий круг деятельности детей подготовительной группы и позволяет сформировать у детей ценностное представление о городе, его истории возникновения, прошлой и настоящей жизни, культурных традиций. Очень важное место в программе занимает знакомство дошкольников с музейным пространством. Музей помогает воспитывать у детей художественно-эстетическое восприятие прекрасного, правильное поведение в музеях и других культурных и общественных местах. Через музей у детей приобретается опыт насмотренности, через который формируются рассматривание и сравнение предметов, событий и явлений. Формированию данного опыта способствует «погружение» ребенка в насыщенную эстетически привлекательными объектами окружающую среду.

Реализация программы проходит в следующих формах:  словесные (беседы, экскурсии), практические (творческая деятельность дошкольников-  выставки, рисунки, поделки), игровые (игры, развлечения).

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие – развивать интерес к местным традициям и народным промыслам.

Познавательное развитие – познакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Нерехты (достопримечательностями, памятниками, его первооткрывателями).

Социально-коммуникативное развитие - воспитывать любовь и привязанность к родному городу, уважение к традициям и культуре.

Речевое развития- развивать культуру речи, формировать интерес к произведениям устного народного творчества, познакомить дошкольников с нерехтскими писателями.

Физическое развитие- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы.

2.2 Организация работы с родителями.

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей Родине зависит от позиции близких людей. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного города творческим, интересным и развивающим для детей, необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному городу Нерехта, традициям семьи и нерехтчан.

Задачи:

- побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям города Нерехты;

- формировать у родителей ответственность за воспитание к природе родного края;

- способствовать активному участию родителей в жизни детского сада, раскрытию творческих способностей у детей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания «Знакомство родителей с целью и задачами программы»;

- открытые мероприятия для родителей;

- организация посещения экскурсий в различные музеи родителей с детьми;

- организация выставок макетов церквей нашего города, рисунков « Мое любимое место в городе», «Герб города»;

- разработка методических рекомендаций ( памяток) « О чем поговорить с детьми после посещения музея»;

- мастер-класс с родителями « Кукла-Оберег»;

- организация вечеров « У самовара», « Семейные встречи». Конкурс чтения стихов о Нерехте;

- фотовыставки « Наши экскурсии»;

-анкетирование родителей.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для реализации программы в подготовительной к школе группе создано следующее:

- уголок «Юный патриот», в котором находятся герб, флаг, гимн России и герб Нерехты;

-дидактические игры « Маршрут по Нерехте», « Где это находится?»;

-для детского творчества подготовлены материалы: различные ткани, нитки, бумага, деревянные изделия, цветные карандаши, гуашь;

-художественная литература- произведения нерехтких поэтов;

- альбомы «Моя семья», «Достопримечательности города Нерехты»;

- макет города Нерехты ( создан совместно с родителями).

 

 3.2. Формы и режим занятий.

Формы организации занятий.

По количеству детей, участвующих в образовательной деятельности -групповая (20 человек) и индивидуальная. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Недельная нагрузка по программе составляет 30 минут.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей- методический кабинет детского сада, музеи города, городское пространство.

По дидактической цели- комбинированные формы занятий.

Структура занятий.

  1. Вводная часть: организационный момент, опрос детей.
  2. Основная часть: объяснение, игры, физкультминутка, практическая деятельность.
  3. Заключительная часть: подведение итогов- похвала детей  за их знания, умения и навыки.

Программа предусматривает проведение, как традиционных занятий, так и нетрадиционных.

Образовательная деятельность строится следующим образом:

  1. Подготовка к занятию (установка на работу, организация рабочего места).

Обобщающее повторение ( выявление опорных знаний и представлений): повторение действий прошлого занятия.

  1. Введение в новую тему (использование загадок, стихов, показ различных иллюстраций, фотографий с использованием ИКТ, раскрывающих тему занятия).
  2. Физкультминутка, игры.
  3. Практическая часть: показ

педагогом процесса изготовления поделки, аппликации или рисунка;

самостоятельная деятельность детей;

выставка работ.

  1. Оценка результатов деятельности: анализ работы оценивается по уровню знаний, умений и навыков дошкольников.

 3.3.Материально-техническое обеспечение программы.

- мультимедиа;

- интерактивное оборудование;

- символика города Нерехта;

- пособия: иллюстрации и фотографии архитектуры, памятников, церквей, природы города;

- видео-аудио-библиотека.

 

 3.4.Перечень литературных источников.

   1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом: Москва: Сфера, 1999г.

   2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007г.

  3.Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: СПб: Детство-Пресс, 2015г.

 4.Власова Н.А. Нерехта, любовь моя…: Нерехта: 2003г.

 5. Воронова Е.А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: Ростов-на-Дону: Феникс, 2008г.

 6. Годунов А.Б. Храмы Нерехты и Нерехтского уезда: Кострома: Диар, 2015г.

 7.Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л.А. Кодрыкинской. -Москва: Сфера,2006.

8. Жуковская Р.И. Родной край: Москва: Айрис-Пресс,2005г.

 9. Зацепина Н.Г. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: Москва: Мозаика-Синтез,2010г.

10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: М: Скрипторий, 2003г.

11. Князява О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Санкт-Петербург: Детство-Пресс,2002г.

12. Ковалева. Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- Москва: АРКТИ, 2005г.

13. Коротаева Е.Н. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине: Санкт-Петербург: Дошкольное воспитание,2015г.

14. Корсаков А. Наши края родные: Нерехта: Нерехтская лира,2013г.

15. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию: Москва: Скрипторий,2008г.

16. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Москва: АРКТИ, 2005г.

17. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и  духовное воспитание дошкольников: Москва: Сфера, 2013г.

18. Мой родной дом: программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников: Москва:2005г.

19. Никитина Т.В. Попытка вспомнить или по ту сторону времени: Нерехта: Наша лира, 2012г.

20. Новицкая М.Ю. Патриотическое воспитание в детском саду: Москва: Линка-Пресс,2003.

21. Ривина Е.А. Родословная в детском саду: история и образ семьи: Санкт-Петербург: Дошкольное воспитание,2007г.

22. Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной:Москва:Сфера,2004г.

23. Шорыгина Т.А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание: Москва: Книголюб.

24. https://pedportal.net

25.http://nasledie-rus.ru

3.5 Тематическое планирование по дополнительной программе  «Любимый город Нерехта».

Месяц

№ занятия

Тема:

Задачи

Методы и приемы

 взаимодействия

педагога с детьми

Развивающая предметно- пространственная

                среда

Информационно-

 техническое

  обеспечение

Сентябрь

№ 1

Тема: «Моя семья»

1.Воспитать у детей такие

нравственные качества, как

любовь к самым близким

людям.

2.Развивать диалогическую

 речь.

3.Учить дошкольников

составлять рассказ о своей

семье, дополняя его сложными

предложениями.

4.Воспитать у детей чувство

гордости за свою семью,

заботиться о своих родных.

1.Организационный

момент. Чтение

стихотворения

«Семья».

2.Рассматривание

семейных фотографий.

3.Отгадывание загадок про членов семьи.

4.Игра «Какая ваша

семья».

5.Физкультминутка.

6.Дид.игра

«Новоселье»

7.Рисование

«Портрет семьи»

8.Обсуждение рисунков.

1.Фотоальбом с семейными

фотографиями

2.Атрибуты к дид.игре

«Новоселье»: помада,

галстук, очки, ремень,

молоток, кепка, шарф,

журнал.

3.Организация выставки

рисунков.

1.Художественная

литература (стихотворения и загадки о семье).

2. Семейные фотографии.

№ 2

Тема:

«Место работы

моих

родителей»

1.Прививать у детей уважение

к труду родителей.

2.Закрепить у детей знания о

профессиях, понимать значимость их труда.

3.Развивать

речь дошкольников.

1.Организационный

момент.

2.Чтение стихотворения

С.Михалкова

«А что у вас?».

3.Беседа с детьми на тему

«Профессии».

4.Дид.игра

«Кто где работает?»

5.Физкульразминка

6.Разгадывание загадок об орудиях труда.

7.Составление

Рассказа о профессиях своих родителей около стенда с фотографиями.

8.Итог занятия.

1.Фотографии родителей.

2.Иллюстрации с различными профессиями.

3. Атрибуты для дид.игры «Кто где работает?»

 ( каска, пожарная машина, игрушечный фонендоскоп и тд.)

1.Художественная литература С.Михалков «А что у вас?». Пословицы и поговорки о труде.

2.Загадки об орудии труда с помощью ИКТ.

3.Фотографии с профессиями родителей.

№ 3.

Тема:

«Семейные традиции».

1.Сформировать знания детей о понятии «семейные традиции».

2. Упражнять детей в создании коллекций фотографий и рассказывании об их содержании.

3. Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям семьи, как к своей, так и других детей.

4 Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать словарь, делиться своими знаниями.

1.Анкетирование родителей на тему «Семейный досуг»

2. Беседа с детьми на тему «Семейные традиции».

3. Показ фотографий о семейном досуге.

4.Физкультминутка.

5. Составление рассказа по фотографиям о семейных традициях.

6. Рассматривание «Бабушкиного сундука» со старинными предметами.

7.Показ видеозаписей семейных праздников

8. Организация выставки рисунков дошкольников на тему «Праздник в моей семье».

9. Чаепитие с детьми.

1.Сборник любимых рецептов семей дошкольников.

2.Фотоальбом семейного досуга.

3. «Бабушкин сундук» (старинные предметы домашнего обихода, посуда, игрушки, монеты, открытки).

1.Видеозаписи семейных праздников.

2. Фотографии семейных праздников.

3. Показ мультфильма «Осьминожки»

4. Песни про семью.

Октябрь

№4

Тема:

«Древо семьи»

1.Формировать представление детей о генеалогическом древе.

2.Формировать умение выстраивать цепочку родственных взаимоотношений.

.

1.Организационный момент.

2.Чтение стихотворения М.Шварца «Семья». Беседа на тему «Древо семьи».

3.Игра «Назови отчество»

4.Физкульминутка.

5. Рисование древа семьи.

6.Обсуждение работ.

1.Иллюстрации с изображением генеалогического древа.

2.Схемы к дид.игре «Назови отчество».

3.Организация выставки работ.

1.Художественная литература М.Шварц «Семья»

2. Видео «Как растет генеалогическое древо».

3. Иллюстрации с изображением генеалогического древа.

№ 5

Тема: «Мой любимый детский сад»

1.Расширять представления дошкольников о своем детском саде (зачем нужен, кто в нем работает, как взрослые заботятся о детях в детском саду).

2.Прививать правила культуры поведения со взрослыми в детском саду (здороваться, прощаться,  благодарить, обращаться на «вы»).

3.Воспитывать у детей чувство благодарности взрослым, привязанность к родному детскому саду.

.

1.Организационный момент.

2. Обзорная экскурсия по детскому саду.

3.Беседа с детьми о профессиях, которые есть в детском саду.

4. Дид.игра «Ты расскажи, а мы отгадаем»

5.Физкультминутка.

6.Игра-иммитация «Стираем белье».

7.Дид.игра «Кому что нужно для работы»

8.Чтение стихотворения Г.Ладонщиковой «Про себя и про ребят».

9.Итог занятия.

1. Атрибуты для дид.игры «Ты расскажи, а мы отгадаем» (колпак повара, фонендоскоп и тд)

2.Тазик для белья, одежда кукол.

3.Предметы для игры «Кому что нужно для работы?»

4.Иллюстрации с изображением профессий людей детского сада.

1. Виртуальная видеоэкскурсия по детскому саду.

2. Художественная литература Г.Ладонщикова «Про себя и про ребят».

3. Иллюстрации с изображением профессий людей детского сада.

№ 6

Тема «Мой родной край- Костромская область»

. 

1.Формировать у детей начальное представление об истории родного края, его достопримечательностях,  расширять кругозор детей;

2.Развивать логическое и пространственное мышление,  внимание, память;

3.Развивать коммуникативные навыки и связную речь, активизировать словарь по теме;

4.Продолжить формирование интереса к родному краю посредством игр;

5.Воспитывать у детей любовь к «малой Родине»;

1.Сюрпризный момент.

2.Рассматривание карты Костромской области.

3. Игра «Проложи водопровод» (г.Волгореченск). Рассматривание герба г.Волгореченска.

4. Игра «Собери картинку из пазлов Пожарная каланча» (г.Кострома)

5.Физминутка

6.Игра «Засели озеро рыбками»  (г.Галич)

7. Игра «Найди отличия на картинках- дом Синягина» (г.Буй)

8.Задание- составление последовательного рассказа. Переработка фанеры, изготовление сыра, выпечка хлеба (г.Мантурово)

9.Разрезные картинки (г.Шарья)

1.Дидактическая игра «Проложи водопровод»

2. Дидактическая игра  «Собери картинку из пазлов Пожарная каланча»

3. Дидактическая игра «Засели озеро рыбками»

4. Дидактическая игра «Найди отличия на картинках- дом Синягина»

5.Последовательные картинки- переработка фанеры, изготовление сыра, выпечка хлеба.  

6.Дидактическая игра «Разрезные картинки»

1.Экран

2.Проектор

3.Ноутбук.

Ноябрь

№ 7

Тема: «Мой родной город Нерехта. Символика города».

1.Познакомить дошкольников с символикой города Нерехты.

2. Объяснить обозначение герба Нерехты.

3.Рассказать детям, почему река носит название Солоница.

4.Формировать знания детей о символике города Нерехта.

5.Закрепить символику России.

1.Организационный момент.

2.Закрепление символики России.

3..Беседа с детьми на тему «Герб Нерехты»

4..Показ фильма о солеварении в Нерехте, как добывали соль.

5.Физкультминутка.

6.Рассматривание герба Нерехты.

7.Творческая работа детей: «Как я вижу герб Нерехты»

8.Подведение итогов.

1.Иллюстрации с изображение герба Нерехты.

2. Иллюстрации с государственной символикой России.

3.Материал для творческой работы детей: бумага, краски, карандаши.

4.Организация выставки творческих работ.

1.Экран

2.Проектор

3.Ноутбук.

№8

Тема: «Мои родные улочки, места. Экскурсия в центр города.

1.Познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.

2.Воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре.

3.Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.

4.Формировать знания об улицах города,их названии, как эти улицы назывались раньше.

5.Развивать у дошкольников связную речь.

1.Организационный момент.

2.Виртуальная экскурсия по улицам Нерехты.

3.Беседа «Улицы города».Рассматривание фотографий с улицами  Нерехты.

4.Физкультминутка «Путешествуем по улицам города»

5.Дид.игра «Узнай мою улицу по описанию»

6.Отгадывание загадок «Что где находится»

7.Экскурсия в центр города.

1.Фотографии с улицами Нерехты.

2. Дид. игра «Узнай мою улицу по описанию»

3.Фотографии со зданиями города.

1.Экран

2.Проектор

3.Ноутбук.

№ 9

Тема: «Основатели промышленной мануфактуры. Экскурсия в парк Текстильщиков к памятнику Аполлинарию Брюханову, Борису Дьяконову, Андрею Сыромятникову»

1.Формирование представлений детей о текстильной промышленности.

2.Знакоство детей с основателями в городе Нерехта текстильной промышленности.

3.Познакомить детей с продуктами текстильной промышленности.

1.Экскурсия в парк Текстильщиков.

2.Рассматривание памятника  Аполлинарию Брюханову, Борису Дьяконову, Андрею Сыромятникову.

3.Беседа «Что такое текстильная промышленность?»

4.Рассказ об основателях текстильной промышленности.

5.Рассматривание фотографий с продуктами текстильной проммышленности.

1.Фотографии с основателями нерехтской текстильной промышленности.

2.Фотографии с продуктами текстильной проммышленности.

________________

Декабрь

№ 10

Тема: «История города. Экскурсия в краеведческий музей»

1.Формировать представления об истории города Нерехта, его народа.

2.Расширить представление о реках Нерехта и Солоница.

3.Закрепить представление о гербе Нерехты.

1.Прослушивание песни о Нерехте.

2.Показ презентации «История города Нерехта»

3.Просмотр мультфильма «Сказ о двух речушках»

4. Физминутка

5.Разрезные картинки «Сложи герб Нерехты»

6.Экскурсия в краеведческий музей (по плану экскурсовода)

1.Разрезные картинки «Герб Нерехты»

1.Аудиозаписть песни о Нерехте.

2.Экран

3. Проектор

4.Ноутбук

№ 11

Тема: «Новый год. Экскурсия на фабрику Деда Мороза»

1.Познакомить детей с видами новогодней игрушки,

 2.Познакомить детей с росписями новогодней игрушки.

 3.Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания.

4.Развивать умение создавать узор для матрешки.

1.Экскурсия на фабрику Деда Мороза ( по плану организаторов)

________________

________________

Январь

№ 12

Тема:

«Как раньше жили нерехчане»;Экскурсия в «Варварино подворье»

1. Познакомить детей с избой-жилищем нерехтского народа, с предметами старинного русского быта ( печь, прялка, посуда, сундук, коромысло, и тд.)

 2.Формировать знания детей об ухвате и его предназначении.

3.Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка).

4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам,

5. Воспитывать уважение к народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

1.Введение дошкольников в тему занятия путем сравнения, как сейчас живут нерехчане, и как они раньше жили.

2.Экскурсовод встречает детей в русской избе. Одета в русском народном костюме.

3.Рассказ экскурсовода о русской избе, как она устроена, что в ней находится.

4.Дети рассказывают русские пословицы и поговорки.

5.Игра с лентой (под русскую народную музыку)

6.Отгадывание загадок о русских старинных предметах.

7. Практическое упражнение

«Захвати ухватом чугунок».

8.Подведение итогов

1.Русская изба.

2.Предметы русского старинного быта (ухват, прялка, старинная посуда: крынка, чугунок, деревянные ложки; чугунный утюг, самовар и тд.)

3.Ленточка для русской русской народной игры.

_________________

№13

Тема:

«Знакомство с русским костюмом. Обережные узоры»

1.Познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма: женского и мужского.

2.Формировать знания детей об обережном узоре русской народной одежды.

3.Развивать речь детей и обогащать словарный запас понятиями: сарафан, косоворотка, рубаха, порты, лапти, кокошник, передник, онучи.

4.Закрепить знания малых фольклорных форм: пословицы, загадки, считалки.

5. Развивать художественные навыки, творчество.

1. Художественное слово. Входит воспитатель в русском народном костюме.

2.Беседа с детьми о элементах русского народного костюма, об обережных узорах.

3.Отгадывание загадок о сказочных героях.

4.Рассматривание иллюстраций со сказочными героями в русских народных костюмах.

5.Подвижная игра «Карусель»

6.Рассматривание русской народной одежды.

7.Творческая работа: «Украшение обережными узорами  рубахи».

8.Подведение итогов.

1.Предметы русской народной одежды: кокошник, передник, рубаха, лапти, порты, сарафан.

2. Иллюстрации со сказочными героями в народных костюмах.

3.Материал для творческой работы: бумага, краски, кисточки и тд.

4.Организация выставки работ.

1.Экран

2. Проектор

3.Ноутбук

Февраль

№ 14

Тема:

«Защитники отечества. Экскурсия к памятнику маршала А.А.Новикова».

1.Обогащать и активизировать словарь детей по военной тематике.

2.Формировать знания детей о маршале советской авиации А.А.Новикове.

3.Воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров.

1. Показ презентации Беседа с детьми на тему «Кто такие защитники Отечества»

2.Рассказ о маршале А,А. Новикове.

3.Чтение худ.литературы «Наши солдаты».

4.Конструирование из картона «Самолет»

5.Экскурсия к памятнику маршала Советской авиации АА. Новикову

1.Портрет маршала А.А.Новикова.

2.Памятник маршалу А.А.Новикову.

3.Художественная литература  А.Барто «Наши солдаты».

4.Материалы для конструирования.

1.Экран

2. Проектор

3.Ноутбук

№ 15

Тема:

«Сказ о воздухоплавателе Крякутном»

1.Формировать знания детей о воздухоплавании.

2.Рассказать детям, об истории возникновения первого полета воздухоплавателя Крякутного.

3.Воспитывать у детей гордость за своих земляков.

1.Приветствие детей.

2.Беседа с детьми на тему «История воздухоплавания, воздухоплаватель Крякутной»

3.Показ фильма о воздухоплавании.

4.Физминутка.

5.Творческая работа детей- рисование воздушного шара.

6.Подведение итогов.

1.Иллюстрации с воздушными шарами.

1.Экран

2.Проектор

3.Ноутбук

Март

№ 16

Тема:

«Одна из многих…

Елизавета Дьяконова».

 Экскурсия в здание женского училища (Старая вторая школа)

1.Формирование представлений детей о Елизавете Дьяконовой, о ее жизни

2.Рассказать детям, как в Нерехте появилось образование.

1.Организационный момент.

2.Показ презентации «Одна из многих… Елизавета Дьяконова»

3.Экскурсия по городу. Где родилась Елизавета Дьяконова (ДДТ)

4.Экскурсия к старой второй школе.

_____________

1.Экран

2.Ноутбук

3.Проектор.

№ 17

Тема:

«О наших знаменитостях. Нерехтские рожечники» Экскурсия в дом Пастуха.

1 Формировать представление о нерехтских рожечниках, о их работе.

1.Интервью с нерехтским рожечником Сергеевым Константином.

2.Экскурсия с детьми в дом Пастуха.

3.Программа и игры по плану оргпнизаторов

_________________

_______________

Апрель.

№ 18

Тема:

«Купола семи церквей»

1.Формировать знания детей о Храме, что он собой представляет.

2.Познакомить детей с Храмами Нерехты, их названиями.

3.Познакомить детей с символами крещения (крест, икона, церковь).

1.Организационный момент.

2.Беседа с детьми на тему «Храмы Нерехты». Показ презентации.

3. Разрезные картинки «Собери Храм»

4.Физкультминутка.

5. Игра «Отгадай храм»

6.Подведение итогов.

1. Дид.игра «Собери Храм»

2.Фотографии к игре «Отгадай Храм»

1.Аудиозапись песни «Купола семи церквей».

2.Экран

3.Ноутбук

4.Проектор

№ 19

Тема: 

«Семейные встречи- конкурс чтения стихов о Нерехте»

 

1.Создать условия для познавательно-речевого развития ребенка.

2.Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным произведениям.

3.Развивать у дошкольников художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.

4.Выявить лучших чтецов среди детей.

1.Организационный момент.

2.Чтение воспитателем стихотворения про Нерехту.

3.Конкурс чтецов.

4.Выявление лучших чтецов.

5.Награждение конкурсантов.

1.Медали и подарки для награждения конкурсантов.

1. Аудиозапись музыки

2.Экран

3.Ноутбук

4.Проектор

Май

№ 20

Тема:

«Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна»

1.Дать детям представление о новой памятной дате- День неизвестного солдата.

2.Расширять представления детей о воинах ВОВ, которые сражались и погибли за родину, чьи имена остались неизвестными.

3.Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

1.Беседа с детьми о ВОВ. Показ презентации

2.Чтение стихотворений детей про ВОВ.

4.Физминутка

5. Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. Возлагание цветов

____________________

1.Экран

2.Ноутбук

3.Проектор

№ 21

Тема:

«Итоговое занятие вместе с родителями : Что мы знаем о Нерехте.»

1.Закрепить знания о названиях улиц города, о достопримечательностях Нерехты, о символике города, его архитектуре, знаменитых жителях города.

2.Воспитывать любовь к родному городу, уважение к ее традициям.

1.Организационный момент.

2.Игра «Разгадай кроссворд»

3.Физминутка

4.Игра «Угадай место, здание»

5. Рисование «Мое любимое место в городе»

1.Изображение кроссворда на бумаге.

2.Презентация с изображениями города.

1.Экран

2.Ноутбук

3.Проектор

                                                                                                                Приложение 1                                          

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

     -Воспитание любви к Родине;

     -Воспитание уважения к старшему поколению;

     -Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

      -Знание истории своей страны;

2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

     - Да.

      -Нет.

3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?

      - Да.

      -Нет.

4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

      -Да.

      -Нет.

      -Затрудняюсь ответить.

5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического                                             воспитания детей дошкольного возраста?

    -Прививать детям уважение к людям своей страны.

     -Познакомить с обычаями и традициями своего народа.

     -Расширять представления о родной земле, её столице, городах.

     -Ознакомление с историческим прошлым России.

     -Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств  ребенка

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема  ознакомления с  родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___

 7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___

8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___

9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Спасибо за сотрудничество

                        Беседа на тему «Профессии моих родителей»

Цель беседы : Расширить представления детей о труде взрослых, показать значение и важность каждой специальности, воспитывать уважение к труду.

Ход беседы:

     "Человек славен трудом" - гласит народная мудрость. "Землю красит солнце, а человека - труд".

Расскажите, кем работают ваши родители? Почему важен их труд?

     (Воспитатель вывешивает на мольберт предметные картинки, даёт задание детям.)

     Посмотрите внимательно на эти картинки и предметы. Расскажите, кто работал, чтобы сделать изображённый предмет? Как называется профессия человека, сделавшего это? Скажите, чей это инструмент,  людям каких профессий он необходим?

Каменщик строит жилища,

Платье - работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без тёплого крова!

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьёт, натачает?     Ю. Тувим

     

Дети, что будет, если все перестанут трудиться? Верно, мы просто не смогли бы жить. Людям нужны дома, чтобы в них спать, отдыхать, работать, поэтому есть такие профессии, как архитектор, строитель.

     Всем необходима одежда, её изготавливают ткачи, швеи, модельеры. Люди хотят много знать и уметь, поэтому есть учителя, воспитатели, писатели, журналисты. Чтобы лечить людей, есть врачи. Чтобы люди могли быстро передвигаться, появились лётчики, машинисты, водители машин. Есть профессии, которые существуют уже очень-очень давно, например, кузнец, сапожник. есть современные специальности - космонавт, программист, экономист, менеджер.

     О людях, которые трудятся добросовестно и творчески, радуя своим трудом окружающих, вспоминают долго с благодарностью. Вы уже знаете многих великих людей различных профессий: писателей, космонавтов, художников, композиторов, которые жили давно. Но о них и сейчас помнят, стремятся быть похожими на них.

     Но есть ещё люди, которые работают недобросовестно, плохо. Каков же результат? Строитель поленился, плохо сделал крышу в доме; пошёл дождь, и вода залила квартиру. Жильцам очень обидно и неприятно.

     Если человек с детства приучил себя любое дело выполнять добросовестно, став взрослым, он будет радовать людей своими хорошими делами. О таких людях говорят: мастер своего дела, золотые руки.

     Чтобы уметь хорошо работать, нужно учиться.  Учёба - это тоже труд. Учатся и дети и взрослые.

     Теперь я предлагаю каждому из вас рассказать о профессиях своих родителей. (Дети рассказывают).

                                        Игра « Кто кем работает?»

Воспитатель задает детям вопросы о действии работника, а дети называют профессию.

Вопросы:

Кто учит детей?

Кто лечит больных?

Кто делает мебель?

Кто красит стены?

Кто печёт торты?

Кто делает причёски?

Кто строит дома?

Кто лечит зверей?

Кто добывает уголь?

Кто работает в саду?

Кто пишет книги?

Кто пишет стихи?

Кто управляет оркестром?

Кто готовит пищу?

Кто ставит пьесы?

Кто разносит газеты и письма?

Кто шьёт одежду?

Кто рисует картины?

Кто продаёт товар?

Кто подметает двор?

Кто летает в космос?

Кто чинит сапоги?

Кто водит машину?

Кто поёт песни?

Кто управляет самолётом?

                                                     Загадки об орудиях труда

Чей это инструмент?

Молоток - ... (столяр).

Кисть - ... (маляр).

Шприц - ...(врач, ветеринар).

Скальпель - ... (хирург).

Игла - ... (портной).

Рояль - ... (пианист).

Скрипка - ... (скрипач).

Гитара - ...(гитарист).

Метла - ... (дворник).

Мел - ... (учитель).

Свисток - ...(милиционер).

Какой предмет нужен, чтобы:

- измерять время;

-разговаривать на расстоянии;

- наблюдать за звёздами;

- измерять вес;

- измерять температуру.

 

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Дошкольникам о родном городе Ивантеевка"

Краеведение —  предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географических компонентов. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В...

краеведческая азбука. Программа по краеведению для ДОУ

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям р...

фрагмент рабочей программы по краеведению

методическая разработка написания рабочей программы педагога детского сада на неделю...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье автор приводит вниманию читателей практический пример из опыта работы детского сада над реализацией программы по краеведению через проектную деятельность как наиболее эффективную современную ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ «МОЯ РОДИНА – ЮГРА» В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотиче...

Программа по краеведению Воронежский край, г. Борисоглебск

КРАЕВЕДЕНИЕ -  одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает  у детей сознательную любовь к  родному краю, как части  великой Родины - России....

Программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Расти счастливым в Городецком крае".

Содержание программы направлено на формирование у ребёнка старшего дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию Городецкого края. Краеведческая ...