Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом регионального компонента. Консультация для педагогов
консультация (средняя группа)

Рудак Наталья Сергеевна

Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, о жизни и культуре народов родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом регионального компонента

Педагоги и психологи утверждают, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому важно включать в педагогический процесс детского сада занятия по художественно-эстетическому развитию. И каждый ребенок сможет наиболее полно проявить себя без давления со стороны взрослых.

В условиях современного общества и развития информационных технологий, очень важным является момент воспитания в ребенке чувства любви к своей Родине, краю, месту, где человек родился и вырос.. В настоящее время, ФОП ДО дает возможность внедрить региональный компонент в образовательную программу дошкольных учреждений. Детский сад является реальным средством воспитания нравственных и патриотических чувств, экологической культуры у детей дошкольников.

Реализация регионального компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, об истории края, о жизни и культуре народов родного края, о народных традициях и старинных обычаях.

Любовь к большой стране начинается с любви к малой Родине. Воспитание любви к своей малой родине достаточно длительный  процесс, он должен осуществляться систематически, при этом главная задача педагога – из впечатлений, полученных ребенком, выбрать понятные и близкие ему. Например, такие как растительный мир, животный мир, труд людей, традиции, яркие события общественной жизни (детского сада, а потом и области), а также рационально отобрать формы и методы обучения и воспитания.

 Для того чтобы внедрение регионального компонента в образовательный процесс был эффективным необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду (групповые центры), которые должны соответствовать возрастным особенностям детей.  В первую очередь организовать в группах центры по изобразительной деятельности, музыкальному развитию, приобщению воспитанников к художественной литературе, патриотические центры (разнообразные альбомы «Растительный и животный мир Амурской области», «Природа родного края», «Семь чудес Земли Амурской», «Достопримечательности нашей области» и.д.)

Образовательная деятельность ДОУ по художественно-эстетическому развитию с  использованием регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы нашей Амурской области, как важнейшего фактора развития территории.

Особую роль играет в развитии воображения детей предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности, которые вызывают эмоционально-положительное отношение к Родному краю.

Организация художественно-эстетической деятельности с учетом регионального компонента вызывает познавательную активность ребенка, таким образом, знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными во время знакомства с малой Родиной.  

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, создание различных героев, природных пейзажев.

Когда мы проводим  занятия по художественно - эстетическому развитию мы их дополняем материалом из методических рекомендаций Амурского областного института Развития образования. Методичка называется: «Модель использования регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников в детских садах Амурской области»

(Например, дети рисуют по образцу «Яблоня с золотыми яблочками»  в беседе о яблоне мы добавляем вопросы о яблоне Амурской области. Как вы думаете почему яблочки маленькие на  яблоньках, которые растут в Амурской области? И во время рисования можем нарисовать нашу Амурскую яблоню, используя различные техники. Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, мы так же это можем использовать в художественно-эстетическом развитии. Например: познакомились с одним из прекрасных мест нашего города. Эко тропа. Совместно с родителями дети посетили этот красивейший уголок нашего города. Во время бесед  закрепляли знания о животном и растительном  мире. Познакомились с одним из обитателем наших лесов - Сова. Далее на занятиях по рисованию и лепке дети могут передать образ совы на бумаге или с помощью пластилина.  Такие занятия дарят детям радость познания и творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Художественные произведения также  занимают значительное место в формировании межкультурных и межнациональных связей, способствуют взаимопониманию и взаимообогащению внутреннего мира людей.

Произведения писателей и поэтов помогают  воспитателю в приобщении детей к богатому национальному наследию родного края в формировании национального самосознания детей и их толерантного отношения друг к другу, независимо от этнических и религиозных отличий.

Источниками художественного чтения и рассказывания детям являются:

1.Устное народное творчество,  фольклор:

  • народнопоэтические произведения (потешки, считалки, заклички, присказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки);
  • прозаические произведения (сказки, сказания, легенды, притчи, былины, мифы);

  • игровой фольклор (народные хороводные, подвижные игры, игры-драматизации с текстом и диалогами).

2.Произведения классической и современной литературы

3.Произведения  писателей и поэтов.

В соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей рекомендуется предлагать им те художественно-познавательные и собственно художественные произведения, которые помогут донести до детей нравственно-духовные понятия, идеи толерантности, познакомить их с жизнью, бытом, культурой, историей людей, живших и проживающих в родном крае.

Развитие у детей общей музыкальности рекомендуется осуществлять, используя наряду с классическим и высокохудожественным современным музыкальным репертуаром, фольклорные произведения  и произведения современных  авторов.

Детям необходимо дать общие понятия о праздниках, например, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, праздники бывают разные.

Детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в родном крае.

Региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.

Художественно-эстетическое развитие оказывает благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. При знакомстве с искусством родного края перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи.

       Через  творческий, познавательно-речевой потенциал, используя разнообразные виды деятельности: экскурсии, фольклорные и государственные праздники, занятия и развлечения, мы обязательно воспитаем здоровое в морально - нравственном  направление поколение.

Ведь Дети - будущее нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

"Мы-Королёвцы!" проект направленный на раннюю профориентацию дошкольников с учетом регионального компонента

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениегородского округа Королев Московской области«Детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко»Проект...

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности

В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.

В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о т...

Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".

Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен  на систематизацию знаний педагогов по  экологическому  вос...

"Организация художественно-эстетической деятельности старших дошкольников с учётом регионального компонента в соответствии с требованиями ФГОС."

В нашем детском саду очень важная роль отводится художественно-эстетическому развитию дошкольников, становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о ви...

ООД по развитию речи с учетом регионального компонента с детьми 5-7лет

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста  для формирования знаний о природном мире родного края, через составление описательного рассказа по схемам с использованием мнемотаблиц и ЭОР (...