Семинар - практикум (развернутый план). Тема: «Организация экологического воспитания в ДОУ».
материал
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
- Развивать познавательный интерес у педагогов;
- Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выписка из семинара – практикума
«Организация экологического воспитания в ДОУ»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
- Развивать познавательный интерес у педагогов;
- Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
План семинара-практикума
- Вступительное слово.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть:
1) Разминка
2) Блиц – опрос.
3) Загадки о природных явлениях.
4) Упражнение "Дайте оценку».
5) Викторина «Мы любим природу».
6) Блиц - турнир «Подумай и ответь». - Заключение
Краткое описание семинара:
Прошу каждого участника семинара подойти к доске и выставить на неё магнит:
- если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии - зелёную;
- если хотели бы уточнить некоторые вопросы - жёлтую;
- если испытываете затруднения при планировании и проведении занятий - красную.
Теоретическая часть
Экологическое образование дошкольников педагоги осуществляют по всем образовательным областям.
Например, содержание образовательной области «Социально коммуникативное развитие» направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на:
- формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.);
- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов;
- расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
- становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.
Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму
3. Практическая часть
Предлагаю вам разделиться на две команды. Придумать название команды (связанное с экологией), а поможет нам в этом «зимняя корзинка».
В корзинке воспитатели выбирают либо веточку, либо снежинку - это и будет идея для названия команды
За каждый правильный ответ, команда будет получать фишку - снежинку или веточку, которые будут размещаться на доске (на доске схематически изображено дерево без веток). В конце семинара, мы узнаем, у кого правильных ответов было больше.
Разминка
- Итак, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
- Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
- Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
- Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников?(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).
- Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
- Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
- Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные.)
- Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей. (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
- Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников. (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
- Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников. (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
- Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
Предлагаю вам небольшой
Блиц-опрос «Как растения и животные предсказывают погоду»
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
- Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
- Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
- Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой - (к метели).
- Лягушки квакают - (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются - (к дождю).
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Загадки о природных явлениях
- Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг (солнце)
- Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне (лед)
- Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)
- Пол - лепешки над домами, не достать его руками (месяц)
Упражнение «Дайте оценку»
Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.
1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:
- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.
- Эти дырочки - глаза камня, так? Он через них видит?
- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой-либо работы. Иди спокойно. Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».
Викторина «Мы любим природу»
- Чем питаются муравьи? Как их за это называют? (насекомыми; санитарами)
- Кто пьёт кровь: комары - самки или комары - самцы? (самки)
- Чем питаются комары - самцы? (нектаром)
- Кто из змей безопасен для человека? (уж)
- Какая ядовитая змея живёт в наших лесах? (гадюка)
- Как называется заповедник, где выращивают и разводят зубров? (Беловежская пуща, Кавказский заповедник)
- Каких животных защищает цвет? (белка, заяц)
- Где у кузнечика уши? (на ногах)
- Есть ли у змеи уши? (нет)
- Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет - сигнал опасности.)
Блиц-турнир "Подумай и ответь".
- Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
- Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
- Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана - словно монтер на "кошках" лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. "Знайте все: я тут живу". Другой медведь, его знаки увидит и поймет, что место занято.)
- Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)
4. Заключение
На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.
И в заключение я хотела бы вам предложить оценить степень своего участия в его работе, и выставите на доску фишку соответствующего цвета:
- красную - «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;
- желтую - «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;
- зеленую - «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».
Используемая литература и источники
- Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Ворошилова В.М., Новикова Т.А. «Эковалеологический подход к созданию развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении»/ «Педагогическое образование в России» № 4, 2012.
- Халикова З.Г. «Семинар-практикум "Экологическое воспитание в рамках ФГОС"»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация из опыта работы по теме: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников ".
Педагогический опыт работы: "Организация экологического воспитания у старших дошкольников " предназначен для педагогов дошкольной организации.Актуальность опыта заключается в том, что педагог в своей ...
Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»
Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...
Доклад на тему: «Организация экологического воспитания дошкольников на основе новых технологий»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период времени».
Материал поможет педагогам ДОУ закрепить знания об особенностях организации работы по физическому воспитанию в зимний период времени. Педагоги научатся вырабатывать единое мнение во время командной ра...
Семинар – практикум на тему: «Значение экологического воспитания дошкольников»
К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».Цел...
Семинар-практикум "Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста
Показать различные формы творческой работы ,применяемые при решение задач экологического воспитания...
Семинар-практикум для старших воспитателей. «Организация деятельности ДОО по внедрению рабочих программ воспитания»
О работе по программе воспитания...