Интеллектуальная игра для педагогов "Путешествие в прошлое истории Донского казачества"
план-конспект занятия

Систематизация и закрепление знаний у педагогов об истории Донского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_dlya_pedagogov.docx521.75 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для педагогов

«Путешествие в прошлое истории донского казачества»

Цель: Систематизировать и закрепить знания педагогов об истории донского края по разделам «Наши предки – казаки (их жизнь, быт, труд, одежда и жилище)», «Предметы старины», «Народные промыслы», «Фольклор», «Храмы»;

Ведущий

Одно из приоритетных направлений и задач в работе нашего детского сада – приобщать детей к истокам русской народной культуры. Чтобы возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, нужно воспитывать в детях любовь к Отечеству. Для этого необходимо знать традиции нашего народа, изучать историю и культуру. Как жили казаки? Как работали и отдыхали? Какие соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Предлагаю отправиться в путешествие в прошлое истории донского казачества и проверить наши знания в увлекательной игре.

1 Отборочный тур

Итак, мы начнем нашу игру с отборочного тура. Из предложенных букв вам нужно составить слово, которое употреблялось в разговорной речи казаков.

Анаграммы и подсказки:

1) нукерь – дом казаков (курень);

2) шарин – старинная мера длины (аршин);

3) ценод – часть прялки-дощечки, на которой сидят (донце);

4) такийка – бумажная ткань желтоватого цвета (китайка);

5) полкак – убор для волос (колпак, или «файшонка»);

6) теплень – забор (плетень);

7) пушкола – самая мелкая монета, четверть копейки (полушка);

8) буч – традиционная мужская прическа (чуб);

9) каре – ее название «Дон» (река);

10) выколь – растение, которое на Дону называют шелковой травой (ковыль);

11) ольгу – основное богатство нашей земли (уголь);

12) чобык – самая мелкая рыба, которая обитает в Дону (бычок);

13) буд – самое могучее дерево донского края (дуб).

1-й раунд

Ведущий

Начинаем первый раунд, в котором вам предлагается ответить на вопросы о развитии различных направлений культуры казаков. Необходимо выбрать из четырех вариантов ответа один верный ответ и показать табличку с номером жюри. Для обдумывания ответа у вас есть 5 секунд. За правильный ответ – 1 балл

 

2-й раунд

Ведущий

Итак, во 2-й раунд прошли…

Перечисляет педагогов.

Вопросы:

1. Как называются протяжные ласковые песни для маленьких детей? (Колыбельные.)

2. Как называются короткие, состоящие из четырех строчек песенки, исполняемые на одну мелодию? (Частушки.)

3. Как называется ритмичная песенка-приговор, сопутствующая игре с пальчиками руки, ножками ребенка? (Потешка.)

4. Как называются праздничные поздравительные зимние песни с пожеланиями хорошего урожая, богатства и счастья? (Колядки.)

5. Чем отличается станица от хутора? (Станица – административная казачья сельская единица, которая состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, поселка).)

6. Чем заканчивался праздник Масленицы? (Общей молитвой и обрядом прощения, когда казаки прощали обиды и молились об отпущении грехов.)

7. Зачем на Вербное воскресенье детей шлепали по лицу вербой?

(Обряд очищения организма с использованием пыльцы. Ребенок чихал.)

8. Зачем на Троицу плели венки? (Венок считался вестником брачного обета.)

9. Где передавались народная мудрость, трудовые навыки, кулинарная культура? (На посиделках.)

10. Средством чего являлись казачья песня и танец? (Средством восстановления душевного здоровья, а в походах – средством единения казаков.)

3-й раунд

Ведущий

В 3-й раунд проходят…

Перечисляет педагогов.

Ведущий

Этот раунд состоит из шести тем:

«Мифология», «Храмы», «Предметы старины», «Промыслы донского казачества»,

«Казачий костюм», «Жилище казака».

Путем жеребьевки участники выбирают себе тему. В каждой теме по 8 вопросов, на обдумывание дается 5 секунд. Если ответа на вопрос нет, задается следующий вопрос. Жюри подсчитывает количество правильных ответов. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Тема «Мифология»

1. Как наши предки называли духа дома, живущего за печкой? (Домовой.)

2. Как зовут злую старуху-волшебницу и ведьму? (Баба-яга.)

3. Кого казаки считали хозяином воды, живущем в омуте? (Водяного.)

4. Какой мифический дух меняет свой облик, превращаясь в волка? (Оборотень.)

5. Как зовут кота Бабы-яги, который помогал в ее злодеяниях? (Баюн.)

6. Как называли колдунов с длинными седыми волосами и бородами? (Чародеи.)

7. Как называли предметы, которые носили на шнурках и/или прикрепляли к одежде? (Обереги.)

8. Как называли статую языческого бога, сделанную из дерева или камня? (Идол.)

Тема «Храмы»

1. Как называется перегородка с рядами икон, отделяющая алтарь от остального помещения церкви? (Иконостас.)

2. Как называются главные двери, художественно оформленные в иконостасе? (Царские врата.)

3. Как называется часть храма для совершения священнодействий, отделенная от глаз верующих иконостасом? (Алтарь.)

4. Как называется площадка перед входом в храм? (Паперть.)

5. Как называется столовая в монастыре? (Трапезная.)

6. Чем венчаются купола храмов? (Крестом.)

7. Как называется большой ларец для хранения в храме мощей святых в виде саркофага? (Рака.)

8. Чем отличаются казачьи церкви от славянских? (В казачьих церквях крыши зеленые.)

Тема «Предметы старины»

1. Как называется деревянный брус с рукоятью, которым колотили белье при стирке? (Валек.)

2. Как называется точеная палочка для наматывания ниток и плетения кружев? (Коклюшка.)

3. Чем доставали чугунок из печи? (Ухватом.)

4. Назовите основной предмет рыбной ловли. (Сети.)

5. Как на Дону появилась медная металлическая посуда? (Ее казаки привозили из походов.)

6. Чем топили печь казаки? (Кизяками, они горели жарко и долго сохраняли жар.)

7. Как называлась самая почетная посуда на обеденном столе? (Солоница.)

8. Как назывались узкогрудые посудины с широко раздутыми боками? (Кубышки.)

9. Как использовали золотую и серебряную посуду? (Из нее угощали почетных гостей.)

Тема «Казачьи народные промыслы»

1. Что в переводе с греческого языка означает слово «керамика»? (Глина.)

2. На чем работает гончар? (На гончарном круге.)

3. Чем занимались бондари? (Из древесных досок клепали бочки, ушаты, бадьи и т. д.)

4. Кто изготавливал «морды» и «вентеря» снасти для ловли рыбы (Корзиночники.)

5. Кто в станице подковывал коней? (Кузнец.)

6. Кто такие «лозоходцы»? (Люди, которые с ореховой рогулькой по дрожанию прутика отыскивали воду в степи.)

7. Кто изготовил первое русское шампанское? (Донские виноделы.)

8. Кто такие колодезники? (Люди, которые копали колодцы в глубину до 40 метров, обкладывая стены караичем.)

9. Что проверяют по звону? (Казан.)

Тема «Казачий костюм»

1. Как называлась главная нательная одежда у женщин и мужчин длиной ниже колена? (Рубаха.)

2. Что служило на одежде украшением и оберегом от сглаза? (Вышивка.)

3. Как называлась короткая верхняя одежда без рукавов с застежкой впереди? (Душегрея.)

4. Какой элемент одежды казака был обязательным? (Пояс.)

5. Почему казаки предпочитали носить шаровары? (В них легче на коня сесть.)

6. Почему, награждая казаков, атаманы дарили ткань «на справу»? (Ценилась одежда, сшитая матерью, чужую одежду казак никогда не надевал.)

7. Что такое «чекмень»? (Казачий костюм: голубой кафтан и шаровары с лампасами.)

8. По какому признаку судили о достатке казачки? (По количеству юбок.)

9. Почему казаки-степняки предпочитали шелк другим тканям? («На шелке вошь не живет».)

Тема «Жилище казака»

1. Что в переводе на русский язык означает слово «курень»? (С татарского – «круг».)

2. Почему курень имел высокий фундамент и из чего он был сделан? (Фундамент из камня, был высоким, так как Дон часто разливался.)

3. Зачем вокруг дома строили балкон и как он назывался? (Балкон – «балясы» строился для того, чтобы закрывать и открывать ставни.)

4. Как называлась кухня? (Стряпная.)

5. Как назывался самодельный кирпич? (Саман, изготовлялся из глины и сухой растительности.)

6. Почему крыши на Дону делались четырехскатными? (Потому что степной ветер часто менял свое направление и такую крышу ветру сорвать тяжелее.)

7. Как называлась самая большая комната, где принимали гостей? (Зало.)

8. На какие две половины делился курень? (Мужскую и женскую.)

После 3-й раунда – музыкальная пауза. Выступают воспитанники с танцем «Пряха». Прежде чем продолжить интеллектуальную викторину,

проводится разминка «Пословицы и поговорки об отваге, смелости и дружбе казаков».

4-й раунд

Ведущий

4-й раунд. В этот раунд прошли два участника. Каждый участник должен ответить

на восемь вопросов, кто даст больше правильных ответов, тот и выигрывает игру.

Ведущий по очереди задает вопросы, касающиеся народных праздников.

Вопросы:

1. Какой русский царь выпустил указ о праздновании Нового года 1 января? (Петр I.)

2. Какое название имеет канун Рождества? (Сочельник.)

3. Как называется Масленица в церковном календаре? (Сырная неделя.)

4. Что символизирует масленичный блин? (Символ солнца.)

5. Назовите все дни Масленицы (Встреча, Заигрыш, Лакомка, Широкий разгуляй, Тещины блины, Золовкины посиделки, Прощеный день.)

6. Как называется время от Рождества до Крещения (Святки.)

7. Как называется последний день пасхальной недели? (Красная горка.)

8. Как называется неделя, предшествующая Пасхе? (Страстная неделя.)

9. Какой день страстной недели подразумевается как «очищение души»? (Чистый четверг.)

10. Как называется праздник в честь христианского триединства: Бога Отца, Бога сына и Святого духа? (Троица.)

11. Как еще в народе называют праздник Троицы? (Пятидесятница, то есть праздник на 50-й день от Пасхи.)

12. Какой главный атрибут Троицы? (Береза.)

13. Что рассыпают на полу в церквах в день Троицы? (Душистые травы.)

14. Что такое «писанки»? (Красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца.)

15. В какой праздник казаки устраивали общий национальный обед с песнопением в память о погибших казаках? (В день Покрова Пресвятой Богородицы.)

В конце викторины жюри подводит итоги и определяет «Самого умного воспитателя». Победителя награждают ценным подарком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта «История, культура и быт донского казачества»

Проект воспитателя МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА»   АНТЮХИНОЙ ЛИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ. Данная работа способствует воспитанию у детей гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития...

"История Донского казачества"

"История Донского казачества"...

Презентация "История Донского казачества"

В презентации содержится информация об истории Донского казачества, особенностях воспитания детей в казачей семье. Викторина с родителями об интересных фактах из жизни казаков. Презентация предназначе...

презентация "История Донского казачества"

В презентации описывается о Донском крае и Донских казаках....

«Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем».

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО: − содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их вз...

Консультация для родителей "Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.В связи с этим, существен...

Развитие познавательно-речевой деятельности детей в процессе ознакомления с историей донского казачества

Проект на тему: Развитие познавательно-речевой деятельности детей в процессе ознакомления с историей донского казачества направлен на создание условий для приобщения воспитанников к культуре, обычаям,...