«Традиции и быт Кубанских казаков»
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное занятие разработано для детей старшей группы. С его помощью, дети смогут попутешествовать во времени, а именно попасть в прошлое и узнать, как жили наши предки - Кубанские казаки. Познакомиться с их обычаями и традициями, а также поиграть в народные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_tyunina_a.a.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 муниципальное образование Усть-Лабинский район
Тема занятия: «Традиции и быт Кубанских казаков»
Автор: воспитатель
Тюнина Анна Александровна
ст. Некрасовская
2023г.
Пояснительная записка.
Тема занятия: «Традиции и быт Кубанских казаков»
Автор: воспитатель Тюнина Анна Александровна
Данное занятие разработано для детей старшей группы. С его помощью, дети смогут попутешествовать вовремени, а именно попасть в прошлое и узнать, как жили наши предки - Кубанские казаки. Познакомиться с их обычаями и традициями, а также поиграть в народные игры.
Занятие представлено в форме игры-путешествия, которое включает в себя познавательную беседу, рассказывание, игру, викторину, самостоятельную деятельностьдетей.
Для более полного восприятия материала детьми, занятие проводится в мини-музее детского сада «Кубанский угол». Здесь ребята смогут своими глазами увидеть и потрогать вещи и предметы быта, которыми пользовались наши предки.
Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и традициями кубанского казачества. Обогащать знания детей о своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить детей с историей Кубанского казачества;
-приобщать детей к народным традициям.
Воспитательные:
-воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю;
-воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа;
-воспитывать уважение к старшим поколениям.
Развивающие:
-развивать память, внимание, логическое мышление;
-развивать и обогащать словарный запас детей;
-развивать познавательный интерес.
Программа, используемая педагогом в работе, ее автор: авторский конспект
Возрастная категория: дети старшей группы
Продолжительность занятия: 25 минут.
Место проведение занятия:мини-музей детского сада «Казачий угол»
Форма работы с детьми: групповая (фронтальная).
Методы и приемы: наглядный (рассматривание подготовленных макетов, изображений), словесный (рассказ материала, беседа), игровой.
Научно-методические пособия: мильтимедийная установка, презентация, колонка, казачьи песни.
Материалы и оборудование: макет «Хата казака», макеты «Кубанское подворье», различные предметы и вещи домашнего быта казаков, ленточная карусель, кукла Марфа, папахи, гимнастические палки, разрезные картинки, модули, кегли.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Давайте познакомимся!
Предполагаемые ответы детей: да, давайте познакомимся!
(Появляется кукла Марфа в традиционном костюме)
Кукла Марфа: здравствуйте ребята, меня зовут Марфа.
Предполагаемые ответы детей: здравствуйте!
Воспитатель: ребята, вы обратили внимание какой красивый наряд у Марфы? Кто ни будь из вас знает, что это за костюм? Для чего он нужен?
Предполагаемые ответы детей:костюм для танцев, народный костюм, казачий костюм.
Воспитатель: действительно ребята, это народный костюм казачки. Марфа, а почему ты так одета сегодня?
Кукла Марфа:дети, я пришла к вам из далекого прошлого, раньше такой наряд был привычной для всех одеждой. Чтобы вы сами в этом убедились, приглашаю вас всех в необычное путешествие! Вы согласны?
Предполагаемые ответы детей: конечно, да!
Воспитатель: для того чтобы отправиться в путешествие нам понадобится вот такая ленточная карусель. Каждый из вас должен взяться за край ленты идти по кругу и приговаривать: - Карусель кружи, кружи в прошлое нас отведи! (дети берутся за ленты и под музыку начинают идти по кругу проговаривая слова).
Основная часть.
Воспитатель: куда же мы с вами попали, ребята? Что это за место?
Предполагаемые ответы детей: музей, комната.
Кукла Марфа: ребята это не музей, это мой дом! Сейчас я хочу вас познакомить с одной традицией. Всех пришедших в дом, всегда угощали хлебом да солью в знак уважения (на столе стоит бутафорский каравай), а также накрывали на стол и только после того как гости были накормлены можно было приступать к развлечениям.
Воспитатель: спасибо Марфа за хлеб, за соль. Может теперь пора начинать? Дети вы готовы?
Предполагаемые ответы детей: да, конечно готовы!
Кукла Марфа: с удовольствием начнем! Первая станция «Узнавай-ка». Ребята, я приглашаю вас познакомиться с предметами, которые помогают мне по хозяйству (дети приглашаются к столам, что бы поближе рассмотреть и потрогать предметы быта).
Воспитатель: в казачьих семьях глава семьи – казак (обращаем внимание на одежду казака и его снаряжение). Он работает в поле, добывает пищу для всей своей большое и дружной семьи. Казачка- жена казака, находится дома и занимается хозяйством. Ребята скажите, как ваши мамы стирают белье?
Предполагаемые ответы детей: в стиральной машине.
Воспитатель: раньше стиральных машин не было, поэтому использовали вальки. Это плоский брусок с ручкой для катания и битья, то есть стирки белья. Одежду опускали в корыто, а за тем как следует, били по ней вальком и вся грязь уходила. Ребята, как называется это предмет?
Предполагаемые ответы детей: валек.
Кукла Марфа: правильно, молодцы! Как вы думаете, чем же я глажу белье?
Предполагаемые ответы детей: утюгом!
Кукла Марфа: ох, не знаком мне такой помощник. Мой помощник – рубель. Посмотрите, он ребристый деревянный. На каталку я наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким.
Воспитатель: ребята, давайте попробуем с вами погладить белье рубелем (дети пробуют гладить белье).
Кукла Марфа: после стирки белья и уборки дома я всегда принимаюсь за приготовление еды. Еду я готовлю в чугуне, посмотрите, какой он большой и тяжелый (дети рассматривают чугунок).
Воспитатель: А молоко и другие молочные продукты казаки хранили в глиняной посуде, которую делали сами. В такой посуде эти продукты долго остаются свежими. Посмотрите, это крынка. В нем хранили молоко и простоквашу (дети рассматривают посуду). Ребята, как называется такая посуда?
Предполагаемые ответы детей: глиняная, крынка.
Кукла Марфа: молодцы, верно! Еще я хочу показать вам, ребята, прялку. Посмотрите, какое здесь большое колесо. Прялка помогает мне прясть пряжу, из которой я вяжу одежду для своей семьи. Готовую пряжу я наматываю на это веретено.
Воспитатель: ребята, вы запомнили, как называется эти предметы?
Предполагаемые ответы детей: прялка, веретено.
Воспитатель: Марфа очень нам понравились твои помощники, не пора ли нам на следующую станцию:
Кукла Марфа: и то верно, ребятки! Беритесь за нашу карусель да погромче приговаривайте – Карусель кружи, кружи на следующую станцию нас отведи. (под музыку дети переходят на следующую станцию).
Воспитатель: следующая станция «Отгадай-ка» (дети приглашаются на стульчики, на экране появляется презентация с загадками). Сейчас ребята, я буду загадывать вам загадки, слушайте внимательно!
-погоны желтые, шашки острые, кони борзые, с пением скачут (казаки);
-эта обувь в огне изготавливается, с ног не снимается (подкова);
-летела пташка промеж рта и чашки (ложка);
-лохматый казак, посреди кушак. По двору ходит, порядок наводит (метла);
-на чужой спине едет, свой груз везет (седло);
-крепка, звонка да отточена кто поцелует, тот и с ног долой (сабля).
Кукла Марфа: ох, и умники вы, все загадки отгадали! А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях и походах. Кто из вас мне скажет, на чем раньше передвигались жители Кубани?
Предполагаемые ответы детей: на лошадях.
Воспитатель: правильно! Лошади были самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки.
Кукла Марфа: ребята, теперь предлагаю вам, отправиться на следующую станцию! Беритесь за нашу карусель и приговаривайте – Карусель кружи, кружи на следующую станцию нас отведи! (Под музыку дети переходят на следующую станцию).
Воспитатель: вот и прибыли на станцию «Поиграй-ка». Наши предки-казаки были очень интересными людьми. С малого возраста растили казачат, как воинов, поэтому игры у них были особенные. Предлагаю поиграть вам в игру «Ловкий всадник». Для этого нам нужно разделиться на две команды. Верхом на гимнастической палке, как на коне, проскакать между препятствиями, перепрыгнуть через модуль, вернуться к команде, передать коня и папаху следующему игроку. (Дети делятся на команды, получают необходимые атрибуты, под веселую музыку начинается игра).
Кукла Марфа: ребята всем понятны правила игры?
Предполагаемые ответы детей: да!
Воспитатель: раз вам понятны правила игры, начинаем отсчет. Раз, два, три, начало игры!
Кукла Марфа: какие вы ловкие, быстрые и смелые, как настоящие казачата! Ну, а теперь отправляемся на следующую станцию. (Под музыку дети переходят на следующую станцию и присаживаются на стульчики).
Воспитатель: Ребята, мы прибыли с вами на станцию «Собирай-ка». Казаки, поселившиеся на Кубани, умели храбро воевать и жить честно, были смелые и бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Вот главные законы, которые казак должен знать с детства.
-с уважением относиться к старшим;
-уважать мать, сестру и жену;
-надо быть честным и скромным;
-надо заботиться о своих родителях, когда они состарятся;
-защищать от врагов свою Родину.
Кукла Марфа: но, не смотря на всю строгость соблюдения этих законов, мы казаки любим праздники, и веселиться от души. Любим петь, танцевать, устраивать ярмарки, скачки.
Воспитатель: ребята, хотите узнать какие же праздники больше всего любили казаки?
Предполагаемые ответы детей: да, конечно хотим!
Воспитатель: посмотрите, перед вами на столах лежат разрезные картинки, ваша задача собрать их и тогда мы узнаем, что же это за праздники. (Дети подходят к столам и собирают разрезные картинки. После каждой собранной картинки на экране появляются большие изображения данных праздников.)
Кукла Марфа:на первой картине изображен праздник «Казачье Рождество». Празднование начиналось с вечера. Казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром во главе с атаманом ходили по станице и славили Христа.
Воспитатель: на второй картинке изображен Казачий праздник «Пасха». К этому празднику, хозяйки начисто убирали дом, украшали его лентами и рушниками. Пекли куличи и паски, украшали яйца. Днем ходили в гости. Во многих станицах в этот день устраивались игры, кулачные бои.
Кукла Марфа: на третьей картинке изображен Казачий праздник «Масленица». Этот праздник длился семь дней. Приезжали гости и родные из других станиц. Строились снежные городки, устраивались дружеские кулачки бои, показательные выступления на боях. Все заканчивалось в воскресенье общим пиром.
Воспитатель: на четвертой картинке изображен Казачий праздник «Новый год». Главным в этот день был праздничный стол. Считалось чем богаче стол- тем лучше будет урожай. В новогоднюю ночь гадали, пели песни, утром ходили в гости и рассыпали зерна пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы. Вот такие интересные праздники отмечали казаки в далеком прошлом. Какие из этих праздников вам показались знакомыми?
Предполагаемые ответы детей: все, новый год, Пасха, Масленица, Рождество.
Заключительная часть.
Кукла Марфа: дети, вам понравилось у меня в гостях? Понравилось ли вам, наше путешествие?
Предполагаемы ответы детей: да, очень понравилось!
Воспитатель: а что вам понравилось больше всего?
Предполагаемые ответы детей: очень понравилась игра «Ловкий всадник», понравилось собирать картинки и т.д.
Кукла Марфа: что нового вы сегодня узнали? Как зовут моих помощников по хозяйству?
Предполагаемые ответы детей: прялка, веретено, чугунок, крынка, рубель, валек, узнали законы казаков.
Воспитатель: ой Марфа, кажется, мы с ребятами засиделись у тебя в гостях, пора и честь знать. Нам нужно возвращаться в группу, в наше время. В этом нам поможет нашакарусель. Дети беритесь за ленточки, да приговаривайте погромче – Карусель кружи, кружи в группу нас скорей верни! Дети, давайте скажем Марфе до свидания!
Предполагаемые ответы детей: до свидания, спасибо! (взявшись за ленты, под музыку дети уходят в свою группу).
На данном занятии дети с удовольствием выполняли задания, играли, активно отвечали на вопросы. Благодаря нетрадиционной форме проведения занятия, не заметно для себя, получили новые знания, а также познакомились с традициями и бытом кубанских казаков.
Библиографический список:
1.Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт Казаков»: Элективный курс-Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2006
2.Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000
3. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
4.Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Традиции и обычаи Кубанских казаков»
Знакомство детей дошкольного возраста с историей, культурой, традициями кубанского народа...
Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...
Конспект НОД "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"
конспект непосредственно образовательной деятельности...
"Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков"
Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребёнка. Име...
Конспект НОД Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков
Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к стар...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Традиции и быт кубанских казаков"
Конспект ООД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Традиции и быт кубанских казаков"...
Информационно-творческий проект: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережног...