Консультация «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Байр»
359010, Республика Калмыкия,
Яшалтинский район, с. Яшалта, ул.Ленина,8
8 (847 45)91230
e-mail: fa.s.67@mail.ru
http://yashaltabair.kalm.prosadiki.ru/
Консультация «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной части и формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка.
Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.
Поэтому сегодня проблема разработки регионального содержания дошкольного образования является актуальной.
Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей дошкольного возраста на базисе культурных традиций, нравственных ценностей, векового опыта соотечественников. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих на калмыцкой земле.
Работа по региональному компоненту реализовывается через все формы работы с детьми и культурные практики:
-в образовательной деятельности (занятия);
- в игре;
-в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребёнка;
-в культурно – досуговой деятельности;
-в самостоятельной деятельности детей;
-в совместной деятельности с родителями воспитанников;
-в работе с социумом.
Учитывая специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, обеспечивая реализацию регионального компонента, в вариативной части образовательной программы детского сада введена непосредственная образовательная деятельность по калмыцкому языку.
Овладение калмыцким языком детьми идёт через организацию 15-30-минутных занятий 2 раза в неделю, начиная со второй младшей группы. Длительность занятий составляет: с детьми четвертого года жизни – не более 15 минут, с детьми пятого года жизни- 20 минут, с детьми шестого- седьмого года жизни – не более 25-30 минут.
Отражен обязательный минимум содержания знаний о своем крае для дошкольников с учетом художественно-эстетического и нравственного развития воспитанников, содержания в разделе «Познавательное развитие», интеграцией с образовательными областями, в детской деятельности, возрастных особенностей детей. Программа предполагает использование проектного метода, интегрированного подхода в обучении детей и комплексно тематическим годовым планом. В самостоятельную деятельность детей и на прогулках включаются сопутствующие формы обучения: беседы, рассматривание сюжетных картин, подвижные и дидактические игры, творческое рассказывание.
Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в разных сочетаниях образовательных областей, включая фольклорные праздники и развлечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками.
Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, де он родился и живет;- развивать умение в...
«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»
Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Актуальность регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание педагогической работы...
Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Актуальность регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, так как известно, что основа нравственного воспитания закладывается с малых летСодержание педагогической работы...
Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками»
Политические события в современном мире заставляют задуматься об особой значимости роли воспитания подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение ...
Публичное выступление на тему: " Реализация регионального компонента в системе гражданско- патриотического воспитания дошкольников"
В публичном выступлении " Реализация регионального компонента в системе гражданско - патриотического воспитания дошкольников" представлен опыт воспитателя Ильиной Марины Анатольевны по ...