Проект "Быт и традиции русского народа"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект
«Быт и традиции русского народа»
Разработала: Чинькова Ю. В.
Челябинск, 2021г.
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним старые обычаи!
Вспомним нашу старину!
Обоснование:
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.
Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:
- Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».
- «Центр театра», где размещены различные виды театров.
- Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
- Музей национального быта, организация экскурсий, фотоотчет посещения краеведческого музея города Красноярска.
- Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
- Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.
- Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
- Картотека народных игр, народная игрушка, национальная кукла, кукла - оберег.
- Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»
- Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов).
- Организация интерактивных выставок и мини-музеев.
Наличие теоретической базы опыта
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И. Даль, И.С. Сахаров, М. Забылин, А.Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.
Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е. Черноиванова, С.Б. Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада,
обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.
Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.
Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.
Тип проекта: творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко- духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Место проведения: МАДОУ ДС № 68 г. Челябинска
Сроки проведения: с ноябрь 2020 г. – по апрель 2021 г.
Участники проекта:
- дети и родители детей старших групп, возраст с 5 до 6 лет;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели старших групп.
Актуальность темы
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна.
В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодейств ие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раск рытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности
, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного кр ая, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство
Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, истор ию, культуру, язык.
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.
Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с традициями, обычаями, историей русского быта и народного искусства. Продолжить знакомство с нравственными ценностями, особенностями материальной и духовной среды русского народа. Приобщать к богатому музыкальному наследию русского народа и художественному творчеству.
Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, для проектной деятельности была выбрана тема «Быт и традиции русского народа». Для выбора темы проекта послужило общение с родителями. Выяснилось, что многие из детей не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.
Задачи:
Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа, с разными формами устного народного фольклора и видами народного творчества;
Прививать ребенку интерес, любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
Расширять кругозор и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Приобщать детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры и хороводы;
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.
Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, похода в музей.
Новизна: Особенность проекта, в том, что вместе с семьей мы не только
познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде
«Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Научные принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
- принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Оптимальность и эффективность средств
Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-
рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям
старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.
Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.
Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно- репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.
Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством
- Заучивание потешек, прибауток, закличек.
- Использование пословиц, загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- Использование русских народных песен и танцев.
- Проведение русских народных игр.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Применение игрушек и изделий народных промыслов.
- Представление кукольного театра.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
- Рассматривание иллюстраций и предметов русского быта.
- Беседы, вопросы, разъяснения.
Формы образовательной работы с детьми
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Организация конкурсов рисунков и поделок.
- Посещение тематических выставок.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Встреча с интересными людьми.
Адресная направленность
Опыт проектной деятельности на тему «Быт и традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой
взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Основные направления нашей работы:
- Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы, мини – музея старинных русских предметов.
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на
формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя
частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы,
передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, деревянные ложки и миски, туески, утюг, расшитые скатерти, рушники, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Дымково».
С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.
- Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок, считалок, потешек и т.п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде,
верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты,
природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно
прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.
- Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для
физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Этапы реализации проекта:
I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 ноября 2020г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.
- Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».
- Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.
- Анкетирование родителей.
- Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.
- Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»
- Этап. Формирующий (с 15 ноября по 20 март 2021 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта
- Занятия в соответствии с планом.
- Беседы.
- Чтение познавательной и художественной литературы.
- Слушание классической музыки.
- Слушание русских народных песен и сказок.
- Просмотр видеосюжетов, презентаций, сказок.
- Экскурсия в русскую избу.
- Сбор предметов русской старины.
- Этап. Рефлексионный (с 20 марта по 20 апреля 2021 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.
Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями. Открытое занятие «Быт и традиции русского народа».
Презентация проекта.
Мероприятия с детьми
№ | Мероприятия | Цели |
1. | ООД «Русь-матушка». | Ознакомление детей с тем, как раньше называли и почему нашу родину. |
2. | «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра - беседа). | Ознакомление детей с национальным русским костюмом, его особенностями; с русским фольклором: песнями и хороводами; формирование образной речь, обогащения словаря названиями предметов быта: лапти, |
сарафан, хоровод; воспитание интереса к национальной одежде и фольклору. | ||
3. | Экскурсия в краеведческий музей города Красноярска. | Формирование представления о краеведческом музее; расширение и углубление знаний воспитанников об истории родного города. |
4. | Просмотр презентации «Русская изба». | Ознакомление детей с бытом крестьянской семьи. |
5. | Организация фотовыставки «Зимние зарисовки». | Развитие эстетического восприятия, умения видеть красоту природы. |
6. | Сюжетно – ролевая игра «Угостим матрёшек чаем». | Формирование у детей нравственно- патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа. |
7. | Просмотр презентации «Труд крестьян». | Ознакомление детей с трудом крестьян. |
8. | ООД «Обычаи и традиции на Руси». | Расширение и углубление представлений детей о старинных семейных обычаях на Руси. |
9. | Слушание Чайковского «Времена года». | Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе. |
10. | ООД «Пословицы, поговорки, и заклички». | Ознакомление детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок. |
11. | Аппликация «Укрась полотенце». | Формирование у детей эстетического познания о народном декоративно – прикладном искусстве; умение создавать узоры по собственному замыслу, используя знакомые элементы росписи. |
12. | Игра-хоровод «Березка». | Ознакомление детей с русскими хороводными играми. |
13. | Рисование «Роспись ложки». | Создание условий для знакомства детей с народным искусством. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. |
14. | Просмотр русских народных сказок. | Воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства. |
15. | Слушание русских народных песен. | Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа. |
16. | Игра – забава «Бояре». | Показать детям как отдыхали в старину. |
17. | Вечер загадок про народные промыслы, домашнюю утварь и т.д. | Закрепление названий народных промыслов, домашней утвари и т.д. |
18. | Просмотр презентации «Русский национальный костюм». | Расширение представлений детей о русском национальном костюме. |
19. | Рисование «Славянская рубашка». | Формирование представлений детей о народном костюме; умений составлять узор, используя |
элементы славянской росписи, ее колорит. Закрепление умений рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали). | ||
20. | Рисование «Распиши кокошник». | Формирование представлений о русской национальной одежде; инициирование самостоятельного поиска способов украшения. |
21. | Игровое мероприятие «Как мы масленицу провожал, всех блинами угощали». | Создание условий для ознакомления детей с традициями русского народа. Развитие интереса к народному творчеству. Воспитание гордости за свой народ в процессе художественно - творческой деятельности. |
22. | Рисование «Чучело на масленицу». | Закрепление знаний о русском народном празднике Масленица. Ознакомление детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. |
23. | Просмотр презентации «Русские народные музыкальные инструменты». | Ознакомление детей с русскими народными инструментами и их звучанием. |
24. | Презентация мини – музея «Быт и традиции русского народа». | Привлечение внимания родителей к музеям; создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей; обогащение развивающей среды группы, ДОУ; использование новых форм работы с детьми и их родителями. |
25. | Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа». | Закрепление знаний детей о традициях русского народа. |
Мероприятия с родителями
№ | Мероприятия | Цели |
1. | Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.) | Привлечение родителей к проекту. Развитие познавательного интереса детей. |
2. | Выпуск для родителей папки- передвижки «Традиции русского народа». | Повышение педагогической культуры родителей, ознакомление родителей с традициями русского народа. |
3. | Консультация для родителей «Что такое мини – музей?» | |
4. | Круглый стол «Традиции русского народа». | Привлечение родителей к созданию книги о традициях русского народа. |
5. | Предложить родителям | Воспитание интереса к русскому народному |
почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка- бурка», «Пахарь». | творчеству; развитие творчества, как детей, так и их родителей; ознакомления с произведениями русского народного творчества и фольклора. | |
6. | Просмотреть с детьми серию мультфильмов о трех богатырях». | |
7. | Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, добра, значение этих понятий в нашей жизни. | Создание единого образовательного пространства: детский сад – семья; повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщения родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы Привлечение родителей к созданию книги о традициях русского народа. |
8. | Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа». |
Результативность на начало проекта.
- Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.
Вторичное анкетирование будет проведено в конце апреля 2021 г.
Анкетирование.
На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.
Критерии к анкетной карте. Высокий уровень
- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения;
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения;
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества;
- знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает;
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры;
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские);
- знает и называет бытовые предметы русского народа.
Средний уровень.
- знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи;
- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни;
- знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них;
- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из
них;
- знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные
уборы;
- знает и называет некоторые бытовые предметы русского народа.
Низкий уровень.
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи;
- знает народные приметы;
- знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие;
- знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
Результаты анкетирования на окончание проекта
У детей:
- дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
- могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
- Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
- Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
- Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно- образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
- В детском саду совместно с родителями был создан мини – музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
- Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
- Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и
«Троица».
Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно
читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в празднование Масленицы» на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, предметы быта.
На организационной образовательной деятельности дети приобщались к основам ремесел, лепки, росписи.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...
Консультация для родителей на тему: «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.»
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Традиции русского народа...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...