Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Люблю тебя, мой край родной. Знакомство с «Карельской избой»
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитание чувства любви, уважения к родному краю, к её природе и народным традициям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
по познавательному развитию
на тему: «Люблю тебя, мой край родной.
Знакомство с «Карельской избой»
Цель: Воспитание чувства любви, уважения к родному краю, к её природе и народным традициям.
Задачи: Закрепить представления детей о родном крае; познакомить детей с избой – жилищем карельской семьи, с предметами старинного быта (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугун, и т. д.);воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к народному фольклору.
Предварительная работа: Рассматривание карты Карелии, журналов, книг, иллюстраций, фотографий с изображением городов, достопримечательностей Карелии, карельской природы, карельских народных костюмов. Просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, народных игр. Чтение карельских сказок. . Беседы: о городах, о природе, её богатстве и разнообразии, «Почему я люблю Карелию».
Оборудование:
Мини – музей «Карельская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др., народный костюм для хозяйки.
Ход занятия:
Звучит песня в исполнении Ирины Грибулиной – «Моя Карелия!»
Диалог воспитателя с детьми:
Ребята, а вам понравилась песня?( Ответы детей)
А как вы думаете, о чем она? (Ответы детей)
А что такое Родина? (Ответы детей)
А что такое Карелия? (Ответы детей)
Чем же богат наш карельский край? (Ответы детей)
Да красив и богат наш край!
А. давайте вспомним стихи о Карелии и расскажем их нашим гостя
Сева
А вы в Карелии бывали, где травы стелются ковром,
И где озер синеют дали, переливаясь серебром;
Где волны Ладоги бескрайней на берег россыпью летят,
Про неразгаданные тайны нам водопады говорят.
Где сосны бронзовые встали необходимою стеной…
А вы в Карелии бывали? Нет? так поедемте со мной!
Артем:
Люблю тебя Карелия! Твои озёра ясные, и водопады грозные, и тихие луга
Люблю тебя Карелия! Твои леса прекрасные, и вечера морозные, и белые снега!
Аня:
Карелия снится мне каждую ночь. Увидеть красоты я вовсе не прочь.
Дожди и туманы, леса и болота. Вдыхать этот воздух мне снова охота.
Карельские сосны и камни вокруг ,и рядом со мною проверенный друг.
Я помню озера, я помню закаты, болот тишину и шум переката
Мне снится Карелия – сказочный край - дождливый и ветреный северный рай.
Воспитатель: (игра с мячом)
Ребята, а почему вы любите свой край – Карелию?
Давайте составим предложения со словами – потому что., старайтесь говорить полным предложением, подбирая красивые слова.
Ответы детей:
Я люблю Карелию, потому что я здесь родился.
Я люблю Карелию, потому что у нас красивая природа.
Я люблю Карелию, потому что у нас много озёр и рек, есть водопады.
Я люблю Карелию, потому что в лесу много ягод и грибов.
Я люблю Карелию, потому что у нас много скал и камней.
Я люблю Карелию, потому что у нас много красивых городов….
Воспитатель: Молодцы!
Динамическая пауза:
Камень, речка, лес и я- все перекликается.
Потому Ка-ре-лия так и называется.
А река бежит, бежит, убегает к озеру.
А гранит молчит, молчит, особенно осенью.
А леса шумят, шумят, особенно той порой,
Как пернатый эмигрант возвращается домой. (движения по тексту).
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите узнать , как жили карелы в старину?
- Да.
А кто такие карелы?
(ответы детей)
Рассказ воспитателя:
Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами.
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Карельская земля славится тем, что её жители умеют хранить традиции своих предков на протяжении веков.
Хотите познакомиться с бытом и традициями карел?
Тогда я предлагаю вам сходить в гости к бабушке Варварушке. Вы согласны?
Дети вместе с воспитателем отправляются в мини – музей «Карельская изба», где их встречает хозяйка.
Бабушка - Варварушка:
Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.
Красивые и молодые, застенчивые и боевые. Гости на пороге – хозяйке радость.
Милости прошу ко мне в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
На убранство поглядите, да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие?
Ответы детей
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Полы в избе были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, горшки, чугунки, коробки с различными припасами.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Вот так жили люди раньше!
Воспитатель:
А сейчас давайте вспомним о предметах быта карельской избы, о которых только что вы услышали от Варварушки. И помогут нам в этом загадки:
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь).
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга.)
Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (Ухват.)
То назад, то вперед, ходит-бродит пароход. Остановишь – продырявит. (Утюг)
В лесу родился, в руках крестился, на ногах умер. (Лапоть.)
Стоит толстячок, подбоченивши бочок. Шипит и кипит –всем пить чай велит ./Самовар/
Бабушка – Варварушка:
Вот и молодцы, гости дорогие, все запомнили.
Воспитатель:
Ребята, а давайте позовем бабушку Варварушку поиграть с нами в карельскую игру «Царь – картошка»
Дети выходят в зал, играют в карельскую игру «Царь – картошка»
После игры –
Бабушка:
Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
И по старому карельскому обычаю я приглашаю вас отведать традиционного карельского чая с самовара.
Ребята с воспитателем и бабушкой – Варварушкой пьют чай с кусковым сахаром, благодарят хозяйку, возвращаются в группу.
В группе:
Воспитатель: ребята, что нового вы узнали сегодня о Карелии?
Ответы детей.
Воспитатель: а кому что больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все сегодня большие молодцы! Спасибо вам за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему "В гости к тетушке Сове"
Чтобы дошкольнику было интереснее воспринимать трудный материал, нужно увлечь его занимательным игровым сюжетом. При составлении конспекта опиралась на программу "Развитие" Л.А.Венгера, пособие Агеево...
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»
Цель:Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем г...
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Русский народный костюм»
Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом....
Конспект ОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Что мы Родиной зовем?»
Конспект для детей старшего возраста программы "Мы Кубанцы"...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»
Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Како...
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Знакомство с цифрой 5»
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП)Тема: «Знакомство с цифрой 5»Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношени...