Проект "Алханай"- удивительный уголок Забайкалья"
проект (подготовительная группа)

Баранова Вероника Николаевна

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Для чего нужно изучать природу родного края? Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Для чего нужно изучать природу родного края? Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

 

 

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Для чего нужно изучать природу родного края? Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alhanay.docx77.43 КБ
Файл alhanay.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Проект «Алханай – удивительный уголок Забайкалья»

Автор: Баранова Вероника Николаевна, воспитатель подготовительной группы МБДОУ №10.

Тип проекта: исследовательско - творческий, краткосрочный.

Срок реализации:  2 недели.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители (законные представители).

Актуальность

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Для чего нужно изучать природу родного края? Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Алханая, с учетом возрастных особенностей и методических требований в образовательной деятельности.

Цель проекта: Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Алханая, его экологией.
  • Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
  • Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.

Объект проектной деятельности:

Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.

Предмет проектной деятельности:

Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Гипотеза: Формирование экологического сознания и экологической культуры дошкольников с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте.

I этап проекта

1. Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.

1. Блок «Алханай - самый, самый!».

(знания о географическом положении национального парка Алханай, уникальность Алханая, размер, высота, возраст, происхождение, климат).

2. Блок «Животные национального парка «Алханай»».

2.1.(знания о типичных представителях нашего края, приспособление к изменению среды обитания). Образовательная деятельность на тему: «Смышлёный зверек-соболёк!».

2.2. Образовательная деятельность на тему: «Птицы нашего края!».

3. Блок Акция: «Защитим природу».

3.1.(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).

3.2. Конкурс рисунков совместно с родителями «Берегите природу».

4. Блок «Растения национального парка «Алханай».

(знания о растительном мире Алханая, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира). Образовательная деятельность на тему: «Весенние первоцветы». Создание Красной книги (растительный мир) группы.

II этап проекта:

Цель: активное участие детей, родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

1. Использование словесных методов:

Беседы, легенды об Алханае (знакомство детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).

Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на темы: «Алханай в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).

Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка).

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний совместно с родителями (дети готовили сообщения и выступали с ними во время образовательной деятельности: о соболе, о бурундуке, о ёжике, об изюбре, о лисе.)

2. Использование методов экспериментирования и моделирования.

Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»).

Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Алханая, составление маршрута для путешествия по природным памятникам на занятии по физкультуре).

Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматического строя речи. Например: камни – каменистый, песок – песчаный, дерево -деревянный).

Продуктивная деятельность - создание макетов, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик» «Чей хвост»).

Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Алханай грустный, грозный, приветливый и др.

3. Практические методы.

Проведение акций: «Берегите природу Алханая, «Покормите птиц»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний («Поделки из природного материала», «Лесная сказка»).

4. Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Национальный парк «Алханай»», «Цветы Сибири», «Легенды Алханайского леса»).

Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика.

5. Создание зон экологической среды.

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, альбомы, журналы «Сибирячек», легенды, сказки, карта Забайкальского края).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6. Работа с родителями (законными представителями).

Беседы родителей с детьми об Алханае, о природе родного края.

Участие в оснащении мини – музея.

Пополнение художественной и научной литературы.

Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).

Ожидаемый результат:

  • Знание детей приближаются к системным.
  • Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях национального парка Алханай, его экологии.
  • Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
  • Проявляют чувства гордости и восхищения Алханаем, малой Родиной.
  • Осознано правильное отношение детей к животным и растениям, к природе Алханая.

Приложение 1

Образовательная деятельность «Национальный парк Алханай»

 Посмотрю и сердце замирает!

И восторг и радость через край!

Горными вершинами мерцает

Надо мной красавец Алханай!

     Алханай-единственное место в России, где сложилась гармоничная система культовых буддийских и природных памятников. Он отличается от других природных парков нашей страны особой атмосферой. Горы, пещеры и источники его овеяны легендами и преданиями.

         Как гласит одна бурятская легенда, княжна Бальчжин-хатан, была выдана замуж за монгольского феодала и вместе с подданными, решили вернуться на Родину. Но враги их преследовали,догнав беглецов, убили княжну. Последним криком женщины было» «Алханы!»-убивают. Так появилось название горы «Алханай», самой высокой вершины Приононья. Алханай - самый молодой национальный парк нашей страны, он создан в1999 г.

          1.Главной достопримечательностью парка является памятник природы гора Алханай. Гора Алханай – самая высокая точка Алханайского горного массива, она издавна служит основой культа в религии бурят. Вершину Алханая называют обителью божеств. На горе Алханай есть место жертвоприношений с сухой веточкой, на которой подвязаны лоскутки материи. По периметру плоской вершины горы Алханай проложена тропа, по ней верующие совершают  обход с чтением молитв вокруг священной вершины.

2.Димчиг считается главным хозяином и Охранителем Алханая. Димчиг – хранитель и защитник буддийской веры. У подножия скалы расположен грот – углубление в скале, диаметром около 7 метров. С потолка и стен грота стекает вода, считающаяся лечебной и сохраняющая свои свойства в течение многих лет. Здесь делают жертвоприношения рисом, монетами, табаком, к сосне привязывают лоскутки материи – просьба к горному духу даровать здоровье, богатство и благополучие.

3.Примечательная особенность скалы Загуурди – естественное нагромождение ее обломков, образующих узкий сквозной проход длиной 2.5 метра. Зияющая трещина – это местоположение промежуточного мира, где 49 дней витает душа умершего, после чего она должна пройти свое перерождение. Давно утвердилось, что проход в скале Загуурди — своеобразное чистилище: если человек свободно пролез через эту щель между глыбами, значит он не грешен и Алханай его принимает, если он не может пролезть или боится, то Алханай его не принимает, поскольку человеку мешают грехи (отсюда и еще одно название останца – «Щель грешников».) 

4.Эхын Умай — это естественный грот длиной около 4 м., высотой более 1 м., из самых посещаемых культовых и загадочных мест Алханая. Здесь паломники совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей для продолжения своего рода. Грот, как правило, навещали и навещают те семьи, у которых по разным причинам нет детей. Жертвоприношения совершают у входа в грот, выговаривая и вымаливая свои просьбы. Внутри грота зажигают лампадку, окуривают пространство благовонными травами, совершают «омоление» каплями воды, стекающими по стенкам и с потолка грота. Затем ищут, буквально выковыривая пальцами из ямок стен и потолка, камушки. По поверьям, сколько камушков удалось «добыть» в Чреве Матери, столько детей должно родиться.

      2 часть. Алханай очень интересное место, где абсолютно все обладает лечебными свойствами и целебные источники, где люди излечиваются от различных болезней. Также очень богат растительный мир. И здесь природа не обошла стороной: каждое дерево, каждый кустик обладает лечебными свойствами. Вот некоторые из них.

Рассказывают дети.

 Кедро́вый стла́ник.

Кедровый стланик является ценным хозяйственным растением. Ядра орешков богаты крахмалом,белкомсахаром. Остающийся после извлечения из очищенных ядер орешков жмых используется для приготовления халвы, начинок для конфет, муки, печенья и других изделий. Орешки употребляются в пищу свежими и поджаренными («калёными»), местное население готовит из них «ореховое молоко».

Может применяться при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, так в препаратах увеличивающих силу сердечных сокращений, для снижения венозного давления и усиления кровотока.

Рододендрон даурский.

Своё название вид получил от Даурии (Даурской земли) — названия, которым русские называли часть территории Забайкалья, населявшейся даурами. В Российской Федерации для этого растения нередко используют народное название «багульник».

Ольха кустарниковая.

Шишки этого дерева обладают противовоспалительным, вяжущим и дезинфицирующим свойствами, которые издавна используют в народной медицине

Различные части ольхи могут применяться при хронических энтероколитах, при заболеваниях органов пищеварения, при обострении кишечных инфекций.

Барбарис сибирский.

Из коры и корней получают жёлтую краску для окраски кож. Листья и плоды заготавливаются для приправ и настоек.

В народной медицине Забайкалья отвар корней, чай, настойку барбариса употребляют при заболеваниях печени, желудочных заболеваниях, как потогонное при простуде, от кашля, при туберкулезе легких.

 

Абрикос сибирский

 Используется для лечения кашля, астмы, острых или хронических бронхитов. В народной медицине семена используют при фурункулезе, а воду, получаемую перегонкой измельченных и залитых водой семян с водяным паром, назначают в каплях при нервных расстройствах; иногда - также в каплях - используют как отхаркивающее и успокаивающее кашель средство.

Стихотворение «Алханай» В.Липатов.

Коль здесь не был, скорее познай
Рукотворчество здешней природы,
Чтобы в память вошел Алханай -
Скал наплывы, расщелины, своды.

Мимо этих чудес не пройти,
Словно ты у ворот небосклона,
И не к ним ли стекают пути
От витимской тайги до Онона?

Сколько душ возгоралося тут,
Все тропинки мольбами отпеты,
И обочь тех тропинок идут
Из подножных камней парапеты.

Каждый камень - отмоленный грех,
Подними - и придет искупленье.
Только молятся больше за тех,
Кто покинул, кто предал селенье.

Где ж вы, дочери этих отцов,
Сыновья матерей этих древних?
Ведь всё дело в конце-то концов
Чужаком не прослыть по деревне.

И старушка с надеждой в глазах,
И старик в старомодном костюме
Ищут в каменных тех образах
Лишь поддержку загаданной думе.

Кто ж осудит простые сердца,
Что о счастье пекутся извечном?
...Вот утес, как чело мудреца, -
что ему о земном, быстротечном!

Бездну лет он покой охранял,
Он лишь в вечность глядит обреченно.
Я нагнулся и камень поднял,
И вздохнула душа облегченно
.

Приложение 2

Образовательная деятельность «Смышленый зверек — соболёк!»

Цель: Развивать устную речь и коммуникативные способности детей.

Задачи:

-Развивать связную монологическую речь, учить составлять повествовательные рассказы.

-Познакомить детей с Красной книгой.

-Уточнить представления о соболе.

-Воспитывать осознанное, деятельное отношение к природе, желание охранять животных, с которыми ребенок встречается.

Предварительная работа с родителями:

Домашнее задание. Родители с детьми составляют рассказ об одном животном Красной книги.

Организация развивающей среды.

Письмо от Медведя, картинки с изображением «весёлого» леса и «грустного». Красная книга России, рисунки животных. Листы красного, желтого, зеленого, белого цвета формат А-4,

1. Ход:

Артикуляционная гимнастика.

Ребята. Встали дружно в круг, давайте поздороваемся друг с другом. Подарите улыбки друг другу. Чтобы красиво сегодня говорить, давайте поиграем язычком.

Артикуляционная гимнастика: «Бегемот», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка».

Чистоговорка:

Со-со-со,

Сокол, соболь, колесо.

Со-со-со,

Сода, соска и лассо.

са-са-са- вот идет лиса,

со-со-со- лиса катит колесо,

сы-сы-сы- хвост красивый у лисы,

су-су-су- видел я в лесу лису.

Сюрпризный момент:

Сегодня утром, когда я пришла на работу, мне принесли письмо. Письмо какое-то необычное… хотите узнать что там написано.

Воспитатель. Ну, что ж, прочтем (Вскрывает.)

Читает:

«Здравствуйте, дорогие юные друзья! Узнал я, что вы очень любите природу, поэтому решил рассказать вам о том, что случилось в нашем лесу. Раньше наш лес называли не грустным, а весёлым.

 «Веселый лес»

Не зря его так называли: он был весёлым в любое время года. Зимой лес хрустел от лютых морозов, деревья стояли в белоснежных шапках. Как яркие елочные игрушки, горели среди белого леса гроздья рябины.

 «Подснежники»

Весной веселили глаза первые цветы, лес становился звонким от пения птиц, в лесных семействах появлялись маленькие зверята.

  «Осень»

А осень осыпала золотыми и багряными листьями. Идешь с медвежатами по лесу, а под лапами шуршат листья. Ох, хорошо же мы жили в нашем веселом лесу! А потом начались наши беды…

  «Грязный город, заводы и фабрики»

Недалеко от леса начали строить город с заводами, фабриками. Снег зимой стал серым от пыли. Люди охапками рвут цветы, сбивают шишки. Рыбы стало меньше в речке, которая протекает через наш лес. Птицы перестали прилетать сюда, вить гнезда. Некому поедать гусениц и вредных жуков. Развелось их много. Напали они на деревья, сохнут листья. Стоит сейчас наш лес грустный…И гулять в лесу страшно. Охотники начали в него часто наведываться. Раньше рябчиков, глухарей, тетеревов было много. Белки целыми днями в пятнашки играли, а сейчас из родных мест ушли: боятся, что перестреляют их охотники из-за красивых шкурок. Скоро один я с зайцами останусь, но и нам придется куда-нибудь убегать, чтобы живыми остаться.

Но прилетела к нам однажды сорока, принесла весть на хвосте, что нам может помочь только какая-то красная книга. А что это такое, мы не знаем. Может быть, вы знаете, что это за книга, и как она нам сможет помочь?

Подпись: Медведь и весь грустный лес».

3. Динамическая пауза: Вот такое письмо. Какие чувства вызывает у вас это письмо. (словарная работа: грусть, печаль, и. т. д.) А почему «лес грустный?»

(послушать мнения детей)

Картины: Веселый лес и грустный лес.

Покажите, какой грустный лес? А веселый?

А мы можем помочь животным? Чем? (ответы детей)

4. Знакомство с Красной книгой.

Ребята, а вы слышали про Красную книгу? Зачем она нужна?

Чтобы леса у нас не стали грустными, собрались все ученые вместе и решили создать книгу. В эту книгу записаны животные, которым грозит опасность. Назвали эту книгу Красной. Это государственный важный документ. Как вы думаете, почему она красного цвета? (Ребята отвечают.)

- Правильно, ребята, красный цвет, как сигнал светофора, предупреждает нас, что этих животных осталось мало на Земле, и их нужно спасать. Книга эта необычная. (Воспитатель достает Красную книгу и листает ее страницы.) Догадайтесь, чем необычная? – Правильно, у этой книги страницы не белые, а цветные. Первые страницы у этой книги красные. Почему, как вы думаете? – На них записаны животные, которых немедленно надо спасать. (обложка красная)

Желтые страницы книги напоминают: «Внимание! Этих животных тоже осталось мало в природе». Может случиться, желтые страницы книги могут в скором времени смениться на красные.

Мы открываем белые страницы. На белых страницах записано все о редких животных, не обязательно исчезающих. Правда, многих тоже подстерегает беда, хотя, может быть, и не такая близкая. Если дальше смотреть Красную книгу, то найдем зеленые страницы.

Порадоваться можно за животных, про которых написано на этих страницах. Как вы думаете, почему?

Это значит, что этих животных стало много. Люди вовремя пришли им на помощь.

5. Заповедники и заказники. А вы знаете, что такое заповедник? А заказник?

– Узнав про животных, которые оказались на страницах Красной книги, люди прекратили охоту на них, - сделали заповедники и заказники. В заказниках охота на животных временно запрещена. Но кроме заказников есть еще и заповедники. Хозяева в них – животные. Человек не имеет права строить там города, заводы, фабрики, прокладывать дороги, охотиться. А как вы думаете, в нашем крае есть заповедники и заказники?

Гордость Дульдургинского района. Что?. Ответы детей … Есть у нас в Дульдургинском районе национальный парк «Алханай», это особо охраняемый объект, есть на Алханае холодная радоновая вода-аршаан, много зверей, шишки, природные памятники, приходят люди молиться, культурно-досуговый центр.

В красную книгу национального парка «Алханай» записано какое животное?

В: Поможет вам моя загадка, отгадаете, найдете ответ, какое животное записано в Красную книгу.

Он и летом, и зимой

Ходит в шубке дорогой.

С ветки прыг и наутек,

Маленький пушной зверек.

(Соболь)

Проводится дидактическая игра «Закончи стихотворение».

Верещунья, белобока, а зовут её? (сорока).

Серый волк в густом лесу, встретил рыжую? (лису).

Уронила белка шишку, шишка стукнула….? (зайчишку).

Хитрый след сплести стараясь, по сугробам прыгал? (заяц).

6. Рассказ о соболе.

А сейчас послушаем вас, ребята, вместе с родителями вы приготовили рассказ о соболе.

7. Видеофильм о соболе. (3 мин.)

8 .Гимнастика для глаз.

В: Послушав рассказ и посмотрев видеофильм, что вы можете рассказать о соболе. (Этот симпатичный зверёк живёт в тайге, в хвойных лесах, где много кедров. Соболь – хищное животное, он очень любит кедровые орешки. Маленький рост не мешает ему быть отважным и очень сильным. Взрослый соболь может одолеть даже такую большую птицу, как глухарь!

Соболь умеет урчать, как кошка. Соболю не страшны сибирские морозы. К зиме мех у него становится густым, пушистым, красивым и прочным. Мех соболя с царских времен называли «мягким золотом». Убежища соболь устраивает под корнями деревьев, в каменных россыпях, в дуплах деревьев. Соболь хорошо лазает по деревьям, но охотится на земле. Даже глубокий рыхлый снег – не помеха. Широкие лапы с покрытыми шерстью подошвами не дают зверьку глубоко проваливаться. Но соболь умеет и «нырять» в сугроб, преследуя добычу под снегом. В неволе соболь может прожить 15-18 лет.

Соболь какой?

- симпатичный, увёрткий, умный, смышлёный, пушистый, красивый, подвижный, смешной….

А где же живет соболь?

- под упавшим деревом

- в дупле

- в расщелинах

- в каменистых россыпях

-на ветках деревьях

- в птичьих гнездах

10. А как называем маленьких детенышей соболя?

много - соболят, и один- соболёнок

11. А давайте мы с вами познакомимся с пословицами:

1. Соболь перескочит, собака заскулит.

2. Я ему по секрету, а он по всему свету.

3. На рогоже сидя, о соболях не рассуждают.

4. Соболь да куница бежит да дрожит,

а серая овечка лежит да пышет.

9. Коллективная работа.

В: Ребята давайте мы оформим Красную книгу нашей группы. Мы будем записывать животных, с которые нуждаются в защите. На столе лежат картинки соболя. Ваша задача поместить соболя на страницы Красной книги. А почему поместили соболя на эти страницы? Ответы детей…

III. Ребята о чем мы с вами говорили, Что вам понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей)

Ребенок читает стих:

Живет в тайге сибирской

Зверек такой пушистый.

Соболем его зовут,

Шустрый он и очень крут.

За ним охотятся в лесу,

Ведь мех - пушинка на весу.

Но это маленький зверек,

На шубку надо много шкурок.

Совсем ведь людям невдомёк -

Исчезнет скоро соболь- соболёк.

В: А теперь дети отдыхаем, а после обеда будем рисовать соболя!

Приложение 3

Образовательная деятельность  «Птицы нашего края»

Программное содержание:

• Расширить и систематизировать представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида;

• Формировать представление о дятле;

• Развивать связанную речь, обогатить словарный запас детей;

• Учить детей отвечать на вопросы сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;

• Воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к природе;

• Развивать мелкую моторику рук;

Материалы и оборудование:

Аудиозапись, презентация, макет солнца с лучами.

Методы и приемы:

Организационный момент

Игровое упражнение «Вопрос - ответ»

Игра «Сундучок загадок»

Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Упражнения «Прогулка в весенний лес»

Игровое упражнение «Солнечный круг»

Логика образовательной деятельности

Снится ночью червяку,

Чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела

А кого червяк боится?

Угадали? Это… (птица)

I . Игровое упражнение «Вопрос – ответ»

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птице нашего края. О какой, узнаете чуть позже. А сейчас ответьте на вопросы:

• Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей - скворец, соловей, жаворонок, грач.

• Почему они называются перелетными?

• Чем они занимаются, когда возвращаются домой? Ответы детей – проверяют старые гнезда, строят новые.

• Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей – сорока, голубь, воробей, синица.

• Почему они называются зимующими?

II. Народные приметы.

Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Многие народные приметы связаны с поведением птиц:

• Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу;

• Воробьи громко чирикают – к оттепели;

• Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.

Опрос детей: приметы, которые запомнили.

III. Игра «Сундучок загадок»

 «Птицы»

Воспитатель: В сундуке спрятаны картинки, на которых изображены птицы. Отгадав загадку, вы выпускаете птицу на волю, или она остается зимовать (зимующие, или улетает в теплые края (перелетные).

1. Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)

2. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет крохи собирает. (Воробей)

3. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

4. Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но, вдруг, спорхнули яблоки

Ведь это… (Снегири)

IV. Пальчиковая гимнастика «Птицы» (в кругу, пальцы превращаются в птиц).

Эта птичка – соловей

Эта птичка – воробей

Эта птичка – совушка

Сонная головушка

Эта птичка свиристель

Эта птичка коростель

Эта птичка – злой орлан (машут руками)

Птички, птички – по домам.

V. Упражнение «Прогулка в весенний лес»

Воспитатель:

Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой разлуки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.

Набухают быстро почки

Появляются листочки

Всюду гомон, птичья трель –

Это к нам пришла весна.

Я приглашаю вас в весенний лес, который наполнился весенним пением.

Прослушивание аудиозаписи с пением птиц.

Воспитатель:

Лес ожил веселым пением птиц.

А кого в лесу недаром называют санитаром?

О себе загадку нам загадать он хочет сам!

-По деревьям я скачу, проверяю их, лечу

Клювом я стучу – тук-тук, где тут вредный жук? (дятел) (Дети поясняют).

Воспитатель: Да, барабанную дробь в лесу выбивает своим крепким клювом большой пестрый дятел. Это он присел на сук, и стучит тук-тук, тук-тук!

(Рассматривание изображение дятла)

Посмотрите, дятла можно назвать красавцем. Спинка черная у него, крылья тоже черные, но с белыми пятнами. Брюшко этой птицы белое с черными крапинками. А на голове у дятла ярко красное пятнышко, точно беретик. Хвост большой и упругий. Из-за окраски дятла называют «Березовой птицей». Представьте, дятел сел на березу, сложно его заметить: то белые, то черные крапинки – совсем как ствол березы. У дятла большой и крепкий клюв. Только крепкий клюв может сделать дырочку в твердом стволе дерева. А язычок длинный, иначе трудно будет проникать в щели в коре и ловко доставать жуков – короедов. Две недели нужно дятлу, чтобы выдолбить дупло. Весной, в этом дупле появляются у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно выкармливают их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм. Весной дятел любит полакомиться березовым соком. Все лето дятел кормится насекомыми. А зима наступает – чем ему кормиться? (Предположения детей) Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают, именно потому, что вместо живого корма – насекомых – есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семечками. Вот и все, что я хотела рассказать вам сегодня.

Воспитатель:

Что же нового и интересного вы узнали о дятле? Ответы детей.

VI. Игровое упражнение «Солнечный круг»

Воспитатель: А сейчас подошли ко мне, сели в кружок. Скажите, вы любите птиц? (ответы) Каждый будет говорить, за что он любит птиц и вытягивать ленту из круга: «Я люблю птиц, потому, что они поедают вредных насекомых»

(ответы детей) Посмотрите, что у нас получилось (солнце). А вы, добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Приложение 4

Викторина  «Растения родного края»

Цель: расширение, обобщение, систематизация представлений о растениях Забайкальского края, охране природы.

Задачи:

— продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном мире нашего края.

— упражнять  в умении различать растения по описанию.

— развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

— воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре, любовь к природе Забайкалья.

Участники викторины: дети  подготовительной группы, родители.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о растениях, дидактические игры «Что лишнее», «Дары природы», «Лото» ; рассматривание иллюстраций из серии «Живая природа», «В мире растений»; создание «Красной книги растений Забайкальского края», изготовление, вместе с родителями,  шапочек для танца.

Ход викторины:

Участвуют 2 команды—дети (цветочки) и родители (ягодки), у каждого участника эмблема своей команды. Ведущий—воспитатель, назначает членов жюри. Команды оцениваются по бальной системе (ответ-бал). Итоги подводит жюри после каждого конкурса, отмечая на табло наклейками - ягоды, цветы.

Вступление:  стихотворение о природе Забайкальского края.

Забайкалье – это за Байкалом,

Это там, где сопки и тайга.

Это там, где снег по перевалам,

Где зимой беснуется пурга.

Забайкалье – резкие морозы,

В иней, снег закутана земля.

В шубах снежных сосны и берёзы,

Под покровом снега спят поля.

Здесь весна багулом красит сопки,

В синем небе дымкой облака,

А в тайге чуть видимые тропки

Приведут к хрустальным родникам.

Богатырской мерой всё здесь взято –

Ширь полей, долин, озёр,

И степей холмистых, необъятных,

Чистых рек, великолепных гор.

Здесь нельзя в природу не влюбиться,

Нет прекрасней и суровей края,

Раз увидишь – долго будет сниться

Забайкалья красота земная ..

                                                Л. Вавилов

1 конкурс « Разминка команд» игра «Назови правильно».

— новогоднее дерево (ёлка)

— время года, когда просыпается природа (весна)

— какое растение может нас обжечь? (крапива)

— кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

 

2 конкурс «Знатоки родной природы»

— цветы - символ Забайкалья.

— первые весенние цветы.

3 конкурс «Чудо - дерево»

Загадки написаны на листьях, которые нужно снять с дерева.

Загадки:

— красивый, но несъедобный гриб (мухомор)

— цветок с желтой серединкой и белыми лепестками (ромашка)

— рыжие грибы со звериным названием (лисички)

— цветок с белыми парашютами (одуванчик)

— этими ягодами зимой питаются птицы (рябина)

— цветок со звенящим названием (колокольчик)

— какие ягоды любит медведь? (малина)

— родственница ёлки (сосна)

— ягода, облепляющая ветки (облепиха)

— кого раз году наряжают? (ёлка)

4 конкурс « Вспомним цветы»

Назвать 5 садовых цветов

Назвать 5 полевых цветов

5 конкурс «Узнай гриб»

Назвать по 3 гриба по картинкам

Физкультминутка

« В поле я гуляю, ноги поднимаю, (ходьба на месте с высоко поднятыми ногами)

Наклонюсь к цветам поближе,       (наклон)

Красоту их всю увижу.                  (покачать головой)

Нежный, чудный аромат,               (несколько вдохов носом)

Ощутить я тоже рад.

Рвать не буду я цветы,                  (поворот головы вправо-влево)

Много будет красоты!»                  (развести руки в стороны)

6 конкурс «Блиц - турнир» нужно назвать лишнее слово и объяснить почему.

— рябина, сосна, черёмуха, купальница.

— ромашка, клевер, роза, василёк.

— мухомор, опята, рыжик, подберёзовик.

— малина, брусника, кровохлёбка, облепиха.

— подорожник, чистотел, вороний глаз, зверобой.

— георгин, астра, гладиолус, одуванчик.

7 конкурс «Что от чего»

— ты натёр ногу в пути, какое растение поможет? (подорожник)

— какое растение поможет укрепить волосы? (крапива)

— настой из какого растения будем пить при кашле? (ромашка)

— какое растение любят кошки? (валерьяна)

8 конкурс «Разрезные картинки» нужно собрать картинку из кусочков и дать название растению.

— Молодцы, хорошо знаете природу Забайкалья, мы должны научиться беречь, охранять и нести ответственность за будущее родной природы.

Игра-презентация «Хорошо -плохо»

дети каждый показанный слайд комментируют движениями (хорошо- встать на ноги и раскинуть руки в стороны, плохо- сесть и  сжаться в комочек, обхватив себя руками.)

слайды: посадка деревьев, лесные пожары, создание Красной книги, уничтожение  редких растений, выброс мусора в окружающую среду, охрана животных, уничтожение насекомых, разведение редких видов растений.

- Каждый шаг по сохранению природы- это наш показатель любви к Родине Мы должны научиться беречь и охранять, а не только брать и пользоваться.

22 апреля - день рождения Земли. Многие тысячи лет она даёт нам тепло, уют и защиту на бесконечных просторах Вселенной.
В древние времена человек жил в полной гармонии с природой, которая в изобилии одаривала его всем необходимым. Прошли века и люди забыли, что они гости на этой планете. Человек начал думать, что он полновластный хозяин Земли и это стало самым большим заблуждением и ошибкой мощно развившейся цивилизации.

Стихотворение Е.Караганова (читает мальчик)

«Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса, чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась, и была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело, и берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной, колючий ёж.

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь».

 Итог викторины: поздравление, вручение участникам дипломов,

Сюрприз для участников викторины - стихотворение Т.Собакина (читает девочка)

«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я и ты - если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты и деревья и кусты…

И не будет доброты, и не будет красоты,

Если только я и ты, если мы сорвём цветы!»

Приложение 5

Образовательная деятельность «Весенние первоцветы»

Цели:

 1.Сформировать у детей понятие “раннецветущие растения”.

2. Расширить знания о первоцветах (мать-и-мачеха, медуница, сон-трава, калужница, подснежник, пролеска), их внешнем виде, местах произрастания, о пользе в медицине.

3. Закрепить представление об изменениях в неживой природе весной, показать связь этих изменений с жизнью растений.

4. Развивать связную речь, познавательный интерес, активность, самостоятельность, воображение, творческие способности.

5. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Ход :

1.Орг.момент.

2. Закрепление представлений об изменениях в неживой природе весной.

- Ребята, отгадайте загадку?

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник зацветёт.

- О каком времени года идёт речь? (Весна)

 (Работа идёт по картине «Пришла весна».)

- Недавно мы ходили на экскурсию, наблюдали изменения в неживой природе, сегодня на уроке продолжаем разговор о весне.

Внимательно посмотрите на картину и расскажите, что на ней видите?

-Опишите весеннее небо, есть ли на небе облака? На что они похоже?

- Как светит  солнце весной? (Весеннее солнце пробуждает природу).

- Что происходит весной с рекой? (тает лед)

- А можно ходить по подтаявшему льду?

- Почему снег и лёд тает? (Солнце светит чаще, стало теплее)

- Назовите главный признак весны. (Потепление)

- Изменилась неживая природа весной?

-Кто из вас знает стихотворения о весне?

Я весна – красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу.

Обобщение по картине: Вот она красавица весна! Самое чудесное время года, пора пробуждения природы! Весной начинается новая жизнь: всё оживает, просыпается, радуется. Давайте мы радоваться весне, друг другу и с хорошим настроением работать на занятии.

3. Знакомство с новым материалом

- Повлияли ли изменения в неживой природе на живую природу?

- Что относится к живой природе? (Растения и животные)

- Сегодня мы познакомимся с жизнью растений, но растений необычных, а каких – вы прочитаете сами в телеграмме, которую до занятия принёс почтальон. Но он так торопился, что вписал туда лишние буквы: КЛ.

Зачеркните их и прочитайте название растений: КПЛЕРКЛВОКЛЦКВЛЕТКЫ

- Какое слово получилось?

- Как вы думайте, что это за цветы? Тайна цветов скрывается в названии. Кто разгадал эту тайну? (Цветы, которые появляются первыми)

- А еще их называют раннецветущие, почему? (Они зацветают ранней весной)

4.- Для того чтобы больше узнать об этих замечательных первоцветах, о местах их произрастания и о пользе, которую они приносят мы отправимся в путешествие на полянки к цветам.

1 Полянка городская (Мать и мачеха).

-Отгадайте загадку:

И матушка родная,

И мачеха злая

Бок о бок живут-

Через стеночку.

-Попробуйте по описанию узнать о каком цветке идёт речь.

Как только растает снег, на полянках и солнечных пригорках появляются эти жёлтые яркие цветы. Они мелкие, но видны уже издали. Их много повсюду и у нас в городе. Эти растения – особенные. Они зацветают до появления листьев. А листья вырастают намного позже.

-Как вы думаете,  почему же эти растения зацветают первыми так рано весной?

-Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища.

У  растений, которые расцветают ранней весной,  питательные  вещества накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение готово уже выпустить яркий цветок.

(Воспитатель открывает на доске изображение корневища.)

-Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества.

С листьями связано и название растения мать-и-мачеха. Одна сторона листа темно-зелёная, гладкая, твёрдая (как злая мачеха из сказки), бархатная, мягкая (как родная матушка), потрёшь о щёчку и станет тепло. Высушенные листья применяют для лечения кашля. (Картина цветка, его листьев)

- Запомнили, почему это растение “особенное”? (Сначала появляются цветы, а потом – листья)

2 полянка лесная

Медуница неясная («легочница»). Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

- Сейчас попробуйте сами сочинить загадку о медунице, используйте то, что вы узнали об этом цветке.

На лесной полянке можно встретить очень редкое растение (Сон-трава)

- Как думайте, почему его так назвали?

Народное название растения – сон-трава, бобрик. Иногда это растение называют “дрёмой”. Когда цветок молодой, он стоит с опущенными лепестками. Кажется, будто он дремлет. С возрастом он поднимается. И становится похож на фиолетовую звезду. Растёт сон-трава чаще в сухом сосновом лесу.

 Его цветы похожи на колокольчики. Растение покрыто нежным серебристым пушком. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены, отсюда ещё одно название прострел.

В народе говорят, что “Сон-трава” навевает сны. Медицина подтвердила это. В “Сон-траве” есть вещества со снотворным действием.

- Говорят “усни – трава” знает сонные слова

 Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова.

- Как автор назвал “Сон-траву” в своём стихотворении? (Усни-трава)

- Вот сколько названий у одного растения.

Сказка про сон-траву.

 Однажды охотники пошли в лес на медведя. В лесу они увидели такую картинку: сидит мишка, выкапывает из земли травку, лижет её и сосёт. Ел-ел да и уснул.

- Почему уснул медведь?

5.Физминутка

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Руки разводим в разные стороны)

3 полянка на болоте

Калужница болотная. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.

Какой же цветок ждёт нас на четвёртой полянке. (Подснежник)

- Отгадайте загадку: «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает». (Подснежник.)

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Он из-под снега расцветает!

- Что это за цветочек?

- Объясните почему подснежник получил такое название? (Он появляется как бы из-под снега).

-  Название цветка произошло от слов "гала" - молоко и "актус" - цветок (галактус).

- Еще не растаял снег в лесу, а уже расстилается белым ковром, цветут под деревьями подснежники с длинными листьями 30 см в высоту. В России подснежник растет большей частью в предгорных и горных лесах или на высокогорных лугах, также его разводят как декоративное растение. 

Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он -снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем.

- А еще этот цветок называют волшебным, за то, что однажды он сотворил чудо.

Легенда. (Психологическая пауза – дети слушают, положив голову на парты, и рисуют эту картину в своём воображении)

Очень давно это было, когда на Земле только-только начиналась жизнь, и всё вокруг было покрыто снегом. Одна снежинка решила превратиться в снежный цветочек, чтобы своим теплом согреть Землю-матушку. Больше некому было это сделать кругом один снег. Так подснежник рос, рос. Их стало много. Они согрели Землю, и на ней появилась жизнь. Поэтому, когда холодно, к нам приходят подснежники, чтобы подарить надежду на жизнь и тепло.

- Какое же чудо сотворил подснежник?

6. Игра «Узнай первоцвет»

-Ребята, давайте поиграем и проверим запомнили ли вы название первоцветов.

-Если я назову растение-первоцвет, то вы должны подпрыгнуть на месте, а если назову другое растение, то вы должны присесть.

Названия растений:  колокольчик, незабудка, калужница, мак, василек, гвоздика, медуница, ромашка, георгин, гладиолус, мать-и-мачеха, роза, тюльпан.

7. Лекарственные свойства растений.

А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях?

(Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ.)

Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.

Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.

8. Охрана первоцветов.

Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания... Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!

-Ребята, чтобы вы сделали, чтобы количество первоцветов на Земле не уменьшалось?

(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)

А теперь посмотрите на доску и отгадайте следующую загадку. В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил по охране первоцветов (открывает чайнворд на доске.)

ы  т е к у б     е и ш ь л о б    и в р   е н

(Дети должны прочесть фразу «Не рви большие букеты». Затем учитель продолжает беседу и постепенно открывает на доске плакаты с правилами охраны первоцветов. Каждое правило обсуждается – учитель поясняет, как именно его следует выполнять. Беседа завершается чтением стихотворения.)

Не рвите цветы, не рвите –

Пусть будет нарядной земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые

И ромашковые поля!

9. Закрепление. Игра «Узнай цветок по описанию».

(На доске написаны названия первоцветов, и ребята отвечают на вопросы, выбирая растения из списка.)

1. Растение, которое имеет цветки разной окраски. В его цветках много нектара.  (Медуница.)

3. Листья этого растения используют для лечения простудных заболеваний. Одна сторона листа темно-зелёная, гладкая, твёрдая (как злая мачеха из сказки), бархатная, мягкая (как родная матушка), потрёшь о щёчку и станет тепло.  (Мать-и-мачеха.)

4. Растения, которые первыми расцветают весной. (Первоцветы.)

5. Этот первоцвет растет по сырым влажным местам, на болотах. (Калужница.)

-На поля дохнуло ветром весенним,  

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник

 Загорелся, синим огоньком.

Закачался слабенький и гибкий

удивлённо  радуясь всему.

И в ответ, с приветливой улыбкой,  

Солнце наклоняется к нему.

10. Творческая работа. Сочиняем сказку.

-Весна сегодня заглянула не только к нам в класс. Она шагает по улицам города, по лесу, по полям.  Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Какая бывает весна? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

-Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

-Представьте себе, что солнышко, превратилось в доброго волшебника и прикоснулось к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте попробуем сочинить весеннюю сказку.

- Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери…

-А называться она будет «Солнышко и подснежник»

«Долго, долго была… зима.  Звали её…….. Она очень любила выпускать мороз и вьюгу в леса, в города. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Пригрело….. солнышко. Оно растопило снег на пригорках. Он стал…. . И вдруг из земли показался….. Он был……

- Первоцветы называют “Золотыми ключиками весны”. Объясните почему?

-Эти драгоценные цветы открывают дверь весне (а значит свету, теплу, красоте).

11. Творческое задание

-Нарисуйте иллюстрацию к нашей сказке.

-А вдохновит нас на работу музыка П.И. Чайковского “Времена года”. Композитор очень любил русскую природу и в теме “Весна”, которую мы услышим, написал пьесу “Подснежник”. Работаем.

12. Рефлексия.

Давайте оценим свою работу. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весну, которые оживила Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и прикрепите на полянку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше возьмите нераспустившийся цветок-бутон.

13. Домашнее задание.

- Сочините синквейн про любой первоцвет о котором вы узнали на занятии.

Приложение 6

Образовательная деятельность «Люди, заботящиеся о природе»

           Программное содержание: дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники — территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, рассказать, что есть охраняемые растения и животные — те, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем; показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

           Материал: Красная книга, плакат или цветные иллюстрации с изображениями местных видов охраняемых растений; подборка книг, фотографий об одном-двух заповедниках, в том числе о ближайшем; иллюстрации, бумага, клей для изготовления Красной книги группы.

Ход:

           Воспитатель рассказывает, что люди очень интенсивно используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а также животных и растений, которые живут и произрастают в лесах, реках, морях. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. (Воспитатель может привести конкретные примеры гибели морских животных, когда на море происходят аварии танкеров с нефтью, или др.). Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать людей для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются заповедниками.

              Воспитатель демонстрирует иллюстрации и коротко рассказывает о заповеднике. Говорит о людях, которые работают в заповеднике, наблюдают за состоянием природы, изучают растения и животных, следят за их численностью.

             Воспитатель демонстрирует Красную книгу, рассказывает о ней. Объясняет, почему она красного цвета. Специально останавливается на видах растений и животных, охраняемых в местности, где находится детский сад. Предлагает детям сделать свою Красную книгу. В свободное время воспитатель и дети создают Красную книгу своей местности, показывают родителям, чтобы они тоже знали, какие растения охраняются законом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алханай-единственное место в России где сложилась гармоничная система культовых буддийских и природных памятников

Слайд 2

Гора Алханай – самая высокая точка Алханайского горного массива, она издавна служит основой культа в религии бурят. Вершину Алха­ная называют обителью божеств. Н а горе Алханай есть обоо – место жертвоприношений с сухой веточкой, на которой подвязаны лоскутки материи. По периметру плоской вершины горы Алханай проложена тропа, по ней верующие совершают обход с чтением молитв вокруг священной вершины…

Слайд 3

Самое любопытное место здесь естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Здесь делают жерт­воприношения рисом, монетами, табаком, к сосне привязывают лоскутки материи – просьба к горному духу даровать здоровье, богатство и благополучие.

Слайд 4

Щель грешников– естественное нагромождение ее обломков, образующих узкий сквозной проход длиной 2.5 метра. Проход в скале —своеобразное чистилище: если человек свободно пролез через эту щель между глыбами, значит он не грешен и Алханай его принимает, если он не может пролезть или боится, то Алханай его не принима­ет, поскольку человеку мешают грехи (отсюда и название останца – «Щель грешников».)

Слайд 6

Эхын Умай — это естественный грот длиной около 4 м .,. Здесь паломники совершают ритуальные обряды и просят у хранительницы Эхын Умай детей для продолжения своего рода. Грот, как правило, навещали и навещают те семьи, у которых по разным причинам нет детей. Жертвоприношения совершают у входа в грот, выговаривая и вымаливая свои просьбы. Внутри грота зажигают лампадку, окуривают пространство благовонными травами, совер­шают « омоление » каплями воды, стекающими по стенкам и с потолка грота. Затем ищут, буквально выковыривая пальцами из ямок стен и потолка, камушки. По поверьям, сколько камушков удалось «добыть» в Чреве Матери, столько детей должно родиться.

Слайд 7

Алханай - очень интересное место, где абсолютно все обладает лечебными свойствами, здесь люди излечиваются от различных болезней. Лечебные источники , их девять, каждый из них излечивает от каких либо заболеваний. Также очень богат растительный мир. И здесь природа не обошла стороной: каждое дерево, каждый кустик обладает лечебными свойствами

Слайд 8

Кедровый стланник

Слайд 9

Рододендрон даурский (багульник )

Слайд 10

Ольха кустарниковая

Слайд 11

Барбарис сибирский

Слайд 12

Абрикос сибирский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

животный мир Забайкалья

интересное занятие, очень увлекательное , с викториной в виде блиц-опроса...

конспект лекарственные растения Забайкалья

региональный компонент Забайкалья...

Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе "Зимующие птицы Забайкалья"

Образовательная область "Познание", "Художественное творчество"...

Памятка в родительский уголок здоровья "Удивительные факты о витаминах"

В данной памятке собраны некоторые факты о витаминах, их пользе, которые некоторые могли и не знать....

Уголок "Удивительный мир Байкала"

Уголок был создан в ходе реализации долгосрочного проекта "Байкал - жемчужина Сибири", для знакомства детей с уникальным озером и его обитателями....

Уголок "Удивительный мир Байкала"

Уголок был создан для знакомства детей с уникальным озером и его обитателями....

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».Задачи: Познакомить детей с природой Забайкальского края. Дать поня...