Консультация для педагога "Эвенкийский бубен"
консультация (старшая группа)
Актуализация эвенкийского бубна на сегодняшний день направлена, прежде всего, на сохранение традиционной музыкально-инструментальной культуры малочисленных коренных народов Севера. Бубен, как наследие древней эпохи, максимально соответствующий собственным традициям, обладает специфическими чертами ,его бытования в новых жизненных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_evenkiyskiy_buben.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
« Эвенкийский бубен, техника исполнения»
Традиционная культура коренных малочисленных народов Севера представляет собой сокровищницу общечеловеческой культуры. Традиции, верования, обряды, песенный и танцевальный фольклор – огромное достояние мирового значения.
Сложные природно-климатические условия обуславливают необходимость особого внимания к сохранению и возрождению самобытной культуры и традиционного образа жизни таких коренных древнейших народов Севера, как эвенов и эвенков.
Эвены и эвенки – самобытный народ. Их самобытность выражается, прежде всего, в неповторимых обычаях, обрядах, отражающих глубинную народную мудрость, но нет сомнения в том, что они, ведя кочевой образ жизни, испытывая очевидные трудности, живут полнокровной жизнью благодаря древним традициям, которая обладала колоссальной силой воздействия на образ мыслей, поведение, поступки людей, представляя собой целый свод неписаных законов, бережно передававшихся из поколения в поколение в течение длительного периода истории.
Эвенки – этноним «эвенкил» коренной народ, населяют, обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке, а также в Монголии и на севере-востоке Китая. Делятся на несколько субэтнических групп. Наибольшее различие - между западными (Красноярский край, Иркутская обл. и др.) и восточными (Амурская обл., Хабаровский край) эвенками. Проживает около 40 тысяч человек.
Основным деятельностью эвенков, таежного народа, была охота, а эвены - тундровый народ, издревле занимались оленеводством, поэтому эвенов также издавна называют «ороч», «орочен» от слова «орон», которое означает «домашний олень».
В настоящее время эвенкийский музыкальный инструментарий является малоизученной. Обычно при перечислении их музыкальных инструментов приходит на ум только наличие у них шаманского бубна, общераспространенного инструмента, имевшего больше обрядовое значение.
Игра на музыкальных инструментах эвенов и эвенков сопровождала важные события семейного и охотничьего быта, массовые народные праздники, танцы, ритуалы. Они были связаны с охотничьим промыслом, магическими обрядами, играми детей и другими формами жизни аборигенов.
Особенно широко распространены ударные и шумовые инструменты в основном выполненных из подручных материалов, которые использовались в быту. Главным инструментом из них является шаманский бубен.
Эвенкийский бубен – унтувун, нимңаңки имеет овальную (яйцеобразную) форму. Обтянут он прочной кожей лося. Кожа представляет особую перепонку-мембрану, которая может звучать лишь в натянутом состоянии. На внешней стороне последней имелись резонаторные «шишки», в основании которых были деревянные столбики различной формы, часто высокие столбики чередовались с низкими. На них натягивались жильные нити или тонкие ремешки. Эти столбики основывали волнистую линию очертания бубна. По данным исследований кандидата лингвистических наук, доктора исторических наук, этнографа-тунгусоведа Глафиры Макарьевны Василевич, число таких «шишек» на бубне увеличивалось по мере роста «опыта и силы» шамана .
Бубен имеет не только общую структуру и эстетику звучания, но и общий ритуальный смысл. Бубен символизирует животное-помощника шамана. Во всех культурах шаман перед началом камлания на новом бубне обязательно совершает ритуал его «оживления»
В течение жизни шаман менял семь бубнов, их изготавливали из лиственницы, а интервалы замены составляли от 3 до 7 лет. Бубен используют только в особых случаях. Битье в бубен несмотря на то, что это кажется очень легким и простым, требовало от исполнителя большой сноровки и искусства. Новичку приходилось очень долго упражняться, пока он достигал должного умения. Тоже самое следует сказать и относительно пения. Шаманское действие длилось несколько часов, и все это время шаман должен был работать без перерыва.
И действительно требовалось несколько лет практики, пока приобретались требуемые твердость руки и свобода голоса. Некоторые шаманы в продолжение всего подготовительного периода почти не выходили из внутреннего полога и по нескольку раз в день упражнялись на бубне, пока не выбивались из сил.
Известны многие постановки с использованием бубна. Однако бубен как музыкальный инструмент используется чаще в подражательных танцах, или танцах, имеющих обрядовое значение – Ьээдьэ как аккомпанемент.
Бубны, использовавшиеся в обычной жизни, были предназначены для аккомпанирования песен и для игр. Для изготовления этих бубнов подходит шкуры любого животного. Для песенных бубнов чаще всего используют шкуру важенки, она более нежная и подходит для аккомпанирования народных песен. Песенно-танцевальные и игровые бубны были размером меньше, чем обрядовые и по форме напоминали круг.
Таким образом, актуализация эвенкийского бубна на сегодняшний день направлена, прежде всего, на сохранение традиционной музыкально-инструментальной культуры малочисленных коренных народов Севера. Бубен, как наследие древней эпохи, максимально соответствующий собственным традициям, обладает специфическими чертами ,его бытования в новых жизненных условиях.
Мастер-класс – выступление родительницы старшей группы, носителя Эвенкийского языка, с музыкальным номером с использованием бубна, варгана. Носитель коренных малочисленных народов Севера, популяризирует эвенский песенный бубен, так как в своих выступлениях, песнях он аккомпанирует над бубном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бубен"
Музыкальная игра для детей 1 младшей группы...
музыкальный инструмент - бубен.
История бубна, танцы с бубнами, игры с бубнами, картинки с бубнами....
презентация для детей "Русские народные инструменты. Трещотка. Бубен"
Презентация для детей дошкольного возраста по музыкальному развитию...
Конспект музыкально-тематического занятия "Бубен и ложки" для детей подготовительной группы
Конспект музыкального занятия по теме "Музыкальные инструменты"...
Технологическая карта дидактической игры «Волшебный бубен» для детей среднего дошкольного возраста.
Технологическая карта дидактической игры «Волшебный бубен» для детей среднего дошкольного возраста/...
Мифология хакасов – бубен шаманов.
Хакасы – тюркоязычный народ Южной Сибири, традиционной религией которых является шаманизм. В шаманизме главным атрибутов для общения с духами является бубен шамана, с помощью которого ...
Пособие к занятиям по игре на детских музыкальных инструментах «Бубен, барабан, музыкальные молоточки»
Игра на детских музыкальных инструментах как вид музыкальной деятельности. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях: это и...