ГОРОДСКАЯ СЕКЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ» РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «СААМЫ. МАЛ НАРОД, ДА ВЕЛИК»
проект (старшая группа)
В последнее время дошкольное образование характеризуется не только обновлением содержания и инновационными процессами в системе образовательной деятельности с воспитанниками, но и переходом на новые, более свободные формы организации образовательного процесса. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить духовное и нравственное развитие личности.
Один из главных принципов дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству способствует успешной социализации личности, формированию устойчивой связи поколений и ответственного отношения к малой Родине. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Культура народов Севера является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями коренных народов Севера. Поэтому процесс реализации национально – регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста направлен на приобщения детей к культуре народов саами.
По результатам педагогического мониторинга по разделу «Ознакомление с окружающим» выявили, что у 30 % воспитанников сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера. У 30% воспитанников на предмет представлений о народах Севера недостаточно знаний о праздниках, играх народов Севера. У 40% воспитанников не сформированы знания о культуре и традициях народов Севера. 70% родителей (законных представителей) из числа опрошенных считают нужным ознакомление детей с жизнью саамов, изучение и сохранение народных игр, традиций и праздников коренных народов. Поэтому мы решили дать детям географические и природоведческие представления о народах саами с помощью проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
madou_no25.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Виноградова Елена Брониславовна
Учитель-дефектолог
Суранова Александра Викторовна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №25 компенсирующего вида»
ГОРОДСКАЯ СЕКЦИЯ «ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «СААМЫ. МАЛ НАРОД, ДА ВЕЛИК»
Да, Лапландия страна
И мрачна, и холодна,
Лишь полярное сиянье
Вспыхивает иногда.
Но в Лапландии живёт
Стойкий северный народ.
Из оленя каньги шьёт,
Ловко он хингу плетёт,
Старый мудрый их шаман
Прогоняет ураган.
В тундру нас ведёт окас
По морю ведёт карбас.
Актуальность проекта:
В последнее время дошкольное образование характеризуется не только обновлением содержания и инновационными процессами в системе образовательной деятельности с воспитанниками, но и переходом на новые, более свободные формы организации образовательного процесса. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить духовное и нравственное развитие личности.
Один из главных принципов дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству способствует успешной социализации личности, формированию устойчивой связи поколений и ответственного отношения к малой Родине. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Культура народов Севера является богатейшим материалом для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями коренных народов Севера. Поэтому процесс реализации национально – регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста направлен на приобщения детей к культуре народов саами.
По результатам педагогического мониторинга по разделу «Ознакомление с окружающим» выявили, что у 30 % воспитанников сформированы знания по ознакомлению с бытом и культурой народов Севера. У 30% воспитанников на предмет представлений о народах Севера недостаточно знаний о праздниках, играх народов Севера. У 40% воспитанников не сформированы знания о культуре и традициях народов Севера. 70% родителей (законных представителей) из числа опрошенных считают нужным ознакомление детей с жизнью саамов, изучение и сохранение народных игр, традиций и праздников коренных народов. Поэтому мы решили дать детям географические и природоведческие представления о народах саами с помощью проектной деятельности.
Проектная деятельность является важным направлением комплексной интегративной помощи детям. При планировании проекта учитывался пошаговый алгоритм действий взрослых и детей. В процессе реализации проекта мы опирались на коллектив дошкольного учреждения и родителей, который были главные наши помощники при отборе материала и построении матриц проекта.
Содержание проекта позволило решать задачи умственного, физического, речевого, социокультурного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы,
учитель-дефектолог, родители.
Цель проекта: ознакомление детей с жизнью саамов, их местом проживания на территории Российской Федерации.
Задачи проекта:
Продолжать формировать интерес к «малой Родине»;
Продолжать воспитывать интерес и уважение к коренным жителям родного края, народу – саами;
Углублять знания о быте и труде саамского народа;
Познакомить детей с праздником Международный день саамов; национальным саамским флагом;
Развивать внимательность, наблюдательность, познавательный интерес, художественно-творческие способности; формировать умение пользоваться различными приёмами сбора информации;
Воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа;
Повышать эффективность детско-родительских отношений и самооценку родителей в воспитании ребенка.
Ожидаемые результаты:
1.Проявление познавательного интереса детей к природе и жизни народов Севера.
2. Овладение знаниями о зависимости образа жизни людей от климатических условий.
3. Умение составлять рассказы о Севере с опорой на картинно-графические схемы; активно использовать в речи словарь по теме проекта.
4. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнерских отношений.
5. Повышение компетентности педагогов по теме проекта.
Предварительная работа:
Подбор наглядных дидактических, демонстрационных материалов;
Подбор методической, научной и художественной литературы;
Создание картотеки подвижных игр народов Севера;
Оформление консультативного материала для родителей;
Поиск информации в интернете педагогами, родителями;
Разработка занятий и бесед по теме проекта.
Полученные результаты:
Реализуя проект, мы обращали внимание на то, как в совместной деятельности дети с разными стартовыми возможностями обретают жизненный опыт. В ходе проекта мы стремились ориентироваться на детские потребности и интересы, возрастные и индивидуальные возможности каждого ребёнка включённого в образовательную деятельность.
Для реализации проекта «Саамы. Мал народ, да велик» администрация нашего сада приобрела для группы патриотический уголок с уклоном на региональный аспект, дети могли наглядно рассмотреть, где непосредственно поселились саамы на Кольском полуострове в России. Патриотический уголок многофункционален, информация может меняться в зависимости от тематического планирования и решаемых задач группы.
Чтобы сохранить устойчивый интерес детей к познанию жизни саамов на Кольском полуострове педагоги группы изготовили для детей дидактические пособия: «Собери саамский флаг», «Укрась кыссту» (кысста – зимние рукавицы), разработали электронную презентацию о жилье саамов, одежде.
Наряду с этой работой знакомили детей с устным народным творчеством Севера:
Дранишников В. 3. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. - Мурманск, 1990; «Сказки северной земли» - составили Галина Е.Г., Савельева С.Ю. – Москва 2015 . Учитывая особенности внимания и связной речи мы персонифицировали ознакомление с литературным материалом – начинали с разучивания саамских слов, затем стихотворений, пословиц и поговорок: «Соленой рыбки не поешь и чайку не попьешь.
Имеешь оленей – не имей лени.
Имеешь оленей – не имей лени.
Морошка любит ножки. А грибки любят глазки.
За морошкой нужны хорошие ножки»
при этом знакомили детей с саамскими словами, объясняли их значение (погост, вежа, кережа, каньги, нойд, сейд, койбицы, мальца, пимы, нарты, кувакса… Хейро, каюр, хорей)
Пытались довести до сознания детей красоту стихов о родном северном крае, а также учили детей логически мыслить. Учили детей слышать человеческую теплоту в стихах, воспитывали уважение к саамской культуре, воспитывали чувство радости за свой край, добро к людям.
По мере роста знаний детей о жизни саамов появилась возможность для реализации творческих способностей детей - организовывали выставки детских работ: «Мой север», «Животные Кольского полуострова»; дети с удовольствием рисовали предметы быта, одежду саамов: «Мама дочку нарядила», «Печок для сыночка».
Дети заметили, что в саамских сказках часто встречается олень Мяндаш – святой олень. Поэтому, когда была организована выставка детских рисунков в обществе слепых, каждый стремился нарисовать «первого помощника саама» - оленя.
С момента реализации проекта родители активно включились в работу, совместно были изготовлены книги-самоделки, все работы своеобразно оформлены, и собраны в большую рукописную книгу «Саамские сказки», в произведениях воспевается быт людей, их борьба с суровой северной природой, былинные герои и их славные поступки.
Родители совместно с детьми изготовили поделки: «Кувакса», «Северный гость – олень»; «Саамка» (придумай какое у неё сегодня настроение; в зависимости от ситуации у девочки саамки менялось настроение, с её помощью мы могли обсудить поступки детей, чтобы сделала девочка, как она поступит в этом случае и так далее), «Тупа».
Каждая семья нашего сплочённого коллектива внесла свою лепту в создание информационного журнала для дошкольников «Саамы. Народ мал, да велик».
Подготовленный материал способствовал созданию мини-музея: «Путешествие к саамам» - формирование у детей знаний о народе саами, ознакомление их с образом жизни, традициями, бытом, фольклором коренных жителей Кольского полуострова.
Завершением проектной деятельности стало совместное с родителями мероприятие: «Знакомьтесь, край Саамов».
Совместное воздействие таких факторов, как семья, ближнее окружение, детский сад, объединенные в одну систему, позволяет воспитывать у ребенка чувство гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Подводя итог нашего проекта, мы убедились в том, что принцип сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей) действительно эффективно реализуется на практике. Эффективность проекта подтверждается следующей результативностью: воспитанники овладели знаниями: успешность освоения предложенного материала составила 85 %, у детей появился интерес к культуре, традициям и праздникам народа саами. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках. Повысился интерес педагогического коллектива к культуре народов саами, как к образовательному и воспитательному источнику. У родителей возрос интерес к мероприятиям, связанных с обычаями и традициями народа саами (конкурсы поделок, спортивные соревнования, открытие мини-музея).
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать об успешном воспитании интереса детей старшего дошкольного возраста к традициям, культуре народа саами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по нравственному воспитанию "Хлеб всему голова"
Вашему вниманию предлагается проект по наравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. (проектная деятельность)Цель проекта: сформировать общественные знания детей о значимости труда...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Матрёшка - символ русской семьи", в рамках программы инновационной опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.
«Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин)....
Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Этот сказочный народ. Добрые и злые образы"
Изображение с помощью линий и тонального пятна добрых или злых персонажей сказок...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».
laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО
Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....