Конспект занятия в подготовительнй группе "Россия - родина моя"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 55 «Истоки»
города Рубцовска Алтайского края
658218, г. Рубцовск ул. Светлова, 84
телефон: 5-86-98, e-mail: istoki-g@yandex.ru
Конспект
организованной образовательной деятельности
по теме: «Россия – родина моя»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила: Кадникова Наталья Владимировна, воспитатель
г. Рубцовск
2023 год
Тема : «Россия – родина моя»
Цель –
Задачи: создание условий, способствующих познавательному развитию воспитанников, расширение представлений воспитанников
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить представления о народах проживающих в России. Обобщить и расширить знание о Москве, о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.
Развивающие: развивать внимание, память, речь, расширять словарный запас, поддерживать непринужденную беседу.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России
Предварительная работа: беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание глобуса, фотографий городов; рассматривание живописных произведений о Родине, д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб»; сюжетно-ролевые игра «Путешествия по городу»; рассматривание открыток о Москве.
Словарная работа: Георгий Победоносец, двухглавый орел
Образовательные технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения:
Практические: упражнение
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, художественное слово
Игровые: дидактическая игра , виртуальная экскурсия
игра «Найди флаг», «Собери герб»
Ход занятия
- Вводная часть.
Приветствие
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Шар земной передо мной
Не такой он уж большой.
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка - город мой родной.
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус?
Дети: Модель планеты Земля.
II.Основная часть
Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.
В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Ребенок читает стих. Г. Ладонщиков
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию Росси на карте? Ребенок показывает.
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Наша Родина расположена на крупнейшем материке, который называется Евразия и омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
Посмотрите на карту. Как много стран на нашей планете. Давайте поиграем в игру.
Игра: «Кто в какой стране живет?»
Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.
В Италии-
В Испании -
В Америке -
Во Франции -
В Германии -
В Китае -
В Грузии -
Молодцы, как много стран и жителей мы назвали.
Воспитатель: Главное богатство нашей страны- наш народ.
Назовите какие национальности проживают в России? (русские, татары, башкиры, чуваши и т.д.
Игра «Собери картинку, назови национальность»
Воспитатель: многонациональная наша страна и все люди живут в России дружно и счастливо.
Воспитатель: Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с ,наш дом. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение В. Степанов( Вероника)
Что мы Родиной зовём ?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: - Русский народ придумал очень много поговорок и пословиц о Родине и любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
Дети:
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Жить - Родине служить
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина поучает – Родина выручает.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Тот герой кто, за Родину горой.
Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
А теперь ответьте на такой вопрос. Какие три отличительные символа есть у любой страны, в том числе у Россия?
Дети: Гимн, герб, флаг.
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: Из белого, синего и красного.
Воспитатель: Что означает каждый цвет?
Дети: Белый - он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей. Красный - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Стихотворение о флаге М. Бебина(Еньшина)
Российский флаг
Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
Игра «Узнай флаг своей страны».
Воспитатель: Посмотрите а что это за символ?
Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
- На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем, что символизирует победу добра над злом), а этого воина зовут Георгий Победоносец.
А кто ещё изображён на гербе? (двуглавый орёл)
Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну легенду.
Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах) Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!»
Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе. Двуглавый орел - является символом единства и независимости государства.
Чтение стихотворения В. Степанова.(Брагинец)
У России величавой. На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток. Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Игра «Собери герб»
Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн.
Воспитатель: А что такое гимн? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, гимн - это торжественная песня. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривать.
Воспитатель: Правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну своей страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.
Звучит гимн России.
Физкультминутка
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Назовите столицу России – город … (Москва)
А вы хотите посмотреть и прогуляться по столице нашей страны?
Дети: Да
Воспитатель: Так как Москва далеко, мы сегодня с вами совершим путешествие -виртуальную экскурсию и посмотрим некоторые достопримечательности нашей чудесной столицы.(слайд 1,2)
Воспитатель: И начнем мы свою экскурсию со знаменитой Красной площади.(слайд 3)
Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: Потому что она красивая. Потому что на Руси всегда было - что красиво, то «красно».
Воспитатель: Главной достопримечательностью Красной площади является Кремль.(слайд 4)
В композиции Кремля много башен, каждая имеет своё название, одну из них вы знаете.
Дети: Это Спасская башня.(слайд 4)
В-ль: Спасская башня – самая красивая башня Кремля.
На ней располагаются главные часы нашей страны. (слайд 5)
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства?
Дети: Президент нашего государства - В. В. Путин.(слайд 6)
Воспитатель: В Москве много памятников знаменитым людям, которые жили в этом городе. Назовите эти памятники.(слайд 7)
Дети: памятник А. С. Пушкину, В. В. Маяковскому, П. И. Чайковскому, памятник Минину и Пожарскому
Все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника - Царь – пушку и Царь – колокол.
На этом слайде изображена Царь – пушка.(слайд 8)
Названа она так потому, что имеет огромный размер и вес. Так уж повелось на Руси – все самое большое и удивительное называлось словом Царь!
Царь - пушка предназначалось для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли.
А теперь посмотрите на следующее изображение, что это?
Дети: Это Царь – колокол.(слайд 9)
Воспитатель: Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоановны. Отлили его русские мастера Иван и Михаил Моторины. А как вы думаете, почему колокол никогда не звонил?
Дети: Однажды в Кремле случился пожар, мастера испугались, что от огня он расплавится, стали его заливать холодной водой. От разницы температуры колокол треснул и от него отвалился кусок.
Воспитатель: Верно ребята, колокол треснул от разницы температуры. Долго потом колокол лежал в земле, только через сто лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.
А также в Москве есть Третьяковская галерея , где собраны картины многих знаменитых художников.(слайд 10)
III.Заключительная часть.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.
Рефлексия
О чем мы сегодня говорили
Дети: О родной стране
Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).
Ребята, когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будите обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия гордиться вами, вашими делами и поступками!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе с использованием мультимедийной презентации "Моя малая Родина-деревня Савино".
Это занятие проводилось в подготовительной к школе группе "Золотой ключик" нашего детского сада. Для проведения занятия потребовалось создание презентации. Занятие проводится как обобщающее, после все...
конспект занятия в подготовительной группе по теме "Что мы Родиной зовём?"
конспект занятия в подготовительной группе...
Конспект занятия в подготовительной группе «Москва – главный город нашей Родины»
Цели: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.Оборудование: ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Наша Родина – Россия» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
Цели: продолжаем знакомить с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.Оборудование: интерактивная доска, цифровое оборудоание,выставка...
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Большая и малая Родина»
Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к семье, людям, окружающим ребенка в первые годы жизни, к малой и...
Конспект занятия "Большая и малая Родина" в подготовительной к школе группе
Данное занятие расширяет представление детей о Родине малой и большой...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ОО «Социально-коммуникативное развитие» по разделу «Социальный мир» по теме «Большая и малая Родина».
Цель: расширить представление детей о понятии «большая и малая Родина».Задачи: - познакомить детей с историческим прошлым и настоящим города Армавира...