Игры для ознакомления детей с историей и культурой русского народа
картотека

Сазонова Виктория Анатольевна

картотека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры  для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.

Разработал: Сазонова В.А.

     Вашему вниманию я хочу предложить ряд развивающих игр для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.

- Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси» (автор О.Н. Петренко).

Цель: Знакомить детей с названиями и назначениями предметов русского народного быта

 Ребенку  предлагается   разложить карточки с изображением орудий труда на одну большую карту с изображением одного вида ремесла. Ребенок должен назвать предмет и объяснить, почему положил этот предмет на данную карту.

- Дидактическая  игра «Народные промыслы».

     Цель Учить воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе знаний по лепке, аппликации, рисованию; проверить знания детьми разных видов народного декоративно-прикладного творчества.

     В первом задании диагностики нам понадобилась дидактическая игра «Народные промыслы» (автор Г.С. Швайко).

          Детям  предложены  игрушки в количестве 10 штук. Ребенок, должен назвать вид народного искусства и ответить на вопросы:

-        Какие мастера выполнили игрушку?

-        Какой росписью расписана игрушка?

-        Назови материал из которого изготовлена игрушка.

- «Народный узор» (автор Г.С. Швайко), дидактическую игру «Что изменилось» (автор Н. Курочкина), дидактическую игру «У матрешки день рожденье».

     Цель: Выявить умение  детей ориентироваться в разных видах народно декоративно-прикладного творчества; выявить умение использовать разные виды народно декоративно-прикладного творчества в продуктивной деятельности.

     В первом задании третьего этапа нам понадобилась дидактическая игра «Народный узор» (автор Г.С. Швайко).

Цель: Выявить умение  детей ориентироваться в разных видах народно декоративно-прикладного творчества.

     Для игры использовалось поле (карта) состоящая из 16 клеток и карточки с элементами городецкой, хохломской, дымковской, гжельской росписи. Ребенку  предлогается разложить по клеткам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.

          Во втором задании третьего этапа диагностики нам понадобилась дидактическая игра «У матрешки день рожденье».

          Детям предлагается силуэты игрушек и предметов, вырезанных из бумаги. Задача ребенка – определить вид промысла, силуэт и расписать его в соответствующем стиле.

Дидактическая игра «Что изменилось?».

Цель: Учить детей ориентироваться в разных видах народно декоративно-прикладного творчества.

          Для игры использовалось несколько предметов быта и посуды разных народных росписей (городецкой, хохломской, дымковской, гжельской). Перед детьми мы поставили  пять предметов с различной росписью. Ребенку предлагается запомнить расположение предметов, затем ребенок закрывал глаза, а взрослый либо сверстник меняет один – два предмета местами.  Задача ребенка определить и ответить что изменилось.

- Дидактическая игра «Народный календарь» (автор М.Ю. Новицкая)

          Цель: Знакомить  детей с народными праздниками и традициями;.

      В первом задании  нам понадобилась дидактическая игра «Народный календарь» (автор М.Ю. Новицкая).

Цель: Выявит знание детей о народных праздниках и традициях.

     Перед детьми демонстрировались картинки с изображением народных праздников. Дошкольникам предлагалось ответить на вопросы:

-        Какие осенние праздники ты знаешь?

-        Выбери картинку с изображением осенних праздников, расскажи о них.

-        Какие зимние праздники ты знаешь?

-        Выбери картинку с изображением зимних праздников, расскажи о них.

-        Назови весенние праздники.

-        Выбери картинку с изображением весенних праздников, расскажи о них.

-        Назови летние праздники.

-        Выбери картинку  с изображением летних праздников, расскажи о них.

- Дидактическая игра «Отгадай праздник» (автор Т.Ф. Барыкина).

     Деям раздавались сюжетные картинки с изображением народных праздников. Тот ребенок, у которого была картинка с изображением описанного праздника, показывал ее и называл праздник.

Хочу предложить примерный ход занятия по знакомству детей с традициями русского народа.

     Вся работа с детьми проходила в нетрадиционной обстановке. В группе  мы оборудовали  «Русскую избу» в которой расположили предметы быта славян: лавки, люльку, мебель, сундук, игрушки русских народных умельцев, и пр.  Душа русской избы домовенок  Кузя, (роль Кузи выполняла воспитатель группы) хороший домохозяин, вечный хлопотун, ворчливый но в глубине души  заботливый и очень добрый. Каждая встреча ребят с домовым приносит много радости, веселья. Кузя всегда рад гостям, его истории, рассказы, беседы, игры, хороводы, сказки, песни, частушки волнуют душу ребят, веселят и радуют их детские сердца.

     Итак, зажигается лучина, дети рассаживаются поудобнее, кто на лавке расположится, кто на сундуке, а кто и на половике усядется, и Кузя начинает ведать нам новый рассказ. Рассказы разные, постоянно новые,  интересные, о традициях славянского народа, о праздниках и обычаях, быте и искусстве  русских людей. Особое внимание Кузя уделяет русскому народному календарю, так как  точками и ориентирами отчета годового времени служили праздники. Год делился на четыре сезона: зиму, весну, лето и осень. В каждом сезоне были свои знаменательные праздники. Например, зимой –  «Святки», «Рождество», «Новый год», «Масленица»; весной – «Вербное воскресенье», «Встреча весны»,  «Праздник Сороки», «Пасха», летом –  «Праздник Ивана Купала», «Медовый спас»; осенью – «Покров день», «Синичкин праздник» и пр. В праздничные дни, рассказывает Кузя, все выглядело, по-особому, каждая изба внутри  преображалась благодаря идеальной чистоте, новым половикам, развешанным полотенцам с «украсами»,  расставленной по полкам праздничной утвари, затепленными  у икон лампадами. Поведение людей менялось, они наряжались в праздничные одежды, встречали гостей и сами ходили в гости. С тех времен и появилась традиция, на праздники наряжаться и избу украшать. Большой интерес у ребят вызвало традиционные праздники. Ребята пришли в восторг от того, что дети по традициям славян выступали в роли зачинщиков, застрельщиков. Кузя рассказал насколько велика и разнообразна была роль детей в календарной обрядности, как они включались в круговерть праздников. Показывал ребятам  картинки и иллюстрации народных праздников, пел частушки, проговаривал заклички, колядки. А особенно детям нравилось когда Кузя открывал свой старинный сундук, наряжал ребят в русские народные костюмы, одевал им парики и бороды, шапки с рогами, и проигрывал вместе с ребятами колядки, попевки, заклички,  и пр., играл в русские народные игры, водил хороводы. Так проходило знакомство детей с традиционными праздниками славян.

     В ненастные дни, когда на улице шел дождь или хлопьями падал с неба снег, Кузя рассказывал детям сказки и былины про русских богатырей, коварную Бабу – Ягу, прекрасную Василису Премудрую. Да не просто так, а по волшебному по сказочному, то заговорит вдруг богатырским голосом, или захихикает, заухает  как Леший в лесу, а то засвистит как соловей Разбойник. Слушать его одно удовольствие.

     В  его сказках и былинах перед умственным взором ребят возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, русский народный быт и культура. Сюжеты его историй побуждают желание детей в играх передать образы и характер понравившихся  персонажей, быт и культуру русского народа, чтобы игры были интересней, Кузя дает детям костюмы и реквизит, кукольный театр и ширму кукольного театра которую подарил ему Петрушка. Так дети становятся непосредственными участниками сюжетов сказок, былин, учатся благодаря элементам быта русского народа создавать обстановку к играм.

     Веселый и добрый у нас домовенок Кузя. В избе всегда царит идеальная чистота,  порядок, не любит он неряшливых, не аккуратных детей. Вот  и старается прививать любовь к труду,  часто повторяет он детям русские народные пословицы и поговорки: «Дело учит и мучит и кормит», «Ремеслу везде почет». А если кто от дела бежит прочь, незамедлительно скажет: «Лень вперед (имя ребенка) родилась» а, кто поторопится с укорит произнесет: «Поспешишь - людей насмешишь». В его пословицах и поговорках высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Обращенные пословицы и поговорки к детям открывают правила поведения, моральные нормы, скрытый смысл становится для ребят понятен.  

     При каждой встрече с ребятами, Кузя готовит предметы быта, и постоянно новые, интересные. Знакомит и с прялкой, с кочергой, с коромыслом, с плугом и т.д. рассказывает о их назначении и необходимости, кто ими пользовался и как, например, для гончара – нужен гончарный круг и глина, плотнику – рубанок и молоток, кузнецу – кузня и наковальня, пахарю - соха и пр.

     А еще есть у Кузи волшебная книга  - загадушка. Кузя ее прячет в чулане за семью замками. Чтобы эту книжечку достать нужно на семь вопросов ответить, да не просто ответить, а слепить или нарисовать или мимикой и пластикой показать. Вопросы самые разные, и про народные игрушки, и про роспись народных мастеров, и про предметы быта, и про сказочных героев не забывает спросить. Когда дети ответят на все вопросы  Кузьма книгу достает. Очень серьезно он к загадкам относится.  Любит  загадки загадывают. Кузины загадки открывают особенности родного языка, приучают детей к острой и живой мысли, поэтизируют для ребят окружающий мир, традиции, предметы быта славянского народа.

     Итак, в увлекательной, игровой форме  проходит знакомство детей с традициями, обрядами, праздниками славянского народа, воспитывается уважение и любовь  к русской культуре.

Праздники русского народа.

     Одним из любимых праздников ребят это – «Рождественский сочельник», дети называют его «вкусная коляда». Так как, по словам ребят: «… он приносит нам много сладостей и веселья, и мы превращаемся в настоящих русских парней и красавиц девушек».

      В подготовке к этому мероприятию участвовали дети, сотрудники детского сада, родители. Кузя рассказывал о празднике, его обычаях и обрядах. Рассматривались иллюстрации книг, русские народные костюмы, прослушивалась русская народная музыка; ребята разучивают колядки, песни, сценки; украшали  звездами мешок для угощенья; повара выпекали обрядовые фигурки: для девочек – фигурки женского рода, для мальчиков – мужского рода; утюжились   русские народные костюмы; музыкальный руководитель доставал гармонь и праздник начинался. С шумом и весельем дети обходили весь детский сад, каждую группу, кабинет. По традиции, прежде чем войти спрашивают у хозяев разрешения:

«Хозяин с хозяйкою, велите овес прокликать!».

     Сотрудники детского сада отвечают:

«Кличьте!».

Ребята с радостью и весельем начинают величать «Хозяев двора», за что получали угощение к чаепитию. Праздник заканчивается около русского самовара за праздничным столом, с конфетами, пряниками, обрядовыми фигурками, в общем, с угощением которые дети получили во время колядок.

«Масленица».

Праздник масленица, занимает особое место в жизни детского сада. К нему начинают готовиться с осени. Косят траву, высушивают ее, сено собирают и оставляют для изготовления Масленицы. Для барыни масленицы шьют красивый сарафан, рубаху, косынку, чтобы она была самой красивой на празднике. Ребята разучивают приветствия Масленице, песни, хороводы. Ведь им отводится главная роль встречать, воспевать масленицу. Только масленица въезжает на территорию детского сада, дети весело говорят:

«Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На коньках вороных!».

     Дети поют песни, танцуют хороводы, играют в игры. Так начинается славная неделя масленицы. Родители пекут блины. По традиции на Руси с первым блином вокруг дома оббегал верхом на кочерге сын. Эту миссию выполняет мальчик, который самый младший по возрасту в группе. Ему выпекался специально блин. И он с этим блином верхом на кочерге бегает вокруг сада со словами:

«Прощай зима холодная!

Приходи лето красное!».

     Последний день масленицы дети ждут с нетерпением, этот день особый. Ребята помогают собирать веточки для костра, наряжаются, для торжественного  провода Масленицы.  И вот, костер горит, ребята кто в шутку, а кто всерьез произносят на прощание слова:

«Ты прощай, прощай, наша Масленица.

Масленица прощай, а на следующий год,

Опять к нам в сад приезжай!».

«Вербное воскресенье»

На кануне вербного воскресенья ребята приносят вербу в группу. Рассматривают ее, составляют описательные рассказы, на рисовании -  рисуют вербу, на лепке – лепят, на аппликации – изготавливают поделки, разучивают с домовенком слова.  Одним словом чествуют это растение. С нетерпением, ожидая праздника. Ну, вот наступает день праздника. Дети с радостью и восторгом хлещут друг друга со словами:

«Верба хлест,

Бей до слез,

Верба – синя

Бьет не сильно.

Верба – красна,

Бьет напрасно.

Верба – бела,

Бьет за дело».

Хлещут дети друг друга по славянской  традиции как Кузя научил: с подошвы ног до пупка, с ладони правой руки до сердца, с ладони левой

руки до сердца, а потом охаживают спину.  Так, дети очищают себя от всяких болезней. И заряжаются здоровьем на весь год.

«Сороки день». Этот день символизирует прилет птиц, а значит и прихода весеннего тепла. Дети готовились к этому празднику ответственно, серьезно, так как  Кузя рассказал  важность этого праздника,  познакомил с традициями приметами. Разучивал вместе с ребятами заклички, дети репетировали, старались говорить весело, четко, радостно и  громко с задором, так как знают от этого зависит весенняя погода. Будут кликать весну радостно и громко, весна будет теплая и ясная, а тихо и грустно, тепла долго не будет.  Утром выпекаются жаворонки. На лепке ребята лепили жаворонков, выходили с ними на улицу, высоко над головой поднимали их и кликали весну:

«Жаворонки прилетите!

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите!».

     После обряда, ребята посадили своих жаворонков как можно выше над землей, и шли в группу есть выпеченных жаворонков. Они знают, съесть нужно всего жаворонка, а голову оставить маме, чтобы в году в доме было благополучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"

Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"Цель:  Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области Русской народной культуры....

Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа.

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что, связано с народной к...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Игры для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.

Вашему вниманию я хочу предложить ряд развивающих игр для ознакомления детей с историей и культурой русского народа....

«Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа».

Цель:Ознакомление дошкольников с историей  и культурой русского  народа Фольклор является наиболее яркой   сферой выражения народного идеала.  Основной чертой фольк...

Консультация для родителей "Ознакомление детей с традициями и культурой русского народа. Праздник Масленица!"

Консультация для родителей "Ознакомление детей с традициями и культурой русского народа. Праздник Масленица!"...