Конспект занятия по познавательному развитию "Заповедники Югры"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;
Сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
Развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
Воспитывать бережное обращение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapovedniki_yugry.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия
Тема «Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра»
группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Махиянова Л.Г., воспитатель
Цель: закрепить знания детей о заповедниках России и их назначении
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;
Сформировать представление детей о растительном и животном мире заповедников;
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;
Развивать интерес к изучению родного края.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
Воспитывать бережное обращение к природе.
Предварительная работа:
- Беседа «Знакомство с первым заповедником России»;
- Просмотр мультимедийной презентации о заповедниках
- Беседа «По страницам Красной книги ХМАО»
- Коллективная работа из пластилина «Заповедный лес»
Материалы и оборудование: телевизор; ноутбук; мультимедийная презентация «Заповедники Югры»
Ход занятия
1. Вводная часть.
Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».
«Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…»
Вопросы по рассказу.
Воспитатель: По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
Воспитатель: А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)
Воспитатель: Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.
Воспитатель: Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?
Дети: Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.
Воспитатель: Для этого в нашей стране созданы заповедники.
Воспитатель: Давайте вспомним, что такое заповедники?
Дети: Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?
Дети: Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают.
Воспитатель: Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.
Воспитатель: Скажите, чего нельзя делать в заповедниках?
Дети: Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, как называется наш край, в котором мы живём?
Воспитатель: На территории нашего края – ХМАО - Югра тоже есть заповедники. Сегодня с одним из них вас познакомит нас Бургардт Тимофей.
Рассказ о заповеднике.
«Этот заповедник имеет название Малая Сосьва. Назван так потому, что он расположен в долине реки Малая Сосьва. На его территории много болот, мало озёр и много лесов. В лесах растёт сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и берёза»
Воспитатель: Итак, давайте с вами совершим небольшое импровизированное путешествие с помощью презентации, которую я для вас подготовила, и увидим животных, птиц, рыб и насекомых, обитающих в заповеднике Малая Сосьва».
Мультимедийная презентация «Путешествие в Малую Сосьву».
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Воспитатель: В заповеднике «Малая Сосьва» сохранился такой вид редкого животного, которое обитает возле водоёмов, как западносибирский (североазиатский) речной бобр. Бобр занесён в особую книгу под названием Красная книга.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем»
Воспитатель: Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
Воспитатель: Ребята, а теперь Андрей хочет вас познакомить с ещё одним заповедником, который находится на территории нашего края.
Андрей: «Ещё один заповедник, который находится на территории нашего округа - это Юганский заповедник. А причиной тому послужило то, что люди начали стремительно осваивать нефтегазовые месторождения и лесные массивы нашего края, что поставило под угрозу уничтожения лесов, болот, озёр и рек. Называется этот заповедник Юганский потому, что он находится в бассейне реки Большой Юган. На территории заповедника растут хвойные леса, в которых преобладают такие деревья, как ель, пихта и кедр. А также там есть много болот и озёр, в которых обитает много рыбы.
Воспитатель: А можно ли ловить рыбу в этих озёрах?
Воспитатель: А рубить деревья или ломать ветки?
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в ещё одно путешествие – в Юганский заповедник».
Мультимедийная презентация «Путешествие в Юганский заповедник».
Воспитатель: Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?
Дети: Надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей тебя природе.
Воспитатель: Давайте, ребята с вами сегодня придумаем и нарисуем специальные предупреждающие знаки о том, чего нельзя делать в лесу, у реки, в горах, у озера, на лугах и степях. А потом каждый пояснит свой знак.
3.Практическая работа детей
Дети самостоятельно выполняют знаки на заранее заготовленных карточках.
4. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, с какими заповедниками нашего округа мы с вами сегодня познакомились?
Воспитатель: Кто нас познакомил с ними и помог совершить путешествие в заповедники «Малая Сосьва» и «Юганский заповедник»?
Воспитатель: Какие знаки вы сегодня нарисовали и что они означают?
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема занятия: «Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми старшей группы.Тема занятия:«Звали меня югорцем, Землю мою- Югрой!»...
Конкурс конспектов занятий по ИЗО "Легенды Югры"
Ув. коллеги, представляю Вашему вниманию конспект занятия и презентацию по декоративно-прикладному искусству коренных народов Югры....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ»
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Конспект занятия в старшей группе «Югра – мой край родной»
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Югра - Мой край родной"...
конспект занятия "в гости в Югру"
Для России наш город - маленькая частичка, а для нас Родина. И мы гордимся, что живем здесь, в Югре....
Конспект занятия в старшей группе "Югра- наш край родной"
Конспект занятия в старшей группе "Югра- наш край родной"...