Методические рекомендации по теме «Ознакомление дошкольников с произведениями писателей Восточной Сибири»
методическая разработка
Методические рекомендации содержат картотеку писателей Восточной Сибири, сылки на произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Управление образования Администрации Шелеховского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 10 «ТОПОЛЁК»
(МКДОУ ШР «Детский сад № 10 «Тополёк»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по теме
«Ознакомление дошкольников с произведениями писателей Восточной Сибири»
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ ШР «Детский сад № 10 «Тополёк»
Бохан Марина Витальевна
Шелехов
2023 г.
Содержание
1. | Введение………………………………………………………………………… | 3 |
Аннотация………………………………………………………………………. | 3 | |
Пояснительная записка…………………………………………........................ Актуальность…………………………………………………………………… | 3 3 | |
2 | Содержание методических рекомендаций……………………………………. | 4 |
3 | Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для младших и средних групп…………………………………………………………………………….. | 6 |
4 | Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для старших и подготовительных групп……………….............................................................................................. | 7 |
5 | Картотека писателей Восточной Сибири……………………………………… | 8 |
6 | Заключение……………………………………………………………………… | 9 |
Список литературы……………………………………………………………... | 10 |
- Введение
Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое (В. А. Сухомлинский).
#1040;ннотация
Любовь к родному краю, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего края. Для ребенка важно любить свою семью, свой родной город, людей живущих в нем.
Наш регион является настоящей сокровищницей народного языка. Сибирь в силу своего географического положения и исторических судеб стала своего рода перекрестком на путях различных этносов и культур.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольника.
По нашему мнению, несомненным средством воспитания патриотизма в данном направлении является литература родного края.
Актуальность
В наш век – в век телевидения и компьютера, говорить о любви к книге, к чтению, может быть, так актуально. Да, сейчас так много информационных и познавательных программ. Но именно книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
На основании выше изложенного, целью методических рекомендаций является создание условий для развития интереса к культурному наследию родного края через произведения писателей Восточной Сибири, для усвоения моральных и нравственных норм и ценностей.
Задачи:
- знакомить с произведениями писателей Восточной Сибири;
- развивать нравственные и патриотические качества дошкольников через произведения сибирских авторов;
- воспитывать читательскую грамотность, прививать интерес к совместному чтению.
2. Содержание методических рекомендаций
Следует отметить, что литература родного края открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, воспитывает чувство патриотизма.
Литература родного края должна сопровождать человека с первых лет его жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений литературы родного края. Именно посредством произведений литературы родного края – в нашем случае - писателей Восточной Сибири - есть возможность показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми – все это и есть патриотическое воспитание. Согласно анализу методической литературы, мы можем отметить следующие направления работы:
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей | Взаимодействие с социумом | |||
НОД «Чтение художественной литературы» | Организованная детская деятельность | Игры и упражнения | ||||
Согласно учебному плану, расписанию НОД, тематическому планированию в группах. Знакомство с писателями и их биографией | Чтение литературы согласно перспективному плану. Оформление книг по прочитанным произведениям. | Вспомогательные средства для работы с книгой, произведением: дидактические игры и упражнения; артикуляционные упражнения; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; графические упражнения; психогимнастические упражнения; пословицы и поговорки; загадки; развлечения; семинары, консультации для педагогов. | Свободный доступ к книжному уголку. Рассматривание рисунков, картин, предметов, связанных с содержанием произведения. | Обогащение предметно- развивающей среды, пополнение книжного уголка. Консультации для родителей «Знакомство с творчеством писателей Восточной Сибири», «Литературный список произведений». Организация и участие в познавательных литературных викторинах. Методы и приемы: Дочитывание произведения до конца: беседа, разбор непонятных слов; по возможности – посещение мест, описанных в рассказах. | Организация экскурсии в библиотеку и музей(старших и подготовительных групп) |
3. Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для младших и средних групп
Тема недели | Название произведений и автор | Форма работы с детьми |
«Игрушки» | Волкова С.Л. «Думка» | Беседа, о любимой игрушке, дидактическая игра «Угадай игрушку» |
«Овощи. Огород» | Черных Ю.Е. «Как на нашей грядке» | Беседа, чтение загадок, заучивание. |
«Фрукты». | Черных Ю.Е. «Песня ёжика» | Заучивание песенки наизусть. |
«Осень. Признаки осени» | Сергеев М.Д. «Как Сибирячок Осень собирал» | Рассматривание иллюстраций осенних деревьев, беседа, Дидактическая игра «Угадай с какого дерева листок» |
«Дикие животные и их детеныши» | Трофимов М.Е. «Стихи о животных» | Рассматривание иллюстраций, беседа, рассказывание детьми выученных наизусть стихов, чтение стихотворения |
«Домашние животные и их детеныши» | Черных Ю.Е «Кто пасётся на лугу?» | Беседа, чтение стихотворения. Дидактическая игра «Найди картинку домашнего животного». |
«Я. Части тела и лица» | Артемьева М. «Ладошки» | Читать стихотворение, использовать как пальчиковую гимнастику. |
«Обувь» | Артемьева М. «Валенки для Валеньки» | Чтение стихотворения. Дидактическая игра «Укрась валенки». |
«Зимние забавы» | Волкова С.Л. «Снегуркина кукла» | Беседа по иллюстрациям к произведению. |
«Новый год» | Сергеев М.Д. «Удивительные превращения. Сказка о нетающей снежинке» | Беседа Дидактическая игра «Собери снежинку» |
«Животные жарких стран» | Сергеев М.Д. «Зеленая сказка» | Беседа по иллюстрациям к произведению. |
«Дом. Квартира. Мебель». | Артемьева М. «Шалаш» | Чтение стихотворения. Театрализация. |
«Дикие животные весной» | Бунтовская С.Н «Как выдра спасла утят» | Беседа, рассматривание картинок |
«Моя Родина» | Горбунов А.К. Гуси-Лебеди (Рассказ о Родине) | Беседа, рассматривание картинок |
«День смеха» | Черных Ю.Е «Как в цирке» | Чтение стихотворения. |
«Обитатели водоемов, морей и океанов и озера Байкал» | Сергеев М.Д. Глоток океана | Беседа о Байкале. СРИ путешествие на Байкал. |
4. Перспективный план по ознакомлению с произведениями писателей Восточной Сибири для старших и подготовительных групп
- Картотека писателей Восточной Сибири
№ | ФИ писателя | Ссылка на биографию писателей |
1 | Анатолий Горбунов | |
2 | Анатолий Ольхон | |
3 | Василий Стародум | |
4 | Владимир Корнилов | |
5 | Геннадий Машкин | |
6 | Евгений Хохряков | |
7 | Елена Анохина | |
8 | Мария Яковенко (Артемьева) | |
9 | Марк Сергеев | |
10 | Михаил Трофимов | |
11 | Светлана Волкова | |
12 | Софья Бунтовская | |
13 | Юрий Баранов | |
14 | Юрий Черных |
Ссылка на сайт «Детские писатели Приангарья: Список всех книг от А до Я.» Бесплатные полнотекстовые произведения. Скачать или прочитать
6. Заключение
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с произведениями писателей Восточной Сибири составлены на основе образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, и адресована педагогам дошкольного образования.
Данные методические рекомендации ориентированы на интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
7. Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Загл, с экрана. (Дата обращения )
- Ведущий образовательный портал России «Инфо урок» [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )
- Иркипедия – энциклопедия и новости Приангарья [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )
- Кондратьева Н. В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 291-293. — URL (дата обращения )
- (дата обращения )
- Международный образовательный портал Свидельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 57008 [Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )
- Научный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]: Режим доступа: / (дата обращения )
- Научный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]: Режим доступа: / (дата обращения )
- Писатели Приангарья – детям [Электронный ресурс]: Режим доступа:
- Сайт «Открытый урок» [Электронный ресурс]: Режим доступа / (дата обращения )
- Централизованная библиотечная система города Иркутска
[Электронный ресурс]: Режим доступа: (дата обращения )
- Юрина Е. Н. Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 139-141. — URL
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»
Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....
Методические рекомендации для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями родного города"
...если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно показать их с привлекательной стороны; тем более,что нам есть, чем гордиться.Но никакие знания воспитателя не даду...
Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...
Доклад на тему:"Ознакомление с устным народным творчеством писателей Мордовии"
Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка....